Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

архив журнала «Звукорежиссер» : 2004

Реставрация грамзаписей
Часть 2

Леонид Антонов

В начале 90-х годов прошлого века произошел резкий спад производства грампластинок в связи с удешевлением компакт-дисков и аппаратуры для их воспроизведения. Некоторые скептики прочили смерть грампластинке как носителю звука. Многие заводы, выпускавшие грампластинки, закрыли производство или перепрофилировались. Производители оборудования для воспроизведения грампластинок тоже почти свернули выпуск аппаратуры. Однако этот носитель не умер, и в настоящее время продажи грампластинок растут. Это происходит не только благодаря ди-джеям, для которых грампластинка — наиболее удобный источник звука. Многие артис-ты, наряду с компакт-дисками, стали снова выпускать свои альбомы на грампластинках. Промышленность не замедлила откликнуться на это явление. Если четыре года назад на рынке присутствовало не более десятка моделей проигрывателей грампластинок, то теперь их уже более полусотни. Большинство современных моделей проигрывателей имеют в своем названии приставку «pro-», намекая на то, что это профессиональное оборудование. Но так ли это? Действительно ли их можно отнести к разряду профессиональной техники? Ведь «профессиональность» определяется не только повышенной износостойкостью. По каким критериям выбирать проигрыватель для качественного воспроизведения грампластинок? Давайте попробуем разобраться в этом.

Одна из наиболее важных деталей проигрывателя грампластинок — тонарм. (Мы не будем рассматривать конструкции тонармов бытовых аппаратов). Как ни странно, тонарм тоже вносит свою лепту в звучание. На первый взгляд — это достаточно простое устройство, которое должно только обеспечивать перемещение головки звукоснимателя. Однако это не так. Тонарм — воплощение инженерной мысли, и его конструкция основана на очень тонкой грани технических компромиссов. «Итак, в чем же хитрость?» — спросите вы. Первое, что приходит в голову, — это то, что тонарм должен иметь чрезвычайно легкий подвес, позволяющий ему плавно перемещаться абсолютно без усилий. Помимо этого, он должен иметь минимальную инертную массу. С другой стороны — он не должен иметь собственных резонансов в области звуковых частот, чтобы даже самые низкочастотные колебания иглы в процессе воспроизведения грампластинки не приводили к колебаниям тонарма. Как же удается совместить все эти противоречивые требования в одной конструкции? Какие еще «подводные камни» есть у этих устройств?

Существует два вида тонармов: поворотный и тангенциальный. Поворотным тонармом в настоящее время оборудуется большинство проигрывателей грампластинок. Это объясняется, в первую очередь, тем, что такая конструкция имеет гироскопический подвес и значительно дешевле. Тангенциальный тонарм, помимо более сложной механической системы, имеет достаточно сложную электронную схему, обеспечивающую контроль его положения и управляющую сервоприводом, который перемещает его в процессе проигрывания грампластинки.

Что общего у обеих конструкций? В первую очередь — это система, обеспечивающая прижим иглы к канавке грамзаписи (она же является регулятором давления). Существуют два типа регуляторов давления: противовесный и пружинный. Наиболее широкое распространение имеют противовесные системы.

Почти все современные ди-джейские проигрыватели грампластинок оборудованы поворотным тонармом Technics либо его точной копией. Исключения составляют лишь проигрыватели класса High End, которые оснащаются тонармами собственных разработок. Тем не менее, конструкция, придуманная инженерами для Technics, считается одной из самых удачных, несмотря на то, что разработана более 25 лет назад.

Посмотрим внимательно на этот тонарм (рис. 1). В нем имеется ряд регулировок и настроечных элементов.

