Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 23. Становление российского предпринимательства в переходной экономике.

 

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. В период господства директивной системы хозяйствования в России термин этот был не просто чуждым, буржуазным, а толковался как нечестная деятельность, основанная на обмане и присвоении чужого труда, носил бранный оттенок.

В результате перехода к рыночным методам хозяйствования через многотрудные экономические реформы в России удается утвердить в сознании людей понимание того, что бизнес – это дело, а бизнесмены – деловые люди. Более того, когда множество россиян приобщается к бизнесу, успешно ведет собственное дело или терпит неудачу в одном и принимается за другое, слово это перестает быть предосудительным. Конечно, не каждый бизнес в современной России честный, далеко не всякий – успешный, поэтому необходимо время, чтобы люди осознали, что это не временное увлечение, а постоянная работа, вид деятельности.

Бизнес часто определяют как деятельность, направленную на извлечение прибыли. В качестве более обстоятельного толкования термина приведем следующее определение: бизнес – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, на собственные средства и под имущественную ответственность деятельность отдельных граждан и объединений граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В русском языке есть синоним слову «бизнес» – «предпринимательство». Под предпринимательством мы понимаем всякое хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками.

Бизнес в России постсоветского периода не зарождается, а возрождается. Предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси в своей торговой форме и в виде бортничества. Русские купцы были первыми массовыми представителями российского предпринимательства, прославившими его в международном масштабе. Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились значительными зонами российского предпринимательства. К XI в. появился на Руси первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками. Именно в нем были впервые зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства, а купец, виновный в невозврате долга, мог быть продан в рабство.

К началу XX в. предпринимательством в России занималось примерно 5 млн. человек, действовало более 1,5 тыс. акционерных компаний. Процветал и частный бизнес, семейный капитал. Развитию торгового бизнеса способствовало появление биржевого дела, а становлению финансового предпринимательства – банковское дело, которые в полной мере были представлены в России начала XX в. Действовали кооперативы, артели, товарищества.

В сельском хозяйстве благодаря столыпинским реформам были созданы предпосылки крестьянского предпринимательства, которое, однако, не достигло уровня фермерства.

Многие факторы, к которым следует отнести и царизм, и помещичий уклад в деревне, а также бюрократическая чиновническая система сдерживали расцвет предпринимательства в России. И все-таки самый жестокий удар российскому предпринимательству нанесла Октябрьская революция 1917 г. На несколько лет предпринимательство возродилось в Советской России в период НЭПа, с 1921 по 1926 г. А затем только в 1965 г. в ходе первой советской экономической реформы произошло минимальное раскрепощение товарно-денежных отношений. Но понадобилось ждать еще четверть века, чтобы российский бизнес приобрел официальные права гражданства.

И тем понятнее роль предпринимательства в условиях современной рыночной экономики. Ведь сам переход российской экономики к рыночным отношениям напрямую связан с развитием предпринимательства, которое является неотъемлемой составной частью экономической системы, ее функционирования, признаком рынка. Именно поэтому современная экономическая наука в числе основных факторов производства вместе с землей, трудом и капиталом выделяет предпринимательство).

Как полноправный вид хозяйственной деятельности предпринимательство использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, информационные. Перечисленные ресурсы потребляются при любом виде предпринимательства, которое представляет собой преобразование ресурсов в конечные продукты бизнеса: товары и услуги. При этом ресурсы, вовлеченные в предпринимательство, становятся его факторами, которые по своей сути не отличаются от известных производственных факторов: земли, труда и вещественного или денежного капитала.

Для предпринимательства необходимы основные средства: земельные участки, здания, помещения, машины, оборудование. Они нужны не только непосредственно для производства, но и для хранения, транспортировки, продажи продукции, для управления бизнесом. Без служебных помещений, оборудованных средствами связи, оргтехникой, компьютерами, сегодня невозможно вести сколько-нибудь серьезное дело.

Для ведения бизнеса необходимы и расходуемые оборотные средства, материальные ресурсы: сырье, материалы, энергия. В основном они нужны предпринимателям – производителям товаров из этих ресурсов. Однако без электричества и тепла не обойдется никакое предпринимательство.

