Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновационная экономика: мировой опыт и Россия




Вступление в семью наиболее развитых экономик мира России необходимо не для участия в распределении богатства существующего мира. Это вступление необходимо для обеспечения своих национальных интересов. Для решения этой задачи, судя по всему, есть только один путь - немедленно приступить к созданию инновационной экономики, материальной базы постиндустриальной цивилизации.

Уже в самом названии новой цивилизации таится какая-то недоговоренность. Лучшие умы человечества с 1950-х гг. стремятся к преодолению индустриализма с его разногласиями и социальными конфликтами, но описать будущую цивилизацию достоверно не могут. Все существующие концепции постиндустриальной цивилизации - это всего лишь гипотезы, основанные на возражении индустриального этапа в истории человечества. Естественно, что отдельные признаки нового общественного устройства не могут быть описаны, пока не будет завершено хотя бы в основном его формирование.

Основоположники теории постиндустриального общества (Д.Белл, Э.Тоффлер, Л.Туроу, 3.Бжезинський) создали его обобщенный образ.

1. Беспрецедентное ускорение технического и технологического прогресса. В основе настоящей технологической революции лежат четыре новации: замена механических, электрических и электромеханических систем на электронные; миниатюризация; превращение в цифровую форму; программное обеспечение. Классики постиндустриализма исследовали общественные изменения в качестве прямого отражения технического прогресса. Начальным и доминирующим в анализе трансформаций общественной жизни были выделены изменения в технике и технологиях. Признавалась и ответное воздействие общества на развитие техники.

2. Снижение роли материального производства. Уже сегодня продукция добывающей, обработочной промышленности и сельского хозяйства в развитых странах составляет меньше 50% ВВП.

3. Развитие сектора услуг и информации, ориентация на качество и диверсификацию благ и производственных процессов. По мнению классиков, экономика постиндустриального общества является в первую очередь обслуживающей, а не производящей.

4. Решающая роль теоретического знания в общественной жизни. Знание вытесняет работу (ручную и механизированную) в качестве фактора стоимости. В связи с этим главным социальным институтом становится университет как центр производства и накопления знания.

5. Изменение мотивов и характера человеческой деятельности. Новый технический потенциал и микроэлектронная революция изменяют содержание работы, на порядок увеличивают его производительность, тем самым увеличивается мощность человеческого интеллекта.

6. Повышение роли личности: предполагалось, что общество будущего станет социумом, в котором разнообразные способности человека получат широкое развитие.

7. Важная модификация всей социальной структуры. Определяющим в социальной дифференциации становится уровень знаний, а не собственность. Вследствие этого социальные конфликты переносятся из экономической сферы в культурную.

Теоретики постиндустриализма обращаются к тому факту, который свидетельствует о том, что в валовом внутреннем продукте последовательно уменьшается доля первичного сектора производства (добычи сырьевых ресурсов и производства сельскохозяйственной продукции). В развитом сообществе проявляется тенденция вытеснения материального производства, основанного на индустриальном производстве. Но это не означает, что отрасли исчезают; более того, в абсолютном выражении соответствующие показатели продолжают возрастать. Основная часть валового продукта уже в первой половине XX с. производилась в индустриальном секторе. После Второй мировой войны в ВВП развитых индустриальных стран постоянно возрастает доля услуг. До конца XX столетия значительно выросло значение информационного сектора хозяйства. Сельское хозяйство, массовое производство товаров и работа никуда не исчезают, но они уже в меньшей мере определяют характер общественного устройства.

Экономика постиндустриальной цивилизации - это, прежде всего инновационная экономика, которая динамично развивается под влиянием научно-технического прогресса. Новая техническая база приводит к тому, что все более углубляется международное разделение труда, что объективно вызывает интенсификацию межгосударственного экономического взаимодействия - торгового и производственно-кооперационного. Одновременно укрепляются интеграционные связи развитых стран. В тот же время происходят дезинтеграционные процессы, во-первых, в постсоциалистическом мире, во-вторых, по уже знакомой нам линии "Восток - Запад". Конец XX - начало XXІ столетия - это период конфронтационного развития отношений христианского Запада и мусульманского Востока.

В странах Востока происходят глубокие системные изменения: развивающийся мир разделился на страны, которые оказались способными внедрить новую технику и технологию (Япония, Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур и другие новые индустриальные страны), и страны, которые называются "другие".

Как и все важнейшие процессы в истории, развитие инновационной экономики имеет свою хронологию. В послевоенный период экономика стран Запада прошла несколько этапов технико-технологического развития.

