Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Народы Ганы в доколониальное время

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга выходит в серии «История стран Африки», которую издает Институт Африки АН СССР.

6 марта 1957 г. была провозглашена независимость английской колонии Золотой Берег. Это была первая европейская колония в Тропической Африке, добившаяся политической независимости. Новое государство стало называться Гана — по имени средневекового раннегосударственного образования, существовавшего в Западной Африке приблизительно с конца III по XIII в. Выдвигалось предположение, что некоторые народы Ганы современной являются потомками жителей Ганы средневековой. Это предположение не подтвердилось. А название «Гана» стало символом преемственности свободной Африки наших дней с историей независимых африканских государств прошлого. «Мы вправе гордиться названием Гана, — писал К. Нкрума, — причем оно служит для нас не данью прошлому, а вдохновением для будущего» [74, с. 186].

1 июля 1960 г. Гана была провозглашена республикой.

Гана расположена на западном побережье Африканского континента, в субэкваториальном поясе. Площадь ее — 238,5 тыс. кв. км — почти равна площади Великобритании, Граничит Гана на западе с Берегом Слоновой Кости, на северо-западе — с Буркина-Фассо (Верхняя Вольта), на востоке — с Того. Юг Ганы — побережье Атлантического океана.

Почти вся территория Ганы — равнина высотой 150 — 300 м. Лишь на востоке страны на территорию Ганы проникает часть горной цепи Атакора, расположенной в основном на территории Того, и на севере, среди равнин Ва и Мампруси, возвышается уступ Гамбага. На Атлантическом побережье протянулась приморская низменность шириной около 15 км.

В Гане много рек. Самые крупные из них — Вольта (ее бассейн покрывает почти 60% территории страны), Пра, Анкобра, Тано. Реки порожистые, поэтому они судоходны только в период дождей. Единственное крупное озеро — оз. Босумтви.

Климат экваториальный и экваториально-муссонный. Средняя температура самого теплого месяца — марта — от 27° на юге до 32° на севере страны, самого холодного — августа — от 23° до 26°. На севере и северо-востоке страны один дождливый и один сухой сезон, на юге и юго-западе — два дождливых и два сухих сезона.

Большая часть Ганы покрыта саваннами и саванными лесами, на юго-западе и юге — влажные тропические леса. {5}

Народы Ганы {6}

 

На территории Ганы имеются давно разрабатываемые месторождения золота (Обуаси, Престеа, Тарква, Дунква и др.). В бассейнах рек Бирим и Бонса идет добыча алмазов. В стране имеются запасы бокситов (Ньинахин, Киби), марганцевых руд (Нсута), открыты месторождения железной руды (Шиене и др.). В последние годы обнаружена нефть.

Население Ганы, по переписи 1984 г. — более 12 млн. человек. Наиболее густо заселена южная часть страны и побережье’ Атлантического океана. Здесь плотность населения достигает 150 — 200 человек на 1 кв. км. В северных районах — 5 — 10 человек на 1 кв. км. Большинство народов (91,7%). населяющих Гану, относятся к подгруппе ква и вольтийской группе народов нигер-конго. Ква населяют южные и центральные районы страны, народы вольтийской группы — северную саванную зону. Более % населения Ганы относится к родственным аканским; народам подгруппы ква. Это ашанти, фанти, аким, аквапим, близкие к ним гонжа и др. С ними сближаются га и адангме:. Эти народы можно рассматривать как ядро складывающейся ганской нации. Каждый из них состоит из нескольких субэтносов. Например, в состав гонжа входят собственно гонжа, крачи, нгумуру, навуру, атьюти. К народам ква принадлежат также эве, которые живут на побережье от р. Вольты до границы с Того. К моси относится самый крупный из народов вольтийской группы на территории Ганы — дагомба, а также кусаси, мампруси, к груси — касена, сисала и др., к гурми — конкомба и пр. Кроме того, в Гане живут в небольшом количестве выходцы из других стран: йоруба из Нигерии и Бенина, сонгаи: и джерма из Нигера, хауса.

Государственный язык — английский. Из африканских больше всего распространены языки аканских народов и хауса. Они имеют свою письменность, на них издается литература.

Более 60% населения Ганы придерживается традиционных верований, 12%, главным образом население северных районов, исповедует ислам суннитского толка. Христиане (католики и протестанты) — более 20% населения — живут в основном на побережье и в южной части страны. И наконец, около 4% жителей Ганы — последователи христианско-африканских церквей: и сект [29, с. 577 — 580; 257, с. 71 — 74].

