Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание мира животных и растений




Ем. Ярославский


Библия для верующих и неверующих

Ем. Ярославский. Библия для верующих и неверующих. - М.: Госполитиздат, 1959

 

[1] Так помечены страницы. Номер предшествует странице.

{1} Так помечены ссылки на примечания. Примечания в конце текста.

 

 

Содержание

 

От издательства

Предисловие

Что такое библия

Часть I. СОТВОРЕНИЕ МИРА

Часть II. КНИГА БЫТИЯ

Часть III. КНИГА ИСХОД

Часть IV. КНИГА ЛЕВИТ

Часть V. КНИГА ЧИСЛ, ВТОРОЗАКОНИЕ И ДРУГИЕ

Ответы на письма читателей

Приложения

Примечания


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Книга талантливого пропагандиста-антирелигиозника Ем. Ярославского «Библия для верующих и неверующих» впервые начала печататься в виде отдельных статей в га­зете «Безбожник» в конце 1922 г. С этого времени она выдержала на русском языке десять изданий, последнее из которых вышло в 1938 г. Книга приобрела широкую популярность среди читателей. Многие верующие, пор­вавшие с религией, указывали, что решающую роль в преодолении ими религиозных предрассудков сыграло чтение «Библии для верующих и неверующих». Книга оказала также большую помощь пропагандистам и агита­торам в проведении антирелигиозной пропаганды.

По словам автора, эта книга была задумана им еще до Великой Октябрьской социалистической революции. «Пропагандируя учение коммунизма среди рабочих и кре­стьян,— пишет он в предисловии,— я очень часто натал­кивался на то, что правильно воспринять учение комму­низма мешает рабочему и крестьянину религиозный дур­ман, окутывающий его сознание». Задаче освобождения трудящихся от религиозных предрассудков и служит эта книга.

Большим достоинством «Библии для верующих и неве­рующих» является то, что в ней остроумно, образным и кра­сочным языком всесторонне критикуется библия — «свя­щенная книга» христиан и иудеев, вскрываются противо­речия и нелепость библейских сказаний о мире. Ярославский [4] убедительно доказывает, что тщательное изучение библии позволяет сделать вывод о полном отсутствии в ней чего-либо «священного», что она представляет собой собрание самых разнообразных сочинений многих древ­них писателей, созданных ими в разное время, а также сказок и преданий различных народов. Библия отнюдь не самая древняя книга, как утверждают церковники: имеются еще более древние книги у различных народов, которые по-другому рассказывают о сотворении мира и человека. Как и в библии, в этих книгах воспеваются бо­жества, почитаемые этими народами,— Будда, Брама, Шива и др., а религиозные учения, излагаемые в них, счи­таются единственно истинными. Библейские мифы, де­лает вывод автор, являются «выдумкой дикаря, темного, невежественного», который не мог опираться на достиже­ния науки, не имел астрономических инструментов для изучения небесного пространства.

В «Библии для верующих и неверующих» раскры­вается ненаучный характер библейских сказаний о про­исхождении мира, солнечной системы, Земли, растений, животных и человека. Эти сказания, отмечает автор, отра­жают собой наивные представления первобытных людей об окружающем их мире.

При рассмотрении библейского учения об обществе автор показывает враждебность его интересам трудя­щихся. Библия оправдывает обращение людей в рабство, объявляет незыблемым деление общества на эксплуата­торов и эксплуатируемых, узаконивает существование отношений господства и подчинения и социальное нера­венство. Поэтому эксплуататорские классы, говорит Ярославский, прекрасно понимают значение библии, они используют ее, чтобы прикрыть ссылкой на «божью волю» угнетение и эксплуатацию трудящихся масс, разжигание национальной вражды и ненависти, грабежи и войны.

Религия душит свободную, творческую мысль, пытли­вый ум, требуя смирения и покорности перед волей не­существующего божества. Она мешает трудящимся в их борьбе за свое освобождение, тормозит прогрессивное развитие общества. Только марксистско-ленинская идео­логия, подчеркивает Ярославский, дает научное понима­ние мира, «учит не только тому, как надо объяснять мир, но и тому, как надо его изменить для блага всего челове­чества». [5]

Сбросив иго эксплуатации и построив социалистиче­ское общество, человек стал творцом, созидателем своей жизни. Он научился управлять общественными явле­ниями, подчинять себе силы природы, все глубже прони­кает в тайны вселенной. Наука, став достоянием миллио­нов трудящихся, помогает им навсегда покончить с наивной, дикарской сказкой о богах — созидателях и правителях вселенной.