Если накануне Второй мировой войны практически все ведущие промышленно развитые страны (США, СССР, Германия, Великобритания, Франция, Италия) имели военно-ориентированную экономику, то на первом послевоенном этапе страны Западной Европы, особенно которые потерпели поражение, и Япония начали свое промышленное развитие с реализации стратегии "догоняющего роста". В 1955-1961 гг. затраты на исследование и разработки в западноевропейских странах увеличивались более чем на 20% в год. Прежде всего был сделан акцент на развитие гражданского сектора экономики и внедрение гражданских технологий (США непроизвольно помогли своим будущим конкурентам - Германии и Японии - тем, что установили предельный размер их военных затрат в ВВП). Концентрация исследовательских усилий на гражданских направлениях, привлечение в эти секторы выдающихся ученых и специалистов стали причиной роста конкурентоспособности и успеха стран на мировом рынке.

На этом этапе основой прогрессивных изменений стали импортные технологии (главным образом американские), направленные на развитие базовых областей, которые выпускали стандартизированную продукцию, которая целиком отвечала задачам текущего этапа. Затраты на исследование и разработки были связаны с адаптацией зарубежных технологий. Характерно, что именно США теряли лидирующие позиции на мировом рынке: росло отрицательное сальдо торгового баланса, уменьшались торговые преимущества в секторе высокотехнологических товаров.

Результатом первого этапа технико-технологического развития стало появление конкурентов для США, ориентированных на внедрение нововведений в гражданское производство, которые имели особую значимость для рынка и рыночных стратегий, формирующих новые условия международного разделения труда.

На втором этапе начался переход к ресурсосохраняющим технологиям. Это явилось адекватным ответом на вызов ОПЕК в середине 1970-х гг., когда цена нефти на мировом рынке увеличилась с 2,5 долл. за баррель в 1972 г. до почти 11 долл. в 1974 г. и 37 долл. - в 1981г., у стран-импортеров не было другого выхода, кроме интенсивных вложений в технологии энергосбережения. Новые технологии привели к изменениям и даже скачкам во всей макроэкономической структуре наиболее развитых стран.

Наибольших успехов в технико-технологических преобразованиях достигла Япония, где на правительственном уровне было рекомендовано фирмам направить свои исследовательские усилия на создание и внедрение энергосберегающих технологий. Кроме того, правительство реализовало крупномасштабный проект разработки технологий альтернативных источников и консервации энергии. Одновременно началось изменение всей промышленной структуры в направлении производства энергосберегающей, технологической продукции с большей долей добавленной стоимости. Стали свертываться энергоемкие и стремительно развиваться высокотехнологические области. Так, если в начале 1970-х гг. Япония была второй страной в мире по производству алюминия, то уже к концу 1980-х отрасль практически перестала существовать: из 14 заводов, которые выпускали алюминий, остался один. Зато активное развитие получило производство полупроводников, компьютеров, химическое производство. Результатом стало увеличение доли Японии на мировом рынке высокотехнологической продукции с 7,2% в 1965 г. до 19,8% в 1986 г.

В результате второго этапа многие страны изменили структуру экономики в направлении развития энергосберегающего производства и активного выпуска высокотехнологических товаров с более высокой долей добавленной стоимости. Фактически состоялся переход от экстенсивной до интенсивной модели развития, когда основным условием стойкого роста стало увеличение производства продукции с использованием ресурсосберегающих технологий. Большое значение приобрела ценовая конкуренция, что стимулировало снижение затрат на счет внедрения новых технологий.

Третий этап характеризуется переходом к нестандартизированной продукции. На этом этапе все новые группы стран (сначала Республика Корея, потом Малайзия, Таиланд, Индонезия, Китай) начинают осваивать производство стандартизированной продукции, пользуясь своими преимуществами в дешевой рабочей силе. Особенно острая конкуренция наблюдается в традиционных промышленных областях: сталелитейной, судостроении, в производстве электроники. Это приводит к свёртыванию технологического лидерства многих развитых стран и к необходимости освоения новых рыночных ниш за счет разработки и продвижения на рынке новых товаров.

Одновременно сокращается жизненный цикл товара, увеличивается значение постоянного обновления производства, повышаются требования к гибкости и мобильности частных компаний в освоении и представлении на рынке новых видов продукции. На этом этапе усиливается значение фундаментальных исследований, которые формируют особые конкурентные преимущества по созданию принципиально новых товаров.

