Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновационные образовательные программы




Первый и основной раздел Нацпроекта, на финансирование которого выделяется 26 млрд. рублей из 48,38 млрд. общей суммы. На вузовские инновационные программы предусматривается 20 млрд. рублей, на общеобразовательные — 6 млрд. Направление 40% средств Нацпроекта на инновационные образовательные программы в вузах по-другому можно назвать финансовой реанимацией буксующей реформы высшей школы.

Краткая история вопроса выглядит так. В начале нынешнего десятилетия руководство страны решило следовать реформе высшего образования в Европе, начавшейся в 1968 году. Целью европейской реформы является создание к 2010 году единой Европейской зоны высшего образования, унификация процесса получения и подтверждения квалификации, разработка и внедрение европейских образовательных стандартов качества. Отсюда усиленно внедряемые циклы получения высшего образования — бакалавриат и магистратура, здесь ищите причину перевода образования с зачетной и экзаменационной системы на так называемые кредиты или зачетные единицы, в этом причина планируемого сокращения федеральных государственных вузов к 2008 году с 662 до 300, к 2010 году — до 100 и перевод остальных на региональное финансирование (если в регионах потянут). Стремление подогнать российскую образовательную систему под унифицированные европейские (заметьте, не американские или азиатские) стандарты оказания образовательных услуг подвигло реформаторов к введению с этого года налогов на имущество и землю для образовательных учреждений – к фактическому приравниванию государственных вузов к коммерческим магазинам.

Однако раздираемый внутренними противоречиями ректорский корпус все еще продолжает вяло упираться. Многие, если не большинство ректоров российских вузов, считают европейскую реформу губительной для России. Поэтому на весеннюю сессию Госдумы внесен законопроект об изменении порядка назначения ректоров: если до сих пор их избирал Ученый совет вузов, то теперь они будут назначаться Минобрнауки. Нынешние ректоры, дабы избежать массовых организованных акций протеста студентов и прочих неприятностей, останутся на какое-то время президентами вузов, после чего спокойно отойдут от дел.

Вы думаете, все это прожекты? Отнюдь. С 1 сентября 2005 года 30 российских вузов уже начали эксперимент по переходу на новую систему образования. А теперь открываем Нацпроект: в феврале этого года будут отобраны первые 10 вузов для материального стимулирования внедрения инновационных программ (читай — перехода на европейские стандарты), еще 20 отберут в январе следующего года. Как вы думаете, совпадут ли отобранные вузы с теми, которые уже проводят эксперимент? Еще раз напомним цифру финансирования: 20 млрд. рублей или по 600-700 млн. рублей каждому вузу. Можете расценивать это как взятку, можете — как субсидирование, можете — как финансовый рычаг продвижения реформы высшего образования. Какая разница? Реформе — быть.

На этом фоне выделение по данному блоку 6 млрд. рублей 3 000 лучшим общеобразовательным школам страны (по 2 млн. рублей на каждую) выглядит элегантным добавлением к покупке высшей школы. Стоит заметить, что в отношении поощрения школ наглядно проступает необходимость присутствия контролеров, "смотрящих" за использованием денег. Дело в том, что школы — учреждения муниципальные, государство может их финансировать лишь опосредованно, через региональные бюджеты. Средства на школы будут перечисляться в регионы, а там контролеры и проследят за их целевым использованием.

Информатизация образования

Арифметика в данном разделе такая: на информатизацию выделяется 3 млрд. рублей, из которых на 300 млн. будет профинансировано приобретение информационных образовательных ресурсов, например, программ дистанционного обучения, 1,5 млрд. рублей потрачено на приобретение компьютерной техники, а 1,2 млрд. рублей — на подключение к интернету. Итоговый результат: приобретение компьютеров для 2,5 тыс. школ и подключение к сети 20 тыс. школ. Про компьютерное финансирование говорить ничего не будем (неизвестно, сколько компьютеров будет закуплено в каждую школу), а подключение (только подключение) одной школы к интернету обойдется родному государству в 60 000 рублей. Не забывайте, что многие школы давно уже подключены к сети, а также вспомните проект М.Ходорковского "Открытая Россия", одна из основных целей которого заключалась как раз в информатизации образования.

Поощрение лучших учителей

Раз уж заговорили о средней школе, упомянем, что Нацпроектом предусматривается материальная поддержка учительского корпуса. Денег на поощрение лучших учителей выделяется 2 млрд. рублей, при этом поощрить предполагается 20 тыс. учителей. Калькулятор подсказывает, что каждый прошедший конкурсный отбор учитель получит по 100 тыс. рублей. Доплата за классное руководство проходит по отдельному разделу.

Одобряя и приветствуя конкурсное повышение содержания учителей, отметим, что рассматриваемому Нацпроектуприсуща та же черта, что и прочим: в одну кучу свалены средства и на потребление, и инвестиции. Разобщенность разработчиков и некомпетентность контролеров проявились в поощрении лучших учителей через бюджеты Нацпроектов, а не бюджеты государства и регионов. Разница в правовом плане заключается в том, что бюджет — это Закон, а средства, выделяемые на Нацпроекты — добрая воля Кремля. Представим себе гипотетическую ситуацию: сырье упало в цене, и денег на выполнение обязательств государства стало не хватать. Какие статьи расходов сократят в первую очередь? Скорее всего, деньги на Нацпроекты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...