«Библия для верующих и неверующих» является цен­ным пособием в деле антирелигиозной пропаганды, она поможет верующим освободиться от религиозного дур­мана.

В основу настоящего издания книги Ем. Ярославского «Библия для верующих и неверующих» взято издание 1938 г. В текст внесены незначительные редакционные изменения. [6]

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Книга эта задумана мною еще до революции. Про­пагандируя учение коммунизма среди рабочих и кре­стьян, я очень часто наталкивался на то, что правильно воспринять учение коммунизма мешает рабочему и кре­стьянину религиозный дурман, окутывающий его созна­ние. Этот религиозный дурман напускался с самого дет­ства, когда ребенок бессилен бороться с теми обманчи­выми и подчас дикими понятиями о мире, которые вбивались, а нередко и ныне вбиваются ему в голову его воспитателями.

А до революции было так, что почти все мы подверга­лись в школе и дома религиозной обработке. Мы еще ничего не знали о мире, мы не знали законов своей страны и не знали, кто создает и в чьих интересах создаются эти законы, но нам упорно вдалбливали, что есть высший су­дия, высший правитель, высшее существо на небе, у ко­торого миллионы слуг, святых, ангелов и дьяволов. И с детства учили нас, что по слову этого высшего существа создан весь мир.

Основой этого учения, как для христиан разных веро­исповеданий, так и для евреев, служит библия, и даже ма­гометанский коран {1}берет девять десятых своего учения из той же библии. И вот чуть ли не полмира воспитывается [7] с детства на этих рассказах из библии. И не только «сотворение» мира, но и все события человеческой исто­рии попы объясняют на основании библии.

Попы убеждали и убеждают нас, что библия — свя­щенная книга, что она — откровение самого бога, данное людям. Но когда начали изучать ее внимательнее, когда история евреев, на языке которых она была написана, была достаточно изучена, то оказалось, что библия — это собрание самых разнообразных сочинений, составленное в разное время очень многими писателями. В ней собрано много сказок и преданий, какие можно встретить у лю­бого пастушеского и земледельческого народа. В библии есть и некоторые отрывочные сведения из действительной еврейской истории, но в продолжение веков эти рассказы передавались из уст в уста, переписывались малограмот­ными переписчиками, дополнялись позднейшими встав­ками, часто совершенно выдуманными, так что трудно даже отличить, где выдумка. В библии имеются и воин­ственные песни, и нежные любовные песни вроде «Песни песней» Соломона, и описания природы, и своды законов разных времен, родословные и летопись, описание обря­дов и собрание изречений, повести, романы и притчи, раз­мышления о прошлом и будущем, письма и гимны. И по­чему-то все это называется «священной историей». По­чему же?

Еврейская библия очень древняя, но ведь такие же, еще более древние книги и такого же характера имеются и у многих других народов, и в них также есть свои рас­сказы о сотворении мира и священные гимны и пр. И ве­рующий индус, например, считает, что лишь его книги, где рассказывается про Будду, Бодисатву, Браму, Шиву {2} и другие божества,— только учение таких книг является настоящим святым учением, только в них настоящая истина.

Когда человек впервые смог добыть огонь, он ему, ве­роятно, показался чудесным. Огонь согрел его, защитил от диких зверей, избавил его от ужасов темной ночи в лесу, в пещере. В свое время человек мог обходиться и лучиной, освещал свое убогое жилище какой-нибудь сальной плошкой, а теперь и керосиновые лампы не вся­кого крестьянина удовлетворяют, и он хочет иметь элек­трический свет. У миллионов людей мозг освещен все еще первобытной лучиной. Эта первобытная лучина коптит и [8] дымит и мешает видеть на сколько-нибудь далекое рас­стояние. Религия и библия затуманивают сознание рабо­чего и крестьянина. Не вперед ведут они, а зовут к прош­лому, к дикому, к изжитому состоянию, запугивают гроз­ной волей всемогущего Иеговы. Сковывает библия волю человека образом «всеведущего и вездесущего» бога, без воли которого и «волос с головы человека не упадет» и ко­торый бессилен, однако, перед им же созданным дьяво­лом. От колыбели до могилы опутывают христианские, ев­рейские, магометанские и иные священники жизнь чело­века колдовскими обрядами, таинствами и запугивают его картинами «страшного суда» и вечных мучений в аду за малейшее отступление от всех тех нелепых, диких требо­ваний, которые ставит религия.