Регулятор давления
   
Регулятор противоскатывающей силы а)     Регулятор угла наклона б)
           
           
Рис. 1. Внешний вид регулировочных элементов тонарма Technics. Основание тонарма регулируется по высоте для настройки угла наклона иглы, шкала отградуирована в миллиметрах (для нулевого угла наклона надо взять из паспорта головки звукоснимателя значение его высоты и сложить с разностью между толщиной оригинального резинового слип-мата и того, который используется для работы). Давление иглы на грампластинку регулируется поворотом груза противовесной системы. Регулятор противоскатывающей (anti-skating) силы отградуирован в зависимости от давления на грампластинку

Регулятор давления на иглу является одним из самых важных для получения качественного звука. После установки головки звукоснимателя на тонарм необходимо настроить нулевое значение давления, чтобы впоследствии можно было пользоваться шкалой, нанесенной на этот регулятор. Для установки нулевого значения необходимо добиться, чтобы тонарм был в равновесии и не отклонялся ни в сторону противовеса, ни в сторону головки. В этом положении нуль на шкале необходимо перевести к риске, не изменяя положения противовеса.

Очень важно помнить, что давление на иглу должно соответствовать паспорту головки и иглы. Обычно производители указывают минимальное и максимальное значения давления. Я бы рекомендовал использовать давление больше среднего значения или даже ближе к максимальному. Большинство современных игл для проигрывания долгоиграющих грампластинок рассчитаны на работу с давлением от 1 до 4 граммов. Для конических игл это значение, как правило, 2…3 грамма, а для эллиптических — 1…2 грамма. Современные иглы для проигрывания патефонных грампластинок работают с давлением от 1 до 5 граммов. Конические иглы здесь так же требуют несколько большего давления, чем эллиптические.

Ни в коем случае нельзя устанавливать значения давления выше рекомендованного производителем игл! Избыточным давлением можно повредить иглодержатель и/или испортить грамплас-тинку. При повышенном давлении игла начнет работать как резец!

Рис. 2. Угол наклона может быть отрицательным, нулевым и положительным. Синяя линия — перпендикулярна поверхности грампластинки
 
Рис. 3. Прямой (сверху) и S-образный тонарм

Регулятор высоты тонарма служит для компенсации угла наклона иглы относительно канавки грампластинки. На рисунке 2 видно, что при нарезке мастер-диска угол наклона резца может быть положительным, нулевым или отрицательным. При воспроизведении грампластинки угол наклона может измениться из-за различной толщины грампластинок, слип-мата и разницы в размерах по высоте у разных головок звукоснимателей. Для получения наиболее верного воспроизведения грампластинки угол наклона иглы в проигрывателе должен точно соответствовать углу наклона резца, нарезавшего мастер-диск. Несоответствие этого угла в два-три градуса уже существенно сказывается на воспроизведении высоких частот.

Регулятором противоскатывающей силы оборудуются тонармы S-образной формы для компенсации скатывающей силы, возникающей при сложении векторов скорости и трения. Тонармы прямой формы не имеют подобного компенсатора, поскольку скатывающая сила в них практически отсутствует. Скатывающая сила зависит от трения иглы о стенки канавки грамзаписи, а следовательно от давления иглы на поверхность стенок канавки грамзаписи. Этот регулятор обычно градуируется таким образом, чтобы можно было выставлять значение противоскатывающей силы в зависимости от давления на иглу. Это значение зависит также от формы и качества заточки иглы и от содержания воспроизводимой записи. Действительно, если канавка не содержит звуковой информации — она гладкая, и сила трения будет иметь минимальное значение, а если на пластинку записан розовый шум, то поверхность канавки грамзаписи будет походить на наждачную бумагу. В такой ситуации сила трения будет иметь максимальное значение.

Рис. 4. Внешний вид регулировочных элементов тонарма EMT-929. Давление регулируется рычжком в верхней части тонарма. Противоскатывающая сила регулируется путем перемещения точки подвеса грузика

Системы компенсации скатывающей силы бывают различных конструкций. Наиболее распространенные — магнитные и противовесные. Противовесные системы компенсаторов скатывающей силы имеют небольшой рычаг, на котором закрепляется противовес (рис. 4а). Изменяя расстояние до точки крепления противовеса, можно регулировать противоскатывающую силу. Грампластинки для настройки проигрывателей имеют специальную дорожку без канавки, по которой настраивается противоскатывающая сила. Опустив иглу на такую дорожку на вращающемся диске и регулируя противоскатывающую силу, добиваются того, чтобы тонарм не перемещался по поверхности настроечной дорожки на поверхнос-ти тестовой грампластинки. Некоторые специалисты рекомендуют устанавливать противоскатывающую силу таким образом, чтобы тонарм медленно перемещался от центра к краю настроечной дорожки. Эта рекомендация основана на том, что трение в реальной канавке грамплас-тинки несколько выше, чем при движении по зеркальной поверхности настроечной дорожки тестовых грампластинок.

