Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4.2. Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг




Экономика

(код специальности) (наименование направления подготовки).

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.     Подпись заведующего кафедрой ………………………………..    

 

 

Волгоград 2011

Содержание

Наименование раздела № Стр.
  Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине  
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины  
  Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.  
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.3. Рекомендации по работе с литературой  
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса  
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
  Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
  Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  
  Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ  
  Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях  

 

 


РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

1.1. Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции, информационное обеспечение маркетинга на базе маркетинговых информационных ресурсов, стратегия и система маркетинга, их особенности в России. Исследования рынков, разработка продукции. Особенности ценообразования в маркетинге, продвижение продукции, реклама. Маркетинговый контроль, маркетинг в системе контроллинга. Организация и деятельность маркетинговой службы. Маркетинговые коммуникации, специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.

Дидактические единицы

по учебной дисциплине «Маркетинг»

 

ДЕ 1Функции маркетинга

ДЕ 2. Организация службы маркетинга

ДЕ 3. Управление маркетингом

ДЕ 4.Маркетинговые исследования

ДЕ 5. Сегментирование рынка

ДЕ 6 Стратегическое планирование рыночной деятельности

ДЕ 7. Комплекс маркетинг-микс

ДЕ 8. Товарная политика

ДЕ 9. Маркетинговая политика цен

ДЕ 10.Политика распределения

ДЕ 11. Политика продвижения

ДЕ12 Контроль маркетинга

 

1.2. Цель дисциплины заключается в обучении основам практического маркетинга. Прикладной аспект предмета связан с использованием будущими специалистами по управлению знаний в области маркетинга с целью совершенствования управления предприятием, способствующее росту конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, в том числе за счет: проведения маркетинговых исследований, формирования товарной политики, политики цен, организации сбыта, проведения рекламы, пропаганды, стимулирования сбыта и личной продажи.

Основными задачами данного учебного курса являются:

  1. Изучение основ маркетинга, в том числе в отдельных сферах деятельности.
  2. Овладение основами проведения анализа ситуации на рынке.
  3. Формирование практических навыков планирования рыночной деятельности с учетом специфики рыночной ситуации.
  4. Формирование практических навыков проведения контроля маркетинга.

 

Изучение дисциплины «Маркетинг» предусматривает включение следующих вопросов:

§ Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции, информационное обеспечение маркетинга на базе маркетинговых информационных ресурсов, стратегия и система маркетинга, их особенности в России.

§ Исследования рынков, разработка продукции.

§ Особенности ценообразования в маркетинге, продвижение продукции, реклама.

§ Маркетинговый контроль, маркетинг в системе контроллинга.

§ Организация и деятельность маркетинговой службы.

§ Международный маркетинг.

§ Маркетинговые коммуникации, специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения предмета «Маркетинг» студент должен знать:

1. Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции.

2. Информационное обеспечение маркетинга на базе маркетинговых информационных ресурсов, исследование рынков.

3. Стратегию и тактику.

4. Разработку продукции.

5. Особенности ценообразования в маркетинге.

6. Продвижение продукции, маркетинговые коммуникации.

7. Организацию и деятельность маркетинговой службы.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь осуществлять:

· планирование деятельности организации и подразделений;

· формирование организационной и управленческой структуры организаций;

· организацию работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

· разработку и реализацию проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);

· контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

· мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

· информационно-аналитическую деятельность:

· сбор, обработку и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

· построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

· создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

· оценку эффективности проектов;

· подготовку отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;

· оценку эффективности управленческих решений;

· предпринимательскую деятельность:

· разработку бизнес-планов создания нового бизнеса;

· организацию предпринимательской деятельности.

.

Студент, прошедший курс обучения, должен приобрести следующие навыки:

· Осуществление подбора сотрудников службы маркетинга с учетом особенностей предприятия;

· Создание эффективной структуры службы маркетинга;

· Распределение обязанностей среди сотрудников службы маркетинга в соответствии с их профессиональными способностями;

· Предупреждение возможных конфликтов в процессе управления маркетингом;

· Оценка эффективности работы отдельных подразделений службы маркетинга на предприятии;

· Комплексный контроль эффективности работы службы маркетинга.

Изучение дисциплины маркетинг предполагает межпредметную связь с такими дисциплинами, как: психология, управление персоналом, экономическая теория, финансы, менеджмент, правоведение, социология, политология, культурология, демография др.

 

1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу – профессиональный. Изучение дисциплины маркетинг предполагает межпредметную связь с такими дисциплинами, как: психология, управление персоналом, экономическая теория, финансы, менеджмент, правоведение, социология, политология, культурология, демография др.

 

 

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Маркетинг»

на 2011 – 2012 уч. год.

 

