Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- в количестве и качестве. - уникальности или повторяемости;. - прерывности или пульсации;. - линейности - нелинейности, цикличности и вариантного повторения.




- в количестве и качестве.

Чтобы описать изменение процесса в социальном времени, необходимо расчленить его на последовательно осуществляемые действия. В нашем случае процесс написания текста можно представить как ряд последовательных действий: выбор темы - сбор информации – ее обработка (осмысление) – написание текста – его редактирование. К каждому этапу также можно сформулировать требования. Выполнение их должно осуществляться в строгой последовательности соответствующих этапов. Такая методика позволит не пропустить какие-либо важные моменты.

Вектор изменения процесса в социальном пространстве определяется как изменения от начальной точки процесса до его целевого результата. Это означает, что необходимо сразу определить цель процесса, что существенно повлияет на качество его реализации. Например, направление изменения текста в социальном пространстве будет происходить от формулировки темы к ее раскрытию. Цель - раскрыть тему сразу порождает итоговое требование достаточной информационной насыщенности текста. Отсутствие четко осознаваемой цели снижает шансы журналиста ее достичь.

Направление изменения процесса в количественном отношении непременно ведет за собой и качественные изменения. Например, объем текста напрямую связан с его качественными характеристиками. Для того чтобы проинформировать читателя о событии, достаточно небольшой информационной заметки. А чтобы создать эффект присутствия, понадобится написать более объемный репортаж. Аналитическая статья, раскрывающая суть, причины, последствия произошедшего, займет еще больше места. Но и она не может быть безграничной, потому что общий объем любого средства массовой информации ограничен. Отсюда вытекает закономерное требование: размер текста должен быть адекватным масштабу его целей и соразмерным общему объему СМИ.

И наконец, любой процесс, согласно методике П. Сорокина, может быть охарактеризован с точки зрения его:

- уникальности или повторяемости;

- прерывности или пульсации;

- линейности - нелинейности, цикличности и вариантного повторения.

Такие характеристики позволяют подчеркнуть типичные и отличительные черты процессов и объяснить их происхождение.

Процессы, происходящие в журналистике, относятся к разряду социальных и, следовательно, могут быть описаны в соответствии с названными характеристиками. Это позволит четко представить их суть и отличительные качества от аналогичных процессов, происходящих в других сферах деятельности. А также позволит объяснить природу взаимовлияния элементов внутри системы «Журналистика», определит проблемные зоны и, следовательно, поможет сформулировать объективные требования к каждому процессу, соблюдение которых обеспечит системе ее устойчивое функционирование и развитие.

Данная методика основана на системном подходе и системном анализе журналистики, благодаря чему способна обеспечить наибольшую полноту и целостность системы профессиональных требований.

Итак, первая взаимосвязь элемента «производители» с элементом «массовая информация» представляет собой процесс создания журналистских текстов. Однако этот процесс распадается на целый ряд последовательных процессов, каждый из которых необходимо проанализировать по описанной выше методике.

Процесс выбора темы. Единицей анализа, или подлежащим процесса, является тема. В социальном времени процесс выбора темы распадается на объект отражения (прошлое процесса), формулирование темы (настоящее процесса), представление темы в редакционном плане выпуска средства массовой информации в соответствии с информационной политикой издания (будущее процесса).

Соответственно такому раскладу вытекают и требования к процессу:

- объект отражения должен иметь место в реальности, то есть не быть выдуманным, потому что журналистика, как было сказано выше при определении ее отличительных признаков как вида деятельности, представляет собой документальное творчество;

- объект отражения должен быть доступным для изучения журналистом с помощью законных и этически безупречных методов его профессиональной деятельности;

- объектом отражения может быть все сущее, однако объект должен находиться в поле массового внимания и понимания аудитории, что вытекает из определенного нами ранее предмета журналистской деятельности.

Эти требования нередко нарушаются в журналистской практике. Некоторые авторы не стесняются откровенно выдумывать события, о которых они пишут, или писать про них без всякого знакомства с произошедшим. И очень часто журналисты считают, что имеют право добывать информацию любым способом, в том числе незаконным и неэтичным, потому что иначе, дескать, ее и не добудешь. Они также оправдывают себя тем, что цель-то у них благая. Выбирая объект отражения, они частенько не оценивают изначально возможность получения информации о нем  именно легитимным путем. А это затем формирует для автора весьма проблемные ситуации.