Нужен для бизнеса и денежный капитал, и не только начальный. Причем деньги для целей предпринимательства нужны не сами по себе, нужен физический капитал: основные и оборотные средства.

К факторам предпринимательства следует отнести и информационные ресурсы, без которых немыслим эффективный бизнес. В понятие «информационные ресурсы» входят знания о предмете и способах ведения дела, данные о продуктах-аналогах, о конкурентах, проекты, технологии, т.е. сведения самого разного характера, без которых бизнес просто нереализуем.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

Основу производственного предпринимательства составляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое. При этом предприниматель, используя в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции, услуг, информации, духовных ценностей для последующей продажи потребителям или торговым организациям. Производственное предпринимательство относится к числу самых общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса. Оно не приносит столь быстро прибыль, как другие виды бизнеса, и поэтому не так притягательно для постсоветского предпринимательства, для начала деятельности бизнесмена.

В коммерческом предпринимательстве бизнесмен выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц.

Коммерция в узком смысле слова – это торговля, а коммерсант – торговый работник. Поскольку много лет подряд страна не знала практически никакой другой торговли, кроме государственной, то коммерсантами называли частных или «теневых» торговцев, отождествляя коммерцию и спекуляцию как источник нетрудовых доходов. Исключение составлял лишь продавец продовольственных товаров собственного производства на колхозном рынке. Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности.

Торговое предпринимательство охватывает и бартерные, товарообменные операции. В коммерческом предпринимательстве задействованы практически все те факторы и ресурсы, что и в производственном, но некоторые из них – в меньших масштабах. Данный вид предпринимательства привлекает возможностью продать товар дороже, чем он был куплен, и получить высокую прибыль. Такого рода спекуляция, если она проводится без нарушения правил перепродажи и других норм, законна и не является предметом осуждения.

Финансовое предпринимательство – это особый вид коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта и ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые ему в кредит. Финансовое предпринимательство распространяется на широкий круг операций, включающих продажу и покупку иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, на валюту или на другие ценные бумаги.

Ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документы, возможность передачи данных документов при соблюдении заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов, другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.

Ценные бумаги – это товар особого рода, который выступает как титул собственности или долговое обязательство, дающий право на получение дохода и имеющий хождение на рынке. Ценные бумаги обладают рядом свойств, среди которых: обращаемость, т.е. способность покупаться и продаваться на рынке; получение дохода; ликвидность, т.е. способность быть проданными и превращенными в денежные средства без существенных потерь для держателя при небольших колебаниях рыночной стоимости и издержках на реализацию; рискованность.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по нескольким различным признакам. Один из таких признаков – порядок подтверждения прав владельца ценной бумаги. В соответствии с ним ценные бумаги могут быть трех видов:

1) ценные бумаги на предъявителя. Это ценные бумаги, на которых не указано имя владельца. Чаще всего выпускаются маленьким номиналом и предназначены для инвестиций широких кругов населения. Их главной отличительной особенностью является свободный переход из рук в руки, что дает возможность иметь ничем не ограниченный вторичный рынок.

2) именные ценные бумаги. Права владельца на такую бумагу должны быть подтверждены внесением имени владельца в текст самой бумаги (или сертификата, ее заменяющего) и в реестр, ведущийся эмитентом. Такие ценные бумаги могут продаваться на вторичном рынке, но для регистрации перехода права собственности необходима регистрация проводимых сделок в реестре, что затрудняет оборот именных ценных бумаг по сравнению с предъявительскими. Большинство ценных бумаг, имеющих хождение в России, являются именными;

3) ордерные ценные бумаги. Права владельцев ордерных бумаг подтверждаются передаточными записями в тексте бумаги и предъявлением самой бумаги. К этой категории относятся, в первую очередь, векселя и чеки.

Фондовыми называют бумаги, имеющие хождение на фондовой бирже, т.е. акции, облигации, опционы. Коммерческие ценные бумаги обслуживают процесс товарооборота и различные имущественные сделки, к ним относят векселя, коносаменты.

