Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы жизненного цикла товара.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Лекарствоведение»

Для студентов 2 курса медико-фармацевтического колледжа

 

1. Спрос на лекарственные средства как основа планирования товарной политики. Классификация спроса.

2. Виды спроса. Изучение спроса и прогнозирование потребления лекарственных препаратов.

Виды спроса:

· По типу рынка: макро - и микроспрос;

· По форме образования: потенциальные (закрытые); формирующиеся; сезонные;

· По намерениям покупателей: жесткие (ПКУ); мягкие (альтернативные); спонтанные (импульсивные);

· По состоянию рынка: отсутствие спроса; скрытый; отложенный.

3. Методы определения потребности в лекарственных препаратах.

Потребность в лекар­ственных средствах в нашей стране систематически возрастает в связи с ростом численности населения, увеличением продолжительности жизни, повышением материального благосостояния и культурного уровня населения, увеличением числа лечебно-профилактических учреждений и улучшением работы службы здравоохранения. Усложняет определение потребности в медикаментах и то обстоятельство, что ассортимент лекарственных средств непрерывно меняется: на смену устаревшим, малоэффективным средствам приходят новые лекарственные препараты.

Учитывая особенности потребления лекарственных средств, их условно подразделяют на три вида:

1) Препараты специфического действия, применяемые для лечения 1—2 заболеваний (противомалярийные, противотуберкулезные и т. д.).

2) Препараты, потребление которых регламентируется соответствующими нормативами и особыми правилами отпуска и применения (наркотические препараты, спирт и некоторые другие).

3) Препараты широкого спектра действия, применяемые для лечения различных заболеваний или их профилактики (жаропонижающие, анальгезирующие, сульфаниламидные, витаминные, антибиотики и т. д.).

4. Основополагающие характеристики товара. Понятие о фармацевтическом товаре, его потребительских свойствах.

Основополагающие товароведческие характеристики товаров

Ассортиментная характеристика — это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.

Качественная характеристика — это совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности потребителя.

Качественные характеристики — это, например, безопасность, экологичность и др. Качественные характеристики имеют решающее значение для формирования потребительских предпочтений.

Количественная характеристика — это совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженная с помощью физических величин и единиц их измерения, которые обычно нормируются.

 

5. Фармацевтический маркетинг: этапы развития, современная ориентация, жизненный цикл товаров. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств.

Фарм. маркетинг – это система организации и управление фарм. деятельности в сфере обращения ЛС, ориентированная на изучение запросов потребителей с целью улучшения качества жизни 1 индивида и повышения благосостояния общества в целом.

Этапы развития маркетинга

I. Ориентация на производство - этот маркетинг был пассивный, все определялось условием производства. Некоторый товар был практически не нужен, многое списывалось. Производитель работал вне контакта с потребителем.

II. Ориентация на сбыт - продукцию нужно было продавать, продвигать на рынок.

III. Ориентация на потребителя - кратчайший путь получения прибыли, необходимо выяснить потребителя, покупателя, а затем удовлетворит их нужды. Это приводит к тому, чтобы тщательно исследовать рынок.

IV. Ориентация на общество - основывается на интересах отдельных людей, поэтому компании стали ориентироваться на общество, экономические аспекты, здоровье людей, общественное мнение.

Жизненный цикл товара - это время существования товара на рынке.

Этапы жизненного цикла товара.

I этап - этап внедрения товаров на рынок. Объемы их производства и реализации растут медленными темпами. Товары являются новыми, поэтому возникают трудности и с производством, и с реализацией продукции. К приобретению новых товаров настороженно относятся многие потребители. Спрос мал, производство не отложено, затраты на рекламу велики, каналы товародвижения только устанавливаются.

II этап - этап роста спроса на товар. На этом этапе темпы роста продаж резко возрастают, товар признается покупателями. Производство отложено, интенсивно модернизируется, издержки на него сокращаются, растет качество продукции, каналы товародвижения установлены и реклама налажена. На этом этапе затраты предприятия на модернизацию производства и самой продукции могут достигать 50-60% общих затрат на производство продукции.

III этап - этап зрелости товара, относительной стабильности жизненного цикла товара. Большинство покупателей уже сделали покупки. Пик продаж, темпы их роста падают. Предприятие предпринимает разнообразные методы стимулирования спроса: снижает цены, предоставляет льготы при повторных или неоднократных покупках товаров, улучшает сервис.

