Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементарный уровень анализа журналистики как системы




 

Поскольку журналистика занимается сбором, обработкой и передачей информации, то есть по сути своей является массово-информационной деятельностью, то для определения элементов этой системы удобно воспользоваться простейшей схемой информационно-коммуникативных процессов:

Рис. 1 Схема информационно-коммуникативного процесса

Итак, «Кто» производит массовую информацию в системе «Журналистика»? Организация, которая занимается производством массовой информации, называется редакцией. Авторами текстов являются штатные сотрудники редакции – журналисты.

Кроме того, массовую информацию производят информационные агентства и службы, а также самостоятельно работающие журналисты (free-lance, stringer). К информационным агентствам и службам относят: агентства печати и аудиовизуальной информации, пресс-центры и службы по связям с общественностью, рекламные службы. Все они формируют массово-информационный продукт: собирают, обрабатывают и распространяют информацию. Но направляют ее не непосредственно читателю, а в редакции, выпускающие средства массовой информации.

Самые различные информационные ресурсы, находящиеся в системе Интернет и не относящиеся к системе СМИ, также активно используются редакциями для создания журналистских текстов. Однако эта информация изначально не предназначалась для публикации в СМИ. Редакции отбирают и перерабатывают ее по своей инициативе и усмотрению, и публикуют со ссылками на источник, откуда взяты сведения. В этом случае производителем массовой информации, которая готовится к печати в СМИ, будут выступать все же сотрудники редакции, а не авторы, чьи тексты из интернет-источника используют журналисты.

Поскольку производителями массовой информации являются, как правило, целые коллективы авторов, то, для их творческой деятельности по созданию текстов и СМИ, необходимо осуществлять еще и деятельность по организации работы редакции. Последняя выступает условием, обеспечивающим творческий процесс, и для ее осуществления в редакциях формируются соответствующие структуры, не связанные с написанием текстов.

Производитель массовой информации, выступая элементом в системе «Журналистика», одновременно представляет собой самостоятельную систему, которую можно анализировать отдельно. И поскольку ее целью является производство информации, такой уровень анализа будет назваться журналистика как вид информационной деятельности.

Элементом «Что» в системе «Журналистика», выступает «массовая информация» - понятие для журналистики категорийное. Без участия этого элемента не происходит ни одно журналистское действие, не возникает ни одна профессиональная структура, не реализуется ни одна функция (ни внутренняя, ни внешняя). Очень убедительно охарактеризовал категорийный статус массовой информации Е. П. Прохоров: «Роль центральной категории может сыграть лишь такое общее понятие, - пишет он, - которое раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета – журналистики, а потому является характеристичным как для журналистики в целом, так и для всех сторон, шагов деятельности в ней. Будучи внешне простым, очевидным для «наблюдателя», в свернутом виде оно содержит в себе, как в зародыше, все богатство, разнообразие и сложность рассматриваемого явления». [21]

В первой главе первой части нашего учебного пособия мы подробно описывали сущность понятия «массовая информация». И теперь в системе «Журналистика» рассматриваем ее как структурный элемент.  Причем, это такой элемент, который сам по себе является системой. Отдельный журналистский текст может быть представлен как совокупность элементов, то есть система. И все разнообразие текстов для СМИ – это тоже система. Журналистика как система текстов – так может называться отдельный уровень анализа системы «Журналистика».

Каналами, через которые происходит передача массовой информации, являются средства массовой информации, выпускаемые редакциями. В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации». Именно как форму распространения массовой информации СМИ и можно назвать каналом, через который журналистская продукция попадает к своей аудитории. В пользу определения СМИ как каналов высказывается и Е. П. Прохоров. Он пишет о том, что «возникли подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах)». [22] И далее: «К этим «триумвиратам» в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации – всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т. н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле- «сетевещание», сайты («странички») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени». [23]

Следует подчеркнуть, что СМИ представляют собой только содержательную (информационную) составляющую понятия «канал». Материальной (технической) составляющей каналов является система производства и распространения СМИ. Печатные СМИ печатаются в типографиях и распространяются почтой или торговой сетью. Аудиовизуальные продукты производятся в технических центрах телевидения и радио и транслируются по радио или телесетям. Интернет-СМИ производятся с помощью компьютерной техники и распространяются по сетям Интернета. Е. П. Прохоров называет эти элементы инфраструктурой (лат. infra – под + структура – составные части, носящие подчиненный, вспомогательный характер) журналистики. На наш взгляд, эти элементы не входят в систему «Журналистика». С ними журналистика взаимодействует на партнерских началах как с другими системами в рамках более широкой системы «Общество».

