Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сотрудничество с родителями




Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительное собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт, и на этой почве возникают конфликты.

Если же родители ребенка все-таки отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не говорил», — часто говорят родители, неоднократно предупрежденные о речевых проблемах своего ребенка еще в дошкольном возрасте, или требуют зачислить ребенка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформированы. Образец отказа:

Логопеду логопедического пункта

при школе № _________________

от ___________________________

проживающей(его) по адресу:

_____________________________

Отказ

Я,___________________________________________________________,

отказываюсь от места в группе развития и коррекции речи на логопункте при школе № ____ для своего сына (своей дочери) __________________________

__________________________________________________________________

учени _______ класса школы № ________ в связи с ______________________

__________________________________________________________________

С речевым диагнозом ребенка ознакомлен ___. Рекомендации получены. О возможных последствиях предупрежден ___.

«___» _____________ 20___ г. Подпись ________________________________

 

Чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел один-два примера из своей практики. Получив таким образом самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родительское собрание на логопункте.

Логопед сообщает учителю о дате и времени проведения родительского собрания, а учитель передает эти сведения родителям. Лучше, если логопед сам известит родителей о намечающемся собрании по телефону или запиской. Записки с указанием даты, времени и места проведения родительского собрания вручаются каждому ученику (ученикам первых классов лучше положить записки в портфель или карман курточки).

На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Родителям первоклассников он сообщает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий. В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени — 1 часа в 1-м классе, 1—1,5 часа во 2—4-х классах, причем в это время входит выполнение всех домашних заданий — и письменных и устных, и по труду и по рисованию.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребенку в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой прием позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок-логопат при чтении незнакомого текста.

На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это прежде всего в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он объясняет, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношения. Если ребенок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызывает родителей в школу и внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся достаточно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, что авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся.

Особенно тактичен и осторожен должен быть логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от логопеда требуется максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действовать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребенком, для выбора именно тех методических приемов, которые дадут наибольший эффект, логопеду следует знать психологические особенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие медикаментозным лечением.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание, на котором он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы; наглядно, на конкретных примерах, показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребенка займет много времени, можно сказать только о самых трудных детях или о тех учениках, которые не сделали заметного продвижения. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.

Вторую половину собрания можно посвятить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и работу по их постановке придется начинать заново.

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи своих детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми по время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему. Если ребенок уезжает в оздоровительный лагерь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаще писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Фамилия, имя, дата рождения: _________________________________

2. Школа, класс: _________________________ Домашний адрес: __________________________________________________________________

3. Ф.И.О. родителей ___________________________________________

4. Телефон домашний __________________________________________

5. Телефон рабочий ____________________________________________

6. Общий анамнез.

От какой беременности __________________ родов _________________

Характер беременности (токсикоз I 1/2, II 1/2, падения, травмы, психоз, хронические заболевания, грипп, краснуха, анемия, явления угрожающего выкидыша) ________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные).

Стимуляция (механическая, электрическая, химическая, не было).

Крик (был, не сразу, не был).

Асфиксия (белая, синяя, нет).

Вес при рождении ____________________, длина __________________

Выписалась из роддома на __________________________________день

Причина задержки _____________________________________________

Раннее психомоторное развитие.

Держит голову (до 3 месяцев или после) __________________________

Сидит (до 7 месяцев или после) __________________________________

Ходит (до 1 года и 3 месяцев или после) __________________________

Первые зубы с ________________________________________________

7. Заболевания.

До 1 года (краснуха, корь, коклюш, желтуха, пневмония и т.д.) __________________________________________________________________

После 1 года __________________________________________________

Инфекции ____________________________________________________

Ушибы, травмы головы ________________________________________

Судороги при высокой температуре ______________________________

8. Речевой анамнез.

Гуление с _________________ Лепет с _____________________Первые

слова _____________________ Первые фразы ______________________

9. Посещал ли детский сад (речевую или массовую группу) ___________________________________________ с каким диагнозом __________________________________________________________________

занимался ли ребенок с логопедом в поликлинике, индивидуально __________________________________________________________________

Результаты ___________________________________________________

10. Речевая среда ребенка (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычные, поздно начавшие говорить) __________________________

__________________________________________________________________

11. Успеваемость по русскому языку _____________________________

Жалобы родителей, учителя _____________________________________

12. Заключение психоневролога (наблюдался ли ребенок невропатологом, как долго) __________________________________________

13. Причина (ПЭП, ММД, энурез, тики, дизартрия, повышенное внутричерепное давление, неврозы).

