Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 6. соотношение с другими ветвями государственной власти.




Вопрос.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предус­мотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Общепризнанные принципы международного права — это основопо­лагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, от­клонение от которых недопустимо. ^>

К общепризнанным принципам международного права, в частнос­ти, относятся принципы всеобщего уважения прав человека, добросо­вестного выполнения международных обязательств, суверенного ра­венства государств, невмешательства во внутренние дела, непримене­ния силы и угрозы силой, межгосударственного сотрудничества и со­лидарности государств.

Общепризнанные нормы международного права — это правила пове­дения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных.

К числу общепризнанных норм международного права, касающихся организации и деятельности судов и правоохранительных органов, следу­ет отнести нормы, устанавливающие:

— недопустимость применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказа­ния, право на гуманное отношение и уважение достоинства личности;

— запрет на выдачу лица другому государству, если: а) существуют серь­езные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток или смертной казни; б) преступление, в отношении которого запрашивает­ся выдача, рассматривается запрашиваемой стороной в качестве политиче­ского преступления либо имеются достаточные основания полагать, что запрос о выдаче имеет целью преследование или наказание лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями либо за другое преступление, нежели то, которое было указано в запросе;

Международный договор Российской Федерации — это международ­ное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организа­цией в письменной форме и регулируемое международным правом не­зависимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также незави­симо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. п.).

— При толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, кото­рая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Среди международных договоров Российской Федерации, содер­жащих положения об организации и деятельности судебных и право­охранительных органов, важную роль играют:

— Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г.;

— Международный пакт о гражданских и политических правах, приня­тый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.[1];

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.[2];

— Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Со­ветом Европы 4 ноября 1950 г.[3];

— Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основ­ных свободах человека от 26 мая 1995 г.[4];

— документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Большое значение имеют многосторонние и двусторонние догово­ры о правовой помощи, определяющие порядок взаимодействия судеб­ных и следственных органов разных государств. Среди них:

— Конвенция Содружества Независимых Государств о правовой помо­щи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным де­лам от 22 января 1993 г. (вступила в силу 10 декабря 1994 г.)[5];

— Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.

Конституция Российской Федерации 1993 г. занимает особое мес­то среди законодательных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов, поскольку имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Значение Конституции Российской Федерации в регулировании ор­ганизации и деятельности судебных и правоохранительных органов за­ключается в следующем:

1. Конституция РФ закрепляет принципы организации и осущест­вления правосудия, К ним, в частности, относятся: равенство перед за­коном и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом; участие граждан в отправле­нии правосудия; состязательность; презумпция невиновности и др. И хотя эти принципы находят дальнейшую конкретизацию в феде­ральных законах, они остаются конституционными.

2. Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан. Применительно к отправлению правосудия особую значимость имеют: равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни; тайна переписки и сообщений; защита чести и добро­го имени; неприкосновенность жилища; право на доступ к правосудию и судебную защиту; презумпция невиновности; право на получение квалифицированной юридической помощи и т. д.

3. Нормы Конституции РФ регулируют вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении судебных дел: например, недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полу­ченных с нарушением федерального закона; свидетельский иммуни­тет (т. е. право лица не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется феде­ральным законом) и др.

4. Конституция РФ устанавливает основы судебной власти: непри­косновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычай­ных судов и др.

Федеральные конституционные и федеральные законы. В разви­тие конституционных положений принят ряд федеральных конститу­ционных и федеральных законов, регулирующих вопросы организа­ции и деятельности судебных и правоохранительных органов.

Вопросы организации и деятельности судебной системы Российской Федерации в целом и отдельных судов регулируют, помимо Конститу­ции РФ:

— Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»2;

— Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»3;

жФедеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»4;

— Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»5;

— Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»6;

— Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых су­дьях в Российской Федерации»7;

— Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем чис­ле мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Россий­ской Федерации»8;

— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 де­кабря 2001 г. № 174-ФЗ9;

— Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ10;

— Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ[6];

 

Статусу судей, присяжных и арбитражных заседателей посвя­щены:

— Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федера­ции»[7];

— Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «и присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федера­ции»[8];

— Федеральный закон от 30 мая 2001 г. Mb 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»[9];

— Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государствен­ной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирую­щих органов»[10].