Более точно установить противоскатывающую силу можно так: необходимо включить воспроизведение монозаписи тона 1 кГц с той же настроечной грампластинки и подкорректировать противоскатывающую силу таким образом, чтобы уровень сигнала, контролируемый по осциллографу на выходе проигрывателя, в обоих каналах стал одинаковым.

Многие задают вопрос: «Зачем же нужен S-образный тонарм, если можно обойтись прямым, не имеющим скатывающей силы?». Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев на «микроскопическом» уровне процессы, происходящие при воспроизведении грампластинки.

Обратимся к рисунку 5. На нем видно, что при нарезке мастер-диска грампластинки резец, установленный на тангенциальном приводе, перемещается по линии радиуса грампластинки. При воспроизведении грампластинок поворотным тонармом игла, поворачиваясь вместе с тонармом, двигается вдоль линии радиуса грампластинки по дуге окружности. Таким образом, она оказывается несколько повернута относительно перпендикуляра к радиусу. Угол отклонения от перпендикуляра к радиусу грампластинки называют углом погрешности. Как видно на рисунке, у тонармов прямой формы этот угол изменяется в несколько большем диапазоне, чем у тонармов S-образной формы. Большие значения угла погрешности приводят к существенному ухудшению воспроизведения высоких частот в монозаписи и к фазовым сдвигам между стереоканалами в стереозаписях. Для точной настойки на минимальный угол погрешности отверстия в держателе звукоснимателя делаются не круглой, а вытянутой формы, в виде пазов.

Рис. 5. Угол погрешности у проигрывателя с S-образным тонармом значительно меньше, чем у проигрывателя с прямым тонармом. На нижних рисунках показано положение головки в точках «а» и «б» относительно положения резца, нарезавшего мастер-диск грампластинки. Синим пунктиром показана траектория движения головки в процессе проигрывания грампластинки. Красным цветом показаны линии радиуса грампластинки (по этой линии двигался резец, нарезавший мастер-диск)

 

Рис. 6. Угол погрешности настраивается путем продольного перемещения головки в пазах держателя таким образом, чтобы игла попала на точку пересечения штриха для данного типа тонарма и осевой линии на шкале. Настройка осуществляется для двух положений тонарма на поверхности грампластинки

Головка звукоснимателя с иглой закрепляется в держателе и помещается на тонарм. Затем на диск проигрывателя устанавливается специальная шкала (рис. 6). Такие шкалы, как правило, печатаются на конвертах тестовых грампластинок. Диск со шкалой на нем поворачивается так, чтобы соответствующая отметка указывала на основание тонарма. Перемещением головки в пазах держателя добиваются того, чтобы игла оказалась в точке, отмеченной на шкале для данного типа тонарма. Только после этого головка фиксируется винтами в держателе. Таким образом, при повороте тонарма в процессе воспроизведения грампластинки угол погрешности не будет превышать заявленного значения.

Тангенциальный тонарм практически свободен от этого недостатка. Датчик изменения угла тонарма в сервоприводе, перемещающем головку звукоснимателя вдоль оси радиуса грампластинки, реагирует на изменение угла порядка нескольких долей градуса. Однако тангенциальный привод тоже имеет свои недостатки. Самым существенным является шум от работы электродвигателя и механики, перемещающей головку.

Для минимизирования угла погрешности у профессиональных проигрывателей делают очень длинные тонармы (до 25 см и более). Чем короче тонарм — тем существеннее оказывается угол погрешности.

В конце 80-х годов фирма Garard выпускала тонарм с компенсатором угла погрешности. В настоящее время некоторые производители техники Hi End разрабатывают тонармы с компенсатором угла погрешности, однако в серийной технике они пока не нашли широкого применения. Принцип работы компенсатора примерно такой же, как у изламывающихся автомобильных дворников. Однако эта конструкция существенно увеличивает инертную массу тонарма и имеет собственные резонансы.