14. Общая моторика ___________________________________________

Координация мелких движений пальцев рук _______________________

15. Ведущая рука (правая, левая). Есть ли в семье леворукие, переученные левши.

16. Состояние биологического слуха (№, заболевания) _________

__________________________________________________________________

17. Состояние зрения (№, заболевания) ___________________________

18. Особенности вашего ребенка (замкнутость, обидчивость, агрессивность, неуверенность и т.п.) ___________________________________

Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий при школе № _________________ группа № ___________________

Расписание занятий: __________________________________________

Родители наравне с учителями несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий.

Дата заполнения _________ Подпись родителей ____________________

19. Связная речь.

Общая характеристика речи (в соответствии с возрастным уровнем) __________________________________________________________________

Уровень самостоятельного повествования _________________________

Типы используемых предложений _______________________________

Подбор слов и правильность их использования ____________________

__________________________________________________________________

Затруднения в построении фразы (есть, нет) _______________________

Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, голос, дыхание, интонированность) _________________________________________________

20. Звуковая сторона речи.

Артикуляционный аппарат: строение ____________________________,

двигательная функция _______________________________________________

Отсутствие звуков _____________________________________________

Смешение звуков ______________________________________________

Замена звука (отраженно, в самостоятельной речи) _________________

__________________________________________________________________

Искажение произношения ______________________________________

Слоговая структура слова _______________________________________

Звуковой анализ и синтез (по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения) ______________________________________________

Словарный запас.

Общая характеристика словарного запаса (соотношение активного и пассивного словаря) ___________________________.

Название частей целого ________________________________________

Обобщающие понятия _________________________________________

Название действий ____________________________________________

Подбор определения слову _____________________________________

Подбор синонимов ____________________________________________

Подбор антонимов ____________________________________________

Подбор родственных однокоренных слов _________________________

__________________________________________________________________

Использование различных частей речи (наречий, относительных прилагательных и т.п. — отметить) ____________________________________

21. Грамматический строй речи.

Словоизменения (если есть, то какие) ____________________________

Словообразования (если есть, то какие) ___________________________

Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения) _______________________________________________________

Соответствие возрастному уровню _______________________________

Словосочетания (использование различных типов словосочетаний: согласования, управления, примыкания) ______________________________

__________________________________________________________________

Понимание грамматических форм и конструкций __________________

__________________________________________________________________

Понимание текста (фактология и скрытый смысл) __________________

__________________________________________________________________

Иные особенности _____________________________________________

22. Письмо.

Особенности графики __________________________________________

Специфические ошибки (списывание, диктант, самостоятельная работа) _______________________________________________

Наличие неспецифических ошибок _______________________________

23. Чтение.

Техника чтения (глобальное, аналитическое, побуквенное, послоговое, слитное и т.д.) _____________________________________________________

Темп чтения (вслух, про себя) ___________________________________

Понимание прочитанного _______________________________________

Характеристика ошибок ________________________________________

Особенности речи, связанные с заиканием ________________________

Дата зачисления на логопедический пункт ________________________

24. Логопедическое заключение при поступлении на логопункт __________________________________________________________________

25. Результат коррекционной работы после первого года обучения __________________________________________________________________

26. Логопедическое заключение перед вторым годом работы _________

__________________________________________________________________

27. Результат работы после второго года обучения __________________

__________________________________________________________________

28. Консультации у врачей-специалистов: _________________________

__________________________________________________________________

Дата выпуска ____________ Подпись логопеда ____________________


Приложение 2
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ [2]

№ п/п Примерные темы занятий Цели занятий
     
  Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения): а) интонационное оформление предложений в устной речи; б) дифференциация предложений по теме высказывания; в) развитие анализа текста из предложений; г) грамматическое оформление предложений на письме • Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока. • Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи. • Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте. • Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме
  Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова): а) дифференциация понятий «предложение», «слово»; б) развитие анализа предложений на слова; в) определение количества, последовательности слов в предложении • Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово». • Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении

 

 

Продолжение табл.