Органы судейского сообщества образуются и действуют в соответ­ствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об ор­ганах судейского сообщества в Российской Федерации»[11].

Организация обеспечения деятельности судов и исполнения судеб­ных решений регулируется также:

— Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[12];

— Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»[13];

— Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполни­тельном производстве»[14].

Правовое регулирование организации и деятельность прокуратуры осуществляется также Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федераль­ного закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ)[15].

Деятельность по выявлению и расследованию преступлений регули­руется:

— Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издавае­мые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизиро­вать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодатель­ных норм.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряже­ний и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нор­мативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Примерами могут служить:

— Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Феде­ральной службы судебных приставов»[16];

— Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Мини­стерства юстиции Российской Федерации»[17];

— Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Феде­ральной службы исполнения наказаний»[18];

— Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. № 317 «О некоторых вопро­сах Федеральной службы исполнения наказаний»[19];

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполни­тельной власти и актам местных органов. Нормативные правовые ак­ты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называе­мые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и по­становлений Правительства РФ.

Среди подзаконных актов, регулирующих организацию и деятель­ность судебных и правоохранительных органов, отметим:

Вопрос. 5

Судебная власть -вид гос. власти, который обладает в силу требования закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества, осуществляет эти полномочия строго в соответствии с законами в формах гражданского, уголовного,арбитражного,конституционного, административного судопроизводства специальными государственными органами-судами в лице судей.

— Ст. 10 КРФ представляет судебную власть как абсолютно самостоятельную независимсую часть гос. Аппарата, но обладающую рядом отличит. Признаков:

— - осуществление суд. Власти возложено на спец. органы-суды

— - суды образуют единую закрытую суд.систему, т.е. суд. Власть полномочны осуществлять только суды.

— - на все суды, входящие в систему возлагаются единые задачи, независимо от их уровня, прежде всего – защита прав и законных интересов граждан и личности в сферах судопроизводства.

— - суд. Власть осуществляется только предусмотренными в законе правовыми способами в след. Формах:

— 1.путем осущ. Констит. Судом конституц. судопро-ва

— 2.путем осуществления судами общей юрисдикции рассм. уголовных, гражданских и администр. дел

— 3.рассмотрения арбитражным судом арбитражных дел

— - суд власть осуществляется на основе и строго в соотв. со спец. Принятыми процессуальными законами, в которых закреплены основные положения, принципы, которыми должен руководствоваться судья любого суда

— - суды выступают как правоприменительные органы

— - суд. Власть –независимая, самостоятельная и обособленная

— - исключительность осуществляется только судьями, которые наделены полномочиями в установленном законом порядке

— - участие представителей народа в реализации суд.власти

— Конституция. Полномочия.

— ГЛАВА 7.

— Статья 118

— 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

— Статья 119

— Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

— Статья 120

— 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

— 2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

— Статья 121

— 1. Судьи несменяемы.

— 2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

— Статья 122

— 1. Судьи неприкосновенны.

— 2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

— Статья 123

— 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

— 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

— 3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

— 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

— Статья 124

— Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

— Статья 125

— 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

— 2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

— а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

— б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

— 3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

— а) между федеральными органами государственной власти;

— б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

— 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

— 5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

— 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

— 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

— Статья 126

— Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

— Статья 127

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

— Статья 128

— 1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

— 2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

— 3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

— Статья 129

— 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

— 2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

— 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

— 4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

— 5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

 

Вопрос 6. соотношение с другими ветвями государственной власти.

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»,другими федеральными конституционными и федеральными законами1.

Принцип разделения властей —фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная,исполнительная и судебная,каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано,что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны.Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу,являющемуся единственным источником любой власти(ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной.В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных,но подчиненных власти народа,призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

Вопрос 7.

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституци­онным Судом РФ, компетенция которого предопределена ст. 125 Кон­ституции РФ. Его основным полномочием является разрешение дел о соответствии Конституции РФ:*а) федеральных законов, норматив­ных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Ду­мы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ; в) договоров между ор­ганами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также договоров меж­ду органами власти субъекта Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетен­ции между органами государственной власти различных уровней. Для граждан наиболее значимым является право Конституционного Суда проверять конституционность закона, примененного или подле­жащего применению в конкретном деле. Такая проверка осуществля­ется по жалобе граждан или по запросу суда. Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ. По запросу Совета Федерации он также дает заключение о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президента РФ в государственной измене или со­вершении иного тяжкого преступления.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет процессуальный порядок судо­производства вКонституционном Суде и устанавливает процедуры для осуществления судебной власти при рассмотрении и разрешении любого из перечисленных вопросов, отнесенных к компетенции Кон­ституционного Суда.

