Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ид — согласно Фрейду, психологическая сила, обусловливающая инстинктивные потребности, влечения и импульсы.

Иррационализм. Психоанализ.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основатель психоанализа, австрийский врач-психиатр. Опираясь па свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

По Фрейду бессознательное:

1) это психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица",

2) основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное), регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью.

Зигмунд Фрейд родился в Фрейбурге, в той части австро-венгерской империи, которая ныне принадлежит Чехии, в семье еврея, торговца. Когда Фрейду было три года, семья переехала в Вену, где они жили до­вольно бедно. В школе он отличался блестящими успехами. Окон­чил школу со знанием латинского, греческого, французского, английского, итальянского и испанского языков (не считая немец­кого и еврейского). Он пользовался всеобщим поклонением в се­мье (у него было еще пять сестер), где делалось все, чтобы способ­ствовать его учебным занятиям. По мнению самого Фрейда, он был «бесспорным любимцем» своей матери, которая в дальнейшей жизни называла его «мое золотце Зиги».

В 1873 г. Фрейд поступил в Венский университет для изучения медицины и получил степень доктора в 1881 г. В университете он изучал физиологию под руководством Э. Брюкке, оказавшего на не­го большое влияние.

После окончания университета Фрейд занялся научными ис­следованиями, но вследствие трудного финансового положения ему пришлось отказаться от них, и он стал работать в Венском госпи­тале. Получив стипендию от университета, он провел шесть меся­цев в Париже, занимаясь под руководством Шарко, известного нев­ролога, практиковавшего гипноз для лечения истерии. Шарко оказал на Фрейда значительное интеллектуальное влияние. После долгих лет обучения Фрейд в 1886 г. сформировался как специа­лист по нервным болезням. В этом же году он женился по любви на Марте Бернейс. В силу того, что секс в сочинениях Фрейда играет важную роль, его брак и сексуальная жизнь вызывали значительный интерес. В трехтомной биографии Э. Джонса «Зигмунд Фрейд. Жизнь и твор­чество» говорится, что его жена была не только величайшей, но также и единственной любовью его жизни.

Фрейд жил и работал до нацистской аннексии Австрии в 1938 г. Как еврей вынужден был переехать в Лондон, где и умер в 1939 г.

К наиболее известным относятся трудам относятся: «Толкование сновидений» (1899), «Лекции по введению в психоанализ» (1915-1917), а также «За границами принципа удовольствия» (1920), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930) «Моисей и монотеизм» (1939).

В 1895 г. он написал небольшую книгу «Проект научной пси­хологии», в которой выразил свои претензии стать своего рода Нью­тоном в области духовного, полагая, что психология, чтобы быть научной, должна следовать материалистическому пути физики и химии и «представить психические процессы как количествен­но определенные состояния специфических материальных час­тиц» в виде притяжения и отталкивания. Он понимал духовное как «психическую энергию», которая, истекая из нейронов, может течь свободно, быть блокированной или направленной в другое рус­ло. Хотя в дальнейшем Фрейд рассматривал психическую сферу как автономную, от этой механической модели он не отказался, пытаясь совместить ее с концепцией бессознательного.

В 1880-е годы большинство пациентов, обращавшихся к спе­циалистам по нервным болезням, страдало неврозами, и все ле­чение, за исключением гипноза, было неэффективно, гипноз же рассматривался как шарлатанство. Фрейд стал применять гипноз для лечения с 1887 г., а с 1890-х годов заменил гипноз методом «свободных ассоциаций», состоявшим в том, что пациенту пред­лагалось говорить все, что придет в голову, с надеждой, что такие косвенные мысли оживят подавленное травматическое событие, ко­торое вызвало болезнь. В основе подобной катартической формы лечения лежала теория, согласно которой невротические симпто­мы являются физическим выражением подавленных эмоций и ис­чезают, если первоначальный болевой опыт вспоминается и сопро­вождавшаяся им «зажатая» эмоция с запозданием проявляется. Примеры этого процесса даны в работе Фрейда и Брейера «Иссле­дование истерии» (1895), в которой объясняется, как подавленная эмоция может преобразоваться в физический симптом. Эта кни­га является первой психоаналитической работой, так как она вво­дит понятия травмы, подавления, бессознательного, конверсии, отреагирования.

Конверсия — это обратная зависимость физических симптомов от эмоций, влияние психических сил на биологические структу­ры. Энергия влечения, которая не имеет нормальных выходов, че­рез окольные пути выражается в патологических формах.