 

     
  Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации: а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков; б) «звук» — «буква»: дифференциация понятий; в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова; г) согласные звуки и буквы; д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв • Сформировать понятие «звук речи» Познакомить со способами образования звуков речи. • Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука • Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления. • Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления. • Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы
  Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога: а) слогообразующая функция гласных; б) ударение; ударный слог • Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры. • Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах
  Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов: а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда; б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»: • Познакомить со способом образования гласных II ряда. • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова. • Сформировать (уточнить,

 

 

     
  — в начале слова, — в середине и в конце слова после гласной, — в середине и конце слова после разделительного «ь» закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной. • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака
  Развитие фонематических диффе-ренцировок на материале твердых и мягких согласных: а) дифференциация твердых и мягких согласных; б) буквы «а—я» после твердых и мягких согласных: — в слогах и словах, — в словах и словосочетаниях, — в предложениях и текстах; в) буквы «о—е» после твердых и мягких согласных: — в слогах и словах, — в словах и словосочетаниях, — в предложениях и текстах; г) буквы «у—ю» после твердых и мягких согласных: — в слогах и словах, — в словах и словосочетаниях, — в предложениях и текстах; д) буквы «ы—и» после твердых и мягких согласных: — в слогах и словах, • Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных. • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а—я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о—е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у—ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «ы—и» после

Продолжение табл.

     
  — в словах и словосочетаниях, — в предложениях и текстах; е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов; ж) буква «ь» после мягких согласных в середине слов твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. • Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова. • Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова
  Дифференциация гласных звуков [о—у]: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах. Дифференциация гласных звуков [о—у] после мягких согласных. Обозначение мягких согласных на письме буквами «е—ю» • Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о—у]: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах. • Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о—у]. Сформировать (закрепить) навык употребления на письме букв «е—ю» после мягких согласных
  • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «о—а». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [о—а].) • Развитие зрительной дифференциации на материале • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «о—а»: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах.

Продолжение табл.

     
  букв «и—ы». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—ы].) • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—у].) • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «ы—у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [ы—у].) • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—е». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—е].) • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—ы»: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах. • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—у»: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах. • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «ы—у»: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах. • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и—е»: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах

 

Продолжение табл.

     
  Развитие фонематических диффе-ренцировок на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков [с—з]: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах. Аналогично ведется работа с остальными парными звонкими и глухими согласными: [в—ф], [б—п], [д—т], [з—с], [г—к] (твердые и мягкие), [ж—ш] • Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с—з]. • Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с—з]: — в изолированной позиции; — в слогах и словах; — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах
  Развитие фонематических диффе-ренцировок в группе: — свистящих — шипящих; — аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с—ш], [с—ц], [ш—ч], [ш—щ], [ц—ч], [ч—т'], [ц—т], [ц-т']).  
  Развитие зрительной дифференциации: — строчных букв «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н», «т—н», «п—н», «ш—щ», «и—ш», «б—д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п»; — заглавных букв «П—Т», «Л—М», «X—Ж», «К—Н», «Ш—Щ», «И—Ш» • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н», «т—н», «п—н», «ш—щ», «и—ш», «б—д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п». • Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв «П—Т», «Л—М», «X—Ж», «К—Н», «Ш—Щ», «И—Ш»
  Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области • Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

 

Продолжение табл.

 

     
  лексико-грамматического строя речи: а) лексика: — слова, называющие предметы, явления природы (3—4-е классы — имя существительное), — слова, обозначающие действие предмета (3—4-е классы — гла-гол), — слова, обозначающие признаки предмета (3—4-е классы — имя прилагательное), — слова-антонимы, — слова-синонимы, — слова-омонимы; б) словообразование: — состав слова (корень, родственные слова), — развитие функции словообразования (приставки), — развитие функции словообразования (суффиксы), — обогащение, актуализация словарного запаса; в) обогащение знаний о составе слова; г) развитие, совершенствование лексико-грамматического оформления речи: — предлоги; дифференциация предлогов и приставок, • Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи. • Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова. • Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок. • Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов. • Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов. • Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова. • Формировать навык использования различных способов словообразования: • Уточнить лексические значения различных предлогов. • Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций. • Формировать навыки:

Окончание табл.

     
  — уточнение (развитие) навыка согласования имен прилага-тельных с существительными (в роде, числе, падеже); д) развитие навыков связного высказывания (по Ястребовой): — текст; анализ содержания; логическая последовательность, — сообщение; конструирование повествовательного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составить к рассказу заключение (вступление); составить рассказ по опорным словам; составить рассказ на заданную тему по опорным словам; составить рассказ на заданную тему на основании наблюдения; составить рассказ-описание; составить письмо; составить рассказ по картине; написать заметку в стенную газету; передать содержание стихотворения своими словами программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения. • Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

 


Приложение 3
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ
«НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ ОБЩЕЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (НОНР)»

Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...