Чрезмерная инертная масса тонарма неблагоприятно сказывается на звучании. Любая грамплас-тинка имеет не идеально ровную поверхность. Сильно покоробленные грампластинки видно сразу. При их проигрывании головка как бы покачивается вниз-вверх при вращении грампластинки. Однако более мелкие неровности тоже всегда имеются в большом количестве. При избыточной инертной массе давление на иглу будет периодически изменяться: когда игла идет «в гору», оно будет увеличиваться, а когда игла «скатывается с горы», давление будет уменьшаться. Также в самой верхней и в самой нижней точках будут происходить переходные процессы. В результате в фонограмме изменяется уровень высоких и низких частот. В случае, если пластинка сильно покороблена, проигрывание тонармом с большой инертной массой может стать вообще невозможным — игла будет просто выскакивать из канавки.

Как же достичь компромисса между большой длиной тонарма, минимальной инертной массой и минимальным углом погрешности? Венцом технической мысли я считаю разработку немецких инженеров фирмы EMT, которые в середине 60-х годов сконструировали тонарм EMT-928. При длине 27 см этот тонарм с головкой весом 9 граммов имеет инертную массу всего 7 граммов. До сих пор ни одному производителю не удалось создать подобной конструкции (рис. 4б). Тонарм Technics, которым в большинстве оборудуются современные проигрыватели грампластинок, имеет меньшую длину и несколько большую инертную массу. Однако в настоящее время выбора у покупателя недорогого проигрывателя грампластинок просто нет.

Двигатель и привод, обеспечивающий вращение диска, — несомненно, одни из самых важных деталей проигрывателя грампластинок. Принципиальных конструкций приводов бывает три: роликовый, пассиковый и прямой. Эволюция этого элемента в конструкции проигрывателя оставила только два варианта — пассиковый и прямой.

Какие же требования предъявляются к этой конструкции? Несомненно, основные требования — это отсутствие шума при работе, высокая стабильность вращения диска проигрывателя и минимальные детонации при вращении.

Проигрыватели с прямым приводом, выпускаемые в настоящее время, имеют двигатель, в основу конструкции которого положен двигатель Technics SL-10. Эта модель является одним из наиболее удачных многополюсных двигателей. Разработанная в конце 70-х годов конструкция дожила до наших дней практически в неизменном виде. Пожалуй, лучше SL-10 лишь двигатель, разработанный для EMT-950. Модель Technics SL-15 отличается от предыдущей наличием в ней скорости вращения 78 об/мин. Несмотря на то, что уровень шума (рокота), возникающий при работе этого двигателя, порядка -70 дБ, можно уверенно сказать, что это одна из самых удачных конструкций.

Недостатком конструкции, возможно, является то, что сам диск проигрывателя является ротором двигателя, а полюса статора находятся слишком близко к головке звукоснимателя (не далее 7 см). Поэтому в некоторых случаях применение МС-головок в таком проигрывателе может вызвать электрические наводки от двигателя на головку звукоснимателя.

Пассиковые приводы имеют меньшую стабильность вращения диска и больший коэффициент детонации, поэтому производители делают диск весом 3, а иногда и более 5 кг. Для увеличения пускового момента и улучшения значения неравномерности вращения диска в таких конструкциях зачастую используются два и даже три двигателя с независимыми пассиками для привода диска проигрывателя. Даже при использовании сверхтихоходных двигателей, работающих совместно, инженерам-конструкторам приходится прибегать к многочисленным техническим ухищрениям, чтобы минимизировать возникающий шум и рокот. Хочется заметить, что стоимость проигрывателей с двух- или трехмоторными приводами составляет несколько тысяч долларов. До сих пор неясно, насколько выигрышна эта конструкция, хотя чисто внешне такое изделие выглядит очень внушительно.

Несмотря на наличие недостатков у обоих типов привода диска, при выборе проигрывателя я бы предпочел аппарат с прямым приводом, имеющий скорости вращения диска 33, 45 и 78 об/мин.

