Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировая культура и искусство как научная дисциплина. Искусство. Виды, стили искусства.




Основные вопросы:

1. «Мировая культура и искусство» как научная дисциплина.

2. Культура как система знаний.

3. Искусство как явление эстетической культуры.

4. Социальная востребованность знаний в области культуры и искусства.

Методические указания

В рамках данного семинара студенты знакомятся с предметом «Мировая культура и искусство» как учебной дисциплиной, определяют место данной дисциплины в подготовке специалистов по сервису и туризму. Выясняется сущность понятий «культурология», «культура», «мировая культура». Анализируются сферы проявления культуры. Морфология культуры: язык, мифология, этническое, религиозное, эстетическое, нравственное, гуманитарное знание. Изучается многообразие взглядов на культуру отечественных и зарубежных ученых.

Анализируется взаимосвязь понятий "культура" и "искусство", структура искусства и его место в системе культуры. Диалогичность, исповедальность, чувственно-эмоциональная насыщенность искусства. Философия и психология искусства. Кант о бескорыстности незаинтересованности искусства. Прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, ужасное в искусстве. Персонификация в процессе творчества. Художественное обобщение: типизация, идеализация, символичность. Произведение искусства - художественная ценность культуры.

Определяется место науки о культуре и искусстве в системе гуманитарного знания, ее задачи в исследовании культурных процессов современности и в осуществлении культурной политики, подготовки кадров для сферы гостиничного бизнеса и туризма.

Контрольные вопросы

1. В современной культурологии культуру разделяют на «духовную» и «материальную». Правомерно ли разделение этих понятий в отношении искусства?

2. Правильно ли утверждение, что любой артефакт, любой феномен культуры является искусством?

3. Древние греки, помимо архитектуры и скульптуры, также относили к искусству ремесленничество, арифметику и вообще любое дело, выполняемое по соответствующим правилам. Какие из перечисленных видов деятельности относятся к «искусству» в современном понимании?

4. Выдающийся французский художник конца 19 –начала 20 века Анри Матисс своим искусством стремился «дать человеку покой», а картины сравнивал с удобным креслом. Какую функцию искусства иллюстрирует это сравнение? Насколько оно отражает понимание сущности искусства в современной массовой культуре?

5. Появлению каких видов искусства мы обязаны 21 веку?

6. В чем особенности постмодернистской ситуации в искусстве?

7. Почему понимание истории и современного состояния мировой культуры и искусства особенно актуально для специалистов социально-культурного сервиса и туризма?

Самостоятельная работа

1. Добавьте в глоссарий

понятия: культура, эстетика, цивилизация, культурогенез, социогенез, морфология, аксиология, гносеология, семиотика, артефакт,искусство, искусствоведение, стиль искусства, виды искусства: (временные и пространственные, изобразительные, выразительные, зрелищные, простые и синтетические) декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура, живопись, графика, театр, кино, эстрада, цирк, хореография, виртуальное искусство.

2. Подготовьте доклады на тему: «Стили искусства» (по выбору студента); «Виды искусства» (по выбору студента).

Семинар 2.

Первобытная культура.

Основные вопросы:

1. Синкретизм первобытного искусства.

2. Ранние формы религиозных верований.

3. Миф и обряд как формы познания окружающего мира.

4. Искусство в первобытном обществе.

5. Образ человека и зверя в искусстве первобытности.

Методические указания

При работе над данной темой следует рассматривать первобытную культуру, в первую очередь, как традиционный тип культуры. Формирование культуры как универсального механизма самоорганизации общественной жизни. Синкретичный характер первобытной культуры. Этапы развития первобытной культуры (палеолит, мезолит, неолит).

Регулирование отношений в первобытном обществе и возникновение первичных стереотипов поведения. Формы первобытной социализации: первобытные союзы, инициации, утверждение половозрастной иерархии. Тотем и табу – роль в формировании нравственности. Первобытная картина мира. Специфика первобытного мышления – высокая степень слияния индивида и окружающей его природы, мышление по аналогии, объяснение от противного, ссылка на пример. Миф как форма родоплеменного осмысления окружающего мира. Виды мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), антропогонические (о происхождении человека), мифы о культурных героях, об умирающем и воскресающем боге, эсхатологические (о конце мира) и др. Основные точки зрения на происхождение и сущность мифа.

Религия в первобытной культуре. Представление о жизни и смерти. Становление идеи двойственной природы человека (тело – душа). Анимизм. Культ предков, животных, растений, камней, земли, воды, огня и др. Фетишизм, магия, шаманство. Методы психического воздействия шамана на общество. Оргиастический элемент в первобытной культуре. Художественная культура. Концепции происхождения искусства. Миф и обряд. Инсценировка мифа в обряде и возникновение первобытного предтеатрального искусства. Первобытность в современной культуре.

Контрольные вопросы

1. Дайте периодизацию первобытности.

2. Назовите особенности первобытного искусства.

3. Охарактеризуйте мировосприятие архаического человека.

4. Что такое «первобытный синкретический комплекс»?

5. Каковы ранние формы верований?

6. Каковы функции в жизни первобытного общества обрядов инициации? Существуют ли аналоги обрядов сегодня?

7. В чем состоит значение духовного опыта архаической культуры? Какие памятники первобытной эпохи вы знаете?

Самостоятельная работа.

1. Добавьте в глоссарий

понятия: анимизм, антропоцентризм, антропоморфизм, архетип, зооморфизм, тотемизм, фетишизм, магия, палеолит,мезолит, неолит, синкретизм, миф, мифологема, наскальные рисунки, погребения, гробницы, курганы, мегалиты, кромлех, дольмен, менгиры, поселения, городище, крепость.

2. Подготовьте доклады на тему: «Мифология в разных культурах» (по выбору студента); «Памятники первобытности как туристские объекты» (по выбору студента).

Семинар 3.

Культура Древнего Египта

Основные вопросы:

1. Государственное устройство Древнего Египта. Древневосточная деспотия. Сакрализация власти фараона.

2. Древнеегипетская религия и мифология. Заупокойный культ древних египтян и представления о загробной жизни. Религиозная реформа Эхнатона.

3. Литература: поучения и пророчества, светская и религиозная поэзия.

4. Архитектура и изобразительное искусство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...