Здесь явно искажается закон взаимосвязи, согласно которому цель определяет, а вовсе не оправдывает средства ее достижения, а значит, неверные средства непременно искажают и цель. Именно поэтому, согласно процессуальным кодексам РФ, к доказательству в суде не принимаются документы, добытые незаконным путем. Вот и получается, что узнать некоторые факты можно как угодно, а доказать их действительность в суде, если это потребуется, представляется возможным только способами, предусмотренными законом. Не раскроешь источники информации, не предоставишь доказательства подлинности факта – и будешь признан виновным в дезинформации. Таким решением законодатель просто сразу уничтожил смысл нарушать закон при добыче информации даже ради самых благих целей.

Да и аудитория СМИ уже давно не принимает на веру все написанное. Если приведенный журналистом факт не имеет ссылки на его конкретный источник, то и доверие этому факту не более чем слухам. Именно поэтому опытные журналисты не берутся за работу, если не могут найти способ подтвердить полученную информацию законным путем. Об этом убедительно написал в своей книге «Секреты журналистики» один из самых смелых и ответственных журналистов-экспериментаторов Анатолий Рубинов[39]. И особенно он подчеркнул, что у журналистов и в рамках закона поле деятельности настолько широко, насколько широки могут быть интересы и потребности его аудитории, если, конечно, он осознает свое предназначение как социального корреспондента.

Рубинов приводит длинный ряд возможной социальной проблематики, показывая, как можно сформулировать тему будущего выступления. Очевидно, что и к формулированию темы предъявляются определенные требования:

- выбранный аспект темы должен быть актуальным для аудитории;

- формулировка темы должна заинтересовать читателя;

- будучи хорошо разработанной, тема должна удовлетворить какие-либо потребности аудитории.

Проблема актуальности имеет философский статус и применительно к тематике журналистских выступлений требует отдельного рассмотрения, что будет сделано нами в разделе «Актуальность как онтологический принцип журналистики».

Требование релевантности тематики СМИ порождает необходимость маркетинговых исследований, которые редакции проводят для изучения интересов и потребностей своей аудитории. Игнорирующие эту работу редакции вынуждены ориентироваться только на профессиональное чутье своих сотрудников. Но оно может и подвести, не говоря уже о том, что не у всех оно вообще есть.

Процесс выбора темы в социальном пространстве с точки зрения его внутреннего содержания представляет собой определение тематического аспекта, в который включен интересующий нас объект действительности, и жанра, с помощью которого данное тематическое содержание может быть раскрыто наилучшим образом. Отсюда вытекает ряд требований:

- тема не должна быть слишком широкой или узкой при соотнесении ее с объектом исследования;

- формулировка темы конкретизируется определением целей автора;

- для достижения предполагаемых целей разрабатывается план необходимых и реально возможных действий на всех стадиях подготовки текста;

- определяется предположительно возможный жанр будущей публикации;

- определяется время, необходимое для осуществления данной работы, а также другие непременные условия.

Отсутствие реализации какого-либо из названных требований порождает проблемы на дальнейших стадиях работы над текстом. Так, тема, неадекватная по объему объекту действительности, грозит породить неоправданное многословие и банальность рассуждений (при непомерном расширении темы) либо проблемы с информационной насыщенностью текста (при зауженности темы) и как следствие их – непонятность текста.

Отсутствие изначально осознаваемых целей вообще не дает возможности определить границы темы, действия для ее разработки, жанр и, конечно, время, необходимое для работы. Разумеется, цели, а за ними и все остальное, могут измениться в процессе разработки темы. Уточненная или совсем новая тема потребует и нового плана действий.

Без плана работы нельзя оценить возможность разработки темы, сроки и условия работы. А без этого нельзя внести публикацию в редакционный план с достаточной гарантией его реализации.

Заранее планируемый жанр ориентирует автора своими требованиями на всех этапах работы над текстом.

С точки зрения внешних характеристик процесс выбора темы предполагает соотнесение ее с интересами и потребностями аудитории, а также определение такой степени ее разработки, которая была бы понятна предполагаемой аудитории. Кроме того, выбранная тема должна быть вписана в информационную политику издания, в котором будет публиковаться текст.

Понятно, что для достижения таких качеств необходимо знать не только интересы и потребности своей аудитории, но и ее основные социальные характеристики, которые позволяют предположить ее способность к восприятию информации. Для этого также требуются специальные исследования аудитории СМИ.