Характеристика СМИ как канала распространения массовой информации также требует подробного описания, которое весьма объемно и дается в отдельных учебных пособиях по организации работы редакции, выпускающей средство массовой информации. Особо подчеркнем, что каждое СМИ представляет собой самостоятельную целостную систему, и вместе с тем является элементом общей системы СМИ, представляющей собой типологическое разнообразие средств массовой информации, связанных между собой отношениями взаимодополнения и конкуренции, кооперации и координации. Таким образом, СМИ и система СМИ могут быть представлены как еще один уровень изучения системы «Журналистика», который следует назвать журналистика как система СМИ.

Правда, некоторые исследователи считают, что многочисленные разнообразные СМИ вовсе не интегрированы в какую-либо систему. Но М. В. Шкондин четко формулирует условия, при которых совокупность СМИ можно было бы назвать системой, и убедительно доказывает, что они таковой является. Он пишет: «Чтобы отвечать требованиям системного подхода средства массовой информации должны:

· Сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

· Располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

· Иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворять информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

· Структура СМИ должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телевидения, радио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

· СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др. ). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др. ». [24]

Мы привели столь длинную цитату, чтобы дать возможность убедиться: выделенные в ней курсивом понятия (совокупность компонентов, структура, набор функций, организация управления) по сути дела являются признаками системы. Как видим, они полностью совпадают с теми, что были сформулированы нами выше на основе общей теории систем, и по которым мы анализируем систему «Журналистика». Это лишний раз доказывает, что данные признаки характеризуют любые системы, а сам принцип системности является онтологическим, то есть всеобщим принципом бытия и журналистики как его фрагмента.

Каким требованиям должна соответствовать система средств массовой информации как канал передачи информации? «Оптимальной структуру системы можно назвать тогда, - считает Е. П. Прохоров, - когда будет сформирована такая совокупность изданий и программ, из которой каждый представитель аудитории сможет выбрать необходимую информацию, удовлетворяющую все его интересы, стремления, предпочтения в массово-информационной сфере и способствующую достижению максимальной информированности». [25] Причем, Прохоров подчеркивает, что «в целях достижения информированности требуется информация на пересечении «частного» и «общего» в перспективе движения к социальному партнерству…». [26]

Как видим, требования к каналу предъявляет следующий элемент системы «Журналистика» - массовая аудитория. Это ей предназначена массовая информация, передающая через систему СМИ. По определению С. Г. Корконосенко, «аудиторию следовало бы охарактеризовать как неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ». [27]

А по определению Б. А. Грушина массовая аудитория имеет четыре важные особенности:

«- Статистическая общность массовой аудитории находит выражение в совпадении ее с множеством отдельно взятых характеристик ее личностей, не имеющих никакой самостоятельной целостной организации (это не союз, не общественное движение, не митинг, не собрание, не группа). Все характеристики статистической общности – характеристики ее представителей.

- Случайный характер массовой аудитории выражается в непостоянстве ее состава, в необязательности вхождения в нее. Границы массовой аудитории всегда открыты и прозрачны.

- Ситуативный характер больших аудиторий подтверждается их связью с событиями массовой деятельности, с какими-то конкретными формами этой массовой деятельности (отношения рабочих к забастовке шахтеров и т. д. ). Разнородность массовой аудитории (ее гетерогенность), то есть ее межгрупповая природа разрушает все существующие в обществе барьеры и границы (этнические, социально-политические, религиозные, образовательные и пр. ).

