Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наборы слов, определяющие у человека ведущий коммуникативный канал




 

Визуальные Аудиальные Кинестетические Запах (вкус)
видеть слышать чувствовать пробовать на вкус
рисовать звучать трогать нюхать
яркий громкий теплый свежий
ясный мелодичный мягкий ароматный
смутный шумный гладкий выдохшийся
в фокусе гармоничный удобный сладкий
вспышка скрежет схватить пикантный
перспектива крик зажатый кислый
темный визг грубый горький
многоцветный звенящий тупой соленый

 

Чтобы определить ведущую сенсорную систему другого челове­ка, рекомендуется обращать внимание на слова, которые использу­ет индивид для описания своего внутреннего опыта. Для установле­ния хорошего контакта с партнером по общению целесообразно использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Как показали исследования, визуальному человеку нужно время и пространство, что «создать» свои картины. Если к нему подойти очень близко и слишком быстро, он будет чувствовать напряжение. Когда же вы поймете, что ему с вами комфортно, медленно придви­гайтесь к нему и как-то прикоснитесь. Кинестетик, наоборот, сочтет что вы холодны и нечувствительны, если вы сядете или встанете слишком далеко и не будете притрагиваться к нему. Поэтому, если быстро приближаться и прикасаться к визуальному человеку и встать далеко от кинестетика, можно потерять контакт и не устано­вить взаимопонимание.

НЛП предлагает также визуальный метод определения ведущей системы. Задавая ряд вопросов, центрированных на ту или иную систему (типа "Какого цвета глаза у вашей матери?", "Какая дверь громче всего скрипит?", "Можете ли вы услышать, как мать зовет вас по имени?"), исследователь смотрит за по­ведением испытуемого. Например, одни люди в ответ на каж­дый вопрос сначала взглядывают вниз направо, другие глядят вверх и налево. Первые искали ответ кинестетически, вторые — визуально. То есть при доступе к информации человек опирается на свою веду­щую систему.

Значимыми являются те типы наблюдений, которые предложены в рамках НЛП для по­иска конгруэнтности (неконгруэнтности) (степени соот­ветствия характеристик разных каналов одна другой). В рамках НЛП пред­лагается следующий контрольный список для визуально­го наблюдения:

1. Руки индивида.

2. Движения индивида.

3. Ноги и ступни ног индивида.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз (имеется виду отмеченные выше модели движения глаз при запуске доступа к информации),

5. Взаимосвязь голова – шея – плечи.

6. Выражение лица, в особенности брови, рот и лицевые мышцы.

Поскольку мы достаточно жестко сориентированы на один канал (такова основная гипотеза НЛП), при управ­ляемом переключении на иной канал можно получать интересные результаты. Если для массо­вой аудитории требуется обоснование выбора (может быть, связь между ведущей системой и типом предлагае­мого товара), то в случае индивидуального воздействия возможности НЛП неоспоримы, ибо в этом случае чело­век будет получать информацию в том виде, к которому привык. В целом получается, что психоаналитик работает с неконгруэнтными ситуациями, которые он должен дешифровать.

Немаловажной техникой НЛП является «якорь». Прикосновение, звук, визуальные символы, запах, сопрягаясь первоначально с опытом, потом и сами по се­бе могут вызывать необходимые переживания. Авторы НЛП описывают эту ситуацию на индивидуаль­ном уровне, но якорь вполне возможен и в области коллектив­ного поведения. Такими звуковыми якорями могут быть национальный гимн, звук кремлевских курантов, ассоциируемый со встречей Нового года на всей территории бывшего СССР. Якорь может стимулировать нужное по­ведение, он также может остановить нежелательное пове­дение. Очень интересно, что подобные позитивные якоря из­давна используются рекламой и паблик рилейшнз. Это использование детей и домаш­них животных, на которых у аудитории исключительно положительная реакция. Соответственно действует улыбка, расслабляя собеседника и снимая аг­рессивность. Политические лидеры всегда принимают перед фотокамерами точно рассчитанные в этом аспекте позы и выражение лица. Достаточно часты снимки в окружении семьи. Фотография в компании с лидером осуществляет тот же процесс переноса положительного внимания на себя. В положительной роли выступают также повторяющиеся музыкальные ритмы, аудитория, как известно, очень хорошо относится к знакомому и в штыки воспринимает все новые направления.