На территории современной Ганы человек появился в глубокой древности. Народы, населяющие Гану в настоящее время, пришли сюда с севера приблизительно в XIII — XV вв., — точное место их прародины пока не установлено. Гана — самое старое европейское владение в Тропической Африке. С конца XV в. на побережье Ганы появились европейские форты и фактории, начался вывоз золота и рабов. Именно в это время побережье современной Ганы получило название «Золотой Берег». Работорговля здесь продолжалась около трех столетий — до конца XVIII в. В XIX столетии, преодолев упорное сопротивление местного африканского населения, англичане создали колонию {7} под общим названием Золотой Берег, которая состояла из собственно колонии Золотой Берег, Ашанти и Северных территорий.

В Гане не менее 60% населения занято в сельском хозяйстве. Еще со времен колониализма, когда каждая английская колония в экономическом отношении была страной монокультуры, сельское хозяйство Ганы стало специализироваться на выращивании какао-бобов. До сих пор Гана — одна из основных мировых производителей какао-бобов. Кроме них Гана экспортирует орехи кола, кофе, ядра орехов масличной пальмы (пальмиста), бананы, цитрусы, арахис. Земледелие в Гане до настоящего времени в основном подсечно-огневое. Для внутреннего потребления возделываются традиционные африканские сельскохозяйственные культуры: маниок, ямс, просо, сорго, батат, рис, масличная пальма. Развитие животноводства в лесных районах и на юге Ганы ограничено из-за распространения мухи цеце.

В промышленности имеют большое значение ее горнодобывающие отрасли: добыча золота, алмазов, марганца, бокситов. После 1957 г. началось развитие обрабатывающей промышленности, которая раньше практически отсутствовала — колонии были для метрополии лишь источниками дешевого сырья. В последние десятилетия в стране построены алюминиевые, сталелитейные, нефтеперерабатывающие заводы, предприятия химической, текстильной, швейной, пищевой, лесной промышленности. Почти все промышленные предприятия сосредоточены в южных районах Ганы. Северные районы страны — сельскохозяйственные.

После достижения независимости в Гане началось широкое культурное строительство. В 1961 г. введено обязательное бесплатное обучение детей с 6 до 15 лет. Было открыто много начальных, средних школ, педагогические училища. В стране имеются три университета: в Легоне около Аккры, в Кумаси и Кейп-Косте. В 1963 г. создана Академия наук Ганы.

 

В монографии сделана попытка найти ответ на ряд ключевых вопросов: какие социальные сдвиги произошли в ганском обществе в эпоху колониализма? Как происходило формирование национального сознания и идеологических основ освободительного движения? Каковы итоги первых десятилетий независимого развития Ганы?

Колониализм ускорил и трансформировал разложение традиционных структур в стране, содействовал развертыванию новых процессов общественного развития. В итоге в Гане возникло колониальное общество, характерными признаками которого были хозяйственный организм, ориентированный на преимущественное удовлетворение нужд метрополии, унифицированная система колониального управления, знакомство части коренного {8} населения страны с английским языком и европейской культурой.

Колониальное общество — это прежде всего многоукладное в экономике, своеобразный синтез традиционных и современных общественно-экономических структур. В результате африканский труженик — будь то в деревне или в городе — подвергался как экономическим, так и внеэкономическим методам принуждения. Объектом экономического ограбления он был на европейском предприятии или ферме, внеэкономического — неся различные традиционные повинности в деревне или привлекаясь на принудительные работы колониальными властями.

Формирование колониального общества продолжалось до 30-х годов XX в. К этому времени были созданы политико-правовые основы колониального режима. Традиционные структуры были интегрированы в систему колониального господства, появились ростки местного капитализма, был налажен механизм дискриминации коренного населения.

Колониальное общество не было однородным. Прибрежные районы Ганы раньше и в большей степени, чем внутренние, испытали европейское воздействие, здесь значительнее ослабли позиции традиционных институтов. А поскольку различия между Севером и Югом наблюдались еще до прихода европейцев, разрыв в уровнях развития между ними в колониальный период возрос — собственно колония оставила позади Ашанти, не говоря уже о Северных территориях, где в большей мере сохранились традиционные структуры.