- Социологические и социально-психологические исследования массовых аудиторий показывают, что коммуникативные процессы наиболее успешно налаживаются с малыми группами, четко сегментированными по интересам, ожиданиям и предпочтениям аудитории». [28]

Изначально редакция, формируя концепцию своего издания, определяет, на какую аудиторию оно будет рассчитано, - это расчетная аудитория. Функционирующее издание имеет реальную аудиторию в лице тех людей, которые выбрали для себя это издание и взаимодействуют с ним. Реальная аудитория не обязательно совпадет с расчетной. Далее любая редакция заинтересована в расширении свой реальной аудитории до максимально возможных размеров, то есть привлечение потенциальной аудитории. Таким образом, вектор развития массовой аудитории можно обозначить как движение от реальной к потенциальной аудитории.

Но поскольку в самом определении сущности понятия присутствует ключевое слово – взаимодействие, то его количественная сторона - рост аудитории, согласно закону развития, будет определяться качественными характеристиками и их изменениями - ростом доверия и интереса к изданию. Очевидно, что эти характеристики, в свою очередь, определяются качеством таких элементов системы «Журналистика» как производитель массовой информации, массовая информация, СМИ как ее канал.

Выходит, что охарактеризовать массовую аудиторию в отрыве от других составляющих системы становится невозможным. Забегая вперед, в описание системных структурных связей, мы вынуждены сказать, что имеем дело с органической связью частей целого, разрыв которой означает гибель частей и даже разрушение всей системы. Это значит, что названные элементы системы при всей своей самостоятельности одновременно имеют статус части в данной целостности, то есть не могут существовать без системы в целом равно как и она без какой-либо своей части.

Действительно, зачем будет нужна массовая информация, если не будет СМИ, в которое она должна быть размещена? А зачем нужно СМИ, у которого нет аудитории? И уж естественно не будет аудитории, если не будет СМИ. СМИ определяет аудиторию, которая в свою очередь, определяет СМИ. В зависимости от того, кто лидирует в этой взаимосвязи, меняются характеристики устойчивости системы.

Массовая аудитория, являясь элементом системы «Журналистика», как и другие элементы, одновременно представляет собой самостоятельную систему. Изучение ее – это еще один уровень анализа – журналистика как массовая деятельность.

Объединив описанные элементы в полный цикл производства, передачи и усвоения информации аудиторией, можно представить его как единую подсистему со своими внутренними закономерностями. Уровень анализа этой подсистемы будет называться журналистика как массово-информационная деятельность, осуществляемая через систему СМИ.

Следующий элемент системы «Журналистика» имеет прямое отношение к обеспечению устойчивости системы. Устойчивость предполагает наличие в системе управления, влияющего на ее организацию. Некоторые элементы исследуемой нами системы имеют управляющие структуры внутри себя. Например, редакция имеет свои органы управления. Но в целом система «Журналистика» не управляется изнутри какими-либо иерархическими структурами. Иерархическое управление системой «Журналистики» находится за ее пределами. Это внешние управляющие связи, поэтому об этом мы поговорим, когда речь пойдет о функциональном анализе системы «Журналистика».

Система «Журналистика» имеет внутреннее самоуправление. Можно привести примеры эпизодического внутреннего подсистемного управления: координация действий СМИ между собой внутри подсистемы СМИ в рамках каких-либо программ. Кроме того, как мы выяснили, рассмотренные нами элементы в силу своей сущности оказывают управленческое воздействие друг на друга, тем самым обеспечивая внутреннее саморегулирование системы. Например, управление деятельностью редакции на основе результатов обратной связи с читателями.

Но есть и самостоятельные элементы системы, которые берут на себя функции внутреннего самоуправления системы и функции представительства интересов системы в ее внешних взаимодействиях. Это общественные организации – добровольные объединения профессионалов, работающих в журналистике, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющих совместные действия, направленные на удовлетворение своих профессиональных потребностей. Например, Союз журналистов России осуществляет различные исследования, организует обучение и обмен опытом среди своих членов, объявляет профессиональные конкурсы, осуществляет действия по правовой и социальной защите журналистов, уделяет большое внимание контролю над соблюдением этических норм профессии и т. д. Являясь добровольным объединением работников пера, он осуществляет свои действия на основе профессиональных этических кодексов. Союз журналистов ведет переговорные процессы от имени профессионального сообщества с различными организациями, и главным образом, с государственными управленческими структурами.