Рис. 7. Шок-адсорбер проигрывателя Technics SL-1210 вмонтирован в ножки, на которых установлено шасси проигрывателя. Если между шасси и поверхностью стола, на котором стоит проигрыватель попадет жесткий предмет, шок-адсорбер будет заблокирован и проигрыватель может «завестись»

Шок-адсорбер — это деталь проигрывателя грампластинок, мало известная широкой публике (рис. 7). Известно, что звук в проигрывателе грампластинок рождается в результате механических колебаний иглодержателя в головке звукоснимателя. В идеальном случае эти колебания должны возникать только в результате колебаний иглы. Однако мы живем в реальном мире, и вполне естест-венно, что механические колебания будут приходить в головку звукоснимателя не только от иглы, но и с другой стороны системы, то есть через тонарм от корпуса проигрывателя. Поскольку проигрыватель не висит в воздухе, а стоит на столе, а стол стоит на полу комнаты или студии — все колебания, «собранные» полом и столом, будут передаваться к головке звукоснимателя. Шок-адсорбер как раз предназначен для гашения и поглощения колебаний, приходящих извне на корпус проигрывателя.

Ди-джеи знают, какие проблемы возникают, когда шок-адсорберы некачественные или заблокированы. В дискотеке это в большинстве случаев приводит к электроакустической обратной связи. Для компенсации возможных неприятных явлений, связанных с вибрацией, корпус проигрывателя намеренно утяжеляется, а шок-адсорбер устанавливается таким образом, чтобы диск и тонарм были механически развязаны с точками опоры проигрывателя.

Для недорогих моделей проигрывателей сущест-вуют дополнительные устройства механической развязки корпуса и поверхности, на которой он установлен. Конструкций таких устройств существует великое множество. При выборе дополнительного шок-адсорбера надо иметь в виду, что его амортизатор не должен иметь собственных механических резонансов в области низких и сверхнизких частот. При этом конструкция должна быть достаточно жесткой, чтобы исключить покачивание проигрывателя.

Большинство современных проигрывателей грампластинок имеют прямые выходы с головки звукоснимателя. Однако многие модели «цифровых» проигрывателей имеют встроенный предусилитель-корректор и даже встроенный АЦП и цифровой выход S/PDIF. На мой взгляд, такое дополнение может пригодиться только ди-джеям, работающим на гастролях с собственным аппаратом. Действительно, стоимость ди-джейского проигрывателя не превышает 500…600 долларов, причем эта сумма почти одинакова как для моделей, имеющих АЦП, так и для не имеющих его. Хороший АЦП стоит, как правило, не менее 300 долларов. Понятно, что АЦП, установленный в таком проигрывателе, — невысокого качества. Он может оказаться полезным только для быстрой установки и коммутации привозной аппаратуры на гастролях, когда нет уверенности в качестве оборудования, к которому подключается ди-джейский аппарат. В таких случаях использование цифровой коммутации действительно может помочь избежать наводок и прочих неприятных явлений, связанных с некачественным электропитанием и развязкой.

При выборе недорогого проигрывателя для стационарной установки лучше предпочесть модели, не имеющие такого дополнения. Действительно, наличие в корпусе проигрывателя цифровых схем как дополнительного источника электрических помех, а также цепей коммутации сигналов от головки звукоснимателя не идет на пользу звуку.

Студийные проигрыватели грампластинок имеют встроенные предусилители-корректоры. Вот таким моделям можно доверять. Но тем, кто собирается приобрести студийный проигрыватель, необходимо приготовиться потратить несколько тысяч долларов. Некоторые модели оборудования Hi End по своим заявленным характеристикам вполне могли бы претендовать на то, чтобы их использовать в студийной работе. Однако стоимость таких проигрывателей зачастую в несколько раз выше, чем стоимость аналогичного студийного оборудования.