IV этап - этап насыщения. Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рынке. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.

V этап - этап спада. Он характеризуется резким сокращением объемов производства и реализации продукции вследствие насыщения рынка товаром и удовлетворенности покупательского спроса, а также усиления конкуренции со стороны новых потребительских товаров. Пытаясь удержать свои позиции, предприятия вкладывают дополнительные средства в модернизацию производства, повышение качества и удешевление продукции, прекращают производство неконкурентоспособных товаров.

Существует семь основных типов долговременных исследований и обзоров фармацевтического рынка:

· исследование закупок розничных лекарственных средств аптеками;

· исследование закупок лекарственных средств больницами,

· исследование закупок складами (оптовыми покупателями);

· опрос потребителей рецептурных средств;

· опрос врачей;

· опрос торговых агентов (посредников);

· исследование розничной продажи.

6. Основы фармацевтического товароведения: методы и принципы.

Товароведение – потребительная стоимость товаров (способность товаров употреблять конкурентные потребности человека).

Принципы товароведения:

· Безопасность – отсутствия риска связанные с возможного нанесения изделия процессом или услугой ущерба жизни;

· Эффективность – достижение оптимального результата;

· Совместимость – пригодность товара к совместимому использованию;

· Взаимозаменяемость – пригодность одного товара к другому;

· Систематизация – установление определенной последовательности однородных товаров.

Методы товароведения:

· Метод научного познания: эмпирический (измерительный, органолептический); аналитический (метод управления анализа, метод систематизации);

· Метод практической деятельности: метод экспертизы товара; технологический метод.

7. Классификация и кодирование фармацевтических товаров.

Кодирование

Кодирование – упорядоченное образование условных обозначений и присвоение его объектом классификации, а также классификации признаком и группировкой.

Код – это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационных группировки или объекта классификации.

Классификация

Это система соподчиненных понятий какой-либо области знаний или деятельности человека, используемая как средство для установление связи или кассами объекта.

Санитарная классификация:

· Анатомо-терапевтическая: 1-я группа – основная аналитическая группа - определяет аналитическую систему, на которую воздействует данная группа ЛС;

2-й уровень – основная терапевтическая группа – обозначается 2-х значными цифрами;

3-й уровень – терапевтическая подгруппа – обозначается буквой латыни;

4-й уровень – химическая подгруппа - обозначается буквой латыни;

5-й уровень – подгруппа химических субстанции – сам ЛП обозначается двумя буквами.

· Нозологическая – группировка ЛП по заболеваниям или по показаниям к применению;

· Фармакологическая – делится на 17 классов;

· По показанию.

8. Маркировка лекарственных препаратов, предъявляемые требования.

Маркировка – это обязательная информация, нанесенная на изделия или упаковку в виде комплексов знаков или символов, характеризующие эти изделия.

Бывает: потребительская (для обозначения различных типов, видов продукции и ее соответствие с ГОСТом и ТУ);

транспортная (данные о перевозке и способов обращения с товаром во время перевозки).

Требования к маркировке:

· На первичной упаковке на русском языке указаны: наименование ЛП; номер серии; дата выпуска; срок годности; доза и форма выпуска; количество и объем доз (для иммунобиологических препаратов);

· На вторичной упаковке на русском языке: наименование ЛП (МНН, торговое); наименования производителя; номер серии; дата выпуска (ИМН); номер регистрационного удостоверения; срок годности; способ применения; форма выпуска; условия отпуска и хранения; меры предосторожности; дозы и количества доз в упаковке.

9. Упаковка лекарственных препаратов. Определение потребительских свойств упаковки.

Упаковка – средство или комплекс средств, облегчивающий защиту продукции окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающие процесс обращения (транспортировка, хранение, реализация)

Основные функции упаковки заключаются в следующем:

· предохранять товары от порчи и повреждений;

· обеспечивать создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров;

· обеспечивать создание рациональных единиц для их складирования;

· обеспечивать создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара;

· быть важным носителем рекламы.

Определение потребительских свойств упаковки:

1) самообслуживание в торговле - с увеличением числа магазинов самообслуживания упаковка начинает выполнять функции продавца: она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление о товаре в целом;

2) рост доходов населения — увеличение доходов населения означает, что потребители готовы заплатить за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки;

3) образ фирмы и образ марки — товары высокого качества в оригинальной упаковке фирмы создают приверженность потребителей именно к этой фирме, к этой марке;

4) возможность для новаторства — новаторство в упаковке может принести большие выгоды.

