Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие органов предварительного расследования и их задачи




Предварительное расследование - это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений

Задачами органов предварительного расследования являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности, предупреждение и пресечение преступных деяний.

Органы предварительного расследования призваны обеспечить действенность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Сложной и ответственной задачей в борьбе с преступностью является и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил не раскрытым.

В задачи органов предварительного расследования входит не только раскрытие преступления, выявление и привлечение к ответственности виновных в его совершении или реабилитация невиновных, но и исследование причин и условий, способствующих совершению преступления, принятие мер к их устранению. С этой целью указанными органами проводится большая профилактическая работа, направленная на предупреждение и пресечение преступных деяний.

Успешное выполнение возложенных на органы предварительного расследования задач, возможно лишь при условии строгого соблюдения ими законности, тесной связи с общественностью, применении научно-технических средств и научной организации труда. От работников аппарата предварительного расследования требуются глубокие и разносторонние юридические знания, максимум инициативы, активности, настойчивости в изобличении преступников и охране правопорядка, постоянное совершенствование своей работы.

В этих целях в органах прокуратуры, внутренних дел и Службе безопасности организована и действует система повышения квалификации следственных и оперативных работников. Активно используется заочная и вечерняя система юридического образования.

Большое внимание уделяется научному и техническому оснащению аппарата предварительного расследования, внедрение в практику научно-технических средств и научных методов расследования преступлений, оказание работникам практической помощи в раскрытии и предупреждении преступных деяний.

Предварительное расследование делится на два вида: дознание и предварительное следствие.

72. Органы предварительного следствия. Их задачи, полномочия и система.

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.[1]. Согласно последним изменениям в Уголовно-процессуальном Кодексе (16.07.08 и ранее) из компетенции прокурора изъяты:

— задержание подозреваемого, как мера процессуального принуждения; — избрание меры пресечения; — осуществление уголовного преследования (ст. 21 УПК); — прекращение уголовного дела в связи с примирением (ст. 25 УПК); — прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием (ст. 28); — кроме того внимательно ознакомьтесь с гл. 6 УПК.

Таким образом, прокурор, в результате реформы 2007 г., перестал быть субъектом, осуществляющим производство предварительного расследования. Тем не менее, в ряде стран континентальной Европы прокурор до сих пор сохраняет данную функцию. Так, в ФРГ прокуратура расследует самые разные уголовные дела. В основном, это дела об экономических преступлениях, о самых тяжких преступлениях и вызвавшие общественный резонанс дела. Кроме того, немецкий прокурор для помощи в производстве следственных действий может задействовать некое "орудие" («VerlängerterArmderStaatsanwaltschaft») - "лицо, привлекаемое прокуратурой для производства дознания".


К общим условиям предварительного расследования относятся: «формы предварительного расследования; подследственность; место производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайства; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования» (гл. 21 УПК). [2]

Общая характеристика дел, подследственных следователям следственного комитета РФ, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.[1]

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления

Вопрос 73

Органы дознания. Их задачи, полномочия и система.

Дознание – форма преварит. расследования. Виды: Милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники воен. учреждений; органы ФСБ; начальники исправит.учреждений и следственных изоляторов; органы гос пожар надзора; органы федпогран службы; органы службы налоговой полиции; капитаны морских судов в дальнем плавании; начальники зимовок; таможенные органы. Формы дознания: по делам, по кот. обязательно пр-во предвар. следствия (неотложные следств. действия –осмотр, обыск, выемка); по делам, по кот. пр-во предвар. следствия не обязательно (орган дознания проводит расследование в полном объеме).

Задачи и полномочия дознавателей при главных судебных приставах.
Главным судебным приставом РФ, является замминистра РФ. Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное следствие в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уг делу орд. Дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за иск случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора, или суд решения 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, указания прокурора – вышестоящему прокурору.


74 оперативно розыскная деятельность. Понятие и органы ее осуществляющие.

Оперативно-розыскная деятельность - это осуществляемая гласно или негласно оперативными подразделениями государственных органов деятельность направленная на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К государственным органам, которые вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность относят:

1) органы внутренних дел Российской Федерации;
2) органы Федеральной службы безопасности;
3) органы Федеральной службы налоговой полиции;
4) органы пограничной службы Российской Федерации;
5) таможенные органы Российской Федерации;
6) Служба внешней разведки Российской Федерации и др.