Уже первые контакты европейцев с населением страны, развернувшаяся торговля с ними вызвали нужду в африканцах, знавших язык и обычаи чужестранцев. Родо-племенная знать прибрежных районов поощряла получение африканцами европейского образования. Сотрудничество между родо-племенной знатью и возникавшей прослойкой европейски образованных африканцев усиливало позиции обеих социальных групп: вожди вели переговоры с европейцами, опираясь на советы первых африканских юристов; складывающаяся образованная элита, со своей стороны, располагала моральной и финансовой поддержкой вождей. Сотрудничество вождей и этой элиты в колониальный период наблюдалось в Африке не часто. В Гане оно было.

В Гане уже в середине XIX в. появились ростки национального сознания, возникли общественно-политические организации (Конфедерация фанти, Общество защиты прав аборигенов), в деятельности которых участвовали как вожди, так и представители интеллигенции и которые объективно носили антиколониальный характер. В результате в Гане имели место довольно крупные антиколониальные акции политического характера. Так, в 1854 г. ганцы успешно выступили против намерения властей ввести подушный налог. В 1872 г. в стране был проведен бойкот европейских товаров — оружие, к которому впоследствии африканцы прибегнут не раз. {9}

Ганцы выдвинули из своей среды целую плеяду крупных общественных деятелей, таких, как Дж. Менса Сарба, С. А. Атто Ахума, Дж. Э. Кейсли Хейфорд. Один из них, Джеймс Хортон, в своих книгах и газетных статьях рассматривал возможность достижения Ганой независимости.

В XIX в. в Гане возникла пресса. Первая газета в Гане — «Ройал Голд Кост газетт» — появилась в 1822 г. Она принадлежала англичанам. Первая африканская газета появилась позже — в 1857 г. Ее издателем был Чарльз Баннерман. Критика колониальных властей на страницах африканской прессы стала повседневным явлением.

Первая мировая война и Великая Октябрьская социалистическая революция положили начало общему кризису капитализма. Не было ни одной страны Африканского континента, не испытавшей революционного влияния Октября. Как следствие внутренних социально-экономических сдвигов и процесса революционного обновления мира в Африке, в частности в Гане, усилилось политическое пробуждение коренного населения. Оно охватывало крестьян, рабочих, городские средние слои. Важную роль в становлении национального сознания африканцев сыграли ветераны первой мировой войны. Уже в первые послевоенные годы ускорился процесс перехода руководства антиколониальным движением от родо-племенной знати к представителям новых социальных сил — зарождавшимся национальной буржуазии и национальной интеллигенции.

В 20 — 30-е годы в Гане действовали более сильные, чем в довоенный период, политические организации. Ганцы активно участвовали в образовании Национального конгресса британской Западной Африки. В 30-е годы в Гане была создана организация радикального толка — Лига младозападноафриканцев, защищавшая интересы трудящихся, знакомившая их с идеями социализма. В целом же для межвоенного периода было характерным усиление национализма в освободительном движении.

В межвоенный период сотрудничество между родо-племенной знатью и новыми социальными силами проявилось в беспрецедентных для Африки по своим масштабам и организованности бойкотах английских торговых фирм, скупавших в Гане какао-бобы. В послевоенный период, на этапе непосредственной борьбы за независимость, преобладающей тенденцией в освободительном движении была борьба за национальное единство. Стремление к единству лежало в основе деятельности Народной партии конвента. Лидер партии Кваме Нкрума осознал тягу ганцев к единству и сумел направить ее на службу великому делу освобождения народа от колониального гнета.

Особенности исторического развития Ганы — сравнительно раннее возникновение в ее обществе новых социальных сил, ее относительно быстрое экономическое развитие, в частности образование целого слоя африканцев-какаопроизводителей, сотрудничество между родо-племенной знатью и новыми социальными {10} силами, появление в стране такого лидера, как Кваме Нкрума, который сумел поставить на службу делу освобождения своего народа благоприятные внутренние и внешние условия, — обусловили крах колониального режима в Гане. Итак, история Ганы свидетельствует о том, что колониализм в силу присущих ему внутренних противоречий содействует появлению новых социальных сил, призванных его уничтожить. В условиях обострения общего кризиса капитализма после разгрома фашизма и образования мировой социалистической системы крах колониальной системы стал неизбежен. Был обречен и колониальный режим в Гане.

