Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления по совершенствованию системы организации государственных закупок

Актуальность темы исследования.

Осуществление закупочной деятельности для нужд государства, государственных и муниципальных предприятий – одно из важных направлений экономической деятельности органов государственной и муниципальной власти. Без этой деятельности невозможно представить себе обеспечение нормального функционирования государственных и муниципальных органов власти и государства в целом. Такая деятельность осуществляется за счёт средств бюджета РФ и её субъектов, в связи с чем за данной деятельностью установлен строгий государственный контроль.

Сфера применения действующего в настоящий момент федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" распространяется на все закупки продукции, которые осуществляются на территории Российской Федерации за счёт средств соответствующих бюджетов (федерального, регионального, муниципального) и внебюджетных источников финансирования РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Действующий в настоящий момент закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нововведения, принятые в данном законе должны сделать проведение государственных закупок более эффективным. Кроме того закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, что также способствует большей открытости данной системы.

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать содержание и выявить особенности реализации закупочной деятельности в ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области», определить проблемы правоприменительной практики, разработать предложения по совершенствованию системы регулирования государственных закупок в системе МЧС.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические и правовые основы системы государственных закупок.

2. Проанализировать особенности закупочной деятельности в ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области».

3. Выявить типичные проблемы правоприменительной практики в сфере закупочной деятельности в системе МЧС.

4. Обосновать предложения по совершенствованию системы регулирования государственных закупок в системе МЧС.

5. Выявить коррупционно опасные элементы системы регулирования и предложить способы противодействия коррупции.

Объект, предмет и методы исследования представлены в аннотации. С Вашего позволения, разрешите перейти к основному содержанию исследования.

Основная часть.

Государственные закупки – непременный атрибут государственной власти, без осуществления закупочной деятельности невозможно само существование органов государственной власти, так как эти органы заняты управленческой деятельностью, а не сферой производства, а в ходе управленческой деятельности в любом случае возникает необходимость в использовании товаров, работ и услуг, создаваемых в сфере производства.

В главе 1 статьи 3 закона о контрактной системе вводится понятие о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. В соответствии с законом контрактная система представляется как совокупность различных участников деятельности, связанной с закупками, и действий, осуществляемых данными участниками, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (однако существует исключение: если использование такой единой информационной системы не предусмотрено данным законом), в соответствии с законодательством РФ, и действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является «федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Целью существования данного министерства является предотвращение наступления чрезвычайных ситуаций на территории России (а в некоторых случаях и за рубежом), а в случае, когда такие ситуации всё же наступают, минимизация негативных последствий произошедшего.

 

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы – а именно региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в регионах России.

В Новосибирской области таким центром является ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области»

Положение о контрактной службе ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» устанавливает правила организации деятельности контрактной службы при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГКУ Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области».

Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

при планировании закупок:

а). Разрабатывает план закупок. б). Осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок товаров, работ и услуг. в). Размещает в единой информационной системе (ЕИС) план закупок и внесённые в него изменения. г). Разрабатывает план-график на основе исходных данных от структурных подразделений МЧС. д). Размещает в ЕИС план-график и внесенные в него изменения, после чего организует утверждение плана закупок, плана-графика в соответствии с законодательством. е). Определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок.

при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

а). Выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупок, осуществляемых каким-либо подразделением МЧС. б). Уточняет, какая именно будет цена контракта и в чём её обоснование, в специальных извещениях об осуществлении закупок, а также в приглашениях принять участие в определении поставщиков закрытыми способами, и в конкурсной документации, документации об аукционе. в). Осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, изменений в извещения об осуществлении закупок. г). Осуществляет подготовку документации о закупках, изменений в документацию о закупках (за исключением описания объекта закупки), подготовку проектов контрактов. д). Привлекает экспертов, экспертные организации. е). Обеспечивает заключение контрактов, в это включается оформление контракта на основании предложений победителя закупки и условий проекта контракта, после чего происходит регистрация контрактов в единой информационной системе.

Кроме того, контрактная служба в системе МЧС занимается организацией подготовки описания объекта закупки, осуществлением организационно-технического обеспечения деятельности комиссий по осуществлению закупок (данные функции рассматриваемого подразделения совпадает с ранее изученными функциями, указанными в типовом положении о контрактной службе), предоставляет учреждениям и предприятиям уголовно-исп. системы, орг. инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, размещает всю необходимую информацию о закупках в ЕИС или в сети «Интернет».

В результате анализа федеральной контрактной системы в Новосибирской области, в том числе и в системе МЧС, были выявлены следующие проблемы:

ü перебои с функционированием Официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг – обновление версии Официального сайт. Данная проблема проявляется в частности в том, что информационная система «Независимый регистратор» (ИС «Независимый регистратор»), предоставляющая возможность регистрации заказа на сайте, долгое время недоступна, что исключает доступ к данному сервису сайта. Также невозможно проведение проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя (данный сервис имеется на сайте), так как при введении необходимых параметров никакая информация о юридическом лице не предоставляется.

ü отсутствие в настоящее время справочника кода идентификации продукции – до 1 января 2017 года будет создан справочник кода продукции (ОКДП).