Человек, воспитанный в духе религии, становится не­способным к борьбе за переустройство мира. Религия учит покорности рабовладельцам, эксплуататорам, религия уби­вает смелую мысль, пытливый ум, она требует смирения человеческого духа, преклонения его перед волей несу­ществующего божества. Тысячи лет рабства освящались религией, величайшие преступления совершены были во имя бога. Самые разнузданные формы террора и гнета экс­плуататоров над трудящимися во всех странах освящают все религии и церкви. Библия была руководительницей, настольной книгой величайших злодеев, каких только знал мир. Именем бога, именем религии убиты были де­сятки миллионов людей. Религия прикрывала преступле­ния господствующих классов, царей, вельмож, как сейчас она прикрывает преступления капиталистов и помещиков во всем мире. Религия была и осталась кнутом, уздой, хитросплетенной сетью, которая держала и держит еще народы мира в глубоком рабстве.

Жизнь на земле никогда не остается неизменной, и правильно сказал один греческий философ: «Все течет, все меняется» {3} . Меняется поверхность земли, меняется климат, меняются животные и растения, меняются люди, меняется их способ добывания средств к жизни: от пер­вобытной охоты — к скотоводству, от скотоводства — к земледелию, от земледелия — к ремеслам, от ремесел — к промышленности, от простой палки и камня — к камен­ному, бронзовому и железному оружию и орудиям произ­водства, от нехитрых орудий производства — к сложным машинам, паровым и электрическим двигателям. Меняется [9] язык, меняются нравы. Меняется государственное устройство: от дикого первобытного стада, от первобыт­ной охотничьей группы, от первобытной родовой об­щины — к племенным союзам, к феодальному государ­ству, к буржуазной монархии, к демократической респуб­лике, к республике Советов.

Эксплуататоры, сделавшие издревле религию орудием своего господства над массами, ныне стараются приспосо­бить свои религиозные учения к условиям нового вре­мени. Эксплуататоры и их жрецы, духовенство всего мира, хорошо знают, что власть религии — это крепкий дурман, это опиум народа, как правильно сказал учитель комму­низма Карл Маркс {4}. Медленно, с огромным трудом, осво­бождаются массы народа от этого дурмана. Быстрее осво­бождаются трудящиеся от религиозного дурмана в нашей стране, где растет безбожие по мере роста социализма. Еще висит тяжелым грузом религиозный дурман над со­знанием сотен миллионов трудящихся капиталистических и колониальных стран, тормозя их борьбу за освобожде­ние. Но и в Стране Советов, стране социализма, проклятое отживающее прошлое цепко хватается за живое, идущее вперед, и тянет назад, к прежнему рабству. Эксплуата­торы всех стран знают, что вместе с тем, как рухнет вера в богов и разрушится вера в так называемое священное писание, они потеряют одну из тех сил, с помощью ко­торых они господствуют. Эксплуататорские классы очень хорошо это знают. Промеж себя они иногда даже готовы допустить вольнодумство, а для народа они считают нуж­ным оставлять религию, держать бога про запас для обуз­дывания народа. Их философы, как Вольтер, иногда, по­смеиваясь над верой в бога, говорят: что касается нас, то мы можем обойтись и без бога, ну, а народу бог нужен как кнут. «И если бы бога не было,— говорят они,— тогда надо было бы его выдумать» {5}. И только тогда, когда наро­дился новый революционный класс — пролетариат, кото­рый раскрывает все тайны бытия, который разрывает все рабские цепи, кем бы они ни были созданы, который, ос­вобождая себя, освобождает и весь мир трудящихся, кото­рый заинтересован в создании бесклассового общества,— пролетариат стаскивает богов с небес и не хочет прини­мать сказок далекого детства человечества за основу понимания мира. Он создал новое понимание мира — науч­ное. Это понимание мира учит не только тому, как надо [10] объяснять мир, но и тому, как надо его изменить для блага всего человечества.

Руководствуясь революционным учением марксизма-ленинизма, рабочий класс нашей страны под руководст­вом Коммунистической партии перестраивает мир по-но­вому и построил, в основном, социалистическое общество. Рабочий класс ведет за собой широкие массы крестьян­ства, руководя и помогая ему в социалистическом пере­устройстве сельского хозяйства. Крестьянство, его трудя­щиеся слои, в буржуазных странах эксплуатируется по­мещиками, капиталистами, кулаками. С помощью религии и церкви господствующие классы затуманивают сознание рабочих и трудящихся слоев крестьянства, превращая их в покорных рабов капиталистической, помещичьей и ку­лацкой эксплуатации. В Советской стране миллионы кол­хозников, сознательно участвующих в борьбе за строи­тельство социализма, уже порвали с религией, осознав ее вред для трудящихся. Но немало еще есть верующих в поповские и кулацкие религиозные сказки как в городе, так и в деревне. Немало, следовательно, надо поработать, чтобы убедить верующих в противонаучности и вредно­сти библейских сказок.