* * *

Рис. 8. Настройка перекоса осуществляется путем плавного заворачивания регулировочного винта в держателе головки таким образом, чтобы обеспечить строго вертикальное положение головки относительно поверхности грампластинки. На рисунке — правильно настроена головка посередине. Слева и справа головки имеют перекос, воспроизведение будет неверным

Итак, мы определились с выбором проигрывателя. Теперь необходимо установить в него головку звукоснимателя и правильно настроить ее. При установке головки в держатель следует обратить внимание на то, чтобы игла не была перекошена. Перекос иглы приводит к существенному изменению звучания и разности уровней выходных сигналов стереозвукоснимателей (рис. 8).

Многие проигрыватели комплектуются специальным инструментом, предназначенным для правильной установки головки звукоснимателя без перекоса. Инструмент закрепляется на держателе головки таким образом, чтобы направляющий штифт держателя вошел в паз на инструменте. Затем на держатель устанавливается головка. Игла головки звукоснимателя при отсутствии перекоса должна точно указать на метку на инструменте.

Большая часть моделей ди-джейских головок звукоснимателей устанавливается непосредственно на тонарм, без держателя. Это позволяет обходиться без настроек перекоса и угла погрешности. Однако угол погрешности при этом не всегда оказывается минимальным. Для реставрационных работ такие головки вообще мало пригодны, поскольку они изначально для этого не предназ-начены. Ди-джейские головки имеют окрашенное звучание, подъемы и спады в АЧХ.

Рис. 9. Двойная экспозиция при фотографировании позволяет разглядеть поперечное колебание тонарма при вращении грампластинки, имеющей эксцентриситет
 
Рис. 10. Индикатор положения тонарма на поверхности грампластинки точно указывает, когда имеется даже небольшой эксцентриситет

Как же правильно проигрывать грампластинки, имея хорошо настроенный проигрыватель?

Сам процесс проигрывания грампластинок имеет ряд тонкостей. Для качественного воспроизведения до начала проигрывания необходимо сделать несколько настроек. Дело в том, что редкая пластинка имеет центральное отверстие строго по центру спирали витков грамзаписи на диске. Отклонение отверстия от центра спирали грамзаписи называется эксцентриситетом (рис. 9). При воспроизведении грампластинок с сильным эксцентриситетом звук начинает периодически плыть и возникает эффект «вау-вау». Небольшие отклонения тоже приводят к неприятным эффектам, особенно в конце диска, ближе к центру грампластинки. Сильным эксцентриситет считается, когда отверстие не совпадает с центром спирали грамзаписи более чем на 0,5 мм.

Дорогие студийные проигрыватели грампластинок имеют специальный индикатор, показывающий отклонение тонарма во время воспроизведения грампластинки (рис. 10). А некоторые проигрыватели имеют автоматическое устройство коррекции эксцентриситета (например, Nakamichi TX-1000.) Система располагается на диске проигрывателя и имеет два кулачковых толкателя, которые перемещают центральный шпиндель в зависимости от показания датчиков эксцентриситета, установленных на тонарме и связанных с датчиками угла поворота диска. Таким образом анализируется движение тонарма в процессе проигрывания грампластинки, и центр диска выставляется в положение, соответствующее минимальному поперечному колебанию тонарма.

В современных недорогих моделях проигрывателей такого механизма и индикатора нет. Эксцентриситет в 0,5…1 мм почти незаметен на глаз. Поэтому для того, чтобы убедиться в его отсутствии, надо включить проигрыватель, опустить иглу на вращающуюся грампластинку и поднести линейку к головке звукоснимателя так, чтобы шкала линейки максимально приблизилась к головке звукоснимателя, но не касалась его. При вращении грампластинки с эксцентриситетом тонарм будет совершать плавное горизонтальное колебание в такт вращению диска проигрывателя. Заметив точку максимального отклонения головки звукоснимателя, при ее обратном ходе необходимо остановить диск проигрывателя и заметить сторону, в которую произошло отклонение. Затем грамплас-тинку надо подвинуть на диске проигрывателя на расстояние, равное половине расстояния, на которое отклонялась головка, и повторить измерение. Если выправить эксцентриситет полностью не удалось — надо еще раз остановить диск и подвинуть грампластинку.

