Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало работы над произведением




РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН

Всероссийский художественный

научно-реставрационный центр

им. академика И. Э. Грабаря

РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Москва 1993

ББК 85.14

Р44

Реставрация икон: Методические рекомендации

Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М., изд-во

В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII, 226 с,

ил.; табл.

ISBN—5-7196-0757-9 © Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря, 1993.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................... 3

ЧАСТЬ 1

1. Начало работы над произведением........................................................... 5

1.1. Краткое описание материалов, применявшихся при создании древнерусской иконы…………………………………………….................. 5

1.2. Основные виды разрушений произведений, причины их возникновения................................................................................................. 10

1.2.1. Повреждения, возникающие под воздействием окружающей сред 13

1.2.2. Микробиологические и энтомологические разрушения…………... 16

1.2.3. Повреждения механического происхождения................................... 19

1.2.4. Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности…………… 20

1.2.5. Повреждения, вызванные нарушением технологических норм реставрации...................................................................................................... 20

1.3.Последовательность работы с произведением. "Реставрационный паспорт художественного произведения"..................................................... 21

1.4. Фотофиксирование произведения в процессе реставрации…………. 24

2. Предреставрационное исследование произведения. Неразрушающие методы.............................................................................................................. 29

2.1. Рентгенографическое исследование....................................................... 29

2.2. Оптико-физическое исследование.......................................................... 33

2.2.1 Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения…... 34

2.2.1.1. Оборудование..................................................................................... 36

2.2.1.2. Порядок проведения работы............................................................. 36

2.2.1.3. Фотографирование видимой люминесценции................................ 37

2.2.2. Исследование в инфракрасном (ИК) диапазоне излучения.............. 38

2.2.2.1. Оборудование..................................................................................... 39

2.2.2.2. Порядок проведения работы............................................................. 40

2.2.2.3. Инфракрасная фотосъёмка................................................................ 41

2.2.2.4. Техника безопасности........................................................................ 42

Приложение 1.

Описание состояния сохранности произведения ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 8)........................................... 43

ii

3. Консервация произведения........................................................................ 48

3.1. Приготовление рабочих растворов......................................................... 48

3.1.1. Рыбий клей............................................................................................. 48

3.1.1.1. Рыбий клей с мёдом........................................................................... 52

3.1.1.2. Рыбий клей с мелом........................................................................... 52

3.1.2. Пчелиный воск, раствор в бензине..................................................... 52

3.1.3. Воско-даммарная мастика.................................................................... 53

3.1.4. Воско-канифольная мастика................................................................ 53

3.1.5. Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия................................. 54

3.1.6. Раствор ДДТ в спирте или ацетоне...................................................... 54

3.1.7. Желтково-водная эмульсия.................................................................. 54

3.1.8. Желтковая эмульсия.............................................................................. 55

3.1.9. Водный раствор ПАВ типа "Прогресс"............................................... 55

3.1.10.Эмульсия для удаления поверхностных загрязнений....................... 55

3.2. Обработка произведений, поражённых биоорганизмами.................... 56

3.2.1. Микробиологические повреждения.................................................... 56

3.2.1.1. Дезинфекция....................................................................................... 56

3.2.1.1.1. Материалы и инструменты............................................................. 56

3.2.1.1.2. Метод работы................................................................................... 56

3.2.1.2. Консервация........................................................................................ 56

3.2.1.3. Меры безопасности............................................................................ 56

3.2.2. Энтомологические повреждения......................................................... 57

3.2.2.1. Фумигационная обработка................................................................ 57

3.2.2.2. Обработка раствором ДДТ................................................................ 57

3.2.2.2.1. Материалы и инструменты............................................................. 57

3.2.2.2.2. Метод работы................................................................................... 57

3.2.2.2.3. Меры безопасности......................................................................... 58

3.3. Профилактическая заклейка.................................................................... 58

3.3.1. Материалы и инструменты................................................................... 58

3.3.2. Метод работы......................................................................................... 60

3.4. Укрепление красочного слоя и грунта................................................... 63

3.4.1. Материалы и инструменты................................................................... 64

3.4.2. Укрепление красочного слоя. Характер повреждений; метод работы............................................................................................................... 65

3.4.2.1. Шелушение на небольших участках красочного слоя или отдельные вздутия, сопровождающие приподнятый кракелюр.................................... 65

3.4.2.2. Шелушение красочного слоя в виде небольших продольный вздутий. Новый покровный слой…………………………………………...……....... 66

а) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 67

Iii

б) укрепление с использованием желтково-водной эмульсии.................... 67

3.4.3. Укрепление красочного слоя и грунта................................................ 68

3.4.3.1.1. Шелушение красочного слоя небольшими фрагментами, причём края каждого фрагмента приподняты; грунт разрыхлённый, пористый, частично распылён. Старый покровный слой.............................................. 68