Акция – ценная бумага, эмитируемая акционерным обществом (АО), отражающая долю инвестора в уставном капитале общества и дающая право владельцу на получение определенного дохода из прибыли общества, т.е. дивиденда. Срок обращения акции не ограничен, данная ценная бумага может быть погашена только по решению собрания акционеров акционерного общества или при его ликвидации. Акция является предметом купли-продажи на рынке ценных бумаг.

Наиболее распространены обыкновенные и привилегированные акции. Обыкновенная акция дает владельцу право голоса на собрании акционеров – высшем исполнительном органе акционерного общества и право на получение части прибыли. Таким образом, владение акцией дает возможность оказывать влияние на принятие управленческих решений, что является основой демократизма в рыночной экономике, так как решения принимаются большинством голосов по принципу: одна акция – один голос.

Обыкновенные акции не гарантируют получение дохода по ним, что связано как с возможным отсутствием прибыли акционерного общества, так и с решением совета директоров о невыплате дивидендов, даже при условии высокой прибыли.

Привилегированные акции не дают права голоса, но зато гарантируют доход независимо от финансовых результатов деятельности акционерного общества. Размер этого дохода оговаривается при эмиссии и может быть только увеличен (например, часто предусматривается, что дивиденд по привилегированным акциям не должен быть меньше, чем дивиденд по обыкновенным).

Покупка акции для инвестора является своеобразной альтернативой вложения денежных средств, что дает сравнимость дивиденда и процента по вкладам, поэтому ставка процента – один из факторов, определяющих курс акции.

Для инвестора имеет значение и набор прав, которые регламентирует акция: право голоса, право участия в прибыли, право на первоочередное приобретение новых выпусков акций этой компании, право на определенную часть имущества при ликвидации компании.

Облигация есть обязательство эмитента выплатить в определенные сроки владельцу этой ценной бумаги определенную сумму денежных средств (проценты и номинальную стоимость при погашении). Благодаря своему долговому характеру облигации более надежные вложения, чем акции; будучи аналогом кредита, они являются «старшими» бумагами по отношению к акциям, т.е. дают преимущественное право при выплате дохода или возвращении вложенных средств в случае банкротства или ликвидации эмитента.

Более высокая надежность облигаций обеспечивает им популярность среди инвесторов, и именно на облигации приходится более 2/3 оборота большинства крупнейших фондовых рынков мира.

Можно выделить шесть основных признаков, по которым классифицируются облигации:

1) статус эмитента. Облигации могут быть выпущены как государственными органами (федеральными или местными), так и частными компаниями. Государственные облигации, эмитированные федеральными органами, считаются самыми надежными ценными бумагами, так как теоретически они обеспечены всем государственным имуществом. К тому же государство заведомо не может быть банкротом, так как для погашения долгов оно может прибегнуть к денежной эмиссии, что, естественно, недоступно частным компаниям.

По статусу эмитента в отдельную категорию иногда выделяют иностранных эмитентов облигаций, которые также подразделяются на частные компании и государственные органы;

2) цель выпуска – целевые и нецелевые облигации. Целевые облигации выпускают для финансирования инвестиционных проектов и для рефинансирования задолженности эмитента. К последней цели обычно прибегают государственные органы. Такой способ обслуживания государственного долга очень популярен во многих странах, в том числе и в России;

3) срок обращения облигаций. Принято различать краткосрочные (от 1 года до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 10 лет), долгосрочные (от 10 до 30 лет) и сверхдолгосрочные (более 30 лет и без ограничения срока) облигации.

4) способ выплаты дохода. Обычно доход по облигации выплачивается в виде процентов к ее номинальной стоимости, причем частота выплат может колебаться от 1 до 4 раз в год. Доход выплачивается после предъявления эмитенту-заемщику купона, вырезаемого из специального листа, представляющего либо одно целое с бланком облигации, либо прилагающееся к ней.

5) способ обеспечения займа. Облигации могут быть обеспечены имущественным залогом, залогом в форме будущих поступлений от хозяйственной деятельности или определенными гарантийными обязательствами, либо не обеспечены (необеспеченные облигации).

6) способ погашения облигаций. Обычно облигации погашаются в определенный срок по заранее оговоренной цене. Однако часто, чтобы повысить инвестиционную привлекательность этих ценных бумаг, эмитент идет на различные специальные мероприятия.