Основными функциями данных государственных органов являются:

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

· розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;

· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Для их осуществления органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят следующие мероприятия:

· опрос граждан;

· наведение справок;

· сбор образцов для сравнительного исследования;

· проверочную закупку;

· исследование предметов и документов;

· наблюдение;

· отождествление личности;

· обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

· контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

· прослушивание телефонных разговоров;

· снятие информации с технических каналов связи;

· оперативное внедрение;

· контролируемую поставку;

· оперативный эксперимент.

Полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий данные могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; выявления и установления лиц, их подготавливающих или совершивших; розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, если они проводились с соблюдением принципа законности. Кроме этого полученные результаты могут служить основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголовным делам в соответствии с предусмотренных законом правил, в частности с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Вопрос 75

Законодательство о прокуратуре

1 июля принят в первом чтении и в целом Федеральный закон (проект N 190439-4) «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», внесенный Президентом РФ.

Подписан Президентом РФ (от 15 июля 2005 года N 85-ФЗ).

Законом увеличивается денежное содержание прокурорских работников. При этом размеры окладов устанавливаются в процентном отношении не к окладу Генерального прокурора, как это предусмотрено ранее, а к окладу его первого заместителя, который будет составлять 80 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.

Первоначальная редакция статьи 44 закона о прокуратуре определяла должностной оклад Генерального прокурора РФ в размере 98 процентов оклада Председателя Верховного Суда РФ. Оклады последних, согласно Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации», должны определяться федеральным законом. По новой редакции, денежное вознаграждение Генеральному прокурору РФ устанавливается Президентом РФ, что вряд ли разумно. Генеральный прокурор не является подчиненным Президента.

 

8 июля принят в первом чтении проект федерального закона N 170935-4 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"», внесенный членами Совета Федерации Сергеем Мироновым, Александром Торшиным, Светланой Орловой, Юрием Шарандиным, Анатолием Лысковым.

В пункте 7 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Законопроектом предлагается дополнить эту норму обязанностью Генпрокурора представлять данный доклад лично на заседании Совета Федерации.

По мнению авторов проекта, такое правило будет способствовать более эффективному взаимодействия Генерального прокурора с органом, назначившим его на эту должность.

Проект представляется малосодержательным и спорным.

И без этого дополнения статья 15 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предоставляет Совету Федерации (равно как и Государственной Думе) право приглашать Генпрокурора на свои заседания. В то же время указанная статья предусматривает, что Генпрокурор, если он сам не может прибыть на заседание палаты в заранее согласованное время, вправе направить своего заместителя.

В государственных органах действуют не личности, а взаимозаменяемые чиновники – должностные лица. По этой причине в российском законодательстве термин «лично» по отношению к регулированию полномочий руководителей органов государственной власти не употребляется.

 

Вопрос 76

Понятие прокурорского надзора, направления и отрасли прокурорского надзора, отличие от других видов надзора

После всего вышесказанного можно дать определение прокурорского надзора.

Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и госу­дарства.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» выделяются сле­дующие направления деятельности органов прокуратуры:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитета­ми, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законода­тельными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностны­ми лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих нака­зание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест со­держание задержанных и заключенных под стражу;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

— участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

— участие в правотворческой деятельности.

Вопрос 77

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Изучая любой предмет или явление, можно выделить нечто существенное, ту основу, которая обу­словливает содержание этого предмета или явления, основные, исходные положения, определяющие их природу. Это — принципы предмета или явления, выражающие самое важное, вне которого они вряд ли могли бы существовать.

Принципы прокурорского надзора — это положения наиболее общего характера по сравнению со всеми иными положениями, каким-либо образом характеризующими прокурорский надзор как соци­альное и правовое явление. Они имеют отношение ко всему прокурорскому надзору. Каждая его норма, частные положения должны соответствовать его принципам, которые объединяют, цементируют все его нормы и положения в единое целое, в определенную систему.