Число общественных организаций в журналистике растет по мере вызревания потребностей к совместным действиям у членов сообщества. Чаще всего такие потребности возникают как необходимость решения острых проблем. Так возникли Фонд защиты гласности, Комиссия по свободе доступа к информации и т. п.

Общественные организации представляют собой отдельную систему, изучение которой может осуществляться на отдельном уровне - журналистика как самоуправляющаяся система.  

Совокупность элементов системы, описанных выше, обеспечивает практическую журналистскую деятельность. А любая деятельность, как известно, не может осуществляться без ее теоретического осмысления. Этим занимается еще один элемент изучаемой системы – это наука о журналистике и базирующаяся на ней система журналистского образования. Как и любая другая наука, она занимается изучением своего предмета, в данном случае – журналистики. С одной стороны, она формирует онтологические модели функционирования журналистики, с другой – изучает реальные процессы данной сферы деятельности. Результатом сопоставления двух методически противоположных познавательных процессов является выработка оптимальных моделей функционирования системы в конкретно-исторических условиях.

Кроме того, наука о журналистике через систему образования занимается подготовкой профессиональных кадров, обеспечивая образовательный процесс необходимой информацией.

Этот элемент системы «журналистика» также может быть рассмотрен как отдельная система, а изучение ее работы – как самостоятельный уровень анализа – журналистика  как наука и система образования.

Кратко обозначив сущность и функции каждого элемента системы «Журналистика», мы переходим к описанию их взаимосвязи и характеристике внутренних функций системы как целого, то есть к структурному анализу системы «Журналистика».

 

Структурный уровень анализа журналистики как системы

 

Структурный анализ любой системы предполагает ее расчленение, то есть разделение изучаемого объекта на компоненты (элементы и подсистемы) и установление связей между ними.

Все вышеописанные элементы системы «Журналистика» связаны между собой прямыми и обратными связями. Каждая из этих связей отражает определенный процесс взаимодействия. Таким образом, журналистскую деятельность можно представить как совокупность элементов и процессов. Графически структуру системы можно изобразить следующим образом.

Рис. 3 Структура системы «Журналистика» и ее внешние связи

 

В рамках структурного анализа системы мы не будем говорить о ее внешних связях, изображенных на рисунке. Это мы сделаем ниже, анализируя систему на функциональном уровне.

А сейчас обратим внимание на то, что компоненты системы могут быть объединены в уровни на основе какого-либо признака или единства функций. Отдельное изучение каждого уровня и их взаимосвязей обеспечивает многоаспектный и комплексный характер анализа системы. Взаимосвязь уровней называют стратификацией системы.

В теории системного анализа существует правило: [29] если исследователь выделил 7 уровней системы, то такое исследование можно считать наиболее полным. Если число выделенных уровней больше 3, но меньше 7, то, вероятнее всего, пропущены какие-то важные уровни, что повлияет на обоснованность рекомендаций. Если уровней меньше 3, то проблема практически не исследована.

Как правило, в любой системе выделяют в качестве самостоятельных уровней для анализа следующие уровни:

- уровень внутреннего иерархического управления системой (структура, способы регулирования);

- уровень самоуправления системы (структура, способы регулирования);

- ряд уровней, в которые объединены те или иные компоненты системы по какому-либо признаку или функциональности.

- уровень научного анализа функционирования системы.

В процессе описания элементов системы «Журналистика» мы как раз и выделили ее уровни. Наша система естественным образом разложилась на 7 уровней. Представим их стратификацию в следующей схеме.

Рис. 2 Стратификация системы «Журналистика»

Как видно на схеме, нижние 4 уровня субардинированы в соответствии с логикой коммуникативного процесса. А в совокупности эти уровни представляют собой некую подсистему или единый  функциональный цикл - коммуникативный. Этот цикл не есть простое последовательное механическое соединение свойств каждого уровня. По законам системности, объединившись, компоненты порождают такие общие свойства системы, которыми до объединения никто из них не обладал. А также новые (эмерджентные) качества возникают у компонентов системы благодаря влиянию друг на друга. Так проявляется эффект их взаимодействия. Именно поэтому имеет смысл выделять при изучении систем так называемые интеративные уровни, в которых рассматриваются дополнительно возникшие качества при объединении ряда элементов или уровней в подсистему. Эти качества и позволяют подсистеме эффективно выполнять какую-либо функцию системы. Выделенный нами интеративный уровень  «Журналистика как массово-информационная деятельность, осуществляемая через систему СМИ» выполняет практически все функции системы «Журналистика» и потому может рассматриваться как некая целостность. Два оставшихся стратификационных уровня не увеличивают функциональные возможности системы, но влияют на качество реализации этих функций и устойчивость системы.