Ценные бумаги – идеальный биржевой товар, торговля которым осуществляется на фондовых биржах. В России фондовые биржи возникли еще до того, как сформировался реальный рынок ценных бумаг. До сих пор торговля акциями даже на крупнейших биржах страны идет довольно вяло, а наибольший объем биржевых операций с ценными бумагами приходился сначала на ваучеры, затем – на различные суррогаты ценных бумаг типа билетов АО «МММ», а в конце 1995 г. первенство постепенно перешло к государственным облигациям.

Российские предприниматели в переходной экономике, не без успеха осваивали и биржевые операции.

 

На всех развитых рынках биржи представляют одну из важнейших организационных форм. Биржа – это, во-первых, место регулярных торгов определенными товарами, торговый посредник, способствующий заключению сделок между продавцами и покупателями сырья, валюты, ценных бумаг, во-вторых, объединение юридических и физических лиц, организующее эти торги и разрабатывающее правила их проведения, и, в-третьих, особый ценообразующий механизм, что и является главным признаком, определяющим место бирж в экономической инфраструктуре страны.

Особенностью биржи является и то, что она, в отличие от других торговых субъектов рынка, не осуществляет торговых операций от своего имени, не считая операций, необходимых для поддержания ее деятельности. Это определяет цель деятельности биржи – предоставление возможности своим членам получить прибыль за счет торговли либо исполнения приказов клиентов и дирекции, которые она выполняет.

К основным функциям биржи относятся:

1) организация процесса купли-продажи, заключающаяся не только в предоставлении места торга, но и в обеспечении реальной встречи продавов и покупателей. Если первоначально биржа была местом оптовой торговли, куда продавцы привозили свои продукты, то в настоящее время биржи представляют собой не место прямой, непосредственной купли-продажи товаров, обмена товаров на деньги, а место заключения сделок на тот или иной товар;

2) контроль за спекуляцией, осуществляемый путем соблюдения принципа максимальной открытости биржевой информации и установления лимита ценовых колебаний на торговых сессиях;

3) страхование посредством торговли срочными инструментами, представляющее собой определенную корректировку цен, что обеспечивает взаимное погашение риска. Например, при ожидаемой более высокой цене покупатель, фиксируя будущую цену покупки, страхует себя от потерь.

Наряду с обозначенными основными, определяющими функциями бирж назовем и вспомогательные функции:

1) котирование цен, основанное на рыночном спросе и предложении (несмотря на второстепенность данной функции для самой биржи, в макроэкономическом плане это важнейшая функция бирж);

2) установление стандартов на биржевые товары. В условиях, когда на бирже не реализуется сам товар, а заключаются биржевые сделки, более удобным становится покупать товар, стандартизированный по весу, объему, качеству;

3) разработка типовых контрактов для членов биржи, помогающих в заключении сделок;

4) разработка правил торгов и фиксация торговых обычаев, приводящая к более разумному и эффективному функционированию торгов;

5) упрощенная процедура расчетов с членами биржи, позволяющая экономить время и снижать издержки обращения. Члены биржи не расплачиваются по каждой совершенной ими сделке, вместо этого расчетные палаты бирж осуществляют клиринг взаимных обязательств и требований, т.е. определяют объем нетто-обязательств или нетто-требований каждого участника торговли, которые он и вносит на счет палаты или получает на свой счет;

6) выпуск информационных бюллетеней с котировками продаваемых товаров и других материалов, освещающих ход торгов на бирже;

7) оказание клиентам различных услуг, спектр которых постоянно расширяется.

Выполнение биржами этих функций приводит к росту эффективности процесса купли-продажи товаров.

Вид биржевых сделок также является основой для разделения бирж на биржи реального товара, где осуществляется передача товара, фьючерсные, опционные биржи, где в большей степени осуществляются спекулятивные и страховые сделки, и смешанные биржи, для которых характерны и кассовые, и срочные сделки.