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
Тема 1.Введение.   0,5     0,5
Тема 2. Функции маркетинга на предприятии. Организация службы маркетинга. 0,5     0,5
Тема 3. Управление маркетинговой деятельностью.        
Тема 4. Система маркетинговой информации. Методические основы планирования и организации маркетинговых исследований на предприятии        
Тема 4.1.Маркетинговая среда предприятия.        
Тема 4.2.Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг.        
Тема 4.3.Исследование поведения покупателей          
Тема4.4.Исследование конкурентоспособности товара        
Тема4.5Исследование конкурентоспособности предприятия        
Тема5.Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента.        
Тема 6.Разработка стратегии и тактики предприятия        
Тема7. Товарная политика предприятия. Маркетинговое понимание товара        
Тема7.1Жизненный цикл товара и его влияние на комплекс маркетинг-микс.        
Тема 7.2Разработка новой продукции защита новинок от фальсификации 0,5     2,5
Тема7.3Планирование товарного ассортимента 0,5     0,5
Тема8.Маркетинговая политика цен          
Тема8.1Факторы, влияющие на ценообразование в маркетинге   0,5     1,5
Тема 8.2 Процесс планирования цен в маркетинге. Этапы расчета исходной цены товара. Маркетинговое корректирование цен. 0,5     1,5
Тема 9.Политика распределения продукции        
Тема 9.1Планирование каналов распределения продукции. Характеристика прямого и косвенного сбыта.          
Тема 9.2.Оптовые торговые посредники и розничные торговые посредники        
Тема 9.3.Организация продажи на биржах, аукционах торгах, оптовых продовольственных рынках.        
Тема 9.4Заключение контрактов купли-продажи при прямых связях между контрагентами        
Тема10..Политика продвижения продукции предприятия        
Тема 10.1Характеристика средств маркетинговых коммуникаций.        
Тема 10.2Планирование маркетинговых коммуникаций        
Тема 10.3Реклама как средство стимулирования сбыта и формирования спроса        
Тема 11.Международный маркетинг.        
Тема 12.Контроль маркетинга        
Всего за год        

 

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

 

Лекция 1: Введение в дисциплину.

 

Краткое содержание: Экономические причины возникновения маркетинга как научной области знаний. Маркетинг как инструмент преобразования российской экономики. Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции. Специфика маркетинга в условиях российского рынка. Значение маркетинга в управлении предприятием. Основные категории маркетинга: потребности, товар, обмен, сделка, рынок.

 

Основные термины и понятия:

· маркетинг,

· нужда,

· потребность,

· обмен,

· сделка,

· рынок.

 

Лекция 2.Функции маркетинга на предприятии. Организация службы маркетинга.

 

Краткое содержание: Функции маркетинга на предприятии (комплексное исследование товарного рынка, планирование выпуска продукции, планирование цен, организация материально-технического снабжения, распределение товара на рынке, продвижение товара на рынке), их краткая характеристика.

Организация службы маркетинга на предприятии; принципы структурного построения маркетинговой службы (функциональная организационная структура; организационная структура, ориентированная на потребителей продукции предприятия; организационная структура, ориентированная на товар; организационная структура, построенная по географическому принципу; матричная организационная структура; проектная организационная структура; структура конгломератного типа), основные достоинства и недостатки отдельных принципов построения службы маркетинга.

 

Основные термины и понятия:

  • бюрократическая организационная структура
  • матричная организационная структура,
  • организационная структура конгломератного типа,
  • организационная структура, ориентированная на потребителя,
  • организационная структура, построенная по географическому принципу;
  • организационная структура, ориентированная на товар,
  • проектная структура,
  • функциональная организационная структура.

 

Лекция 3. Управление маркетингом на предприятии.

 

Краткое содержание: Необходимость управления маркетингом. Сущность и принципы управления маркетинговой деятельностью. Характеристика процесса управления маркетингом (анализ ситуации, выбор целевого рынка, разработка стратегии маркетинга, разработка комплекса маркетинг-микс, контроль маркетинга).

Концепции управления маркетингом: концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция «чистого» маркетинга, концепция социально-этичного маркетинга, концепция стратегического маркетинга.

 

Основные термины и понятия:

 

· концепция совершенствования производства,

· концепция совершенствования товара,

· концепция интенсификации коммерческих усилий,

· концепция социально-этичного маркетинга,

· концепция стратегического маркетинга,

· концепция «чистого» маркетинга,

· управление маркетингом.

 

Лекция 4.1 Система маркетинговой информации. Методические основы планирования и организации маркетинговых исследований на предприятии

 

Краткое содержание: Роль информации в маркетинге. Элементы системы маркетинговой информации (бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, акты ревизий и проверок, источники внешней информации, маркетинговые исследования), их краткая характеристика. Информационное обеспечение маркетинга с использованием новых технологий.

Классификация маркетинговых исследований. Методические основы планирования и организации маркетинговых исследований.

 

Основные термины и понятия:

  • вторичные данные,
  • маркетинговое исследование,
  • первичные данные.

 

Лекция 4.2. Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг

 

Краткое содержание: Показатели конъюнктуры рынка (показатели для анализа спроса, показатели для анализа предложения, показатели для анализа цен). Конъюнктурообразующие факторы. Составление обзора конъюнктуры и его использование в планировании хозяйственной деятельности предприятия.

Прогнозирование спроса на продукцию предприятия. Значение прогнозирования спроса в финансовом планировании. Методы прогнозирования спроса (экстраполяция, нормативные расчеты, математическое моделирование, экспертные оценки, аналогия и др.), их краткая характеристика. Особенности прогнозирования спроса на товары длительного пользования и сезонные товары.

 

Основные термины и понятия:

  • конъюнктура ранка,
  • объем реализованного спроса,
  • общий объем товарного предложения,
  • спрос,
  • структура реализованного спроса.

 

Лекция 4.3. Исследование конкурентоспособности товара и предприятия

 

Краткое содержание: Отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара. Понятие о конкурентоспособности товара. Критерии конкурентоспособности товара. Позиционирование товара на рынке.

Роль потребительских свойств в оценке конкурентоспособности товара. Проведение оценки конкурентоспособности товара.

Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.

 

Основные термины и понятия:

  • качество товара
  • конкурентоспособность
  • конкурентоспособность товара.

 

Лекция 5: Планирование маркетинговой деятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...