3.4.3.1.2. Повреждения красочного слоя и грунта те же, паволока отстала от основы. Грунт нанесён толстым слоем, размеры произведения небольшие........................................................................................................ 69

3.4.3.2. Шелушение красочного слоя, отставание грунта от основы. Старый покровный слой....."……………………………..………………………….. 70

3.4.3.3. Жёсткий кракелюр с приподнятыми краями покрывает всю поверхность...................................................................................................... 71

3.4.3.4.1. Шелушение красочного слоя, разрыхлённый грунт имеет вздутия, паволока отсутствует. Старый покровный слой.......................................... 72

3.4.3.4.2. Характер повреждений тот же. При наличии паволоки……….. 73

3.4.3.5.1. Красочный слой и грунт отстают от основы в виде небольших вздутий, паволока отсутствует. Старый покровный слой........................... 73

3.4.3.5.2. Характер повреждений тот же, но вздутия небольшие, горизонтальные............................................................................................... 74

3.4.3.6.1. Грунт, меловый или гипсовый, лежит на основе без паволоки, открытые вздутия расположены вдоль досок основы; грунт, потерявший прочность, стянут верхним покровным и красочным слоем; скручивание всех слоев в трубки, сильное поражение плесенью..................................... 75

3.4.3.6.2. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, фрагменты грунта вдоль вершины вздутия полностью отделились и упали на дно вздутия; имеются их смещения и скапливания в одном месте…………... 76

3.4.3.6.3. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, один из краёв вздутия обвалился под другой. Покрытие и красочный слой не имеют шелушений....................................................................................................... 77

3.4.3.6.4. Открытые и закрытые вздутия грунта, лежащего на паволоке; отставания грунта на больших участках поверхности................................ 78

3.4.3.7. Шелушение красочного слоя и отставание грунта. Недавно нанесённое реставрационное защитное покрытие....................................... 79

iv

а) укрепление с использованием воско-смоляной мастики........................ 79

б) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 80

3.4.4. Укрепление паволоки, отставшей от основы. Характер повреждений; метод работы.................................................................................................... 80

3.4.4.1. Паволока отстала от основы, разные повреждения красочного слоя, грунта и основы............................................................................................... 80

3.4.4.2. Паволока, грунт и красочный слой имеют большие и небольшие закрытые вздутия............................................................................................ 81

3.4.5. Укрепление на иконах, ранее хранившихся во влажном помещении....................................................................................................... 82

3.4.6. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой….. 83

3.4.6.1. Укрепление на иконах со старой, нанесённой на яичную эмульсию профилактической заклейкой......................................................................... 83

а) укрепление с удалением старой заклейки................................................ 83

б) укрепление рыбьим клеем с использованием старой заклейки………. 83

в) укрепление желтковой эмульсией с использованием старой заклейки. 83

3.4.6.2. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой, нанесённой на шелушащийся красочный слой рыбьим клеем................... 84

3.4.7. Укрепление на иконах с шелушением красочного слоя и деформациями грунта, вызванными наличием на поверхности рыбьего клея, оставшегося от предыдущих реставраций.................................................... 84

3.4.8. Укрепление на двусторонних иконах и таблетках............................. 85

3.4.8.1. Укрепление на двусторонних иконах, обе стороны которых имеют различные повреждения................................................................................. 85

3.4.8.2. Укрепления на таблетках, обе стороны которых имеют различные повреждения.................................................................................................... 85

3.5. Реставрация деревянной основы............................................................. 86

3.5.1. Материалы и инструменты................................................................... 86

3.5.2. Метод работы......................................................................................... 86

3.5.2.1. Заделка трещин................................................................................... 86

3.5.2.2. Восполнение утрат............................................................................. 87

3.5.2.3. Восполнение шпонок......................................................................... 87

3.5.2.4. Виды реставрационного крепления досок....................................... 87

3.5.2.5. Вощение оборота и торцов................................................................ 88

3.6. Удаление поверхностных загрязнений.................................................. 88

3.6.1. Материалы и инструменты................................................................... 88

V

3.6.2. Метод работы......................................................................................... 89

4. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие иконы)…… 90

4.1. Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи......................................................................................................... 90

4.1.1. Олифы и лаки......................................................................................... 90

4.1.2. Записи и прописи.................................................................................. 96

4.2. Органические растворители, применяемые в реставрации для удаления старого покровного слоя и записей............................................................... 99

4.2.1. Исследование старого покровного слоя и записей............................ 105

4.2.2. Техника безопасности........................................................................... 106

4.3. Технология удаления старого покровного слоя и записей………….. 110

4.3.1. Материалы и инструменты...........................……................................ 110

4.3.2. Пробное раскрытие иконы.............................….................................. 110

4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы......................................... 111

4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы............................................. 113

4.3.3. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие) иконы 114

4.3.3.1. Удаление верхнего слоя олифы........................................................ 114

4.3.3.2. Удаление записей............................................................................... 114

5.Приведение произведения в экспозиционное состояние......................... 119

