Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание №3. Какими качественными и количественными признаками можно описать понятие «уровень образования» применительно к индивиду; к студентам 4 курса? Как можно измерять социальные характеристики?




Измерить можно любой признак, но шкалы (измерительные инструменты) будут разными. Наибольшее распространение в социологии имеют номинальные и порядковые шкалы. Номинальная шкала устанавливает простую классификацию возможных проявлений признака, например: пол – мужской, женский; профессия – перечень профессий; любимая телепередача – перечень телепередач и т.д.

Каждому из наименований в перечне присваивается определенный номер – число, с которым в дальнейшем проводятся математические операции. Номинальная шкала пригодна для измерения любых признаков.

Задание №4. Используя принцип построения номинальной шкалы, предложите варианты ответов на вопрос: «Какой концерт вы бы предпочли?»

Для молодежи:

Для пенсионеров:

Порядковая шкала устанавливает интенсивность проявления признака, т.е. позволяет расположить все варианты в порядке возрастания (убывания) некоторого свойства. Например, по такому принципу построены варианты ответов на вопрос «Как Вы относитесь к тому, что телепередачи прерываются рекламой?

- нравится;

- безразлично;

- не нравится.

Расположение вариантов в порядке возрастания (убывания) свойства называется ранжированием, а числа, приписываемые вариантам, - рангами.

Задание №5. Какой вопрос и варианты ответов можно предложить, чтобы выяснить, что предпочитают студенты-культурологи: пятидневную или шестидневную учебную неделю? Какую шкалу Вы использовали? Как определяют индексы и оценивают рейтинг?

Очень часто социологу важно иметь количественную оценку сложного явления, которое описывается несколькими разнородными признаками. Так бывает всегда, когда необходимо проводить сравнение и (или) делать выбор. Например, мы говорим «хороший фильм», подразумевая при этом сразу несколько критериев качества – занимательность сюжета, участие популярных актеров и др.; уровень знаний студента при аттестации также имеет несколько различных аспектов, которые преподаватель объединяет в одной оценке.

Количественная оценка, интегрирующая в себе степень выраженности нескольких разнородных свойств объекта (явления), называется индексом.

Задание №6. Приведите несколько примеров индексов, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Какие составляющие, по Вашему мнению, входят в эти индексы?

Построение индекса, т.е. процедура его вычисления, включает в себя 3 этапа:

- содержательный анализ понятия (явления), которое подлежит индексации; выявление тех свойств и признаков понятия, которые будут учитываться при построении индекса;

- разработка процедур измерения выявленных свойств и признаков;

- разработка процедуры расчета итогового показателя – индекса.

Задание №7. Какие признаки можно выделить для построения индекса, описывающего качество работы институтской столовой?

Разновидностью индекса является рейтинг (от англ. – rating – «оценка», «класс», «разряд»). Рейтинг определяют для политиков, людей искусства, бизнесменов и т.д.

Постепенно под рейтингом стали понимать «уровень качества», «уровень популярности».

Задание № 8. Определите рейтинг предметов гуманитарного цикла. Какие предметы лидируют, а какие наименее популярны? Как Вы думаете, почему?

Методы сбора данных в социологическом исследовании.

В любом исследовании прибегают к анализу документов, когда необходимо собрать «внешние» сведения об объекте исследования. Чаще всего используются статистические данные, данные внутренней отчетности, текущие документы учреждений и общественных организаций.

Задание №9. Какие документальные источники можно использовать в сравнительном исследовании интенсивности работы двух различных учреждений культуры?

В социологии используется метод количественного анализа текстовых документов, так называемой контент-анализ. В документе выделяются такие его признаки и свойства (ключевые понятия, стандартные фразы и т.п.), которые можно подсчитать и которые отражают суть документа. Анализ проводится путем количественного сопоставления различных элементов текста по отношению друг к другу и общему объему информации.

Контент-анализ употребляется в тех случаях, когда имеется большое количество несистематизированного материала и требуется высокая степень объективности анализа информации.

Задание №10. Проведите контент-анализ рекламы в местной газете. Что можно сказать об объеме и содержании рекламы в данном номере газеты в целом? Как соотносятся между собой разные группы рекламных объявлений по количеству и объему занимаемой площади? Какая группа объявлений преобладает по количеству и по объему? На кого больше ориентирована реклама? Подтвердите свои заключения данными таблицы?

Что такое наблюдение?

Наблюдение – метод сбора социологической информации, при котором производится непосредственная регистрация происходящих событий.

По степени участия исследователя в наблюдательном процессе различают простое и включенное наблюдение.

Задание №11. Приведите несколько примеров профессий, должностей, в которых по роду занятий должны проводиться наблюдения. Какого типа эти наблюдения?

Что такое опрос?

Опрос – это метод сбора социологических данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к определенным людям. В обыденном сознании опрос кажется главным атрибутом социолога, и слово «социология» чаще всего ассоциируется со словом «анкета».

Задание №12. О каких социологических опросах Вы знаете из газет, телевидения, радио? Какие социологические службы, проводящие массовые опросы, Вам известны? Понятны ли Вам публикуемые результаты опросов? Интересны ли они Вам? С результатами опросов на какую тему Вам было бы интересно познакомиться?

Задание №13. Составьте текст обращения к респонденту:

- при телефонном опросе о степени удовлетворенности работой жилищно-коммунальных служб;

- в анкете по изучению потребности в аудио- и видеотехнике.

Что такое социометрия?

Социометрия – это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах.

В этом исследовании используется социометрический тест. Часто результаты исследования изображаются с помощью социограммы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...