И после достижения независимости в марте 1957 г. народ Ганы во многих сферах оказался в первых рядах сил прогресса на Африканском континенте. Еще в 1951 г. в программе Народной партии конвента, которую возглавлял Кваме Нкрума, была поставлена задача ликвидировать в стране капиталистическую эксплуатацию и построить социализм. Если тогда шла речь об «африканском социализме», то в 1962 г. НПК заявила, что она следует «приспособленному к африканским условиям научному социализму». Вступив одной из первых в Африке на путь социалистической ориентации, Гана внесла принципиальные изменения в свою внутреннюю и внешнюю’ политику. В 1964 г. в стране был установлен однопартийный режим. Экономической основой Ганы стал госсектор. Был введен принцип планирования народного хозяйства. В сельском хозяйстве создавались госхозы и кооперативы. Окрепли экономические связи с социалистическими государствами, прежде всего с Советским Союзом.

Гана была решительным и непримиримым борцом против; колониализма в Африке, она оказывала всестороннюю помощь — военную и материальную — национально-освободительным движениям. Радио Ганы вело регулярную программу для народов континента — «Борцы за свободу». Борьба за единство африканских народов стала ведущим принципом политик» НПК. Во многом благодаря усилиям Ганы была основана в. 1963 г. Организация африканского единства.

По инициативе Ганы в 1958 г. в Аккре состоялась Конференция народов Африки, принявшая важные решения антиколониального и антиимпериалистического характера. В области; внешней политики Гана следовала принципам «позитивного нейтралитета» и неприсоединения, она была сторонницей запрета ядерного оружия, ликвидации военных баз.

Наряду с несомненными достижениями в области внутренней и внешней политики в жизни Ганы при президенте К. Нкруме наблюдались, к сожалению, и негативные процессы. Непоследовательность и противоречивость политического курса правящей партии и самого президента дополнялись экономическими трудностями, фактами бесхозяйственности и коррупции. В этих условиях в Гане в феврале 1966 г. произошел реакционный {11} военный переворот, и правительство К. Нкрумы было отстранено от власти.

Сложным и противоречивым было развитие Ганы после переворота 1966 г. Страна прошла через военный режим и запреты на деятельность партий, многопартийную систему и развитие по капиталистической модели. За эти годы народ Ганы приобрел огромный политический опыт, который имеет важное значение как для самих ганцев, так и для других народов Африки.

 

Методологической основой работы являются исследования классиков марксизма-ленинизма о месте работорговли в развитии капитализма в странах Европы и Америки, о развитии национально-освободительной борьбы и ее роли в освобождении колоний, о классовой сущности и направлении колониальной политики британского капитализма. Авторы руководствовались принципами классового, конкретно-исторического подхода к фактам, основанного на указании В. И. Ленина о необходимости «при решении всех колониальных и национальных вопросов исходить не из абстрактных положений, а из явлений конкретной действительности» [5, с. 241].

Источники и литература по истории Ганы весьма многочисленны. Здесь нет возможности дать подробную историографию вопроса, поэтому авторы ограничиваются кратким обзором основных изданий.

Прежде всего следует отметить следующие публикации и издания, в которых содержатся наиболее интересные материалы по истории Золотого Берега со второй половины XVII в. до завоевания независимости. В публикациях английского парламента [6; 7; 8], британского министерства иностранных дел [23], министерства колоний и колониальных властей Золотого Берега [16; 17; 18; 19; 20; 21] собраны материалы о колониальной политике Англии на Золотом Берегу. Имеется также ряд сборников, где часть этих материалов собрана по отдельным темам; например, сборники, составленные Дж. Круксом, Г. Меткалфом [14, 31]. Во всех этих изданиях содержатся материалы парламентских дебатов, отчеты различных комиссий, изучавших положение в колонии, отчеты чиновников, доклады губернаторов колонии об отношениях с африканцами, тексты соглашений и договоров, подробное изложение событий англо-ашантийских войн. В конце XIX — начале XX в. министерство колоний Великобритании издавало ежегодные обзоры по отдельным колониям Англии, где давались подробные изложения политических событий в данной колонии и ее экономическая характеристика [22]. Эти материалы позволяют проанализировать британскую колониальную политику, показать, как постепенно, используя самые различные методы — военное превосходство и простой обман, экономическое и политическое {12} давление, — англичане расширяли зону своего влияния, «собирали» земли будущей колонии под управление британской колониальной администрации.

Интересные данные, позволяющие проследить социально-экономическое развитие Ганы в колониальный период, содержатся в материалах сборника «Политическая экономия колониализма в Гане», который подготовил английский ученый Кей [32]. Документы и статистические данные, представленные в сборнике, показывают становление и эволюцию системы экономической эксплуатации Ганы в XX в., социальные последствия колониализма.