Этой цели и служит «Библия для верующих и неве­рующих». [11]

 

ЧТО ТАКОЕ БИБЛИЯ

 

На вопрос, что такое библия, богословы (а проще — попы и поповствующие), еврей­ские и христианские, дают ответ: это — свя­щенное писание, божественная книга, со­ставленная если не самим богом, то его поверенным — Моисеем, которому он продиктовал эту книгу на горе Си­найской. Один верующий сектант прислал мне очень злое письмо по поводу первой главы «Библии для верующих и неверующих», в котором пишет мне: «Эти книги (библия) были написаны самим богом это те книги, которые су­ществовали до пленения вавилонского». Вот, значит, как дело обстояло, по мнению некоторых попов. Но когда мы обратимся к другим народам, то увидим, во-первых, что еврейская библия («Тора») — вовсе не самая старинная, древняя книга, что у других народов сохранились пись­менные памятники и книги, гораздо более древние, чем еврейская библия; во-вторых, библия составлена в раз­ное время и представляет собою смесь различных сочи­нений, мало и искусственно связанных между собою.

Больше всего проповедники религии силятся доказать, что Пятикнижие написано Моисеем со слов бога. В самом Пятикнижии об этом нет ни слова. Во Второзаконии (XXXIV, 5—6)* описаны смерть и похороны Моисея. [12]

------

* Здесь, как и в дальнейшем, римскими цифрами обозначены соответствующие главы библии, арабскими — стихи. Все вы­держки из библии приведены по синодальному изданию.— Ред.

 

Конечно, Моисей, если бы он действительно жил и писал библию, никак не мог бы описать свою собственную смерть и свои похороны. Это было бы равносильно тому, чтобы поверить, что Моисей шел за собственным гробом. Описание заканчивается словами: «И никто не знает места его погребения даже до сего дня». Это мог напи­сать только тот, кто писал о смерти сказочного Моисея. Или, например, в книге Числ, XII, 3, мы читаем: «Мои­сей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Разве Моисей о себе сам мог бы написать это?

Этот и многие другие примеры говорят о том, что Пя­тикнижие написано не каким-то Моисеем, а гораздо позже того времени, когда якобы жил этот сказочный библейский герой.

То же самое можно сказать и о многих других биб­лейских книгах, приписываемых тем или иным авторам.

Такова библия, на основании которой строят свое ре­лигиозное учение еврейские, христианские и другие попы. [13]

 

Часть первая

Сотворение мира

[14] [15]

Глава первая

Бог до сотворения мира

 

«Вначале сотворил бог небо и землю» (Бы­тие, I, 1). Так начинается книга Бытия, на­писанная никак не раньше 2 500 лет тому назад. Когда же было это библейское «вна­чале»? Верующие в то, что написано в библии, исчис­ляют существование мира «от начала сотворения мира» до сегодняшнего дня в 7 445 лет {6}.

На минуту поверим и мы в это. Но пытливый чело­веческий ум никак не может на этом успокоиться. Если 7 445 лет тому назад бог начал творить небо и землю, то что же было до этого времени? На это синодальное издание библии отвечает: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою» (Бытие, I, 2).

Существует множество переводов библии, написан­ной сначала на древнееврейском языке. Эти переводы иногда очень разнятся один от другого. Эти переводы были пересмотрены целой дюжиной знаменитейших профессоров богословия во главе с профессором Каучем. И вот после этой проверки и сличения с еврейскими подлинниками оказалось, что это место библии надо чи­тать так: «Земля же была пуста и пустынна (по-еврей­ски: тогу вабогу), и тьма лежала (висела) на океане (по-еврейски: тегом), и дух божий (по-еврейски: руах Элогим) носился над водой (гамаим)». Более же точ­ный перевод слов «тогу вабогу» дает нам такую картину [16] земли: «Земля же была первобытной водной гладью». Значит, была первобытная водная гладь, а над этой гладью носился «руах Элогим», т. е. носилось дыхание, дух бога Элогима (впоследствии мы увидим, что это был только один из множества богов, в которых верили древ­ние евреи).

