Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеи А. Гумбольдта о единстве природы. Роль В.В. Докучаева, Л.С. Берга, Н.А. Солнцева в зарождении и становлении ландшафтоведения.




Понятие элементарного природного территориального комплекса (ПТК - фации). Изначальные условия образования.

Природный территориальный комплекс (ПТК) - совокупность взаимосвязанных природных компонентов (морфолитогенной основы, воздушных масс, природных вод, растит и жив мира), образующих территориальное ландшафтное единство (Н.А.Солнцев, 1950-е)

ПТК - безразмерное понятие, т.е. принято для обозначения ландш объектов любой размерности: локальной, региональной и планетарной.

Географическая фация – элементарный (неделимый) ПТК, определенный набор взаимодействия субстрата, воздуха, воды, растительности, животного мира (предложен Л.С. Бергом). Особенность элементарного ПТК – нет внутренних причин, ограничивающих его размеры.

Условия образования:

-Один минеральный субстрат

-Угол наклона рельефа примерно одинаков

- Экспозиция склона одна

Порода, рельеф, микроклимат, водное питание, водный режим, растительность, почвы, микроорганизмы сопряжены и все влияют друг на друга, но не все равноправны.

Объект и предмет исследования ландшафтоведения.

Ландшафтоведение – наука о ландшафтной оболочке Земли и ее структурных эл-тах, а также о взаимосвязях в природ геосистемах.

Объект – ландшафтная оболочка Земли и ее структурные составляющие – природные и природно-антропогенные ландшафты.

Предмет - межкомпонентные связи в ландш оболочке.

Ландшафтная оболочка – место трансформации солн энергии в различные виды земной энергии, среда наиболее благоприятная для развития жизни, которая представляет собой тонкий приповерхостный слой в самом сердце геогр оболочки и находящийся на стыке гидросферы, литосферы, биосферы и атмосферы, в месте где происходит активный энерго- и массообмен между оболочками. Нижн граница – зона проникновения вглубь ЗК процессов гипергенеза под воздействием атмосферы, гидросферы и живых организмов. Верхн граница – это первые сотни метров, где наибольшее скопление водяного пара, продуцируемого ландшафтом аэрозоли твердых и жидких веществ, основная масса живых организмов аэробиосферы.

Ф-ции л-та:

1) Установление законов и закономерностей пространственно-временной организации л.о. Земли

2) Ландшафтный прогноз как часть соц-эк геогр с целью обеспечения устойчивого развития

3) Обоснование оптимизации территориальной организации общества путем решения региональных геоэкологических проблем и природопользования

4) Л-е выступает теоретической основой региональной геоэкологии

Основные направления и методы изучения ландшафта.

1) Структурно-генетическое - уч-е о морфологической структуре ландшафта (Солнцев,Геренчук,Исаченко). Объект изучения - элемент геосистемы – фации.

Описывают, как устроен объект. Метод - картографический - отражение структуры. 2) Эволюционное - основано на базовых принципах палеогеографии: историзма; принцип взаимосвязей эволюционных и конкретно территориальных подходов; гетерохронности ландшафтов. Метод спорово-пыльцевого анализа, радиоуглеродный. (Величенко,Веклич,Николаев)
3)Функционально-динамическое - исследует временную и пространственную организацию ландшафта, вертикальные и горизональные связи в геосистемах (Солнцев). Принцип хроноорганизации - процессы разной длительности харак-ся кач-венным своеобразием, приводящим к возникновению в объектах новых св-в. Методы- геофизика(энергии) и геохимия.

4) Прикладное соц-ориентированное - учение об антропог и культ ландш, ландш экологии, этнокультур ландш-я. Направ ландов - агропроизводственные (Бураков,Николаев), гидромелиоративное(Дьяконов,Емельянов). Математические методы

Антропогенное (Ландш экология) - Мильков, Николаев, Ретеюм;

Этнокультурное (Веденин, Рагулина, Калуцков)

Западные школы

США – классическая ландш экология с опорой на пространственный фактор, т.к. местообитание сильно влияет на жизнеспособность популяций. Классическое л-е К.Зауэр, Р. Хартшорн, Д.Стэмп.