Психоанализ основан на бессознательном, т.е. тех участков сознания, куда ограничен доступ нашего рационального управления. Он подсказывает, как люди строят свои "защитные экраны", избавляясь от неприят­ных, непринятых, нереализуемых желаний и мыслей. При этом в рамках психоанализа рассматривается множество про­явлений человеческой фантазии, образов, желаний, снов именно как первичные ассоциации, возникающие раньше других, вне рационального осмысления, а как бы изначаль­но заданные человеческой природой.

Особую значимость имеет понятие коллективного бессознательного, введенное К. Юнгом. Психоанализ дает психологическую модель сов­ременного общества. Групповая психотерапия несет в себе преимущества коллективного воздействия. Исторически она связана с потерей человеком многих своих привычных функций при жизни в современных условиях, когда атрофируется определенная чувствительность, когда "замораживаются" определенные группы мышц. Попав в несвойственную ему среду массового обитания, например, в больших городах, чело­век оказывается подверженным ряду неврозов. Групповая психотерапия важна еще и тем влиянием, которое оказы­вает на человека группа. Сам термин "групповая пси­хотерапия" приписывается Дж. Морено, создателю пси­ходрамы. Психотерапия этого рода также несет опреде­ленный лечебный эффект. Существуют многочисленные ее разновидности: группы тренинга, группы встреч, гештальтгрушш, психодрама, группы те­лесной терапии, группы танцевальной терапии, группы терапии искусством, группы тренинга умений. Реально эти группы производят обучение человека типам поведения, которые у него заблокирова­ны по тем или иным причинам. Сюда же относится тре­нинг по развитию уверенности в себе, преодолению зас­тенчивости и т.д. Рассмотрим некоторые виды групповой психотерапии.

Психодрама разыгрывается в присутствии всех членов группы. Смысл ее в следующем: пациент или субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них. Напри­мер, у человека нелады с начальством. На сцене расстав­ляются стулья, один из участников становится начальни­ком, который обрушивается с репликами на "героя". Иногда сюда добавляется прием с двойником, когда вы­деляется участник, выступающий в роли двойника, он выражает чувства, которые "герой" по разным причинам не может проявить. После проигрывания ситуации "ге­рой" и начальник могут поменяться местами и сыграть сценку вновь. В результате такой психодрамы человек от­рабатывает модели поведения, которые ему не свойствен­ны. Освоив их в игровой ситуации, он сможет применить их в реальной жизни. Известно, что даже лидеры неуве­ренно чувствуют себя в новых ситуациях, поэтому для них стараются нарабатывать заранее те или иные стереотипы ситуаций. После окончания психодрамы участники обмениваются мнениями, что позволяет выявить сла­бые (сильные) стороны поведения каждого. В основе психодрамы лежат понятия ролевой игры и импровизации. Мы все играем какие-то роли, и чем бо­гаче у нас репертуар этих ролей, тем уверенней мы чув­ствуем себя в жизни. Психодрама как бы направлена на расширение этого репертуара. При этом она действует очень точно, занимаясь теми моделями поведения, кото­рые "задавлены" в пациенте. Импровизационный харак­тер психодрамы также весьма схож с жизнью, при импровизации возникает элемент творчества, который позво­ляет совершенно по-новому раскрываться членам группы. В ряде случаев незаметные «серые мышки» вдруг поднимаются в своих драматических возможностях, и внимание группы служит для них дополнительным сти­мулом. Очень важным элементом психодрамы является разминка. Это связано с изначальной консервативнос­тью, заторможенностью многих из участников, т.к. в большинстве своем людям достаточно тяжело дается са­мораскрытие.

Целью группы встреч является поиск возможностей самораскрытия в межличностных взаимоотношениях. Выделяют такие виды моделей поведения в группе: замешательство, нежелание раскрыться или высказаться, описание пережитого, выражение отрицательных эмоций и др. В группах встреч, как и в случае психодрамы, человек учится самораскрытию, вслушиванию в свои чувства, максимальному пониманию другого, т.е. он делается более коммуникативно чувствительным. Еще одна сторона групповой психотерапии имеет важное значение для понимания механизмов воздействия. Ведь групповая психотерапия действительно несет изменение моделей поведения, что весьма важно для всего комплек­са коммуникативных наук. То есть идет целенаправленная и управляемая коммуникация, результатом которой становит­ся психокоррекция.