Где же носился этот дух Элогима, или дух божий? Он носился в той самой тьме, что висела над Землей и над бездной. Значит, картина была такая, как говорят в шуточном рассказе о сотворении мира: и в середке была бездна, и по краям пусто. А над этой пустотой, над первобытным морем нашей планеты носился (и не надоедало же ему это пустое занятие!) дух божий.

Если начало миротворения было 7 445 лет тому назад, то что же делал этот самый дух бога Элогима до этого начала? Сколько лет, сколько тысяч лет носился он над бездной? Откуда взялся этот самый дух божий? Откуда взялся сам библейский бог?

Попы очень любят задавать нам, безбожникам, во­просы: откуда взялся мир, откуда взялась материя, что породило движение? Это очень серьезные и нужные во­просы, на которые мы, безбожники, отвечаем и ответим. Но попы очень не любят, когда мы отвечаем, что мате­рия существовала вечно. В то же время они считают возможным морочить верующих сказкой о каком-то «духе» божием, духе еврейского бога Элогима, духе од­ного из тысяч богов, созданных человеческой фантазией полудикаря, полупастуха, полукочевника, Духе Элогима, который миллиарды лет носится над «пустой бездной». Ну, не пустой ли этот самый руах Элогим после этого?! Не мыльный ли это пузырь, который лопается, как только притронешься к нему, как только поднесешь к нему свет науки?!

Из дальнейшего рассказа о сотворении мира в книге Бытия мы увидим, что еврейский бог Элогим, который впоследствии сделался богом-отцом бога-сына Иисуса, предавался этому скучному занятию летания над безд­ной просто потому, что не знал, выйдет ли что хорошее, если он изменит этот порядок, или, вернее, беспорядок. Но все же, как рассказывает библия и как уверяют попы, около 7 445 лет тому назад этот самый бог вдруг загово­рил. Говорил ли он что-нибудь до этого? Ни из библии, ни из каких-либо других книг мы ничего не знаем. Оттуда [17] же стало известно, какой была земля до ее устрой­ства? Кто видел, как дух божий носился над миром до сотворения самого мира? Кто слышал эти первые слова бога Элогима? Не ясно ли, что и первые слова бога и вся эта история сочинены, придуманы? На это церковники отвечают: библия (в данном случае мы имеем в виду так называемое («Моисеево пятикнижие») есть откровение божие, все, что в ней записано, есть запись, которую сде­лал Моисей на горе Синайской. Мы на этом еще остано­вимся не раз и на гору Синайскую пойдем, посмотрим, чем там занимался Моисей, сколько у него было стено­графисток, чтобы записать рассказы бога Иеговы.

А пока посмотрим, как приступает бог к сотворению мира.

Книга Бытия рассказывает:

«И сказал бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел бог свет, что он хорош, и отделил бог свет от тьмы.

И назвал бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, I, 3-5).

Не приходило ли вам в голову, верующие, что этот самый вечный бог ровно ничего не знал? Он даже не знал, что свет хорош. Откуда ему было знать, когда он никогда не видел света? Не приходило ли вам в голову: как же это так — носился миллиарды, триллионы, квадрильоны лет, вечно носился во тьме этот бог, которому стоило только сказать слово, чтобы стало светло, и не сказал его?!

Не подумали ли верующие, каково было этому самому богу или духу божию, обреченному вечно носиться в пу­стоте и темноте, как ему было скучно, как ему не с кем было словом перемолвиться. Можно себе представить, ка­кая это была несносная жизнь: терпеть вечно хаос и тьму, как пуста и бессодержательна была жизнь этого еврейского бога, который тыкался во все стороны в тем­ноте, как слепой котенок, покуда он не пролепетал три только слова: да будет свет! [18]

 

Глава Вторая

Да будет свет!

 

Итак, из первой главы книги Бытия мы уз­наем, что еврейский бог Элогим после мил­лиардов лет полного безделья (ведь нельзя же назвать делом то, что «дух» этого бога «носился над бездной»), после вечного пребывания в хаосе, во тьме, после вечного одиночества и вынужден­ного молчания приступил, наконец, к сотворению мира 7 445 лет тому назад. И в первый день сотворения он создал свет. Он отделил свет от тьмы. Свет назвал днем, а тьму — ночью. Увидал, что свет хорош.

Неужели этакая сказка может удовлетворить чело­века? А между тем миллионы людей верят этому, потому что они ничего не знают о происхождении и развитии нашей планеты — Земли, на которой мы живем и которая постоянно изменяется, как и все остальные миры.