В XVII — первой половине XIX в. появились многочисленные мемуары, дневники, записки чиновников торговых компаний, работорговцев и путешественников. К ним относятся работы Д. Барбота [81], Г. Босмана [84; 85], Ж. Лаба [104], Т. Баудича [86], Д. Дюпюи [93] и др. Особое значение для изучения истории народов Ганы имеет книга Г. Босмана. Он был чиновником голландской Вест-Индской компании, жил в Аксиме в голландском форте, покупал у африканцев золото и невольников. Опубликованная в первые годы XVIII в. работа Г. Босмана была и остается самым важным и полным источником о жизни африканцев Золотого Берега во второй половине XVII — начале XVIII в. В книгах Т. Баудича, Д. Дюпюи, Т. Фримена [97; 98] подробно описаны жизнь и быт африканцев, встречи европейцев с вождями ашанти, приведены тексты англо-ашантийских соглашений.

Особенности развития Золотого Берега, о которых рассказано во второй главе данной работы, привели к тому, что с середины XIX в. в Золотом Береге появилось большое число образованных африканцев, многие из которых посвятили свою жизнь изучению родной страны. Их работы, написанные на большом фактическом материале, тоже могут считаться источниками по истории Западной Африки и Золотого Берега. Так, в книгах Дж. Хортона дается история Западной Африки, а его работа «Письма о политической обстановке на Золотом Берегу» — свидетельство очевидца событий в 70-х годах XIX в. В ней дается оценка взаимоотношений между фанти и ашанти, колониальной политики англичан [100].

Этноисторические исследования традиционного права и истории фанти Дж. Менсы Сарбы до сих пор остаются лучшими исследованиями по этим вопросам [442; 443], Дж. Хортон [100; 101; 102; 374], Дж. Менса Сарба [442; 443], Дж. Кейсли Хейфорд [366], К. Рейндорф [433], Дж. Данква [321; 322; 323] — вот довольно неполный перечень авторов, африканцев по происхождению, политических и общественных деятелей, оставивших нам интересные, очень образно и живо написанные исследования по истории Золотого Берега XIX — первой половины XX в.

Еще один вид источников — африканская пресса. Пресса {13} Ганы — одна из старейших в Тропической Африке. Большинство газет здесь издавалось и финансировалось африканцами. Газеты Золотого Берега помещали критические выступления против колониальных властей; они публиковали документы африканских политических организаций, сообщали об антиколониальных выступлениях в городах и сельской местности.

До завоевания Ганой независимости почти все работы по истории страны были написаны англичанами, написаны с позиций европоцентризма и служили делу утверждения колониализма. В этих довольно многочисленных «историях Золотого Берега» читателю рассказывали о «цивилизаторской миссии» европейцев в населенной дикими народами стране, а сопротивление африканских народов колонизаторам преподносилось как набеги кровожадных африканцев на мирных, вынужденных обороняться англичан [87; 94]. Образец подобной литературы — книга англичанина У. Уорда, выдержавшая семь изданий [471].

В то же время в работах серьезных исследователей, свободных от расовых предубеждений, история Золотого Берега представала в ином свете. Например, в монографии У. Клэриджа [312] собран такой большой фактический материал, что он выходит за рамки традиционных выводов о миролюбии и цивилизаторских намерениях англичан, показывает жесткую направленность агрессивной британской колониальной политики, беспощадность по отношению к африканцам.

Представляют определенный интерес этнографические исследования и написанные на основе их очерки истории отдельных народов [332; 397; 398; 426; 427; 428; 429; 430]. Наиболее серьезные из них — работы Р. Рэттрея [426; 427; 428; 429; 430]. Автор — англичанин, много лет жил в Гане, проводил полевые исследования. Его работы написаны в духе уважения к африканцам, и материалы, представленные в них, не потеряли значения и до настоящего времени.

Первое исследование по истории Ганы, написанное африканцем, появилось в 1895 г. Это была «История Золотого Берега и Ашанти» К. Рейндорфа [433]. В ней рассматривались политические и военные аспекты истории га, фанти и ашанти. Внутренняя история африканских народов была изложена в основном в соответствии с устной традицией [210, с. 90 — 92]. Работа К. Рейндорфа сохранила свою ценность и в наши дни.