 


2. Контрольные тесты

 

1. Одним из источников литературного языка является:

a. Библия;

b. Родители;

c. Писатели;

d. Кино.

 

2 Что выражает фатическая функция языка в лингвистической модели Р. Яхобсона?

  1. непосредственное воздействие коммуникаторов друг на друга;
  2. отношение коммуниканта к тому, что говорит;
  3. поддержание контакта между коммуникантами;
  4. стилистические оформление сообщения.

 

3 Компромисс как модель поведения индивидов в конфликте заключается в том, что:

  1. участники вырабатывают решение, которое в наибольшей степени удовлетворяет интересы обеих сторон;
  2. участники упорно отстаивают свои позиции;
  3. участники разрешают противоречие путем взаимных уступок;
  4. участники стремятся выйти из сложной ситуации, не разрешая ее.

 

4 Коммуникация – это …

  1. передача информации от человека к человеку;
  2. процесс обмена информацией, мыслями, идеями между ее носителями через систему знаков и поступков;
  3. форма всякого взаимодействия людей;
  4. все ответы верны;
  5. b и c.

5 Процесс коммуникации представляет собой:

  1. Передачу информации от отправителя к получателю.
  2. Путь сообщения от одного субъекта коммуникации к другому в системе их взаимодействия.
  3. Акт передачи-приема сообщения коммуникантами.
  4. Взаимосвязь между коммуникатором, сообщением и реципиентом.

 

6 Массовая аудитория характеризуется:

  1. однородностью, анонимностью, рассредоточенностью по территории, случайностью;
  2. социально-структурной неоднородностью, анонимностью, географической рассредоточенностью, обезличенностью;
  3. хорошей организованностью, неслучайностью, анонимностью, рассредоточенностью;
  4. обезличенностью, малочисленностью, разнородностью, анонимностью.

 

7 Оптико-кинестическая знаковая система невербальной коммуникации включает:

  1. мимику, визуальный контакт, позы;
  2. жесты, мимику, пантомимику;
  3. жесты, позы, тональность;
  4. визуальный контакт, прикосновения, жесты.

 

8 Культуры бывают:

a. Моноактивные, полиактивные, реактивные;

b. Моноактивные, полиактивные, биактивные;

c. Мезоактивные, полиактивные, реактивные;

d. Активные, пассивные, нейтральные.

 

9 Что не характерно для письменной речи?

a. она графически закреплена;

b. в ней преобладает книжная лексика;

c. в ней используется система фонетических и просодических средств выражения;

d. долго сохраняется.

 

10 Что обусловливает неэквивалентность субъектов коммуникации по семиотической модели Ю. Лотмана?

a. разный используемый код и объем памяти;

b.разный объем информации и объем памяти;

c. разный характер и язык;

d. разные ценности и язык.

 

11 Возможность контроля за протеканием конфликта в большей степени обеспечивает:

a. ориентация на активные действия;

b. уступки;

c. агрессивность;

d. скрытые действия (обман, дезинформация, подстрекательство).

 

12 Основные функции коммуникации:

  1. информативная, интерактивная, регулятивная;
  2. информационная, напоминающая, убеждающая;
  3. взаимодействующая, стимулирующая, эмоциональная;
  4. информативная, регулятивная, эмотивная.

13 На каких знаковых системах основана вербальная коммуникация:

  1. язык жестов;
  2. язык;
  3. язык, рисунок;
  4. язык, голос.

 

14 Какую функцию выполняют СМИ, когда распространяют информацию и представления, которые помогают людям адаптироваться к новым социальным условиям жизни:

a. антенны;

b. эха;

c. призмы;

d. усилителя.

 

15 Включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания характеризует:

a. экстралингвистическую систему;

b. психолингвистическую систему;

c. паралингвистическую систему;

d. социолингвистическую систему.

 

16 К моноактивным народам относятся:

a. Японцы, русские, немцы.

b. Шведы, датчане, немцы.

c. Арабы, канадцы, турки.

d. Англичане, фины, китайцы.

 

17 Умение внимательно молчать, не вмешиваться в речь, называется…

  1. нерефлексивным слушанием;
  2. рефлексивным слушанием;
  3. эмпатическим слушанием.

 

18 Каким приемом искусства В. Шкловский анализировал литературное произведение:

  1. приемом отстранения;
  2. приемом торможения;
  3. приемом узнавания;
  4. приемом восприятия.