Товарные биржи представляют собой самостоятельные специализированные негосударственные учреждения для проведения торговых операций по заключению сделок купли-продажи стандартизированных материально-вещественных товаров. Это регулярно функционирующий, организованный, действующий по определенным правилам и в определенном месте оптовый рынок. Основной предмет биржевой торговли – легко стандартизируемые, так называемые биржевые товары, к которым относятся прежде всего почти все виды сырья (нефть, металлы, древесина и т.д.), продукция сельского хозяйства, и легко стандартизируемые промышленные товары, обычно служащие промежуточным сырьем для других отраслей промышленности (бумага, картон, цемент, другие строительные материалы, нефтепродукты).

Фондовые биржи – одни из главных действующих лиц рынка ценных бумаг, представленные самостоятельными учреждениями, регулирующими и контролирующими куплю-продажу разнообразных ценных бумаг. В отличие от продажи ценных бумаг их эмитентами на первичном рынке, фондовые биржи обслуживают вторичный рынок ценных бумаг, на котором обращаются ранее выпущенные бумаги. Иначе говоря, фондовые биржи занимаются перепродажей ценных бумаг и призваны быть инструментом мобилизации свободных денежных средств путем продажи ценных бумаг, способствования переливу капитала между государством, домашними хозяйствами и предприятиями.

Валютные биржи – это составная часть и в то же время ведущее звено рынка иностранной валюты. В организационно-правовом отношении они представлены акционерными или государственными учреждениями, с помощью которых осуществляются операции купли-продажи валюты других стран на рынке данной страны. Основные функции валютных бирж состоят в содействии нормальному обращению иностранной валюты, мобилизации средств в деньгах или иностранной валюте путем их взаимной продажи, а также в формировании и регулировании рыночного курса иностранной валюты.

Фьючерсные биржи – современная разновидность товарных и фондовых бирж, объектом торговли которой являются фьючерсы – контракты на срочную поставку валюты, ценных бумаг, товаров.

Биржевая сделка – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, допущенного к обращению на бирже, находящее отражение в биржевом договоре, который заключен участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов.

Биржевые сделки в зависимости от характера товара делятся на простые, предполагающие поставку реального товара, и спекулятивные, не предполагающие переход биржевого товара от продавца к покупателю.

По сроку исполнения сделки подразделяются на кассовые и срочные.

При кассовых сделках оплата происходит в течение ближайших двух-трех дней.

Сделки с немедленной поставкой, а точнее, с коротким сроком поставки, принято называть сделками на наличный товар. В иностранной терминологии они известны под названием «кэш» или «спот». Товар, на продажу которого заключена подобная сделка, должен находиться на складе биржи и быть передан покупателю в короткий срок, оговариваемый правилами биржи. В отечественной практике сделки на продажу наличного товара иногда называют «по факту».

Сделки на срок предусматривают поставку товара в срок, обусловленный заключенным биржевым контрактом, но по цене, зафиксированной в контракте. Продолжительность срока устанавливается биржей, но существуют и признанные нормативные сроки, обычно составляющие несколько месяцев. В оговоренный срок продавец товара обязан осуществить его поставку на склад, указанный биржевым комитетом. После этого биржа либо полномочная экспедиторская фирма выдает продавцу сохранное свидетельство. Оно хранится обычно в банке и до истечения срока поставки передается покупателю товара, становящемуся его владельцем. При этом, конечно же, покупатель обязан оплатить товар.

В странах с рыночной экономикой приобретает широкое распространение второй класс сделок на товарных биржах – срочные сделки.

Существует три основных вида срочных сделок:

- форвардные;

- фьючерсные;

- опционные.

Форвардный контракт – это договор на поставку какого-либо актива в некоторый определенный период в будущем. По сложившейся традиции форвард – это обычно внебиржевой договор с твердо оговариваемыми условиями (в том числе ценой) и оплатой в сроки, близкие к срокам поставки предмета форварда. Предметом соглашения могут выступать различные активы – товары, акции, облигации, валюта. Форвардные контракты, как правило, заключаются в целях осуществления реальной продажи или покупки соответствующего актива. Они служат также для страхования поставщика или покупателя от возможного неблагоприятного изменения цены, но не позволяют участникам сделки воспользоваться возможной будущей благоприятной конъюнктурой, так как цена зафиксирована в контракте.

