Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Русская культура в XIV-XVI вв.




ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:

Особенности культуры в этот период.

Архитектура

Живопись.

Начало книгопечатания.

Наука

Литература.

Русская церковь в конце XV - начале XVI вв.

Основные понятия и выводы по теме.

1. После Куликовской битвы (1380 г.), начинается динамичный подъем, начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру. Стоглавый собор (1551 г.). во многом предопределившим развитие культуры второй половины XVI в., стал. В XVI в. завершается формирование великорусской народности.

2. В архитектуре главное значение придается деревянному зодчеству. В основном это были однокамерные срубы. В 1493 г. мастер Мишак Володин срубил на Вологодском посаде шатровый храм Вознесения. Хронологически первым памятником каменного шатрового зодчества считается церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.).

В Новгороде традиции каменного строительства не прерывались, однако и здесь на рубеже XII-XIV в. строятся небольшие одноглавые церкви: Спаса на Нерли (1345 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Федора Стратиглава на Ручье (1361 г.), Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) и др.

Первые монументальные здания в Москве относятся ко времени ее усиления при Иване Калите во второй четверти XIV в. Каменные постройки того времени: Успенский собор (1326-1327 гг.), церковь Спаса на Бору (1330 г.), Архангельский собор (1333 г.), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329 г.) были возведены в московском Кремле и продолжали традиции владимиро-суздальского зодчества.

Важнейшей постройкой второй половины XIV в. были каменные стены Московского Кремля (1367 г.).

Но в 1485-1495 - они перестраиваются заново с участием итальянских мастеров под руководством инженера Пьетро Антонио Солари.

Перестраиваются также и кремлевские соборы: Успенский (1475-1479 гг., Аристотель Фиорованти), Архангельский (1505-1508 гг., Алевиз Новый). Итальянские мастера также сооружают корпус Грановитой палаты (1487-1491 гг., Марко Фрязин и Пьетро Солари), храм-колокольню Ивана Великого (1505-1508 гг., Бон Фрязин). Русские мастера возводят на территории Кремля Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1481-1486).

В XVI в. Московский Кремль стал образцом для строительства в других городах.

В 1550-1560 гг. был сооружен собор Покрова на рву (Храм Василия Блаженного) в память о взятии Казани русскими мастерами Бармой и Постником.

В 80-90 -х гг. каменное строительство вновь широко развернулось. Для руководства государственным строительством в 1583 г. был создан Приказ каменных дел.

3. Огромное влиняние на русскую иконопись оказал Феофан Грек. Он приехал в Новгород из Византии в 70-х гг. XVI в. Достоверной работой его в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.).

Первое летописное известие о деятельности Андрея Рублева относится к 1405 г. Он был иноком Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевой обителью. В 1405 г. работал совместно с Феофаном Греком при росписи Благовещенского собора. В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным выполняет росписи Успенского собора во Владимире, а также иконостас для этого собора. Наибольшую популярность приобрела икона, выполненная в 1411 (или 1420) для Троицкого монастыря - “Троица”.

В конце XV-начале XVI в. складывается иконописная школа Дионисия. Ранний период его творчества проходил в Пафнутьево-Боровском монастыре. В конце 80- начале 90-х гг. Дионисий работает в Иосифо-Волоколамском монастыре. К этому времени (1482) относится икона “Богоматерь Одигитрия”. В 1502-1503 гг. Дионисий совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием работает над росписью собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Стоглавый собор 1551 г. регламентировал иконопись, начинается организация мастерских для обучения иконописцев каноническому письму. В иконописи соседствуют официальная «годуновская» школа и «строгановская» (Стефан Арефьев, Емельян Москвитин, Федор и Истома Савины, Прокопий Чирин).

4. Первая типография в России начала работать приблизительно в 1553 г. Официально началом книгопечатания в России считается 1563 г., когда Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали книгу «Апостол». Из-за обвинений в ереси Федоров и Мстиславец около 1564 г. перебрались в Великое княжество Литовское. Кроме типографии на Никольской улице, в XVI существовала типография и в Александровской слободе. Всего за весь XVI век было выпущено 20 книг; печатная книга еще не вытеснила рукописную.

Существует решение Стоглавого собора 1551 г. о создании в городах “книжных училищ”. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”. В 1574 г. была издана первая печатная русская грамматика.

5. Практическая потребность в освоении новых земель, рост торговли и денежного обращения способствовали развитию математических знаний. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера, в артиллерии и т.д.. Благодаря русским мореплавателям появляются первые описания стран, чертежи и карты русских земель. Московский посол Григорий Истома в 1496 г. проплыл на парусниках из устья Северной Двины в Берген и Копенгаген, открыв морской путь в Западную Европу вокруг Кольского и Скандинавского полуостровов. В 1525 г. дипломат Дмитрий Герасимов высказал мысль, что до Индии и Китая можно добраться через Северный Ледовитый океан.