А чтобы органично вписать выбранную тему в общую информационную политику издания, такую политику надо иметь разработанной в соответствии с заявленными целями издания. Об этих процессах речь пойдет ниже.

Вектор изменения процесса выбора темы в социальном времени показывает, что данный процесс может быть разделен на ряд последовательных действий:

- определение объекта отражения;

- определение ракурса его отражения;

- определение целей будущего текста;

- формулирование темы в соответствии с целями автора и информационной политикой издания;

- разработка плана действий по раскрытию темы и по времени их осуществления.

К каждому этапу работы можно сформулировать свои требования, что уже частично сделано нами выше. К сказанному можно добавить, что определение целей текста включает предположение о возможных функциях текста и силе влияния на аудиторию. Думать о последствиях своих действий журналист обязан еще на стадии выбора темы выступления, чтобы как можно более точно реализовать желаемые замыслы.

Направление изменений процесса в социальном пространстве предполагает интегрированность всех названных этапов в единое целое - от выбора объекта до планирования времени сдачи материала редактору. Это единство обеспечивает преемственность этапов работы и развитие запланированного качества процесса от этапа к этапу. Так, если объект отражения и цели выбраны в соответствии с потребностями аудитории и информационной политикой издания, план разработки темы включает действия, не противоречащие закону и этике, а темпы работы соответствуют редакционным планам периодического издания, то можно говорить о том, что выбор темы удачен и обеспечивает условия для ее дальнейшей разработки.

Количественные изменения в процессе выбора темы касаются определения размера текста, адекватного поднимаемой в нем теме, и времени работы над ним. Размер текста зависит от сложности обсуждаемых в нем проблем и от размеров площади, которые данное СМИ может отвести на эту тему. Время планируется в соответствии с планом реализации темы, периодичностью издания и графиком его выпуска. Как видим, количественные характеристики зависят от планируемых качеств текста и, будучи реализованными, проявляют эти качества в реальности.

Когда процесс выбора темы полностью завершен, наступает следующая стадия работы над текстом.

Процесс сбора материала. Единицей его анализа является информация об объекте.

Позиционирование процесса в социальном пространстве выдвигает требование собирать структурную (внутреннюю) и относительную (внешнюю) информацию об объекте описания. Нарушение этого, уже много раз описанного нами требования, к сожалению, нередко обнаруживается в современных журналистских текстах. Можно встретить публикации, где подробно рассказывается, например, о том, как некая замечательная организация успешно реализовала огромное количество разных полезных дел (внешняя информация), но ни слова не сказано о том, что собой представляет этот доблестный коллектив: сколько народу в нем работает, кто такие эти люди и какими качествами обладают (внутренняя информация). И у читателя интуитивно возникает сомнение в том, что описанные деяния вообще могли произойти. Чтобы избежать таких проблем, процесс сбора информации должен обеспечиваться журналистом в полном объеме.

Позиционирование этого процесса в социальном времени означает, что нужно найти факты, относящиеся к теме (прошлое), задокументировать их должным образом (настоящее) и при изложении в тексте указать ссылки на источник полученной информации (будущее). Такие задачи выдвигают требование к профессионалам собирать все факты, которые касаются объекта исследования, не осуществляя при этом их произвольной селекции (отбора). Иногда журналист еще до сбора фактического материала формулирует некую гипотезу и отправляется за фактами, ее подтверждающими. Заданная цель заставляет обращать внимание на все, что соответствует его изначальному предположению, и упускать из виду или просто игнорировать другие сведения, которые не вписываются в его концепцию. В результате автор находит-таки подтверждение своим идеям, но нарисованная им картина может оказаться очень далекой от истинной. У настоящего исследователя выводы логически вытекают из всей совокупности фактов, а не притягиваются «за уши» к произвольно отобранной информации.

Собранные факты должны иметь подтверждение. В качестве него могут выступать аудио- или видеозаписи, фотографии, документы (подлинники или заверенные копии), свидетели. Если ничего этого обеспечить журналисту не удается, то и возможности доказать подлинность факта у него нет. Сегодня весьма распространена практика печатать любые сведения, которые не только не имеют документального подтверждения, но и вообще не проверялись журналистом. Услышал – и написал. Читатели называют такие газеты сплетницами, что совершенно справедливо. Ведь журналист, согласно Закону о СМИ, обязан проверять факты, которые ему стали известны, а если он этого не делает, то из профессионала пера он превращается в разносчика слухов.