5.1. Тонирование утрат красочного слоя...................................................... 119

5.1.1.Общие правила....................................................................................... 119

5.1.2. Подготовка поверхности произведения к тонированию…………... 121

5.1.3. Нанесение реставрационной паволоки............................................... 122

5.1.4. Нанесение реставрационного грунта.................................................. l22

5.1.4.1. Материалы и инструменты................................................................ 122

5.1.4.2. Метод работы...................................................................................... 123

5.1.5. Восполнение утрат красочного слоя................................................... 123

5.1.5.1. Материалы и инструменты................................................................ 124

5.1.5.2. Метод работы...................................................................................... 125

5.1.6. Восполнение утрат золочения.............................................................. 126

5.1.6.1. Материалы и инструменты................................................................ 127

5.1.6.2. Метод работы...................................................................................... 128

5.2. Покрытие лаком....................................................................................... 131

5.2.1. Материалы и инструменты................................................................... 131

5.2.2. Метод работы......................................................................................... 132

Приложение 2.

Описание консервационных и реставрационных процессов ("Дневник реставратора") ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 9)........................................................................................ 134

vi

6. Послереставрационное описание произведения...................................... 137

6.1. Описание особенностей технического состояния памятника после реставрации ("Реставрационный паспорт художественного произведения" пп. 11-14……………………………………………………………………... 137

6.2. Послереставрационное описание произведения................................... 238

ЧАСТЬ II

А. Н. ОВЧИННИКОВ. Из опыта реконструкции древних икон................ 144

М. В. НАУМОВА. О приготовлении красок и связующего в средневековой темперной живописи....................................................................................... 198

А. Н. ОВЧИННИКОВ. О покрытиях в средневековой темперной живописи.......................................................................................................... 201

Д. А. РОВИНСКИЙ. Азбучный указатель предметам и материалам, служащим для описания технического производства в иконописании…. 212

Церковнославянская грамота......................................................................... 221

Славянское счисление..................................................................................... 222

Список иллюстраций...................................................................................... 223

_____________________________________________________________ 3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание открывает публикацию серии методических разработок, обобщающих многолетний опыт работы отдела реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Методические рекомендации содержат обоснование и описание начальных этапов работы над произведением, поступившем на реставрацию. Цель рекомендаций - помочь реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений произведений древнерусской темперной живописи, причинах их возникновения, а также о путях их устранения. Авторы, однако, выражают надежду, что настоящие рекомендации не будут использованы в качестве самоучителя по реставрации.

Методические рекомендации утверждены секцией Учёного совета ВХНРЦ.

Разделы методических рекомендаций составлены: Введение - М. В. Наумова Часть 1, раздел 1 - О. А. Пригородова, Л. Ф. Безбородова, Д. С. Ивашкина, Г. С. Клокова, М. С. Трубачёва раздел 2 - Л. И. Башмакова, Е. В. Кугучева раздел 3 - О. Д. Пригородова, Е. А. Гра, И. М. Ерёмина, Н. Г. Тимофеев, М. В. Наумова раздел 4 -О. Д. Пригородова, И. М. Ерёмина, Г. С. Клокова раздел 5 - Н. А. Гагман, М. В. Наумова раздел 6 - М. В. Трубачё-ва Приложение 1, 2 - О. Д. Пригородова Часть II - М. В. Наумова, А. Н. Овчинников.

_____________________________________________________________ 4

"ИКОНОПИСАНИЕ в своём исполнении есть великое классическое художество, требующее от иконописца разнообразных сведений. К исполнению его может приступать только человек, знающий в возможном совершенстве все виды иконописного рисования и раскрашивания, изучивший Жития Святых нашей православной Церкви и археологию священных облачений, знакомый с текстом Подлинника и Историею иконописания Византийского и Русского. Без этих знаний он не может быть художником своего искусства, не может быть творцом великого, святого дела, пред которым мы привыкли благоговеть со дня нашего рождения. Велики его обязанности и назначения: он призван воспроизводить иконописание законное - в сочетании догматических истин и учения святых Отцов Церкви, он должен осуществить иконописание правильное - без ересей и расколов, он должен исполнить иконописание точное - без отступлений от преданий нашей Кафолической православной Веры. Во всех его технических производствах должно быть главное условие: историческая достоверность в изображении святых ликов, одежд и украшений. Здесь он ничего не производит из своего воображения, ничего не составляет из своего помышления.... Да будет душевное благоговение всегда спутником иконописца в его труде, и да помнит он, что холодное изучение искусства никогда не доведёт его до сознания первообразных ликов, принятых нашими отцами из рук первых Христиан! Счастлив тот иконописец, который свято исполнит своё великое предназначение: его и при жизни будут сопровождать благодарность признательных соотечественников и в потомстве ожидает слава".

И. П. Сахаров. Техническое учение иконописания.

************************************************************* 5

ЧАСТЬ I

НАЧАЛО РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...