Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояса Испании эпохи Возрождения




Пояса эпохи Возрождения

Рафаэль. Дама с единорогом.1506 г.Рис. 1

В эпоху Возрождения (Ренессанса) спиритуализм готики (см.Пояса позднего Средневековья) отступает перед увлечением античной культурой в связи с поиском идеала гармоничного человека (см.Пояса античные). В построении костюма готический вертикальный вектор сменяется горизонтальным. Одежда начинает соответствовать естественным пропорциям человеческого тела, она становится широкой и удобной. На платьях появляются разрезы, дающие свободу движения. Человек более не стесняется собственной телесности. Тонкость талии у женщин подчеркивают пышные юбки, а у мужчин – расширяющиеся за счет подкладок плечи. Мода на высокую талию в XV веке переходит в моду на заниженную талию в конце XVI столетия. Готические заостренные формы сменяются плавными овалами. Популярны тяжелые и плотные ткани, создающие импозантные и устойчивые объемы драпировок. Увеличиваются средства индивидуализации костюма, в том числе и за счет поясов, ассортимент которых достигает небывалого разнообразия. Возрастает скорость изменений в нарядах. В начале эпохи мода менялась с каждым поколением, а в ее конце – с каждым десятилетием. В XV – начале XVI века главный тон в развитии костюма задавала итальянская мода, но при этом каждая европейская страна и даже отдельные области имели собственную специфику. С середины XVI столетия лидером в моде становится Испания.

Эпоха Возрождения завершается идеями, во многом противоположными исходным. Удобство костюма перестает быть приоритетным. Распространение железного каркаса заковывает фигуру в условные и все более нарочитые формы. Гуманизм ренессансного костюма сменяется демонстрацией новых и все более помпезных эталонов элитарной представительности.

В период Возрождения в странах Западной Европы закладываются основы национальных народных костюмов.

В XIV веке в придворном костюме юбка отделяется от лифа. В XV веке это новшество переходит вначале в костюм горожан, а затем и крестьян. В XVI веке архаическое цельнокроеное платье полностью выйдет из употребления, что откроет отдаленные перспективы к преодолению социальных барьеров в моде.

Эпоха Возрождения освещается в рубриках: Пояса Италии эпохи Возрождения

Италия раньше других европейских стран обратилась к наследию античной культуры, которое было ее собственным прошлым (см.Пояса древнеримские). Готический костюм (см.Пояса позднего Средневековья) в незначительной мере затронул итальянский быт. Формирование ренессансного костюма начнется в Италии уже в XIV веке, а на рубеже XV-XVI веков появится классический итальянский костюм, который найдет отклик по всей Западной Европе, но нигде не будет повторен в точности.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Среди мужчин длинные костюмы носили только духовенство и должностные лица. Остальные одевались в короткие удобные верхние одежды, разнообразие форм которых постоянно росло. Складки драпировок перетягивались узким длинным матерчатым поясом, завязывавшимся узлом (Рис. 1).

Для женского костюма XV века характерны высокая талия и широкая юбка, заложенная вокруг ровными складками, которые обязательно фиксируются поясом (Рис. 7). На рубеже XV-XVI веков появляется платье с отрезным лифом и пышными рукавами с разрезами. Узорный поясок из ткани или тонкой кожи прикрывает стык лифа и широкой юбки. Пояс соединяется небольшой пряжкой (Рис. 8) или завязывается аккуратным бантом (Рис. 9). Сильно декольтированный лиф оставляет место для широкой полосы рубашки, открывающей шею и грудь. Одежда удобна, ее формы хорошо сбалансированы, а мягкость и пластичность очертаний делают ренессансный костюм одним из самых гармоничных в истории западной моды.

Рис. 10 Рис. 11 Пармиджанино (1503‑1540 гг.). Портрет графини де Сансекондо с тремя сыновьями. Около 1533‑1535 г. Собрание музея Прадо Рис. 12

В 40-е годы XVI века силуэт костюма меняется. Лиф удлиняется до естественной линии талии и становится жестким за счет корсета. Буфы на рукавах уменьшаются в объеме (Рис. 10). Приход в Италию каркасного испанского костюма (см.Пояса Испании эпохи Возрождения) знаменовал отказ от гуманистической идеи ориентации на естественную красоту человеческого тела.

В 50-е годы XVI века металлический корсет на шарнирах заключил женский стан в негнущийся футляр и сплющил грудь. На корсет надевался лиф платья с чуть опущенной талией и небольшим углом спереди.

В моду входят пояса в виде массивных золотых цепей, к которым привешивали веера и прочие аксессуары (Рис. 11). Превращенные в сложные произведения ювелирного искусства пояса точно огибали форму лифа и часто спускались почти до земли (Рис. 12)

Лоренцо Лотто. Портрет Лауры де Пола. 1543 г.