Факты, которые имеют документальное подтверждение, можно считать правдивыми, то есть соответствующими действительности. Это требование сформулировано в Законе РФ «О СМИ», и за его нарушение журналист несет ответственность как в гражданском, так и в уголовном порядке. Читатель не обязан верить журналисту, что называется, на слово - такое доверие еще надо заслужить. Конечно, авторитетные имена в российской журналистике всегда были и есть. Но они стали таковыми именно потому, что в публикациях этих профессионалов обязательно есть ссылки на авторитетные для читателя источники информации. Эти ссылки и дают основания для доверия автору.

Направлением изменения процесса сбора информации во временном отношении будет его деление на три последовательных этапа: поиск источников информации – использование различных методов получения сведений - документирование полученных сведений различными способами. Используемые источники, методы сбора информации и способы ее документирования должны обеспечивать (насколько это возможно на стадии сбора информации) сущностные качества массовой информации. Например, для получения объективной информации нельзя воспользоваться единственным, или некомпетентным, или скрытым  источником информации. А для получения оперативной информации бессмысленно будет прибегать к письменным запросам, ответы на которые, согласно законодательству, готовятся от трех до семи дней.

Направление изменения процесса сбора информации в социальном пространстве означает, что все последовательно осуществляемые процедуры при сборе информации должны привести к тому, что у журналиста на руках окажется набор документально подтвержденных фактов, добытых законным путем, достаточный для аргументации всех тезисов, которые он планирует сформулировать в своей публикации. Требование предоставлять достаточную аргументацию каждому тезису обеспечивает убедительность текста, повышает эффективность его влияния на аудиторию, усиливает действенность выступления. Несоблюдение этого требования ведет к потере автором доверия читательской аудитории и падению его авторитета в ее глазах.

Направление количественных изменений в процессе сбора информации выявляет ту же зависимость между количеством фактов и таким качеством текста, как убедительность: необходимо собирать и проверять столько фактов, сколько требуется для доказательства выдвигаемых тезисов. Количество разнообразных источников, подтверждающих достоверность фактов, также увеличивает степень убедительности.

Реализовав все вышеописанные необходимые действия, журналист решает первую задачу на пути создания текста – получает необходимую информацию. И далее приступает к решению следующей задачи – процессу осмысления полученной информации. Единицей анализа этого процесса является собранная информация.

Ее позиция в социальном времени определяет следующие требования. Собранной информации (прошедшее время в данном процессе) должно быть достаточно для построения логических цепочек анализа (настоящее время), а полученные выводы должны быть понятными и в достаточной степени аргументированными для аудитории (будущее время).

Позиция собранной информации в социальном пространстве требует ее полноты, то есть характеристики внутренней структуры описываемых в тексте объектов и их внешних связей. Заявленная тема должна быть раскрыта полностью.

Пространственное направление процесса осмысления информации предполагает движение от разрозненных фактов к их журналистскому обобщению. Для этого необходимо оценить значение каждого факта с точки зрения его значимости (существенный, второстепенный) и сделать выводы, аргументированные в достаточной степени имеющимися соответствующими фактами. Выводы необходимо связать между собой в соответствии с логическими правилами мышления и сформировать логическую схему или план будущего текста. Необходимо помнить, что процесс осмысления фактов распадается на три уровня: обыденное обобщение, теоретическое обобщение и журналистское обобщение как синтез двух предыдущих.

Временное направление процесса осмысления фактов представляет собой последовательно осуществляемые операции: эмпирическое обобщение фактов, поиск теоретического обоснования описываемых явлений и сопоставление эмпирического и теоретического обобщения, необходимого для окончательного вывода автора. (Эти процедуры описаны нами в первой части пособия – глава 1, тема «Методологические функции журналистики»).

Направление количественных изменений процесса осмысления фактов проявляется в увеличении числа выводов, что ведет к качественным изменениям, обеспечивая более глубокий уровень анализа явления. Однако количество выводов должно быть оптимальным для раскрытия заявленной темы и соответствовать возможностям успешного усвоения их читателем.

После реализации всех описанных действий можно говорить о том, что решена еще одна задача по созданию текста – информация осмыслена. Теперь необходимо сформулировать все осмысленное, то есть написать текст. Это также самостоятельный процесс – процесс написания текста, единицей которого будет осмысленная информация.