После завоевания независимости началось становление исторической науки Ганы — африканские ученые приступили к написанию истинной истории народов страны, а не деятельности английских колониальных чиновников, как это делали раньше буржуазные ученые. Наиболее значительные работы по истории колониального периода принадлежат А. Боахену [297; 298; 299]. Другой известный ученый Ганы, К. Дааку [318; 319; 320], исследовал историю европейской работорговли на Золотом Берегу и показал, что европейцы не просто торговали с {14} жителями Золотого Берега, а с самого начала вмешивались в жизнь африканцев в своих целях, разжигая междоусобицы и развивая торговлю невольниками [210, с. 132].

В 60 — 70-х годах появились работы западных ученых, иногда в соавторстве с африканцами, где история Африки подвергалась определенному пересмотру. Стараясь обелить деяния колонизаторов и уменьшить последствия работорговли для Африканского континента, эти ученые доказывали, что невольников из Африки было вывезено гораздо меньше, чем утверждали раньше, что политика колонизаторов была направлена прежде всего на благо и развитие африканцев [182; 336; 370]. Ученые Ганы, и в первую очередь А. Боахен и К. Дааку, подвергли в своих работах эти неоколониалистские утверждения резкой критике.

В последние годы появились работы африканских исследователей по истории фанти, ашанти [275]. Однако африканским историкам еще предстоит серьезное изучение доколониальной и колониальной истории народов, населяющих Гану.

Уже в межвоенный период стало ясно, что размах антиколониальных выступлений в Золотом Береге значительно шире, чем в других колониях Африканского континента. А после второй мировой войны, когда страна шла в авангарде национально-освободительного движения, в западной африканистике началось серьезное изучение истории национально-освободительной борьбы в Золотом Береге. Появлялось все больше работ, где авторы пытались выяснить причины столь широкого подъема национально-освободительного движения именно в Золотом Береге, определить, когда оно началось, какими путями развивалось.

Сейчас буржуазная историография этой темы насчитывает немало трудов. Среди их авторов приверженцы как неоколониалистского, так и либерального направления. К первому относятся, например, американцы М. Килсон [383, 384], Р. Стоун [458], А. Холмс [371], С. Шалофф [447], англичане П. Дженкинс [378], Ж. Милбурн [402], швед Б. Идсмэн [331]. Они считают, что о национально-освободительном движении в Золотом Береге можно говорить лишь со времени после второй мировой войны, когда был выдвинут лозунг независимости. Эти исследователи отрицают антиколониальную направленность ранних выступлений протеста, стараются опорочить их руководителей, обелить колониальные власти.

К представителям либерального направления можно отнести англичан Д. Кимбла [385], С. Руди [437; 438], Р. Саузхолла [453], А. Хопкинса [372; 373], американцев М. Стэниленда [456], Р. Говард [375; 376], Э. Уилсона [478], норвежца Я. Сименсена [448; 449; 450; 451].

Эти ученые признают, что национально-освободительное движение в Золотом Береге возникло с самого начала сопротивления английской экспансии, рассматривают его {15} исторически, без предубеждения относятся к африканцам. В целом, однако, они не выходят за рамки буржуазного объективизма; часто избегают приводить факты, которые раскрывали бы эксплуататорскую сущность колониального режима, пытаются доказать, что колонизаторы были «весьма отзывчивы» на требования африканцев, преувеличивают противоречия среди лидеров антиколониального движения.

В национальной историографии Ганы история антиколониального движения еще не получила широкого освещения. Пока только отдельные африканские историки занимаются этой проблемой. Так, А. Боахен [297; 298] опровергает широко распространенное в буржуазной африканистике утверждение, что в межвоенные годы и годы второй мировой войны только африканская элита активно протестовала против колониального режима. Он приводит данные о том, что в это же время проходили массовые антиколониальные выступления в сельской местности и в городах. Другой африканский ученый, С. Асанте [277; 278; 279], критикует тех буржуазных историков, которые утверждают, что национально-освободительное движение в Гане началось после второй мировой войны. По его мнению, «ганский национализм имеет глубокие и разветвленные корни… ранние националисты сыграли выдающуюся роль в борьбе за освобождение страны» [279, с. 16].

