Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десять ограничений, препятствующих эффективной работе коллектива

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ

Коллектив, каковым и является по сути ра­бочая группа, потенциально — мощный стимул трудовой ак­тивности, приносит удовлетворение своим членам, ставит вы­сокие цели, создает творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идет на работу и с хорошим настроением возвращается домой. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал со­трудников; в рабочей группе лучше решаются смежные про­блемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого рас­пределения обязанностей и неправильного руководства, кон­фликты на межличностном уровне.

Рабочая группа: социально-психологические особенности

Основа успеха любой современной коллективной деятельнос­ти — отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на со­вместную деятельность, предполагает наличие определенных пред­посылок. В качестве условий формирования кооперативной взаи­мозависимости выделяются:

· свобода и открытость информационного обмена;

· взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;

· доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении — это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответ­ственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

С другими социальными группами рабочую группу сближает: постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп: общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства.

Рабочие группы (коллективы) различаются по:

· формам собственности (государственные, смешанные, частные);

· характеру деятельности (производственные, торговые, научные, учебные, воинские);

· формам связи (контактные, неконтактные);

· значимости (первичные, вторичные);

· времени действия (постоянные, временные);

· степени формализованное (жесткая и гибкая организации) и т.д.

В рабочей группе диалектически объединены два компонента — материальный и духовный. Материальный компонент — это ее физические члены, конкретные индивиды; духовный — ее идеология и психология.

Идеология рабочей группы включает совокупность идей и взглядов, отражающих социально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности. Таковыми может быть служение политическому, нравственному или религиозному идеалу либо просто стремление к наживе.

Психология рабочей группы — это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внут­ренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворе­ния потребностей его членов, а также морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.

В рамках анализа содержания отношений между членами рабо­чей группы можно выделить следующие сферы отношений: 1) про­фессиональную, 2) ценностно-мировоззренческую и 3) сферу меж­личностных отношений.

Профессиональная сфера охватывает отношения, складываю­щиеся в процессе решения производственных задач:

· субординационные отношения между руководителями и подчиненными;

· отношения, связанные с координацией совместной деятельности;

· отношения в системе «человек — компьютер».

 

Ценностно-мировоззренческая сфера включает:

· взаимоотношения между личными и корпоративными цен­ностями;

· нравственные установки, преобладающие в конкретной социальной группе.

 

Их соотношение может варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.

Сфера межличностных отношений связана с реализацией по­требности в общении и самоутверждении личности в рамках кол­лектива, степенью удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом.

 

Профессиональная зрелость рабочей группы

Важная качественная характеристика рабочей группы — ее про­фессиональная зрелость, которая характеризуется прочными связя­ми между ее членами, возникающими на основе общих ценност­ных ориентации, позитивно окрашенных неформальных отноше­ний. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач.

Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы, ее способность продуктивно функционировать, можно условно объединить в следующие группы:

1) технологические — особенности совместного использования орудий и предметов труда, например передовых технологий, персональных компьютеров и т.д.;

2) экономические — формы оплаты труда, особенности формы е собственности и т.д.;

3) организационные — прежде всего, отношения в системе «ру­ководитель-подчиненный»;

4) ценностно-мировоззренческая и психологическая совместимость работников.

Десять ограничений, препятствующих эффективной работе коллектива

1. Непригодность руководителя - его неспособность по своим личным качествам сплотить сотрудников, воодушевить их на эффективные приемы работы.

2. Неквалифицированные сотрудники. Типичный недостаток - несбалансированность функций работников, неадекватное сочетание профессиональных и человеческих качеств. Неконструктивный климат. Характеризуется отсутствием преданности задачам команды, нет
высокой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой а благе каждого сотрудника.

3. Нечетность целей. Недостаточное согласование личных и коллективных целей, неспособность
руководства и членов коллектива к компромиссу.

4. Низкие результаты работы. Подразумевается, что коллектив не должен самоуспокаиваться
на достигнутом, должен проявлять напористость в достижении значимых целей, что способствует высокой самооценке членов рабочей группы, росту личного профессионализма.

5. Неэффективность методов работы. Подчеркивается значение правильной организации сбора
и предоставления информации, принятия правильных и своевременных решений.

6. Нехватка открытости и наличие конфронтации. Отмечается необходимость свободной критики, обсуждения сильных и слабых сторон проделанной работы, существующих разногласий без лож­ного страха быть неправильно понятым, нарушить деловой этикет, вызвать конфликт

7. Недостаточные профессионализм и культура сотрудников. Желание иметь в коллективе сильных сотрудников с высоким уровнем индивидуальных способностей. «развитый» сотрудник должен быть энергичен, уметь управлять своими эмоциями, быть готовым открыто и убедительна излагать свое мнение, обладать способностью изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, а не силы.

8. и 10. Низкие творческие способности персонала и неконструктивные отношения с другими коллективами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...