Итак, мы охарактеризовали компоненты системы «Журналистика» и установили связи между ними. Но каждая связь представляет собой определенный процесс. Значит, теперь нам предстоит охарактеризовать профессиональные процессы.

Процесс, по определению П. Сорокина, - это «любой вид движения, модификация, преобразование, перестройка или «эволюция», короче говоря, любое изменение данного логического субъекта во времени, касается ли оно изменения его места в пространстве, или речь идет о модификации его количественных или качественных аспектов». [30]

Любой процесс, как пишет П. Сорокин, включает в себя следующие составляющие: [31]

- логическое подлежащее, единицу, то есть то, что изменяется или находится в процессе (это может быть вещь или некое динамическое состояние: процесс интеграции, роста, распространения и т. п. );

- временные отношения;

- пространственные отношения;

- направление изменений (во времени, пространстве, количестве и качестве).

Любой процесс может быть охарактеризован с точки зрения его:

- уникальности или повторяемости;

- прерывности или пульсации;

- линейности-нелинейности, цикличности и вариантного повторения.

Процессы, происходящие в журналистике, относятся к разряду социальных процессов и, следовательно, могут быть описаны в соответствии с названными характеристиками. Это позволит четко представить их суть и отличительные качества от других аналогичных процессов, происходящих в других сферах деятельности. А также позволит объяснить природу взаимовлияния элементов внутри системы «Журналистика», определит проблемные зоны и, следовательно, поможет сформулировать объективные требования к каждому процессу, соблюдение которых обеспечит системе ее устойчивое функционирование и развитие.

Данная методика основана на системном подходе и системном анализе журналистики, благодаря чему и способна обеспечить наибольшую полноту и целостность системы профессиональных требований.

Итак, первая взаимосвязь элемента «производители» с элементом «массовая информация» представляет собой процесс создания журналистских текстов. Единицей анализа в нем является текст. Именно с текстом происходят изменения в данном процессе.

Эти изменения происходят в так называемом социальном времени. В отличие от времени физического, измеряемого секундами, минутами, часами и т. д., социальное время измеряется результатами деятельности в единицу физического времени. Так, например, два человека прожили каждый по 50 лет, то есть одинаковое количество физического времени, но результаты их жизни могут сильно разниться. И вот этими результатами, представляющими собой единство прошлого, настоящего и будущего, и будет измеряться процесс их жизни в социальном времени.

Текст как единица нашего анализа, согласно его функционированию в социальном времени, также представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Прошлым для текста является отражаемый им объект действительности, поскольку он уже существовал до создания текста. Настоящим выступает сам процесс изучения и описания объекта. А будущим – процесс восприятия текста аудиторией, которой он предназначен. Единство трех временных состояний текста и является его характеристикой в социальном времени. Рассматривая каждое из трех состояний, и можно формулировать  требования к созданию журналистского произведения:

- с позиции прошлого: объект действительности, отражаемый в тексте, должен быть, как минимум, доступен для изучения журналистом с помощью его профессиональных способов (подробнее требования, предъявляемые к объекту действительности, отражаемому в журналистском тексте, мы сформулируем ниже при отдельном анализе процесса выбора темы);

- с позиции настоящего: журналист должен выполнять требования, предъявляемые к сбору и осмыслению информации, а также к созданию текста (суть этих требований также раскрывается в ходе дальнейшего анализа процесса производства массовой информации);

- с позиции будущего: объект действительности, отражаемый в тексте, а следом за ним и сам текст, должны иметь определенную значимость для аудитории, то есть быть актуальным, релевантным и общеполезным.