Интересом к изучению истории родной страны вызвано создание африканскими историками сборников биографий известных общественных и политических деятелей Золотого Берега — Ганы [92; 96; 110]. Сюда включены биографии самых различных людей — от А. В. Амо, освобожденного раба, окончившего Виттенбергский университет и читавшего лекции в европейских университетах в конце XVIII в., и охемы Яаа Асантевы, возглавившей восстание ашанти против англичан в 1900 г., до современных общественных, политических и государственных деятелей.

К документальным источникам периода независимости относятся издания парламента Ганы и правительства [40; 41; 42; 43; 44; 56; 57], декреты военных правительств страны. Очень интересными, своеобразными по характеру источниками, в которых отразилась бурная политическая жизнь Ганы, являются программы, манифесты и другие публикации политических партий [47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 70; 71] и различных общественных организаций [65; 69].

Источниками являются также книги и заявления государственных деятелей Ганы. Так, в работах К. Нкрумы, первого президента независимой Ганы, при котором страна стала на путь социалистической ориентации, нашли отражение не только особенности истории борьбы за освобождение народа Ганы. Будущее Африканского континента К. Нкрума связывал с образованием союза африканских государств. Он был безоговорочным сторонником укрепления дружбы между Советским {16} Союзом и независимыми африканскими государствами [74; 75; 227; 410].

В сборниках речей, выступлениях, книгах К. Нкрумы, его соратника К. Армы [276], а также таких политических деятелей, как И. Ачампонг [263], X. Лиманн [392], К. Бусиа [305; 306; 307], излагаются задачи внутренней и внешней политики страны.

Развитие советско-ганских отношений отражено в документах Министерства иностранных дел СССР, в материалах советской прессы.

Западная литература по истории Ганы периода независимости весьма обширна. О Гане писали европейские и американские авторы; уже сейчас имеется большое число работ африканских историков и политологов, освещающих события в Гане за последние 20 лет.

Общим недостатком западных и африканских авторов о Гане периода независимости является подробное изложение хода политических событий без достаточного анализа экономического положения страны, без исследования позиций отдельных общественных групп и организаций в различных областях Ганы. Исключением являются книги Д. Остина [282] и Р. Гену [348].

Советские ученые сравнительно недавно начали изучение истории Ганы. Первые работы были написаны одним из основателей советской африканистики, И. И. Потехиным (1903 — 1964), который много лет занимался изучением истории Ганы. Он первым из советских историков посетил в 1957 г. Гану [76], собрал в государственных и частных архивах много уникальных работ, документов, в частности африканские источники по истории национально-освободительного движения. Эти материалы использованы в данной монографии [20; 58; 64; 66; 67; 68; 73]. Они находятся в личном архиве И. И. Потехина, который сохранила для науки его дочь — Г. И. Потехина (1926 — 1979), видный специалист по литературе Африки.

В монографии И. И. Потехина «Становление новой Ганы» [239] впервые с марксистских позиций освещается колониальная история Ганы; другие его работы посвящены современной Гане [76; 237; 238]. Ряд советских ученых исследовали отдельные проблемы истории Ганы. Так, в работах В. В. Абрамова [178; 179; 180; 181] исследуется в основном история независимой Ганы. В книгах С. Ю. Абрамовой рассказывается о работорговле в Африке и ее запрещении [182; 183]. В работе А. П. Киселева собраны материалы по истории ганской прессы [216]. Статья Н. Б. Кочаковой посвящена развитию исторической науки в Гане [214], она анализирует работы ганских историков XIX — XX вв. В статье С. В. Мазова исследуется становление и развитие антиколониального движения в Золотом Береге в период с 1917 по 1945 г. [225]. В. А. Попов написал книгу об истории ашанти [236]. Это пока единственная работа советского {17} автора, посвященная истории отдельного народа Ганы. М. Ю. Френкель рассматривает историю зарождения и развития общественной мысли британской Западной Африки во второй половине XIX в., рассказывает о деятельности первого политического общества в Гане — Общества защиты прав аборигенов [254].

Предлагаемая читателю книга — первое в советской литературе обобщающее исследование истории Ганы в новое и новейшее время. Введение написали С. Ю. Абрамова, С. В. Мазов, М. Ю. Френкель, главы 1 и 2 — С. Ю. Абрамова, главы 3 — 4 — С. В. Мазов, главы 5 — 10 — В. В. Абрамов. Руководитель авторского коллектива — С. Ю. Абрамова. Научно-техническую подготовку работы к изданию провели Н. С. Лащенко и Н. Н. Родионова. {18}

Глава 1. НАРОДЫ ГАНЫ В ДОКОЛОНИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...