ü низкий уровень квалификации и профессиональных навыков сотрудников заказчиков. Чрезвычайно важна объективная оценка состояния уровня подготовки кадров организационной структуры системы государственных закупок, поскольку принятие управленческого решения, не соответствующего возможностям организации, может привести к негативным последствиям. Для оценки квалификации специалистов, занимающихся организацией государственных закупок необходимо вести статистику принятых решений, оценивать степень их правильности, эффективности. Специалист по проведению конкурсов должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. В условиях переходного периода многие заказчики не подготовлены к работе с новым законодательством о размещении заказов – Подготовка кадров для системы госзакупок в НГТУ, Многопрофильный центр обучения «Бизнес-Формат» и институт дополнительного профессионального образования «Госзаказ».

ü большинство планов-графиков размещены по-прежнему в нарушение законодательства в нечитаемом виде. Нарушения такие как: неоднозначность толкования закона, использование взаимно не связанных классификаторов, закупки у единственного поставщика, несоответствие небольших сумм по закупкам продуктов питания жестким требованиям к процедуре и участникам, обязательность заключения контракта в письменной форме.

ü общественное обсуждение миллиардных контрактов. В ходе общественного обсуждения миллиардных контрактов мы видим единицы экспертов, которые осуществляют глубокую экспертизу. Их около десятка. Единая проблема и для заказчиков, и для общественных контролеров, и для поставщиков — сложности с пониманием нормативно-правовой базы.

В настоящее время ведется разработка государственной программы по совершенствованию системы закупок Новосибирской области, направленная на оптимизацию ее механизмов, повышение прозрачности закупок и снижения коррупционных рисков в этой сфере.

Основные направления по совершенствованию системы организации государственных закупок

Необходимость реформирования системы была вызвана объективными причинами и нормальной логикой развития государства. В действующей системе государственных закупок, наряду с очевидными достоинствами, совершенно четко виден целый спектр проблем, которые невозможно решить косметическими корректировками законодательства.

Необходимым шагом для развития системы государственного заказа стало внедрение новых подходов к процессам обеспечения прозрачности размещения заказов и повышения информативности данных о закупках в системе МЧС, в том числе по Новосибирской области, как для руководителей заказчиков, так и для населения. Для решения этой задачи разработан информационный интернет – портал – Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html). Он включает в себя информацию с отчетными и аналитическими данными по государственным и муниципальным заказам.

Система мониторинга и анализа закупок области позволяет осуществлять сбор необходимой информации в сфере государственных и муниципальных закупок, предоставляет богатый арсенал для работы аналитических служб, позволяет обеспечивать руководство качественной информацией для принятия эффективных управленческих решений, формировать полные и достоверные отчеты по закупкам для информирования граждан. Одновременно в регионе развернута масштабная работа по обсуждению обоснованности закупок. С этой целью созданы:

· Межведомственная рабочая группа по закупкам — для согласования закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 10 млн до 100 млн руб.

· Межведомственная рабочая группа по крупным закупкам — для согласования закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн руб. и выше.

В полномочия рабочих групп входит проверка обоснованности технического задания, расчета начальной (максимальной) цены, наличия у заказчика достаточного объема финансового обеспечения закупки. Межведомственные рабочие группы являются новым эффективным инструментом. В перспективе процесс рассмотрения обоснованности закупок будет усовершенствован. С вступлением в силу Закона № 44-ФЗ станет возможно внедрение в их деятельность общественного контроля.

В рамках программы повышения эффективности бюджетных расходов в области утверждена типовая методика определения начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд региона. Принципиальный подход методики заключается в том, что определение начальной (максимальной) цены контракта основывается на принципах Бюджетного кодекса исходя из выбора наименьшего ценового предложения, полученного в результате анализа рынка. Применение данного принципа со временем позволит повысить экономию бюджетных средств при осуществлении закупок.

В помощь заказчикам для облегчения подготовки конкурсной документации Управление контрактной системы разрабатывает собственный каталог продукции. Это будет принципиально новый классификатор с детальным ранжированием товаров (работ, услуг) вплоть до каждой номенклатурной единицы. Немаловажной особенностью нового классификатора является наличие собственной базы цен, которую можно будет использовать при обосновании начальной (максимальной) цены контракта для каждой продукции, сформированной в автоматизированной системе. При этом если заказчик считает данную информацию неактуальной, он всегда вправе предложить свой вариант обоснования цены.

В итоге внедрение электронного каталога продукции (работ, услуг) и справочника цен позволит сделать процесс закупок для государственных нужд более удобным, прозрачным и эффективным. Также в следующем году продолжится совершенствование системы мониторинга закупок Новосибирской области, в который войдут закупки, осуществляемые в рамках Закона № 223-ФЭ.

В результате проведённого анализа можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы управления в сфере государственных закупок в Новосибирской области (в том числе при проведении закупок в системе МЧС):

1. Обучение сотрудников государственных заказчиков в Новосибирской области по применению законодательства в сфере государственного заказа в связи с тем, что вышеописанная система государственных закупок начала применяться недавно, постоянно совершенствуется, связана с постоянной работой в сети «Интернет».

2. Увеличение штатного числа работников в ГКУ НСО «УКСис» ввиду большого количества заказов (в среднем более 2 000 заказов).

3. Выполнение работ по внедрению и улучшению автоматизированной информационной системы «Госзаказ» для того, чтобы процесс закупок для государственных нужд более удобным, прозрачным и эффективным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...