Умножались познания в практической медицине. В 1543 г. появился перевод “Вертограда”, а в 1581 г. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Работал в ней приглашенный Иваном IV англичанин Джемс Френч.

6. В первой половине XIV в. появилось московское летописание Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV -начало XV вв.

Первый общерусский свод (1408 г.), Троицкая летопись (Москва, начало XV в.), погибшая в Москве во время пожара 1812 г.

1418 г. Владимирский полихрон (летописный свод) составлен при участии митрополита Фотия, главная идея - союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси.

1480 г. Московский свод. Все своды начинались с «Повести временных лет».

В 30-е гг. XV в. составлен Новгородско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия) носивший общерусский характер.

XVI век - предшествующие летописные своды подвергались определенной обработке в политических целях. Нарушение характерных черт летописного жанра. «Летописец начала царства» (описаны первые годы правления Ивана Грозного).

Официальное произведение XVI в.- «Степенная книга царского родословия». Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописания великих князей от Владимира до Ивана Грозного.

Разработке официальной теории великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях Владимирских» (обосновывается право московских великих князей на все наследие Киевской Руси и на самодержавную форму правления).

Хронографы. (сборники нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории).Первый русский хронограф 1442 года составлен Пахомием Лагофетом.

Жанр воинской повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем», памятник тверской литературы «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде». Куликовский цикл: «Задонщина», автор Софоний Рязанец; «О битве на реке Калке», «Сказание о Мамаевом побоище», «О Московском взятии царя Тохтамыша».

Житийная литература. «Житие митрополита Петра», Житие Дмитрия Донского, Сергея Радонежского. Церковные писатели: Епифаний Премудрый, митрополит Киприан.

Хождения. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (XV в.), «Хождения» новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

«Великие Четьи Минеи» - свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, свод был составлен церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.

«Домострой» - практические рекомендации по созданию семьи и ведению домашнего хозяйства.

Публицистика XIV-XVI вв. Вопросам становления государственности были посвящены сочинения псковского старца Филофея (Москва, Третий Рим), Максима Грека, Ивана Посошкова, Андрея Курбского, самого Ивана Грозного. Другое существенное направление - религиозные и еретические учения.

7. 1439 г. - митрополит Исидор на вселенском соборе во Флоренции участвовал в подписании Флорентийской унии между православной и католической церквями и признал духовную власть Римского папы.

1441 г. - Василий II приказал арестовать митрополита Исидора.

1448 г. - избрание без санкции патриарха Константинопольского митрополитом епископа рязанского Ионы (впервые стала афтокефальной). С 1453 г. выбор главы русской церкви определяется уже в Москве.

1458 г. - в Киеве поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Московскую и Киевскую, объединение которых произойдет только после воссоединения Украины с Россией.

1490 г. - церковный собор в Москве осудил ересь «жидовствующих». (названа так за некоторое сходство с иудаизмом). Еретики выступали против существующего церковного землевладения,

1502-1504 - борьба нестяжателей и иосифлян на церковных соборах. Декабрь 1504 г. осуждение и казнь нестяжателей. Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на р. Сорке Нил (Сорский). Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сторонники Сорского получили название “нестяжателей”). Им противостояли осифляне -сторонники игумена подмосковного Великого монастыря Иосифа, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. Вскоре великокняжеская власть предоставила церкви широкие иммунитетные привилегии. В 20-е гг. митрополит-нестяжатель Варлаам был смещен и его место занял осифлянин Даниил.

1510-1511 гг. - Идея о Москве как о “третьем Риме”- центре мирового православия (монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей).

1551 г. - Стоглавый собор (100 глав).Собор не только регламентировал церковную службу, состав святых, но и запретил церкви ростовщичество в любой форме и несколько граничил церковное землевладение.

1589 г. - при участии Бориса Годунова учреждено патриаршество. Был избран патриарх Ион. Ему подчинялись четыре митрополита: Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий и шесть архиепископов.

 

Краткий итог: Рассматривая проблемы русской культуры XIV-XVI в., необходимо прежде всего учитывать влияние монголо-татарского ига на ее развитие. Это вопрос прямо связан со сложным вопросом воздействия ига на ход русской истории в целом, о чем уже говорилось выше

.

Вопросы ля контроля:

 

1. Назовите самое выдающееся произведение Андрея Рублева, в чем его смысл?

2. Назовите основные объекты Московского кремля.

3. В чем состоит спор между осифлянами и нестяжателями?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...