При всех преимуществах плановой мобилизационной экономики именно стабильность планов порой мешала инновационному развитию нашей страны. Любая инновация создавала риск невыполнения плана, который определялся в тоннах и рублях. Например, намерение внедрить новую технику в какой-нибудь отрасли в середине пятилетки требовало проведения около 3000 изменений в планах поставок, производства и сбыта. На это не мог пойти ни один советский менеджер. Следствием милитаризованной экономики было угнетённое состояние потребительского спроса, который на западных рынках все более определял характер технологической политики и условия конкурентоспособности. Наметился огромный разрыв между исследованиями, их результатами и практическим применением. Одним из немногих направлений, в котором СССР до некоторых пор мог позволить себе лидерство (кроме военных), явилось космическое направление, но и для реализаций соответствующих проектов, как показала практика, не хватило экономических ресурсов.

В тот же время за весь период существования в СССР были созданы огромные запасы интеллектуального ресурса. В начале 1980-х гг. в вузах страны училось больше 5 млн. студентов, а численность ученых и инженеров, которые работали над созданием новых технологий, составляла 830 тыс. людей (для сравнения: в США - 600 тыс.). Впрочем, экономисты хорошо знают: в экономике количество совсем не всегда переходит в качество.

Экономический рост - это процесс "творческого разрушения" (Й. Шумпетер). Для того, чтобы был дан старт новой экономике, старая система должна разрушиться.

Либеральная экономика монетаристского толка стала для России могущественным рычагом разрушения старой системы, расчистила поле для появления новых идей, формирования новой экономики и соответствующей ей технологической структуры. Но либеральные идеи показали свою полную несостоятельность в процессе вступления в фазу "создание новой экономики".

Инновационная политика в России, судя по всему, будет строиться не по традиционной западной схеме "государство - бизнес", а по схеме "правительство - региональные администрации - бизнес". Естественно, правительство разрабатывает направления технологической политики, соответствующие общегосударственным целям и осуществляемые за счет преимущественно собственных, бюджетных и внебюджетных, ресурсов (например, технологическая реструктуризация транспортного и топливно-энергетического комплексов, создание единого информационного пространства). Но поскольку инновационная экономика - это прежде всего гибкая, динамическая экономика, в которой создаются и исчезают компании, идет освоение рыночных ниш, принятие правительством инициатив и ответственности в сфере инновационной политики не принесет желательных результатов. Поэтому разработка и осуществления инновационной политики в России, началась сначала на региональном уровне. Возможно, наиболее кризу, в частности дотационные регионы станут локомотивами инновационного процесса. А шагом в этом направлении должно стать формирование новой модели регионального развития, изменение трансфертной политики центра, которые смогут стимулировать инновационные процессы и максимально использовать внутренние ресурсы регионов для решения разных экономических проблем на пути стойкого развития за счет создания и внедрения в производство принципиально новых, инновационных товаров.

 

Выводы

1. Современный этап хозяйственного реформирования обусловлен рядом объективных причин. Экономические кризисы 1980–1982 гг. и 1992–1993 гг. были более глубокими и продолжительными, чем все остальные циклические кризисы послевоенной экономики. При этом они переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего сырьевыми и энергетическими, и структурными кризисами. Среди факторов, вызывающих разбалансированность экономики, можно отметить новый виток научного прогресса, исчерпание возможностей экстенсивного типа экономического роста, а также ограниченность традиционных мер государственного регулирования экономических процессов. Особое значение приобретает глобализация производства и потребления, которая становится главным фактором мирового экономического развития.

2. Как самостоятельное направление, германский неолиберализм возник в начале ХХ века. Также как кейнсианство его можно оценивать как реакцию немарксистских школ на кризис 1929-1933 гг. Наибольшее распространение либерализм получил в 50-80 гг. Самыми известными его представителями являются В. Ойкен и А. Мюллер-Армак.

Неолиберальная экономическая теория главной целью исследования считала обоснование концепции «третьего пути». При решении этой задачи сформировалось две школы – фрайбургская (основатель В. Ойкен), концепция «строя конкуренции», и теории социального рыночного хозяйства (основатель Мюллер - Армак).

На 50-60-е годы приходится возрождение неоавстрийской школы. Главными представителями этой школы являются Ф. Хайек и Л. Мизес. Как и австрийская школа ХIХ в. неоавстрийцы относятся к субъективистским направлениям в экономической теории.

Вторая половина ХХ века – период плодотворного развития институционально-социального направления в экономической теории.

Наряду с этим направлением на институциональной основе в 70-е годы сформировалось принципиально новое направление – неоинституционализм. По своей теоретической основе оно является синтезом неоклассического направления и институциональной идеи.

3. Вступление в семью наиболее развитых экономик мира России необходимо не для участия в распределении богатства существующего мира. Это вступление необходимо для обеспечения своих национальных интересов. Для решения этой задачи, судя по всему, есть только один путь - немедленно приступить к созданию инновационной экономики, материальной базы постиндустриальной цивилизации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...