 

19 В чем состоит суть логического закона тождества?

  1. во время спора нельзя менять предмет обсуждения;
  2. необходимо последовательно отстаивать высказанную точку зрения;
  3. необходимо убедительно подтверждать истинность мыслей;
  4. противоположные мысли при определенных условиях не могут быть одновременно истинными.

 

20 Наука о знаках и знаковых системах называется:

  1. фонографией;
  2. риторикой;
  3. семиотикой;
  4. семантикой.

 

21 Правильная последовательность этапов процесса коммуникации:

  1. Рождение идеи – передача – кодирование – декодирование – прием – восприятие – использование.
  2. Рождение идеи – передача – кодирование – прием –– декодирование - использование – восприятие.
  3. Рождение идеи –– кодирование – передача – прием – декодирование – использование – восприятие.
  4. Рождение идеи – кодирование – передача – прием – декодирование –восприятие – использование.

22 Модель массовой коммуникации, которая основана на использовании «лидеров мнений», называется…

  1. диффузная;
  2. линейная;
  3. объемная;
  4. многоступенчатая.

23 Наука, занимающаяся изучением пространственной и временной организацией общения, называется:

  1. кинесикой;
  2. такесикой;
  3. проксемикой;
  4. семантикой.

 

24 Метод изложения материала, при котором выступление строится вокруг главной проблемы, постепенно конкретизируя и углубляя анализ различных ее аспектов называется:

a. индуктивный;

b. дедуктивный;

c. ступенчатый;

d. концентрический.

 

25 Какой язык используют при построении рекламной коммуникации?

a. невербальный;

b. метаязык;

c. знаковый.

 

26 К кинестетическому типу относят людей, которые употребляют такие слова, как:

a. слышать, звучать;

b. пробовать на вкус, нюхать;

c. чувствовать, трогать;

d. видеть, рисовать.

 

27 Какие типы знаков способны воздействовать на мысли и поведение индивида:

  1. символы;
  2. иконические;
  3. индексы;
  4. сигналы.

 

28 К физическим барьерам процесса коммуникации не относится:

  1. Физиологическое состояние человека,
  2. Большой объем информации,
  3. Запах,
  4. Расстояние между общающимися.

 

29 Исключите из нижеперечисленного черту, которая не характерна для невербальной коммуникации:

  1. невербальное поведение трудно разложить на отдельные единицы;
  2. в невербальной коммуникации неосознаваемое преобладает над осознаваемым;
  3. в невербальной коммуникации спонтанно проявляются истинные намерения, отношения;
  4. невербальной коммуникации учат специально в семье, в социальных институтах (школе, институте).

 

30 Большое значение деловому этикету и дипломатии уделяют:

a. Французы;

b. Американцы;

c. Немцы;

d. Итальянцы.

 

31 Декодирование – это…

a. Передача информации.

b. Перевод информации на понятные получателю знаки и символы.

c. Восприятие информации.

d. Попытка понять сообщение.

 

32 Функционирование массовой коммуникации обусловлено существованием…

a. СМИ, массовой аудиторией, массовой информацией;

b. массой, «лидером мнений», информацией;

c. телевидением, Интернетом, радио, прессой;

d. массовой информацией, большой территорией, средствами информации.

 

33 Основную информационную нагрузку в мимике несут:

  1. брови и лоб;
  2. брови и область вокруг рта;
  3. губы и область вокруг глаз;
  4. лоб и губы.

 

34 Самыми демократичными в общении являются:

  1. Японцы;
  2. Американцы;
  3. Французы;
  4. Немцы.

 

35 Убеждающая речь направлена на:

  1. воздействие на сознание человека с целью вызвать определенное эмоциональное состояние;
  2. обмен знаками принадлежности к одному сообществу;
  3. формирование намерений и побуждений к действию.

36 Коммуникативная модель – это…

  1. обмен информацией;
  2. коммуникационное пространство и управляющие им законы и представления;
  3. модель трансформации сигналов от отправителя к получателю;
  4. совокупность символов, сигналов и передачи сообщения.

 

37 Форма психоанализа, в которой субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них, называется:

  1. нейролингвистическое программирование;
  2. психодрама;
  3. тренинг;
  4. терапия.

 

38 Какая функция знака направлена на эффективное достижение целей коммуникации:

  1. синтаксис;
  2. прагматика;
  3. семиотика;
  4. семантика.