10. Перевязочные материалы и перевязочные средства. Определение, классификация, предъявляемые требования. Современные перевязочные средства.

Перевязочные материалы - это продукция, представляющая собой волокна,

нити, ткани, пленки, нетканые материалы и предназначенная для

изготовления перевязочных средств промышленными предприятиями, либо

непосредственно для применения медицинским персоналом и конечными

потребителями.

Перевязочное средство - это медицинское издание, изготовленное из одного

или нескольких перевязочных материалов, предназначенное для

профилактики инфицирования и для лечения ран.

Классификация ПС включает бинты, пакеты, салфетки, пластыри, тампоны, покрытия раневые.

Классификация ПМ включает вата, марля, марлевые шарики

Основные требования, предъявляемые к ПМ и ПС - стерильность и

атравматичность. Кроме того, ПС должно быть прочным, пластичным,

антиадгезивным, проницаемым (для воздуха и патологического субстрата) и

непроницаемым, для микроорганизмов, должно обеспечивать комфортное

существование пациентов, быть экономичным и удобным в использовании;

не должны иметь аллергических и токсических компонентов.

В ряде случаев возникает необходимость придания ПС дополнительных

лечебных свойств путем его пропитки (импрегнирования) лекарственным

веществом и использования ПС в качестве для ЛС.

11. БАДы. Классификация, требования по маркировке и упаковке.

БАДы - композиции биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приёма с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Классификация БАДов:

· По составу: нутрицевтики; парафармацевтики и эубиотики.

Требования по маркировке и упаковке:

Требования к упаковке БАД

1. Упаковка БАД должна обеспечивать сохранность и обеспечивать качество БАД на всех этапах оборота.
2. При упаковке БАД должны использоваться материалы, разрешенные для использования в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами или лекарственными средствами.
3. Требования к информации, нанесенной на этикетку БАД, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, регламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя.

Требования к маркировки БАД
1. наименования БАД, и в частности:
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и стран СНГ);
- состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;
- сведения об основных потребительских свойствах БАД;
- сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;
- сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;
- указание, что БАД не является лекарством;
- дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
- условия хранения;
- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;
- место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

12. Требования к устройству и эксплуатации помещений для хранения товаров аптечного ассортимента.

Общие требования для хранения ЛС:

· Устройство, состав, размеры площадей помещений должны обеспечивать сохранность ЛС;

· Должны поддерживаться определенная температура и влажность воздуха;

· Помещение должно быть оборудовано кондиционерами и другим оборудывнием;

· Оборудованы стеллажами, подтоварниками;

· Отделка помещений должна быть гладкой и допускать возможность к влажной уборке;

· Оснащены приборами для регистрации параметров воздуха.

Показания с прибора должно ежедневно записываться в журнале. Журнал ведется соответствующими лицами, срок хранения 1 год, не считая текущего.

13. Организация хранения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента.

14. Требования нормативных документов к организации транспортировки, приема, хранения, отпуска МИБП.

МИБП – это ЛП биологического происхождения для иммунологической диагностики, профилактики и лечения заболевания.

Хранение МИБП осуществляется в холодильных установках при температуре 2-8 градусов. Хранят препараты в заводской упаковке располагая препараты, таким образом, чтобы каждой коробке был доступ к холодному воздуху. Препараты хранят в соответствие с наименованием, сроком годности и серии. Нельзя хранить МИБП над дверной полке холодильника. Контроль за МИБП осуществляется 2 раза в сутки, занося показания в журнал МИБП.

15. Структура товаропроводящей сети. Каналы сбыта фармацевтической продукции.

16. Предприятия оптовой торговли ЛС: виды, функции, порядок открытия. Организация работы предприятий оптовой торговли.

Оптовая торговля – организация, осуществляющая оптовое хранение, перевозку и реализацию ЛС (ФЗ №61).

Виды фарм. предприятий оптовой торговли:

· По объему осуществляющих функции: с полным циклом обслуги; с мелким циклом обслуги;

· По степени интеграции: независимая структура; интегрированная структура; структура имеющая собственную аптечную сеть или производство;

· По географическим масштабам: национальная; межрегиональная; региональная;

· По ориентации на покупателя: на ЛПУ; ориентирована на розничное звено фармацевтического рынка; не имеет предпочтения к отдельным группам покупателей;

· По специальному на определенном ассортименте: смешенный ассортимент; узкоспециальные оптовики.