В случае, когда отверстие в центре диска грампластинки упирается в шпиндель и не позволяет более переместить грампластинку, а эксцентриситет все еще не скомпенсирован, — необходимо расширить отверстие. Для этого грампластинку надо снять с проигрывателя, удерживая ее за боковые стороны (но ни в коем случае не за поверхнос-ти!), аккуратно вырезать скальпелем немного пластмассы со внутренней части отверстия в том направлении, где шпиндель упирался, не давая перемещать грампластинку. Грампластинку при этом необходимо удерживать вертикально, чтобы стружка срезанной пластмассы не попадала на канавку грамзаписи и никакие предметы не касались записанной поверхности грампластинки. Установив грампластинку снова на диск проигрывателя, необходимо убедиться, что эксцентриситет скомпенсирован.

Рис. 11. Проигрывание покоробленной грампластинки. Двойная экспозиция при фотографировании позволяет увидеть вертикальное колебание тонарма при вращении грампластинкис неровной поверхностью

Далее необходимо убедиться, что грампластинка не покороблена, то есть при вращении диска головка звукоснимателя не совершает поступательного движения вверх-вниз (рис.11). Если вертикальный ход головки составляет более 1 мм, необходимо прижать грампластинку грузом к диску проигрывателя. Груз можно приобрести в любом магазине Hi End либо изготовить самим. Вес груза может быть от 200 граммов до двух килограммов, в зависимости от конструкции двигателя, привода диска проигрывателя и его пускового усилия. Чрезмерно усердствовать с очень тяжелым грузом не следует, поскольку важно лишь прижать грампластинку к поверхности диска. Излишняя масса может привести к нестабильности его вращения.

Обязательно перед началом проигрывания необходимо протереть поверхность грампластинки щеткой или велюровой салфеткой, не оставляющей ворса. Специальные щетки для чистки грампластинок выпускает фирма Stanton.

Рис. 12. Проигрывание грампластинок нормальной (верхний рисунок а) и изношенной иглой (верхний рисунок б). Изношенная игла чиркает по дну канавки грамзаписи, эффект «выталкивания» при проигрывании такой иглой усиливается. Нарезка матрицы грампластинки нормальным (нижний рисунок а) и изношенным резцом (нижний рисунок б). При нарезке матрицы грампластинки изношенным резцом канавка грамзаписи получается менее глубокая и с более покатыми стенками. Для того, чтобы проиграть грампластинку, отпечатанную с такого мастер-диска нужно подбирать иглу подходящего размера

Ход иглы в процессе ее колебаний при проигрывании грампластинки составляет не более 50 микрон в самых громких местах. Понятно, что соринки и частицы пыли размером 2…3 микрона, если они попадут между иглой и стенкой канавки грамзаписи, приведут к ощутимому щелчку на воспроизводимой фонограмме. Протирать грампластинку надо, установив ее на диск проигрывателя и вращая диск в направлении, противоположном направлению его вращения в процессе проигрывания. Таким образом, частицы пыли, попавшие внутрь канавки грамзаписи, окажутся вычищенными. Студийные проигрыватели грампластинок имеют для этого специальный режим реверсного вращения диска. Некоторые модели ди-джейских проигрывателей тоже оборудованы этой функцией.

Для качественного воспроизведения грампластинка должна быть абсолютно чистой, не иметь следов отпечатков пальцев и грязи на поверхности. Жир отпечатков пальцев не только приводит к шоркающему шуму при воспроизведении, помимо этого он, как липучка, собирает на себе пыль, стружку и прочий мусор, усиливая абразивное действие на стенки канавки грамзаписи. (Процесс мытья грампластинок детально описан в серии моих статей о реставрации звука — см. «Звукорежиссер» 8…10/2001).

После проигрывания каждой стороны грамплас-тинки необходимо убедиться в том, что кончик иглы чистый. Для этого надо иметь 10-кратную лупу и специальную щеточку, предназначенную для чистки игл. Грязная игла более подвержена эффекту выталкивания. При воспроизведении грампластинок грязными иглами усиливается износ иглы и грампластинки, появляются призвуки и ослабляются высокие частоты в записи.