 

39 Эмоциональная несовместимость людей относится к:

a. Психологическим барьерам,

b. Личностным барьерам,

c. Семантическим барьерам,

d. Физическим барьерам.

 

40 Суть модели «спираль молчания» заключается в следующем…

  1. в первую очередь необходимо убедить пятую часть населения, после чего информация будет сама распространяться по всей структуре общества;
  2. СМИ могут манипулировать общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства, которое, не высказывая своего мнения, фактически присоединяется к большинству.
  3. человек, распространяющий информацию, контролирует поток новостей, может изымать, расширять, изменять, повторять информацию.
  4. СМИ поставляют аудитории определенную информацию, сформулированную в виде определенных посылок.

 

41 Наиболее рационально к распределению времени относятся:

a. Моноактивные народы;

b. Полиактивные народы;

c. Реактивные народы.

 

42 Проспекция – это…

  1. особый вид сцеплений и связей, обеспечивающий последовательность и взаимозависимость отдельных частей речи.
  2. форма речевого выражения, относящая содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях речи;
  3. форма речевого выражения, отсылающая к предшествующей содержательной информации;
  4. виды вводных конструкций обращения к слушателям.

 

43 Модель Шеннона – Вивера была разработана на основе:

a. процесса передачи информации между людьми;

b. изучения электронной передачи информации;

c. процесса обмена любой информацией;

d. изучение средств массовой информации.

 

44 На какие виды разделяются коммуникации в зависимости от направления потока информации:

  1. горизонтальные и вертикальные;
  2. горизонтальные, вертикальные, восходящие, нисходящие;
  3. прямые и дистанционные;
  4. активные и пассивные.

 

45 Суть коммуникативной проблемы «познавательный диссонанс» заключается в следующем:

  1. Коммуниканты имеют различные точки зрения и в общении занимают противоположные позиции.
  2. Каждый участник коммуникации стремится контролировать ситуацию и не сдавать свои позиции.
  3. Человек чувствует беспокойство в случае получения информации, противоречащей его ценностям, представлениям.
  4. Индивид стремится предотвратить критические высказывания в свой адрес.

 

3. Ссылки на электронные источники литературы

 

1. http:// www.mirknig.com

 

 

4. Библиографический список:

Основная литература

1. Викулова Л. Г., Шарунов А. И. Основы теории коммуникации: практикум. Учебное пособие. М.: АСТ; Восток-Запад, 2008.

2. Гавра Д. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. С-Пб.: Питер, 2011.

3. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Александров Д. Н. Самоучитель красноречия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

2. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.

3. Вагин И., Самураи ведут переговоры, или как пленить собеседника. – М.: АСТ, 2007.

4. Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации. Учебник. –СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

7. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб.: Речь, 2001.

8. Грейдина Н. Л. Основы коммуникативной презентации. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2005.

9. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.

10. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Академия, 2008.

11. Дрю Ж. – М. Ломая стереотипы. – СПб.: Питер, 2002.

12. Ежова И. И. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.

13. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. М.: АСТ; Восток-Запад; Харвест, 2007.

14. Клауд Г., Таунсенд Д. «Дети: границы, границы…». – М.: «Триада», 2005.

15. Клауд Г. Фактор матери. – М.: Триада, 2009.

16. Ковальчук А. С. Основы имеджелогии и делового общения. Ростов-на-Дону: Феникс. 2010.

17. Кошевая И. П., Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения. - М.: ИНФРА-М, Форум, 2009.

18. Леви-Стросс К. Мифологики. М-С-Пб. 2000.

19. Максвелл Д. 17 неопровержимых законов работы в команде. – Спб.: Издательский Дом «Христофор», 2006.

20. Масюкевич М. Н., Кожуховская Л. С. Секреты общения – Минск: Современная школа, 2009.

21. Минто Б. Принцип пирамиды Минто: Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений. М.: Иванов и Фербер Манн, 2008.

22. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2003.

23. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2009.

24. Никитина Е. С. Семиотика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006.

25. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализации: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

26. Перрот Лэс, Перрот Лесли. Искусство и наука общения. – М.: «Триада». 2007.

27. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: «Логос». 2006.

28. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.

29. Покровская Е.А., Лобанов И.Б. Бизнес-коммуникации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.

30. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2004.

31. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1999.

32. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

33. Чеховских М. И. Психология делового общения. Минск: Новое знание. 2008.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...