Зап европа- в условия частной собств, планирование угодий, классическое л-е- Гумбольдт, единство природы. Риттер-герм

Фр-пейзажное л-е. Страноведение-Э. Реклю. Геогр чел-Видаль де ля Блаш

К. Тролль (1899 – 1975) считал ландшафт природным комплексом, имеющим естественные границы и сложное внутреннее строение, наметил следующие разделы учения о ландшафте: морфология (система единиц разных порядков); экология или физиология; типология; хронология (изучение изменения ландшафтов под влиянием деятельности человека); уход за ландшафтом, формирование ландшафта. экологии ландшафта. (в те годы ГДР) в 60-х годах. в работах Э. Неефа (1974), который предложил различать три уровня ландшафтных исследований: топологический, хорологический, геосферный (планетарный). В послевоенные годы ландшафтные исследования в Польше (Е. Кондрацки), Чехословакии (Я. Дрдош, Я. Демек), Болгарии (П. Петров), Венгрии (Ш. Мароши). Основные направления этих работ – составление ландшафтных карт, оценка ландшафтов для целей сельского хозяйства, рекреации, охраны природы. С 60 – 70-х гг. ландшафтно-экологическим исследованиям. Для Западной Европы в целом характерно усиление процесса интеграции национальных ландшафтно-экологических школ. В связи с появлением во второй половине XX века глобальных проблем в области охраны окружающей среды и необходимости их решений в тесном сотрудничестве ученых разных стран, в 1982 г. была организована Международная Ассоциация ландшафтной экологии

 

Место ландшафтоведения в системе географических наук. Чем ландшафтоведение отличается от климатологии, гидрологии, ботанической географии, зоогеографии?

Каждая наука внесла вклад в развитие ландшафтоведения. Ландшафтоведение - синтезирующая комплексная наука, теория географической науки, кот изучает территориальные и аквальные(озерные) геосистемы различных размерностей как составные части геогр оболочки земли.

От климатологии-не просто климат, а география климата в их временной динамике, мб воздействие климата на л-т.

От гидры - не просто водн объекты, а закономерности их строения, использование и антропогенные изменения гидрологического режима, место водных объектов в л-ой стр-ре.

Ботаническая география - не просто раст, а закономерности распределения видов раст по пов-ти

Идеи А. Гумбольдта о единстве природы. Роль В.В. Докучаева, Л.С. Берга, Н.А. Солнцева в зарождении и становлении ландшафтоведения.

А.Гумбольдт (1769-1859) – немецкий географ-энциклопедист, путешественник, основоположник учения о природной зональности. В числе земных сфер впервые выделил жизнесферу и интеллектуальную сферу, предвосхитив учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Г. подчеркивал единство и связь всего в природе.

В.В.Докучаев(1846-1903) глубоко осознавал необходимость создания синтезирующей науки о земной природе, хоз-ве и человеке. Призывал изучать «Всю единую, цельную, нераздельную природу, а не отдельные её части». Первый научный труд по л-ю- «Наши степи прежде и теперь» (1892)

По проекту Докучаева создан культурный агроландшафт Каменной степи (Воронежская обл.)

Л.С.Берг(1876-1950)-автор одного из первых определений л-та как местности, в кот хар-р рельефа, климата, раст покрова, жив мира, населения и культуры человека сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении ландшафтной зоны Земли. Создатель первого ландшафтно-географического районирования России(1913) и монографической сводки о ландш зонах СССР (1930-1952), родоначальник регионального ландшафтоведения. Академик, президент Всесоюзного географического общества.

Н.А. Солнцев(1902-1991)-основатель московской ландш-геогр школы, лидер отечественного л-я 50-70-х годов 20 века. Автор: учения о морф стр-ре ландш, учения о прир компонентах л-та и их роли в проц ландшафтогенеза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...