Ее позиционирование в социальном времени предполагает, что осмысленная информация (прошлое) должна быть отражена в тексте (настоящее) и успешно усвоена аудиторией (будущее). Совокупность этих этапов выдвигает следующие требования:

- осмысленная информация должна быть точно отражена в тексте;

- текст должен полностью раскрывать заявленную тему;

- текст должен быть понятен аудитории;

- изложение содержания должно быть интересным, чтобы аудитория захотела с ним ознакомиться.

Требования пространственного позиционирования выражаются в необходимости сформировать содержание текста и облечь его в адекватную ему форму. Здесь актуальны следующие требования:

- необходимо обеспечить наличие всех видов информации (дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной) в тексте;

- пропорции присутствия разных видов информации в тексте определяются целями текста и выбранным жанром;

- в тексте должно быть обеспечено единство семантической, синтактической и прагматической сторон;

- выбранный жанр должен наилучшим образом раскрывать все богатство содержания текста.

Временное направление изменения в процессе написания текста разделяет процесс на ряд последовательных этапов: формирование композиционной идеи построения текста на основе выбранного жанра - воплощение логической схемы или плана раскрытия темы, сформированных на стадии осмысления собранного материала, в композиционную идею текста – воплощение задуманной композиции в текст. Отсюда вытекают следующие требования:

- необходимо сформировать композиционную идею текста, полноценно используя при этом особенности выбранного жанра;

- композиционная идея должна органично вписывать в себя логическую схему или план текста;

- кроме использования типовых композиционных приемов автору необходимо проявить творческий подход к выбору композиционной идеи текста и обеспечить ее оригинальность.

Пространственное направление изменения в процессе написания текста идет от подбора слов с нужным для выражения мысли значением к формулированию предложений, которые далее увязываются в абзацы и постепенно составляют готовый текст. Отсюда выдвигаются требования точного использования лексического значения слов, соблюдения норм их семантической сочетаемости и стилистических норм. Особое значение имеет умение использовать выразительные средства русского языка.

Количественные изменения в процессе создания текста выражаются в постепенном росте его объема. И здесь актуально требование соразмерности темы, глубины ее анализа и объема текста. Необходимо соразмерять объем текста с общим объемом рубрики, в которой планируется публикация текста, и объемом издания в целом.

В тексте может количественно возрастать какой-либо вид информации. Например, увеличение доли описательной информации по сравнению с долей других видов информации влечет за собой изменение жанра в сторону репортажа или путевого очерка, рост оценочной информации может привести к созданию художественно-публицистических жанров.

Количественному исчислению в тексте могут быть подвергнуты элементы текста – выводы и факты. И здесь возникают свои требования. Как мы уже говорили, фактов должно быть столько, чтобы они в достаточной степени аргументировали каждый вывод. Недостаточность фактов приводит к неубедительности текста, а их чрезмерное количество – к перенасыщенности информацией, что затрудняет усвоение материала читателем и снижает эффективность его восприятия.

Количество выводов также имеет ограничения, определяемые способностью аудитории к одновременному осмысливанию нескольких идей. Обычно оптимальным считается наличие в тексте 2-3 основных идей, каждая из которых может быть раскрыта через несколько выводов. Если каждая анализируемая идея представляет собой довольно большой комплекс выводов, то текст естественным образом распадается на части (обычно не более 3-5 частей), каждая из которых имеет свое заглавие. Внутренняя смысловая взаимосвязь частей при этом должна в совокупности представлять основную идею, как правило обозначаемую в общем заглавии текста.

И наконец, написанный текст необходимо отредактировать. Это последний процесс при создании текста – процесс редактирования текста. Его единицей анализа является написанный текст, качество которого требуется улучшить путем редактирования. Здесь требуется, согласно позиционированию процесса во времени, завершить все вышеназванные процессы (прошлое) путем редактирования текста (настоящее) таким образом, чтобы готовое произведение (будущее) полностью соответствовало всем сущностным характеристикам массовой информации. Можно сказать, что надо исправить все ошибки, допущенные на предыдущих этапах создания текста. А это значит, что надо ориентироваться на все требования, предъявляемые к каждому из описанных процессов.