Но вернемся к библии. Поверим невозможному: поверим, что 7 445 лет тому назад впервые был создан свет по слову еврейского бога Элогима. Какой же это был свет? Солнечный? Лунный? Какой-нибудь другой звезды, другого солнца? Какого же? Или, может быть, бог Эло­гим развел костер и при свете костра начал свою твор­ческую работу? Или зажег электрические либо газовые фонари? Увы, ни электрических станций, ни газовых за­водов еврейский бог не имел, ибо все это создано чело­веком, как и сам еврейский бог Элогим. [19]

По библии, солнце, луна и звезды созданы в четвер­тый день творения. Выходит, значит, что первые три дня день и ночь сменялись на Земле без Солнца, Луны и дру­гих звезд! А что такое смена дня и ночи? Отчего проис­ходит смена дня и ночи? Всякий школьник теперь знает, что смена дня и ночи происходит оттого, что наша ша­рообразная планета, Земля, вращается в пространстве вокруг своей собственной оси. В течение суток, т. е. в течение 24 часов, Земля делает полный оборот вокруг оси. За эти 24 часа каждая отдельная часть земного шара попадает на время под освещение солнечных лучей; когда на одной половине земного шара ночь, на другой в это же время — день. Когда на одном полушарии утро, на другом — вечер. Не будь Солнца, светом которого ос­вещается Земля, и света бы не было на Земле, и не было бы таких смен дня и ночи, самой Земли не было бы. День и ночь на земле сменяются только потому, что есть Солнце, вокруг которого в течение года обращается Земля, в 24 часа делающая полный оборот и вокруг своей собст­венной оси. Стало быть, нелепостью, выдумкой дикаря, темного, невежественного человека является библейская сказка о том, будто бог создал какой-то свет на Земле прежде, чем Земля освещалась Солнцем. Сказка, вы­думка, будто в «первый и второй, и третий дни» Земля освещалась каким-то другим способом, не тем светом, как в последующие дни.

На чем же основана эта сказка? Она основана на том, что прежде люди, не изучив Земли, не исследовав «не­бесных», т. е. мировых, пространств, не имея ни телеско­пов *, ни других астрономических инструментов **, совер­шенно по-другому представляли себе устройство Земли и неба. Земля им казалась неподвижной (а другие думали, что Земля стоит на трех китах; третьи полагали, что Земля плавает, как блин в масле, в водном пространстве). Небо казалось им хрустальным куполом, упирающимся в края Земли. А свет на Земле, как они думали, может [20]

------

* Телескоп — прибор, главную часть которого составляет большая подзорная труба, в которую звезды видны сильно увели­ченными; телескоп служит для рассматривания или фотографиро­вания небесных тел.

** Астрономические инструменты — приборы для изучения не­бесных тел, для наблюдения за ними с целью точного измерения их движения.

 

исходить и не от Солнца. Ведь бывает же светло в дни, когда солнца не видно! Ведь становится же по утрам светло задолго до того, как солнце появляется на гори­зонте!

Но это понимание устройства мира впоследствии сме­нилось более правильным, хотя все еще далеким от ис­тины. Наблюдая из года в год за сменой времен года, за движением звезд, люди все-таки стали понимать, что смена времен года, как и смена дней и ночей, зависит именно от светил. В результате этого впоследствии и был создан другой рассказ о сотворении света, описанный в первой главе книги Бытия.

 

«14. И сказал бог: да будут светила па тверди небес­ной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15. И да будут они светильниками на тверди небес­ной, чтобы светить на землю. И стало так.

16. И создал бог два светила великие: светило боль­шее — для управления днем, и светило меньшее — для управления ночью, и звезды;

17. И поставил их бог на тверди небесной, чтобы светить на землю.

18. И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел бог, что это хорошо.

19. И был вечер, и было утро: день четвертый».

 

Так рассказывают сочинители библии. И эту нелепую сказку о сотворении света попы до революции вбивали в головы миллионам детей в школах, в это заставляют ве­рить полмиллиарда человечества! Эту сказку они вби­вают в голову всюду.

Эти рассказы являются не чем иным, как свидетель­ством очень несовершенного, неверного понимания уст­ройства мира. Древние думали, что Земля — центр все­ленной, а все остальное создано только для того, чтобы обслуживать Землю. Чтобы не было темно на земле, бог вроде как бы зажигает лампады: побольше — днем, по­меньше — ночью. Эти лампады будто бы неподвижно при­креплены к «тверди небесной», как прибиты гвоздями лампы к стене.