Фьючерс (фьючерсный контракт) представляет собой биржевой стандартизированный контракт на будущую поставку некоторого актива. В отличие от форварда, фьючерсный контракт – это всегда биржевая сделка, гарантом исполнения которой выступает расчетная палата фьючерсной биржи, в связи с чем фьючерсы высоколиквидны и для них существует широкий вторичный рынок. Контракты жестко стандартизированы и очень редко доводятся до поставки, объектом биржевой сделки являются сами контракты, т.е. зафиксированные в них права.

Опцион – сделка, дающая право ее владельцу на покупку (опцион колл) или продажу (опцион пут) некоторого актива в течение определенного срока или в определенный момент времени. Основные отличия опциона от фьючерса и форварда заключаются в том, что опцион – одностороннее обязательство продавца опциона перед его владельцем, а владелец может и не реализовать это право, если рыночная конъюнктура сложилась неблагоприятно и не имеет смысла воплощать свое право в реальное действие.

Чаще всего предметом опционного контракта выступают ценные бумаги. Условия опционов стандартны, что способствует высокой ликвидности этих инструментов. Существует первичный и вторичный рынки опционов. Опционы, обращающиеся на бирже, называются котируемыми опционами. На бирже они реализуются путем двойного аукциона, во внебиржевом обороте – на основе переговоров. Цена опциона, фиксируемая в контракте, — называется страйковой ценой (ценой реализации).

Осуществление любого вида предпринимательства связано с риском, который принято называть хозяйственным, экономическим, предпринимательским. Имеет смысл выяснить истоки, причины такого риска и формы его проявления для того, чтобы определить, уяснить, предложить методы оценки риска и способы его предотвращения или снижения, ограничения.

Финансовый риск предприятия представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами альтернативного финансового решения, направленного на достижение желаемого целевого результата финансовой деятельности при вероятности понесения экономического ущерба (финансовых потерь) в силу неопределенности условий его реализации.

 

Таблица – Классификация финансовых рисков предприятия по основным

Признакам

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПО ВИДАМ Основные виды финансовых рисков предприятия рассматриваются ниже
ПО ХАРАКТЕРИЗУЕМОМУ ОБЪЕКТУ Риск отдельной финансовой операции Риск различных видов финансовой деятельности Риск финансовой деятельности предприятия в целом
ПО СОВОКУПНОСТИ ИССЛЕДУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Индивидуальный финансовый риск Портфельный финансовый риск
ПО КОМПЛЕКСНОСТИ Простой финансовый риск Сложный финансовый риск
ПО ИСТОЧНИКАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Внешний или систематический риск Внутренний или несистематический риск
ПО ФИНАНСОВЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ Риск, влекущий только экономические потери Риск, влекущий упущенную выгоду Риск, влекущий как экономические потери, так и дополнительные доходы
ПО ХАРАКТЕРУ ПРОЯВЛЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ Постоянный финансовый риск Временный финансовый риск
ПО УРОВНЮ ВЕРОЯТНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ Финансовый риск с низким уровнем вероятности реализации Финансовый риск со средним уровнем вероятности реализации Финансовый риск с высоким уровнем вероятности реализации Финансовый риск, уровень вероятности реализации которого определить невозможно
ПО УРОВНЮ ФИНАНСОВЫХ ПОТЕРЬ Допустимый финансовый риск Критический финансовый риск Катастрофический финансовый риск
ПО ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ Прогнозируемый финансовый риск Непрогнозируемый финансовый риск
ПО ВОЗМОЖНОСТИ СТРАХОВАНИЯ Страхуемый финансовый риск Нестрахуемый финансовый риск

 

На современном этапе к числу основных видов финансовых рисков предприятия относятся следующие:

- Риск снижения финансовой устойчивости (или риск нарушения равновесия финансового развития) предприятия. Этот риск генерируется несовершенством структуры капитала (чрезмерной долей используемых заемных средств), порождающим несбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков предприятия по объемам.

- Риск неплатежеспособности (или риск несбалансированной ликвидности) предприятия. Этот риск генерируется снижением уровня ликвидности оборотных активов, порождающим разбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. По своим финансовым последствиям этот вид риска также относится к числу наиболее опасных.