К сожалению, нередко можно встретить публикации, в которых автор не имел возможности получить точные сведения о событии, поэтому выдумал некие версии о нем. Такой текст не выполняет своей самой элементарной функции – он ни о чем не информирует. Проблемы возникают и тогда, когда журналист выбирает тему, ориентируясь исключительно на свои интересы и потребности, не осведомившись, насколько это важно, нужно и интересно его аудитории. В таком случае текст рискует быть невостребованным. Как видим, необходимость обеспечить единство трех временных состояний процесса создания текста (прошлого, настоящего и будущего) позволяет наметить определенные группы взаимосвязанных требований, предъявляемых к процессу создания текста. Каждая из групп требований будет раскрывать свое содержание более подробно при дальнейшем анализе процесса создания текста.

Изменения любого объекта, в том числе и исследуемого нами понятия «текст», происходят не только во времени, но и в пространстве. Физическое пространство измеряется миллиметрами, сантиметрами, метрами и т. д., а социальное пространство представляет собой некую целостность (в рамках физического пространства), которую можно охарактеризовать с точки зрения ее внутреннего содержания и формы, и с точки зрения его внешнего взаимодействия. Например, в физическом пространстве Россия  расположена в северо-восточной части крупнейшего материка земного шара — Евразии и занимает около трети его территории (31, 5%). Расстояние между крайними северной и южной точками превышает 40° по меридиану, а северная материковая точка удалена от южной на 36, 5°. Это составляет чуть более 4000 км. Характеристикой России в социальном пространстве будет описание всего содержания жизни на этой территории, включая ментальные характеристики проживающего населения, а также описание всех разнообразных внешних связей государства.

Аналогично в социальном пространстве журналистский текст расчленен и, имеет внутренние (семантическая и синтактическая) и внешние (прагматическая) характеристики. Как было описано нами в  главе 1 части 1 учебного пособия, сущность этих характеристик вытекает из предмета и миссии журналистики и является отличительными признаками массовой информации. Теперь же очевидно, что и пространственные характеристики текста также указывают на необходимость обеспечения единства внутренней и внешней сторон текста.

Процесс создания текста как и любой процесс имеет определенный вектор его изменений:

- в социальном пространстве,

- в социальном времени,

- в количестве и качестве.

Вектор изменения в социальном пространстве определяется как изменения от начальной точки процесса, до его целевого результата. Таким образом, направление изменения текста в социальном пространстве будет происходить от выбора темы – к ее раскрытию. Здесь возникает такое требование к тексту как его информационная насыщенность, достаточная для раскрытия заявленной темы. Нередко можно встретить ситуацию, когда сенсационный заголовок и интригующий лид обещают читателю раскрыть самые страшные тайные, ответить на интригующие вопросы. Но по прочтении публикации читатель оказывается разочарованным, потому что, прочитав длиннющий текст, фактической информации на объявленную тему он в нем почти не обнаружил.

Изменения текста с точки зрения количественной направленности выражается, прежде всего, в увеличении его объема. И поскольку между количественными и качественными изменениями, согласно всеобщему закону развития, существует закономерная взаимосвязь, то и в данном случае рост объема текста непременно должен повлечь за собой качественные перемены тексты. Отсюда вытекает закономерное требование: размер текста должен быть адекватен масштабу его целей и соразмерным общему объему СМИ. Для того чтобы проинформировать читателя о событии, достаточно небольшой информационной заметки. А чтобы создать эффект присутствия, понадобится написать более объемный репортаж. Аналитическая статья, раскрывающая суть, причины, последствия произошедшего займет еще больше места. Но и она не может быть безграничной, потому общий объем любого средства массовой информации ограничен.

В тексте также может количественно возрастать какой-либо вид информации. Например, увеличение доли описательной информации по сравнению с долей других видов информации влечет за собой изменение жанра в сторону репортажа или путевого очерка, рост оценочной информации – может привести к созданию художественно-публицистических жанров.

Количественному исчислению в тексте могут быть подвергнуты элементы текста – выводы и факты. И здесь возникают свои требования. Как мы уже говорили, фактов должно быть столько, чтобы они в достаточной степени аргументировали каждый вывод. Недостаточность фактов приводит к неубедительности текста, а их чрезмерное количество – к перенасыщенности информацией, что затрудняет усвоение материала читателем и снижает эффективность его восприятия.