И опять старый еврейский бог Элогим, приколотив эти лампады, которые он вытряхнул из карманов, по­добно тому как фокусник в балагане вытряхивает из рукава запрятанные там раньше предметы,— опять он [21] увидел, что это хорошо, только тогда, когда сделал. А до этого не знал, будет ли хорошо или нет. И это всеведу­щий и всемогущий бог! Поистине жалок этот Элогим, ла­зящий по тверди небесной с лестницей, гвоздями и связ­ками звезд и приколачивающий светила по небесному куполу!

По библии, самое большое светило — Солнце, осве­щающее Землю. А мы теперь знаем, что наше Солнце — только одно из миллионов других солнц и что многие из этих солнц гораздо более ярки. Существуют звезды (Бе звезды (телъгейзе, Антарес и др.), которые во много миллионов раз больше нашего солнца! Мы знаем, что наша планета, Земля, с ее спутницей Луной, составляет только не­большую часть солнечной системы (с центральным те­лом — Солнцем), а вся солнечная система — только ма­ленькая песчинка в огромном пространстве, наполнен­ном другими мирами, другими солнцами. А нас хотят заставить верить в то, во что верили невежественные еврейские пастухи, ассиро-вавилонские земледельцы, будто небольшая Земля — центр мира.

Последние годы характерны громадными успехами электрификации. Человек постепенно огромными уси­лиями добился того, что понял многие явления природы, научился подчинять себе, хотя еще в малой степени, не­которые силы природы. Он проник в глубины земные и из этих глубин извлекает торф, нефть, уголь — ос­татки похороненных когда-то в земле огромных лесов со всем, что населяло тогда Землю. Он знает, что в этих недрах запас когда-то поглощенной животными и растениями солнечной энергии — теплоты и света. Он научился, сжигая эти остатки прежней жизни, из­влекать похороненную, скованную в этих остатках сол­нечную энергию — световую, двигательную и прочую. Он превращает ее в электричество и замыкает эту силу в сложную сеть проводов и токов. Он управляет ими.

Кто он — великий ученый, философ, мудрец? — Прос­той рабочий. Недавний раб. Его веками угнетали рабо­владельцы, феодалы-помещики, капиталисты. Его лишали знаний. Но он их завоевал. Он — творец. Еще только на­родившийся, он становится великаном. Он молнию с неба запирает в провода электрических станций, и дви­жение ветра и движение вод и вообще всякое движение [22] материи он сковывает в винтах и поворотах рычагов, турбин, шестерен, моторов. И в глубокой ночи, когда кругом тьма, когда ни солнце, ни луна, ни звезды не ос­вещают нашего жилища, свет творит он — пролетарий! Он подходит к рычагу, к выключателю станции. Под ним гудят в подземельях, как скованные звери, динамомашины, в которых каждый винтик, каждый рычажок пред­усмотрен заранее, вычислен заранее, каждое движение заранее рассчитано.

Октябрьская социалистическая революция в нашей стране открыла громаднейшие возможности для широ­чайшего развития научных знаний и применения науки в деле переустройства мира. Освободившиеся от эксплуа­таторов трудящиеся нашей страны создали крупную про­мышленность и крупное механизированное сельское хо­зяйство, построили громадные электростанции, из кото­рых мощность одной только Днепровской равна свыше миллиона лошадиных сил.

Научные знания в нашей стране стали достоянием миллионов трудящихся города и деревни. Они — эти миллионы трудящихся — сознают себя настоящими твор­цами нового мира и поэтому отбрасывают всякие наив­ные, дикарские сказки о богах — творцах мира.

«Да будет свет!» — говорит пролетарий. И поворачи­вает рычажок, выключатель, штепсель. И на сотни ки­лометров кругом вспыхивает над городами и селами свет. Напрасно стал бы молить шахтер из подземелья небесных богов, чтобы они осветили ему подземелья, штреки, га­лереи. Нет! Он знает, что эти боги бессильны, потому что их нет. И хотя бы все попы земного шара об этом молили своих богов, этого чуда не будет. Нет, шахтер из подземелья подходит к телефонной трубке, сделанной тем же пролетарием, он за десятки, за сотни верст гово­рит с таким же пролетарием. И его слышат на станции. Он не возносит молитв, не кланяется — он требует: «Дай света!» И пролетарий ему отвечает: «Да будет свет и у тебя в подземелье!» И мигом в подземных глубинах зажи­гаются большие и маленькие солнца. На дне моря может он зажечь эти солнца, он может согреть этим светом, дать жизнь растениям и животным, заменить наседку над яйцами, солнце для растений и животных. Он дви­гает поезда железных дорог, и могучие океанские ко­рабли, и стальные легкие птицы — аэропланы, пересекающие [23] облака, и плуги на пашне, и миллионы веретен и станков, сверлит, режет, пилит, плавит сталь. Исцеляет хромых и слепых, ревматиков и других больных.