Пояса Испании эпохи Возрождения

К концу XV века завершается пятивековая борьба Испании с маврами, в ходе которой сформировалась сильная централизованная власть и ортодоксально-репрессивная религиозность. В XVI веке разбогатевшая на американском золоте Испания использовала статус политического гегемона Европы для распространения своего варианта костюма, который воплощал идеал воина – покорителя мира. Во всех странах с рыцарскими традициями военизированный образ в одежде оказывается более востребованным, чем итальянский гуманистический костюм (см.Пояса Франции эпохи Возрождения).

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

С развитием огнестрельного оружия в XVI веке практическое значение доспехов падает, но они всюду привычно сохраняются вплоть до XVIII века как парадная военная форма. В XVI веке, когда в Испании эпоха рыцарства уходит в прошлое, гражданский придворный костюм начинает воспроизводить форму рыцарских лат с помощью каркаса из туго набитого конского волоса и плотных картонных прокладок (Рис. 1Тициан. Портрет Карла V с собакой. Собрание музея Прадо Лиф имитирует упрощенную форму лат. На узком поясе висит сабля и опахало.). Впервые в мировой истории костюма создается полностью каркасный вид одежды, сковывающей движение и деформирующей естественные формы тела. Он получает название «хубон ». Можно только догадываться о том, что приходилось терпеть человеку в каркасном костюме в условиях знойного испанского лета.

К середине столетия покрой хубона становится все более выпуклым, а линия талии понижается (Рис. 2Тициан. Портрет Филиппа II. 1553 г. Собрание Национального музея, Неаполь). Пояса делаются узкими с небольшими малозаметными пряжками. Они огибают мыс хубона, прикрывая место крепления полочек. Неширокие портупейные пояса крепятся к основному ремню (Рис. 3, Хуан Пантоха де ла Крус (1553‑1608 гг.). Портрет Филиппа III. Собрание музея ПрадоРис. 4мЮстус Тилс (работал в конце XVI в.). Аллегория воспитания Филиппа III. Собрание музея Прадо). Поверх обычных штанов-чулок надевают короткие штаны, которые тоже имеют каркас. Фиксацию корпуса тела довершает жесткий стоячий воротник с рюшами, не дающий возможности опускать или склонять голову.

Во второй половине XVI века былая красочность костюма сменяется господством черного цвета. Придворный этикет с точностью часового механизма регулировал внутреннюю иерархию испанской знати, в жизни которой роскошь сдерживалась требованиями скромности, а естественная физиология подавлялась искусственными

нормами в поведении и одежде.

Рис. 5 Фердандо Гальего (работал между 1466‑1507 гг.). Пантократор. Ок. 1485 г. фрагмент. Собрание музея Прадо (Рис. 5). Рис. 6 Фернандо Яньес де ла Альмедина. (работал между 1505‑1536 гг.). Св. Екатерина. Собрание музея Прадо (Рис. 6).

Женский костюм в XV веке был еще полностью готическим. В начале XVI века начинает сказываться слабое итальянское влияние, преображаемое традициями восточного орнаментализма

В XVI веке в женском костюме сформировалась яркая национальная специфика, состоявшая в том, что силуэт костюма был до крайности геометризирован пересечением малого конуса лифа с большим конусом юбки. Еще в 60-е годы XV века появляется лиф на каркасе из металлических на шарнирах прорезных пластин, обтянутых тонкой замшей или бархатом. За счет длинного мыса каркаса плоская грудь плавно переходила в нижнюю юбку («вердугос»), в которую вшивали металлические обручи, что придавало ей правильную воронкообразную форму. Металлические каркасные конструкции, в которые, как в футляр, заключалось женское тело, прикрывали гладкой, плотной тканью с жесткими металлическими кружевами. Бронированная форма тяжелого костюма с негнущейся спиной и неподвижным воротником минимизировала всякую подвижность, а женская пластика каменела в неприступных и величественных позах.

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9

Тициан. Портрет Изабеллы Португальской. 1548 г. Собрание музея Прадо (Рис. 7). Неизвестный художник. Портрет Анны Австрийской, королевы Испании. 1563 г. Замок Раккониджи, Италия (Рис. 8). Надгробие доньи Менсиа де Мендосо. XVI в. Собор г. Бургос.

 

 

Пояса перестают быть функциональным элементом костюма.

В первой половине XVI века пояс превращается в ювелирно исполненную гирлянду из продолговатых золотых чеканных бусин, неподвижно свисающую почти до края юбким.Во второй половине XVI века входят в моду массивные золотые пояса без свисающих концов, прикладывавшиеся по линии низа заостренного лифа. Пояса отличал сложный объемный рисунок с крупными жемчужинами и драгоценными камнями В некоторых областях Испании под влиянием Востока носили тканый пояс-шарф, концы которого продевали в золотые с драгоценными камнями кольца и завершали жемчужными кистями (Рис. 9).

Изобретенные в Испании каркасные конструкции определят развитие западноевропейской моды на следующие три десятилетия, что сделает пояс лишним элементом как в мужском, так и в женском придворном костюме (см.Пояса XVII века).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...