 

17. Организация работы аптечного склада: задачи, функции, структура, оборудование, оснащение, штаты.

Основными задачами аптечного склада является прием, хранение и отпуск аптечным организациям, лечебно-профилактическим учреждениям и другим организациям, а также фармацевтическим производственным предприятиям ЛС, ИМН, аптечного оборудования и инвентаря, отвечающих всем требованиям качества по действующему законодательству.

В соответствии с основными задачами аптечный склад выполняет следующие функции:

1. заключает договоры с поставщиками;

2. осуществляет закупку товаров аптечного ассортимента и ИМН;

3. ведет претензионную и исковую работу, предъявляет штрафные санкции поставщикам в случае нарушения договорных обязательств;

4. осуществляет прием ЛС и ИМН от поставщиков по качеству, количеству и стоимости;

5. организует хранение ЛС и ИМН с учетом их физико-химических свойств и требований ГФ;

6. обеспечивает сохранность, осуществляет прием заказов от аптечных, лечебно-профилактических и других учреждений, а также фармацевтических предприятий на расфасовку, комплектование и своевременную доставку ЛС и ИМН по заказам;

7. организует строгое соблюдение порядка учета и отпуска фармацевтических, парафармацевтических и других товаров;

8. осуществляет контроль на всех стадиях производственной деятельности;

9. обеспечивает контроль за сроками годности и нахождения на складе, отгрузки ЛС и ИМН, за своевременной их реализацией с учетом сроков годности, а также за соблюдением дисциплины цен при поставке и расчетах с поставщиками и потребителями;

10. соблюдает требования охраны труда и техники безопасности.

18. Порядок приемки товаров от поставщиков на аптечном складе. Особенности приемки ядовитых, наркотических лекарственных средств и этилового спирта.

19. Отпуск товара с аптечного склада аптечным и медицинским организациям. Документальное оформление отпуска.

20. Хранение товаров аптечного ассортимента на складе.

Площадь складских помещений должна соответствовать объемам хранения ЛС, она должна составлять не менее 150 кв. м., включая:

· Зону приемки ЛС;

· Зону для основного хранения;

· Зону экспедиции.

21. Логистика: виды, принципы. Особенности складской логистики.

Логистика – это управление потоками, система планирования, управления, движение потоков как внутри предприятия, так вне его.

Принципы логистики: эффективность, динамичность, комплексность, гибкость, инициативность, целесообразность.

Виды логистики: закупочная, производственная, складская, транспортная, распределительная, информационная, финансовая.

Складская логистика.

Специальная организованная совокупность частей, помогающая найти рациональные размещения материальных потоков на складе и оптимальное управление ими.

Материальный поток – взаимосвязанная совокупность логистических операций от производства до готовой продукции.

Виды потоков:

· По ритмичности: непрерывные, дискретные, блицпоток;

· По предмету изучения: товарные, операционные, участковые, системные;

· По отношению к логистичекой системе: внешние, внутренние;

· По предназначению: входные и выходные;

· По степени стабильности: стабильные, нестабильные;

· По степени изменчивости: стационарные, нестационарные;

· По степени управления: управленческие, неуправленческие.

22. Задачи и функции закупочной логистики.

Задачи закупочной логистики:

· Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.

· Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.

· Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.

Функции закупочной логистики:

· формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;

· получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;

· выбор поставщиков;

· определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

· согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

· контроль за сроками поставки материалов;

· входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

· доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

· поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

23. Порядок ценообразования на фармацевтическом рынке. Факторы, влияющие на формирование цен на ЛС, ИМН.

Цены на фармацевтическом рынке:

· Отпускные и оптовые цены действуют при отпуске продукции крупными партиями между предприятием и организацией: свободная цена изготовителя; свободная оптовая цена на ЛП и ИМН; свободная оптовая цена посредникам; контрактная цена;

· Зарегистрированная цена в госреестре на ЖНВЛС;

· Розничная цена – конечная цена на ЛС, которая преобладает организация или население: регулируемые на ЖНВЛС; расчетная; свободная розничная цена.

Факторы ценообразования:

· Внешний фактор: гос-ва регуляция; законодательство; налогообложение; наличие конкурентов; тип рынка;

· Внутренний фактор: величина затрат; маркетинг; поставщики; товарозаменители; качество товара; аптека.