Позиционирование редактируемого текста в социальном пространстве означает, что мы должны выполнить смысловую редактуру текста и корректорскую правку, в задачи которой входит внешнее оформление текста (орфографическая, синтаксическая и стилистическая правка).

Направление изменения процесса редактирования текста в социальном времени определяет последовательные этапы редактирования: смысловая правка текста – композиционное корректирование – стилистическое корректирование.

Направление изменения процесса редактирования текста в социальном пространстве предполагает, что все три этапа правки будут производиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к массовой информации и ее конкретному жанру.

Количественные характеристики правки напрямую связаны с качественными: чем меньше ошибок останется в тексте, тем выше будет его качество.

В зависимости от качества первоначально написанного текста могут быть использованы разные виды правки, каждая из которых имеет определенные цели и выполняется в соответствии со своей технологией, описываемой в курсе дисциплины «Редактирование журналистских текстов».

Мы завершили структурное описание первого процесса в системе «Журналистика», который связывает между собой два элемента - производителей массовой информации и массовую информацию. Теперь необходимо охарактеризовать качества данного процесса как целого.

Как правило, все операции, составляющие этот процесс, совершаются журналистом индивидуально (за исключением случаев коллективного авторства). И только на последнем этапе текст редактируется кроме автора еще редакторами и корректорами. Индивидуальный характер делает творческий процесс по созданию текста уникальным процессом, однако, не во всех его составляющих.

В нем есть много повторяющихся моментов. Начнем с того, что сам процесс создания текста регулярно повторяется в жизни журналиста. Кроме того, мы определили, что любой текст как единица процесса имеет координаты и направление изменения в социальном времени и пространстве, из которых вытекают общие требования, применимые к любому тексту и эпизоду его создания (см. табл. 1). Мы также обнаружили, что процесс не является монолитным и имеет постоянные составляющие. Например, создание любого самого уникального текста требует сбора, осмысления информации, изложения результатов осмыслений в тексте и редактирования готового текста.

Таким образом, уникальность каждого текста и процесса его создания происходит в рамках общих закономерностей регулярно повторяющегося процесса. Вот отсюда и формируется отличительная особенность журналистского текста и процесса его создания, которая заключается в том, что он насколько оригинален, настолько же и стандартен. Оригинальность сближает его с художественными текстами, а стандартность – с официально-деловыми. Такой текст легко и быстро воспринимается аудиторией, отчего за ним и закрепилось название литературы, читаемой на бегу.

Повторяемость процесса создания текста имеет линейный характер, когда речь идет о неизменных его составляющих. Но в этом повторении нет жесткой заданности. Например, сбор информации можно осуществлять всякий раз по-разному, не говоря уже о неограниченном разнообразии подбора речевых средств и их композиции для написания текста. Это делает процесс похожим на сборку конструктора, когда из одних и тех же частей можно собрать совершенно разные фигуры. Такие качества процесса позволяют назвать его вариативно повторяющимся. Это определение снимает сразу все противоречия между уникальностью и повторяемостью процесса создания текста и делает понятным расхожее в журналистской среде выражение: научить писать журналистские тексты невозможно, можно только научить, как это делать нельзя. Иначе говоря, нельзя научить уникальному, но можно повторяющемуся.

Как видим, проделанная нами процедура анализа процесса позволяет взаимоувязать качественные характеристики элементов системы «Журналистика» с качественными характеристиками процессов их взаимодействия (см. табл. 1). Это делает систему целостной, устойчиво и эффективно функционирующей. Отсюда очевидна необходимость продолжить анализ процессов взаимосвязи элементов.

Следующий процесс в структурном анализе системы «Журналистика» отражает связь двух других элементов - массовой информации и СМИ. Он называется процессом создания средств массовой информации. Егоможно разделить на два взаимосвязанных процесса:

- содержательный - процесс создания СМИ как содержательного канала, который служит для передачи массовой информации массовой аудитории;

- организационно-технический - процесс организации работы редакции, направленный на выпуск СМИ.

Единицей первого процесса является СМИ. Отражая процесс  в социальном времени, можно сказать, что происходят следующие действия: готовые тексты (прошлое процесса) формируют целостный номер издания (настоящее процесса), ориентированный на определенную аудиторию (будущее процесса). Поскольку СМИ выходят с определенной периодичностью, то и данный процесс регулярно повторяется, образуя тем самым единый, хотя и расчлененный на части процесс выпуска издания. Отсюда формируются требования к целостному непрерывному процессу выпуска СМИ.