В работе «Толкование сновидений» (1900) Фрейд дает свое по­нимание невроза как результата общечеловеческих конфликтов и трудностей жизни, как выражение конфликтное психики че­ловека. Между бессознательным и сознанием существует кон­фликт, который приводит к вытеснению примитивных влечений и их символическому удовлетворению. Там, где ослабевает контроль сознания, возникают защитные механизмы, выражающиеся в бес­сознательном. Сновидения, эти «неврозы нормального человека», как раз и являются этим иррациональным выполнением вытеснен­ных желаний, связующим звеном между нормой и патологией, «ко­ролевскими воротами в бессознательное».

С прояснением проблемы соотношения сознания и бессозна­тельного постепенно начал формироваться фрейдовский психоана­лиз как метод лечения неврозов посредством вскрытия бессозна­тельных психических процессов личности.

Психологическая концепция Фрейда включала феномен пси­хического сопротивления личности раскрытию вытесненных вос­поминаний, а также признание существования внутрипсихического фактора цензуры, лежащего в основе вытеснения.

В дальнейшем Фрейд на основе опыта лечения истерии сфор­мулировал также понятие трансфера — переноса пациентом стра­стного влечения на своего терапевта, и теорию детской сексуаль­ности для объяснения травматического опыта, обнаруживаемого при лечении.

Когда формировались основные положения психоанализа (1894—1902), личное психическое состояние Фрейда осложнилось сердечными расстройствами. Кроме того, он был обременен свои­ми собственными снами, страдал от чувства общей изоляции, оп­лакивал смерть своего отца, который умер в 1896 г., и писал свой главный труд «Толкование сновидений». В конце этого периода он сформулировал три положения:

1) сновидения являются за­маскированным осуществлением бессознательных и в значитель­ной степени детских желаний;

2) все люди обладают Эдиповым комплексом — влечением к родителю противоположного по­ла и агрессивными чувствами к родителю того же пола;

3) дети имеют сексуальные чувства.

В период с 1900 по 1920 г. Фрейд занимается распространени­ем, развитием и пропагандированием основных положений пси­хоанализа. В это время он написал 90 статей и девять книг, самы­ми важными из которых являются следующие:

1) «Психопатоло­гия обыденной жизни» (1904), в которой оговорки и всякие оши­бочные действия рассматривались как определяемые бессозна­тельным;

2) «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в ко­торой он анализирует сексуальную патологию и ее проявление в неврозах, детскую сексуальность, утверждая, что дети имеют эро­тическое ощущение с самого начала жизни и что их сексуальные инстинкты проходят ряд стадий развития (оральную, анальную и фаллическую) в период детства и психосексуальные последст­вия в зрелости;

3) «Тотем и табу» (1913), в которой он истолко­вывает универсальное табу на инцест как реакцию на Эдипов комплекс, а сам Эдипов комплекс — как результат преступления: он предполагал, что первобытный человек жил в ордах, где гос­подствовал один могущественный мужчина, который не подпус­кал других молодых мужчин к женщинам, и полагал, что молодые мужчины время от времени собирались вместе, убивали отца и ор­ганизовывали тотемические пиры, чтобы отметить это первобыт­ное преступление;

4) «Лекции по введению в психоанализ» (1915—1917), в которых Фрейд излагает психоаналитическую тео­рию в доступной для неспециалистов форме и приводит описание сексуального символизма.

В начале 20-х годов Фрейд предложил новые идеи, которые сви­детельствовали о дальнейшем развитии психоаналитической тео­рии.

Структура личности.

 

Фрейд полагал, что личность формируют три основные силы: инстинктивные потребности, рациональное мышление и моральные стандарты. Все эти силы, считал он, действуют на бессознательном уровне, недоступны непосредственному восприятию и взаимодействуют друг с другом. Фрейд назвал эти силы Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-я).

 

Фрейд использовал термин Ид для обозначения инстинктивных потребностей, влечений и импульсов. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. Ид все время стремиться получить наслаждение.

Ид — согласно Фрейду, психологическая сила, обусловливающая инстинктивные потребности, влечения и импульсы.

Принцип удовольствия — стремление к получению наслаждения, которое характеризует функционирование Ид. Фрейд также полагал, что все инстинкты Ид носят, как правило, сексуальный характер. Кроме того, он предположил, что Ид поддерживается либидо, или сексуальной энергией человека.

В первые годы жизни мы начинаем понимать, что наше окружение не удовлетворит все наши инстинктивные потребности. К примеру, мать не всегда бывает рядом, чтобы откликнуться на наш призыв. В результате, часть Ид отделяется и становится Эго. Подобно Ид, Эго бессознательно ищет наслаждений, но оно делает это в соответствии с принципом реальности, приобретаемым опытным путем знанием того, что открытое выражение импульсов нашего Ид может быть неприемлемым. Эго, используя рассудок, дает нам знать, когда мы можем выразить свои импульсы, а когда нет.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...