Гражданское судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции. Оно охватывает различные дела о спорах, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологи­ческих и иных правоотношений. Например, по небрежности жильцов одной из квартир многоквартирного дома произошла авария, причи­нившая вред имуществу соседей. Может возникнуть гражданско-правовой спор о возмещении причиненного вреда, и соседи могут об­ратиться в суд за защитой нарушенного права и принудительном взыскании стоимости поврежденного имущества. Бракоразводные процессы — типичный пример спора, вытекающего из семейных отно­шений. Если этот спор связан с разделом имущества супругов, реше­нием вопроса, с кем останутся несовершеннолетние дети после разво­да, этот спор становится предметом гражданского судопроизводства. Споры по поводу принудительного раздела жилья, споры о восстанов­лении на работе, споры о земельной меже и установлении границ зе­мельного участка и т. п. — все это примеры гражданских дел по искам с участием граждан, организаций, органов государственной власти и других субъектов права. К гражданскому судопроизводству относит­ся еще ряд дел, круг которых определен ст. 22 ГПК РФ. Гражданско-процессуальный кодекс РФ определяет и порядок рассмотрения этих дел, т. е. регулирует форму осуществления судебной власти при рас­смотрении и разрешении судом этих дел.

Арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами. Оно, так же как и гражданское судопроизводство, охватывает вытекающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела. Но эти дела всегда связаны с осуществлением предпри­нимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные су­ды рассматривают и споры, вытекающие из административных и иных публичных отношений, также связанные с осуществлением предпри­нимательской и иной экономической деятельности. В порядке арбит­ражного судопроизводства могут защищать свои права юридические лица или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица, имеющие статус индивиду­ального предпринимателя, а также органы государственной власти, местного самоуправления и другие прямо указанные в законе субъек­ты. Порядок осуществления судебной власти при рассмотрении и раз­решении этих категорий дел определяется АПК РФ.

Административное судопроизводство пока еще не получило собст­венного организационного оформления. Здесь можно выделить не­сколько категорий дел. Например, к административному судопроиз­водствуотносится рассмотрение судом общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, прямо отнесенных к компетен­ции суда КоАП РФ (ст. 23.1).

Эти же суды рассматривают жалобы граждан на незаконные дейст­вия (бездействие) и решения органов государственной власти, мест­ного самоуправления, должностных лиц или дела об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти, что по сути своей также представляет административно-правовые споры. Однако такие дела рассматриваются пока в порядке гражданского су­допроизводства (ст. 245 ГПК РФ).

Некоторые вопросы, вытекающие из административных правоот­ношений, например, об оспаривании нормативных актов, затрагиваю­щих права заявителя в сфере предпринимательской или иной эконо­мической деятельности, разрешают арбитражные суды. Согласно ст. 29 АПК РФ они осуществляют при этом административное судопроиз­водство. Поэтому сейчас обсуждается вопрос о создании администра­тивных судов, которые объединят рассмотрение всех дел, вытекающих из административно-правовых отношений, что позволит окончательно оформиться и административному судопроизводству как самостоятель­ной форме осуществления судебной власти по данной категории дел.

Уголовное судопроизводство, осуществляемое судами общей юрис­дикции, охватывает рассмотрение и разрешение уголовных дел, а так­же осуществление судебного контроля на досудебных стадиях произ­водства по уголовному делу. Уголовное дело возбуждается только при совершении преступления, и производство по уголовному делу связа­но с применением норм уголовного права. В этом производстве суще­ственно затрагиваются права и законные интересы граждан, как потерпевших от преступления, так и привлекаемых к уголовной ответ­ственности. Поэтому при производстве по уголовному делу роль су­дебной власти особенно значима. Порядок осуществления уголовного судопроизводства определяется УПК РФ.

Все перечисленные виды судопроизводства в своей совокупности обеспечивают судебную защиту права, в какой бы сфере обществен­ных отношений ни было совершено правонарушение.

Судопроизводство во всех его видах в целом является единственной формой реализации судебной власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...