24. Понятие об учете. Виды учета, их характеристика и классификация. Задачи и требования, предъявляемые к учету. Учетные измерители. Нормативные документы, регламентирующие организацию учета на предприятии.

Учет – система переработки и передачи информации о функционирование внешней среды для управления фарм. организации.

Виды учета:

· По характеру потребителей: Финансовый учет (обеспечение потребителей информацией финн, характера, а также позволяет благодаря выработки основных правил сменить информацию некоторых органов); Управленческий учет (используется внутренними потребителями в процессе в организации планирования); по технологии сбора регистрации и обобщение информации (бух. учет – представляет собой управленческую систему сбора, обобщения информации в денежном выражение об имуществе организации; налоговый учет – система обобщения информации для определения базы налогов; статистический учет – носит массовый характер; оперативный учет – осуществляется на местах производства работ.)

Требования к учету: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет, непротиворечивость, рациональность.

Учетный измеритель: натуральный (кг, упаковка) в аптеке количество рецептов; денежный; трудовые (численность персонала).

25. Организация поставок товара в аптеку, порядок приемки. Оформление и порядок приемки товара аптекой от поставщиков: а) на аптечном складе, б) от транспортной организации; в) в аптеке. Отражение поступления товара в отчетности.

26. Структура розничной реализации аптеки. Учет розничной реализации. Порядок отпуска товаров аптечного ассортимента потребителям. Отражение в отчетности.

27. Структура оптового товарооборота аптеки. Учет оптовой реализации. Порядок отпуска товаров аптечного ассортимента медицинским организациям и другим оптовым покупателям. Отражение в отчетности.

28. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Организация работы кассира с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ). Виды и учет приходных и расходных кассовых операций.

29. Учет кассовых операций. Расчеты с использованием платежных карт. Отражение в отчетности. Контроль за кассовой дисциплиной.

30. Безналичные расчеты аптек, принципы организации. Формы безналичных расчетов (расчет платежными поручениями, расчеты чеками, пластиковыми карточками). Учет безналичных расчетов.

31. Формы безналичных расчетов (расчеты по инкассо, аккредитив). Электронные денежные средства. Учет безналичных расчетов.

32. Виды расхода товаров. Учет расхода товаров на хозяйственные нужды. Отражение расхода товара в отчетности.

33. Учет расхода товаров на оказание первой медпомощи. Отражение расхода товара в отчетности.

34. Учет расхода ЛП, изъятых для проведения анализа. Отражение расхода товара в отчетности за месяц.

35. Оформление и отражение в учете и отчетности аптечного учреждения боя, порчи, недостачи товаров, излишков товаров, обнаруженных при приемке.

36. Виды тары. Учетные документы, отражающие поступление и выбытие тары. Учет многооборотной тары. Особенности суммового и количественного учета оборотной тары.

37. Отражение движения строительных материалов, топлива и прочих материальных ценностей в учетно-отчетной документации аптеки.

38. Основные средства: классификация, измерители, оценка стоимости. Источники поступления, учет движения основных средств и отражение в отчетности.

39. Амортизационные отчисления. Методы расчета амортизационных отчислений.

40. Учет труда и заработной платы. Виды, формы и системы оплаты труда. Организация учета рабочего времени.

41. Определение размера заработной платы за фактически отработанное время. Доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни. Оплата сверхурочного времени.

42. Трудовое законодательство по оформлению совместительства, совмещения должностей. Учет рабочего времени о формы оплаты труда по совместительству и совмещению.

43. Порядок начисления суммы отпускных. Порядок удержания сумм из заработной платы.

44. Пособия по временной нетрудоспособности. Порядок начисления пособия по временной нетрудоспособности.

45. Товарный отчет, его назначение, составные части. Структура товарного отчета. Сроки составления и порядок предоставления товарных отчетов. Порядок внесения изменений в товарный отчет.

46. Инвентаризация ТМЦ в аптечных организациях. Задачи, виды, сроки проведения инвентаризации. Состав, права и обязанности инвентаризационной комиссии. Автоматизированная форма проведения инвентаризации.

47. Нормативная база и общие правила проведения инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации денежных средств.

48. Анализ и оформление результатов инвентаризации. Порядок регулирования инвентаризационных разниц. Порядок применения норм естественной убыли при инвентаризации. Контрольная проверка.

49. Порядок инвентаризации лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.

50. Организация учета движения товаров и выручки в мелкорозничной сети, отражение в отчетности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...