Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семейное право Древнего Рима. Брак в римском праве.




 

Брак – союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи.

В Д.Риме существовал юридический обычай до заключения брака использовался обряд помолвки (обручения) - sponsalia: будущий жених и невеста (или их домовладыки, если они малолетние или подвластные) обещают в будущем вступить в брак и обмениваются подарками.

В ДР действовал принцип свободы брака: нельзя было заставить вступить в брак. Если sponsalia была сделана в одностороннем порядке (когда одна из сторон не согласна) можно:

- отказаться от вступления в брак с согласия другой стороны

- отказаться в одностороннем порядке

ð в цивильном праве потерпевший мог потребовать возмещение убытков (напр., расходы на свадьбу)

ð в преторском праве одна из сторон могла заявить иск о бесчестии

ð при Юстиниане – самая слабая санкция – возвращение потерпевшему подарка, а виновный их сохраняет

Условия для вступления в брак:

Ø положительные (позитивные) – условия, которые должны присутствовать в момент заключения брака, если хотя бы одно условие отсутствует, договор будет считаться недействительным:

1) наличие у сторон ius connubii

2) достижение брачного возраста (мальчики 12, девочки 14 лет)

3) согласие сторон или домовладыки

Ø отрицательные (негативные) – препятствие для заключения брака, должны отсутствовать на момент заключения, наличие хотя бы одного негативного условия в момент заключения брака влекло его недействительность:

1) наличие другого не расторгнутого брака (в ДР запрещалось многоженство и многомужество, т.о., действовал принцип единобрачия (одновременно можно состоять только в одном законном браке) и моногамии (только с одним супругом) (в РФ те же принципы)

2) наличие душевной болезни или физического недостатка определенного рода, не позволяющего лицу обеспечивать продолжение своего рода (кастраты не могли вступать в брак)

3) наличие прямой линии кровного родства a priori (в принципе), а также 2-й и 3-й степеней бокового родства

 

Виды брака в Древнем Риме.

- cum manu mariti – брак с властью мужа

- sine manu mariti – брак без власти мужа

 

Брак с властью мужа.

Это брак, основанный на принципе юридического неравенства супругов (жена находится в подчинении у мужа или его домовладыки). Супруги в таком браке обладали комплексом личных и имущественных прав.

Личные права супругов:

1) жена должна была слушаться мужа, как ему подвластная (за непослушание можно было продать жену в рабство)

2) право на развод (у мужчины свободное право, а у женщины – только с согласия мужа)

3) жена должна была жить вместе с мужем физически (если нарушала правило и уходила без его разрешения, то муж мог вернуть жену с помощью виндикационного иска)

 

Вступая в брак, женщина либо приобретала агнатское родство, либо изменяла его.

Имущественные права супругов:

В браке с властью мужа отсутствует режим и общей, и раздельной собственности. Потому что все имущество на праве собственности, нажитое в период брака, принадлежит мужу. Он и собственник приданого, может в период брака распоряжаться им без ограничений (движимым и недвижимым). В случае прекращения брака приданое остается у мужа.

 

Брак без власти мужа.

При императоре Юстиниане брак с властью мужа меняется на принципиально новый вид брака – брак без власти мужа (хотя это не полная противоположность).

Базируется на принципе юридического равенства супругов, что отражается на личных правах супругов:

§ женщина получает право на развод без согласия мужа (аналогично мужу)

§ женщина не обязана слушаться мужа и просить согласия, за непослушание не будет наказан

§ женщина может просто уйти, и муж не сможет ее вернуть (иска для возврата жены муж не имеет)

+ вступая в такой брак, женщина не приобретает агнатских связей (если была свободна), но и не меняет. (Хотя в этот период власть домовладыки уже чисто символическая была.)

Имущественные права супругов:

Действует режим раздельной собственности. Женщина сохраняет право соб-ти на добрачное имущество. Меняется режим приданого: по-прежнему существует обычай предоставления приданого, но, получая приданое, муж дает клятву (а) о возврате приданого в случае расторжения брака, (б) что не будет распоряжаться без согласия жены.

 

Как решалась судьба приданого в случае прекращения брака?

Брак может прекратиться по 2-м основаниям (как и сейчас):

i. смерть супруга

ii. расторжение брака (развод)

В случае смерти:

если раньше умирает жена, то приданое по общему правилу остается у мужа, кроме одного случая, когда приданое было предоставлено не самой женой, а его домовладыкой, и он жив на момент смерти жены, он и может истребовать приданое после ее смерти

если раньше умирает мужчина, то приданое возвращается вдове, она может истребовать его

В случае развода:

правило – прав на приданое лишается виновник развода; + для упрощения разрешения ситуации установлена презумпция вины инициатора развода – т.е. виновен тот, кто инициирует развод, если не доказано иное; вина женщины считалась, если брак был бездетным.

 

Римскому частному праву известно 3 состояния права между мужчиной и женщиной:

1. законный брак

2. простое сожительство – кратковременно, не связано с общим хозяйством и устойчивой связью

3. конкубинат – промежуточное правовое состояние между законным браком и простым сожительством; возникает, если общее хозяйство и устойчивая связь, а у партнеров есть все условия для вступления в брак, но нет принципа единобрачия (предыдущий брак не расторгнут); =>

правовое положение детей:

- приобретают с рождения статус матери, а не отца – этим признаком конкубинат близок к простому сожительству (как сожительство)

- имеют право на алименты от отца и являются наследниками отца по закону наряду с законно рожденными (в браке) (как брак)

отец мог узаконить детей в конкубинате 3-мя способами:

- вступить в брак с матерью детей, если препятствия для реализации ius connubii исчезают (развестись, или если умерла жена)

- узаконить по решению императора

- отдать детей в особое социальное сословие – местных декурионов (лица, которые занимались сбором налогов от имени гос-ва; если собирали налогов меньше с курии столько, сколько нужно, чем полагалось, то разницу погашали за счет своего имущества; а больше собрать было нельзя => в это сословие никто не стремился, поэтому такой способ его пополнения придумали)

 

Демографическая политика Древнего Рима.

Направлена на достижение 2-х целей:

а) увеличение числа законных браков (вместо прост. сожит-ва и конкубината)

б) чтобы максимальное количество детей рождалось в законном браке

(цели характерны для Европы, а для Китая-Индии только «а», 1948 г. – СССР – если фактически длились отношения больше года, то это брак, а потом заменили для налог для холостяков)

Решали задачи путем ограничения имущественных прав (25-60 – мужчина, 20-50 – женщина):

Если в этом возрасте в браке не состоят (или развелись), то не могут наследовать по завещанию (но не по закону) (переживший супруг – наследник 5-6 очереди…). Поэтому часто жили в браке, но не разводились, и поэтому же возникал конкубинат.

Если в браке состоят в этом возрасте, но нет детей, то получают только половину от полагавшегося имущества по завещанию. Мужчина бездетен – если в этом браке нет детей, а женщина – потому что у нее менее 3-х детей. Потому что у мужчины м.б. внебрачные, а у женщины – все дети, в т.ч. слева, презюмируются, как дети ее мужа.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...