Современные алмазные иглы рассчитаны на воспроизведение более 2000 часов записи. Но в некоторых условиях срок их службы может сильно сократиться. Особенно сильно иглы изнашиваются при проигрывании «запиленных» грампластинок, а также дисков, имеющих сколы, выбоины, трещины и прочие явные механические дефекты. Регулярный осмотр кончика иглы в лупу и в 20…30-кратный микроскоп позволит вовремя определить, что игла требует замены на новую. На рисунке 12 видно, что изношенная игла при воспроизведении уже не «сидит» на своем месте, а чиркает по дну канавки грамзаписи. При таком проигрывании грампластинки звук становится искаженным, с неприятными оттенками и более шумным.

Рис. 13. Износ канавки грамзаписи. Красной линией показано, какой формы была канавка на новой грампластинке

Что же происходит при износе грампластинки?

На рисунке 13 видно, что в первую очередь страдают громкие высокочастотные звуки. Игла, многократно проходя мимо гребней канавки грамзаписи, просто стачивает их.

Как же уменьшить износ грампластинки? Первое, что приходит в голову, — уменьшить давление на иглу. Этот выход из положения может привести к ухудшению звучания.

Многие любители предлагают «влажное проигрывание». Такая технология вполне имеет право на существование. Главным и очень большим недостатком этой технологии является то, что проигрывание грампластинки превращается в еще более кропотливый и тяжелый труд. Действительно, в процессе проигрывания необходимо обеспечить непрерывность подачи воды в зону, где находится игла. Поверхность грампластинки гидрофобна, поэтому вода, просто разлитая по поверхности, соберется в капли. При проигрывании тонкая пленка воды, возникающая между иглой и стенкой канавки грамзаписи, сыграет роль смазки и уменьшит трение. Однако разрывы в водяной пленке будут слышимыми при воспроизведении грампластинки. Поэтому в процессе воспроизведения приходится «тянуть» водяную лужицу на поверхности грамплас-тинки мягкой кисточкой. При этом необходимо все время добавлять воду и не касаться деталей проигрывателя, чтобы исключить низкочастотные стуки в записи. Так же в процессе влажного проигрывания необходимо следить, чтобы вода не попала внутрь проигрывателя и на его детали.

Рис. 14. Щеточка из карбоновых волокон, снимает отрицательный статический заряд, накапливающийся в результате трения иглы о стенки канавки грамзаписи во время проигрывания грампластинки
Рис. 15. Проигрывание грампластинки с демпфером в виде щеточки, установленным на головке звукоснимателя (нижний рисунок). Небольшие дефекты в виде неровности поверхности грампластинки компенсируются почти полностью. Верхний рисунок — проигрывание обычным звукоснимателем

Для влажного проигрывания лучше всего использовать дистиллированную воду, потому что при высыхании водопроводной воды на поверхности грампластинки и на стенках канавки грамзаписи выпадут солевые кристаллы. В будущем, при воспроизведении такой грампластинки они подействуют как наждак. Некоторые любители для облегчения дела используют не чистую воду, а раствор глицерина с небольшим добавлением спирта. Я не рекомендую использовать эти жидкости, поскольку они могут размягчить материал, из которого изготовлена грампластинка. (К примеру, шеллак растворяется спиртом.)

Влажное проигрывание иногда улучшает звучание «запиленных» грампластинок. Проигрывание новых или идеально сохранившихся старых грампластинок по такой технологии существенного выигрыша в звучании не дает. Также неэффективным оказывается влажное проигрывание патефонных грампластинок.

При влажном проигрывании не накапливается статическое электричество, которое возникает на поверхности грампластинок при сухом проигрывании как результат трения иглы о стенки канавки. Для того, чтобы избежать накапливания статичес-кого электричества при сухом проигрывании, можно применять антистатики при мытье грампластинок или использовать специальные антистатические тонармы с щеточкой из углеродных волокон, которые снимают поверхностные заряды непосредственно в процессе проигрывания грампластинок. Фирма Shure устанавливает специальную щеточку на головку звукоснимателя которая служит не только для очистки канавки грамзаписи и снятия статического электричества, но еще и как амортизатор при проигрывании покоробленных грампластинок.

* * *

…Грампластинки хранят в себе звуковой мир целой эпохи. Для того, чтобы проникнуть в него, ощутить всю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...