Длительный процесс, естественно, должен иметь стратегию своего действия. Таковой выступает концепция издания, в которой определяются все его типологические признаки в совокупности, разрабатываются тематическая и графическая модели. Каждый номер или программа выпускается в соответствии с этой общей стратегической концепцией, дополненной оперативным планированием, которое отражает потребности конкретного момента выпуска номера или программы.

К сожалению, далеко не все редакции имеют стратегические концепции, поэтому нередко номера их изданий или программ представляют собой набор случайных текстов, не претендующих на достижение в своей совокупности каких-либо определенных целей и тем более на создание полной и адекватной реальности картины мира, отраженной в соответствии с типом СМИ. Такая деятельность далека от профессиональной миссии журналистики. У аудитории этих изданий не формируется потребность постоянного обращения к ним для получения какой-то определенной информации, потому таким изданиям, скорее всего, уготована судьба краткосрочных проектов.

Процесс содержательного создания СМИ в социальном пространстве предполагает единство внутреннего содержания СМИ и его внешних отношений с аудиторией. Формирование внутреннего содержания СМИ следует рассматривать с двух точек зрения - стратегической (совокупность номеров СМИ) и тактической (каждый отдельный номер СМИ). Стратегический процесс при формировании номеров подчинен информационной политике издания. Здесь сходятся интересы всех, кто реально влияет на содержание издания: информационная политика государства, цели учредителя, издателя, собственника, гл. редактора, коллектива редакции, журналиста как автора текстов, а также информационные потребности и интересы аудитории. Информационная политика издания выражается в системе проблемно-тематических направлений (разделы, рубрики), зафиксированной в стратегической тематической модели издания и соответствующей ей графической модели издания. Умение сочетать потребности всех вышеназванных заинтересованных сторон – обязательное требование к процессу формирования информационной политики издания.

Тактический процесс предполагает формирование отдельного номера СМИ: из различных текстов - к целостному номеру, органично вписанному в общую информационную политику издания.

Внешние взаимоотношения СМИ с его аудиторией предполагают не только учет интересов и потребностей последней при выработке и реализации информационной политики издания, но и постоянную обратную связь с аудиторией, чтобы оценивать реакцию читателя на деятельность СМИ. Отсюда вытекает требование организации обратной связи с читателем как непременного условия успешного развития СМИ.

Направление изменения процесса содержательного создания СМИ в социальном пространстве предполагает относительно отдельного номера создание некоего единства первоначально не связанных между собой текстов. Это единство также обеспечивается на основе тематической и графической моделей СМИ, выражающих общую информационную политику.

Направление изменения процесса содержательного создания СМИ в социальном времени представляет собой последовательность действий по формированию номера: отбор текстов для номера – распределение их по полосам – верстка полос. Все это отдельные процессы, которые также должны быть проанализированы по используемой нами методике анализа процессов.

Позиционирование процесса отбора текстов для номера в социальном времени (наличие текстов - их отбор - восприятие аудиторией), и социальном пространстве (внутреннее содержание номера и его взаимодействие с аудиторией) предполагает, что отбор должен производиться в соответствии со стратегической тематической моделью издания, которая изначально выстраивается с учетом потребностей аудитории в тематическом и жанровом разнообразии текстов в каждом номере. Под тематическим разнообразием можно понимать не только разные темы публикаций, но и разные проблемные аспекты тем, а также географическое разнообразие отражаемых объектов.

Кроме того, необходимо сочетать публикацию материалов, предназначенных как для всей аудитории издания, так и для различных ее групп. Конечно, каждый номер кроме заблаговременно запланированных публикаций также непременно должен содержать и материалы оперативного характера в соответствии с периодичностью издания, иначе оно не сможет реализовать свою журналистскую миссию оперативного информационного обеспечения жизни людей.

Важной проблемой является эмоциональная насыщенность каждого номера издания. Если он получится перегруженным негативной информацией, то будет оказывать угнетающее влияние на эмоционально-психологическое состояние аудитории. Именно поэтому рекомендуется при формировании номера издания дополнительно обращать внимание на процентное соотношение критических и позитивных публикаций (идеальная пропорция – 38: 62).

С точки зрения организации широкой площадки для коммуникации номер СМИ должен также иметь разнообразный авторский состав: журналисты, эксперты, руководители, специалисты из разных с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...