Как жалок библейский Элогим перед этим освободив­шимся пролетарием — недавним рабом, использующим все величайшие достижения науки и техники!

Миллионы трудящихся нашей страны, пользуясь этими достижениями науки и техники, активно участ­вуют в борьбе за новый мир, за социализм. [24]

 

Глава третья

ТВЕРДЬ ЗЕМНАЯ И ТВЕРДЬ НЕБЕСНАЯ

 

В первый и в четвертый день библейский бог занимается устройством освещения, ставит на тверди небесной для освещения Земли Солнце, Луну и звезды. Но в первый день, когда он неизвестно каким светом осветил вечную тьму, в которой пребывал до этого, Земля все еще была без­видна, все представляло собой первобытный хаос. И только на другой день, по словам библии, бог Элогим опять про­изнес несколько слов, и этого было достаточно, чтобы упо­рядочить устройство мира.

Библия рассказывает, будто бы Элогим в этот день сделал так:

«6. И сказал бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так)».

Прямо поражаешься, с какой легкостью это существо разрешало этакие сложные задачи по устройству Земли! Сказал несколько слов — и стало так! Но тем сильнее и даже у верующего человека должны возникнуть вопросы: отчего бы раньше бог не мог сказать этих нескольких слов? Почему, если так легко было одним словом это сде­лать, почему бог Элогим не устроил Землю сразу? Кто слышал произнесенные богом слова, когда никого, кроме этого бога, не было? Конечно, библия вам не даст ответа на эти вопросы, потому что библейские рассказы нелепы, а образование Земли происходило совсем не так, как рас­сказывает библия. [25]

Заметим, однако, что, согласно стиху 6 первой главы книги Бытия, бог творит небо по слову. А в стихах 7 и 8 он опять занимается этим делом, но делает это, по-види­мому личным трудом.

«7. И создал бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8. И назвал бог твердь небом. (И увидел бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день вторый».

Слово твердь здесь переведено не совсем правильно, так как еврейское слово «ракиа» переводится словами: «твердая стена». Как же в одном случае, в стихе 6, бог просто словом творит твердую стену, которую потом называет небом, а потом уже в стихах 7 и 8 снова творит эту же стену, но не словом, а делом? Все дело здесь, по-видимому, в том, что сначала возник один рассказ, а потом другой, вписанный позднее в виде главы VI.

Подобные рассказы могли возникнуть у народов, ко­торые небо себе представляли твердым, вроде купола, крыши над землей. Раньше почти все так понимали небо, да и теперь найдется много миллионов людей, ко­торые думают, что над ними твердое небо, вроде хрус­тальной крыши, что звезды и тучи «ходят» по небу, вроде как бы ползают по потолку, как мухи; что там, на небе, живут их боги и ангелы; что туда же, на небеса, возносятся души, а иногда и целые туши человеческие — Эноха, Илии, Моисея, Будды, Иисуса {7} и других. Подоб­ные верования были у очень многих народов на низшей ступени их развития.

Это отразилось и на языке: небесным сводом, шатром неба называется у многих народов небо. Небо сравни­вается с домом, с храмом, с теремом. Многие народы его кажущуюся выпукло-круглую форму сравнивают с чере­пом человеческой головы. Так, индийский рассказ ут­верждает, что небо создано из черепа бога Брамы, а по скандинавским сказаниям Эдды, оно произошло из черепа Имира.

Другие народы сравнивают небо с горой. Славянское слово «горе» означает: вверх к небу. «Без ног, без рук на гору дерется» (дым). «Переселиться в горняя» — уме­реть, отойти к богу. В б. Тульской губернии записаны крестьянские рассказы, что на конце мира, где небо схо­дится с Землею, можно прямо с Земли взобраться на [26] выпуклую поверхность небесного свода; живущие там бабы затыкают свои прялки и вальки за облака.

По понятиям древних греков, на вершине горы Олимп жили бессмертные боги, Олимп был небесным жилищем; Гомер {8} называет его великим небом. В старинном сла­вянском рассказе сообщается, что бог создал небо хру­стальное на железных столбах. Финский народ создал ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...