Принципы прокурорского надзора, как и принципы любой другой деятельности, отражают как объек­тивные, так и субъективные начала. Все дело в том, что идеи или положения до того как они получают свое законодательное закрепление в нормах права, носят объективный характер, они не зависят от воли законода­теля. В этот момент идеи еще не регулируют общественные отношения, а отражают объективные законо­мерности этих общественных отношений. После своего законодательного закрепления идеи, ставшие уже принципами, приобретают и объективный, и субъективный характер. Объективный характер проявляется в том, что принципы регулируют общественные отношения, носящие объективный характер; субъективность проявляется в том, что принципы являются продуктом сознательного творчества законодателя.

1. Принцип законности.

Принцип законности, присущий всем видам государственной деятельности, применительно к про­курорскому надзору имеет особое содержание, отличное, чем в других видах государственной деятельности, и получает свое выражение в том, что не только вся деятельность прокуратуры строится на основе закона и допустима лишь в формах, предписанных законом, но и сама деятельность должна осуществляться законными методами и протекать в законных формах.

То есть применительно к прокурорскому надзору принцип законности имеет двойную направленность — внешнюю и внутреннюю. Внешняя направленность заключается в том, что прокуроры осуществ­ляют надзор за точным и единообразным исполнением законов; внутренняя — в том, что осуществляя этот I надзор, прокуроры обязаны законными способами и средствами выявлять нарушения закона и законными средствами реагировать на нарушения закона. Иначе и быть не может. Нельзя осуществлять надзор за ис­полнением законов, когда сам при осуществлении своей деятельности не руководствуешься законом. Феде­ральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прямо обязывает органы прокуратуры РФ осущест­влять свои полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Принцип законности в деятельности прокуратуры ни в коем случае нельзя противопоставлять це­лесообразности, поскольку в самом законе выражена наивысшая государственная целесообразность.

Прокурор при решении любого вопроса исходит из закона, и только из закона. Это не формализм в его деятельности, а правильное в соответствии с Конституцией России и Законом о прокуратуре РФ исполнение возложенных на него полномочий. Критерием оценки его деятельности является закон, и только с позиции закона прокурор должен оценивать тот или иной нормативный акт.

3. Принцип централизации прокурорского надзора.

С принципом единства тесно связан принцип централизации прокурорского надзора, который оз­начает, что подчиненность органов прокуратуры идет только по вертикали— каждый нижестоящий прокурор подчинен вышестоящему, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ.

Подчиненность прокуроров включает в себя:

— представление нижестоящими прокурорами вышестоящим прокурорам отчетов о деятельности прокуратуры, информации о состоянии законности и правопорядка, истребованных вышестоящей про­куратурой дел и материалов;

— проведение нижестоящими прокурорами, согласно имеющимся данным о нарушениях зако­нов, проверок, результаты которых необходимы вышестоящим прокурорам для анализа состояния за­конности и деятельности по ее обеспечению;

— реализацию с учетом местных условий рекомендаций вышестоящих прокуроров по внедрению положительного опыта и научных рекомендаций в организацию и деятельность прокуратуры, по повы­шению квалификации прокуроров.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ руководит органами прокуратуры Российской Федерации, издает приказы, указания, рас­поряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры РФ, и контролирует их деятельность.

4. Принцип независимости.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры РФ осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов независимы от каких бы то ни было местных органов. И это, безусловно, правильно. Если бы существовала «двойная» подчиненность прокурора по вертикали и горизонтали, то прокуратура не смогла бы объективно выполнять свои надзорные функции.

Принцип независимости проявляется прежде всего в особом порядке назначения на должность и освобождения от должности прокуроров.

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета. Это обстоятельство тоже играет немаловажную роль в обеспечении независимости прокуратуры.

Чтобы оградить прокурора от влияния со стороны политических партий, закон запрещает создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры. Кроме этого, прокуроры не вправе заниматься по совмecтительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподаватель­ской, научной и творческой. Независимость обеспечивается также неприкосновенностью прокуроров. Согласно закону уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отно­шении прокурорского работника могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора. Расследование уголовного дела, любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурорским ра­ботником является исключительной компетенцией прокуратуры. Не допускается привод, личный дос­мотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.

В законе прямо сказано, что воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой инфор­мации, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или вос­препятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...