Количество выводов также имеет ограничения, определяемые способностью аудитории к одновременному осмысливанию нескольких идей. Обычно оптимальным считается наличие в тексте 2-3 основных идей, каждая из которых может быть раскрыта через несколько выводов. Если каждая анализируемая идея представляет собой довольно большой комплекс выводов, то текст естественным образом распадается на части (обычно не более 3-5 частей),  каждая из которых имеет свое заглавие. Внутренняя смысловая взаимосвязь частей при этом должна в совокупности представлять основную идею, как правило, обозначаемую в общем заглавии текста.

Согласно, методике П. Сорокина, нам осталось описать направление изменений процесса создания текста в социальном времени. Мы намеренно сделали эту характеристику последней в данном процессе, потому что она, в отличие от остальных оказывается в данном процессе многосоставной. Чтобы позиционировать процесс в социальном времени, необходимо расчленить его на последовательно осуществляемые действия. В нашем случае процесс написания текста можно представить как ряд последовательных действий: выбор темы - сбор информации – ее обработка (осмысление) – написание текста – его редактирование. Каждое действие здесь представляет собой самостоятельный процесс. Так мы получаем процесс в процессе, то есть имеем целый клубок процессов, каждый из которых требует подробного описания по той же методике. Итак, процесс создания текста распадается на следующий ряд процессов.

Процесс выбора темы. Единицей анализа или подлежащим процесса является тема. В социальном времени процесс выбора темы распадается на объект отражения (прошлое процесса), формулирование темы (настоящее процесса), представление темы в редакционном плане выпуска средства массовой информации в соответствии с информационной политикой издания (будущее процесса).

Соответственно такому раскладу вытекают и требования к процессу:

- объект отражения должен иметь место в реальности, то есть не быть выдуманным, потому что журналистика, как было сказано выше при определении ее отличительных признаков как вида деятельности, представляет собой документальное творчество;

- объект отражения должен быть доступным для изучения журналистом с помощью законных и этически безупречных методов его профессиональной деятельности;

- объектом отражения может быть все сущее, однако объект должен находиться в поле массового внимания и понимания аудитории, что вытекает из определенного нами ранее предмета журналистской деятельности.

Эти требования нередко нарушаются в журналистской практике. Некоторые авторы не стесняются откровенно выдумывать события, о которых они пишут, или писать про них без всякого знакомства с произошедшим. И очень часто журналисты считают, что имеют право добывать информацию любым способом, в том числе незаконным и неэтичным, потому что иначе ее и не добудешь, и потому что цель у них благая – проинформировать общество о том, что кто-то скрывает. И, выбирая объект отражения, они не оценивают изначально возможность получения информации о нем  легитимным путем. А это затем порождает для автора весьма проблемные ситуации.

Здесь явно искажается закон взаимосвязи, согласно которому цель определяет, а вовсе не оправдывает средства ее достижения, а значит, неверные средства непременно искажают и цель. Именно поэтому, согласно процессуальным кодексам РФ, к доказательству в суде не принимаются документы, добытые незаконным путем. Вот и получается, что узнать некоторые факты можно как угодно, а доказать их действительность в суде, если это потребуется, представляется возможным только способами, предусмотренными законом. Не раскроешь источники информации, не предоставишь доказательства подлинности факта – и будешь признан виновным в дезинформации. Таким решением законодатель просто сразу уничтожил смысл нарушать закон при добыче информации даже ради самых благих целей.

Да и аудитория СМИ уже давно не принимает на веру все написанное. Если приведенный журналистом факт не имеет ссылки на его конкретный источник, то и доверие этому факту не более чем слухам. Именно поэтому опытные журналисты не берутся за работу, если не могут найти способ подтвердить полученную информацию законным путем. Об этом убедительно написал в своей книге «Секреты журналистского мастерства» один из самых смелых и ответственных журналистов-экспериментаторов Анатолий Рубинов. [32] И особенно он подчеркнул, что у журналистов и в рамках закона поле деятельности насто

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...