- Инвестиционный риск. Он характеризует возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятия. В соответствии с видами этой деятельности разделяются и виды инвестиционного риска — риск реального инвестирования и риск финансового инвестирования. Все рассмотренные виды финансовых рисков, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, относятся к так называемым "сложным рискам", подразделяющимся в свою очередь на отдельные их подвиды. Так, например, в составе риска реального инвестирования могут быть выделены риски несвоевременной подготовки инвестиционного проекта; несвоевременного завершения проектно-конструкторских работ; несвоевременного окончания строительно-монтажных работ; несвоевременного открытия финансирования по инвестиционному проекту; потери инвестиционной привлекательности проекта в связи с возможным снижением его эффективности и т.п. Так как все подвиды инвестиционных рисков связаны с возможной потерей капитала предприятия, они также включаются в группу наиболее опасных финансовых рисков.

- Инфляционный риск. В условиях инфляционной экономики он выделяется в самостоятельный вид финансовых рисков. Этот вид риска характеризуется возможностью обесценения реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов предприятия), а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в условиях инфляции. Так как этот вид риска в современных условиях носит постоянный характер и сопровождает практически все финансовые операции предприятия, в финансовом менеджменте ему уделяется постоянное внимание.

- Процентный риск. Он состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке (как депозитной, так и кредитной).

- Валютный риск. Этот вид риска присущ предприятиям, ведущим внешнеэкономическую деятельность (импортирующим сырье, материалы и полуфабрикаты и экспортирующим готовую продукцию). Он проявляется в недополучении предусмотренных доходов в результате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических операциях предприятия, на ожидаемые денежные потоки от этих операций. Так, импортируя сырье и материалы, предприятие проигрывает от повышения обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной. Снижение же этого курса определяет финансовые потери предприятия при экспорте готовой продукции.

- Депозитный риск. Этот риск отражает возможность невозврата депозитных вкладов (непогашения депозитных сертификатов). Он встречается относительно редко и связан с неправильной оценкой и неудачным выбором коммерческого банка для осуществления депозитных операций предприятия. Тем не менее случаи реализации депозитного риска встречаются не только в нашей стране, но и в странах с развитой рыночной экономикой.

- Кредитный риск. Он имеет место в финансовой деятельности предприятия при предоставлении им товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям. Формой его проявления является риск неплатежа или несвоевременного расчета за отпущенную предприятием в кредит готовую продукцию.

- Налоговый риск. Этот вид финансового риска имеет ряд проявлений: вероятность введения новых видов налогов и сборов на осуществление отдельных аспектов хозяйственной деятельности; возможность увеличения уровня ставок действующих налогов и сборов; изменение сроков и условий осуществления отдельных налоговых платежей; вероятность отмены действующих налоговых льгот в сфере хозяйственной деятельности предприятия. Являясь для предприятия непредсказуемым (об этом свидетельствует современная отечественная фискальная политика), он оказывает существенное воздействие на результаты его финансовой деятельности.

- Инновационный финансовый риск. Этот вид риска связан с внедрением новых финансовых технологий, использованием новых финансовых инструментов и т.п.

- Криминогенный риск. В сфере финансовой деятельности предприятий он проявляется в форме объявления его партнерами фиктивного банкротства; подделки документов, обеспечивающих незаконное присвоение сторонними лицами денежных и других активов; хищения отдельных видов активов собственным персоналом и другие. Значительные финансовые потери, которые в связи с этим несут предприятия на современном этапе, обуславливают выделение криминогенного риска в самостоятельный вид финансовых рисков.

- Прочие виды рисков. Группа прочих финансовых рисков довольно обширна, но по вероятности возникновения или уровню финансовых потерь она не столь значима для предприятий, как рассмотренные выше. К ним относятся риски стихийных бедствий и другие аналогичные "форс-мажорные риски", которые могут привести не только к потере предусматриваемого дохода, но и части активов предприятия (основных средств; запасов товарно-материальных ценностей); риск несвоевременного осуществления расчетно-кассовых операций (связанный с неудачным выбором обслуживающего коммерческого банка); риск эмиссионный и другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...