Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние авторитета руководителя на развитие дисциплинированности у сотрудников




 

Ответственность за состояние служебной дисциплины в органе внутренних дел, в соответствии со ст. 35 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», несет начальник. Его обязанности по поддержанию служебной дисциплины определены также названным нормативным актом и сводятся к следующему: проявлять высокую требовательность к подчиненным; создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечить гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; уважать честь и достоинство подчиненных; не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследование сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.

Одно из глубоких исследований авторитета в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: «авторитет – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».

По Мескону, авторитет руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

В современной литературе встречаются множество определений авторитета управления. Авторитет руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий авторитет руководства. Понятие авторитета уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный авторитет предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива.

Однако авторитет нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему авторитет руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент авторитета, а между тем авторитет всегда имеет и общую объективную основу.

Анализ практики управления персоналом позволяет выделить 5 основных методов влияния руководителя на подчиненных.

1. Метод властного принуждения. Этот метод базируется на применении руководителем властных полномочий в отношении подчиненных, в том числе при наложении дисциплинарных взысканий. Метод принуждения является необходимым методом при воздействии на нерадивых и недобросовестных подчиненных, работников, нарушающих служебную дисциплину и законность. Вместе с тем принуждение формирует страх перед возможным наказанием за совершенные (даже неумышленно) ошибки и меняет мотивацию труда. У работников начинает развиваться мотивация избегания наказания, что может вести к перестраховке, потере инициативы в работе, излишнему формализму и боязни самостоятельного принятия решения.

2. Метод вознаграждения (поощрения). Сущность данного метода заключается в положительном подкреплении поведения работника, основанном на объективной оценке достигнутых им результатов в деятельности. Применение вознаграждения или поощрения эффективно при соблюдении следующих правил: индивидуализации вознаграждения; соответствия стимула достигнутым успехам; гласности при объявлении поощрения; наращивания стимулов в связи с достижениями в работе; учета ожиданий работников при выборе вознаграждения.

3. Метод примера (харизмы). Этот метод основывается на позитивном влиянии профессионально-личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных. В этом случае часто наблюдается идентификация подчиненного с руководителем, осознанное или неосознанное подражание авторитету деятельности и признание его авторитета как лидера.

4. Метод влияния через участие подчиненных в управлении. Привлечение работников к участию в управлении, в том числе к подготовке вариантов и принятию управленческих решений, оказывает позитивный эффект. Меняется мотивация деятельности, растет управленческая подготовленность работников, они все чаще идентифицируют себя с организацией, в которой проходит их служба.

5. Метод убеждения. Убеждение основано на логике и аргументации своей точки зрения руководителем. Начинается убеждение с попытки понять точку зрения подчиненного, его мотивацию поведения и позицию. При этом очень важно достигнуть доверительности в процессе беседы с работником, найти точки согласия в позициях и всячески их развивать.

Целью деятельности командира подразделения должна стать истинная дисциплинированность, основанная на осознании сотрудниками общественного значения и личностного смысла уставного поведения. Формирование истинной дисциплинированности – это, в первую очередь, развитие мотивации сотрудника, поскольку именно она детерминирует поведение. Но так как поведение существенным образом зависит от навыков и привычек, руководитель не должен выпускать из виду организацию поведения сотрудников в строгом соответствии с требованиями.

К специфике управления органами правопорядка можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им. Экстремальные ситуации заставляют принимать руководителя органа правопорядка ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности за жизнь и здоровье граждан, сотрудников.

Анализ основных требований к личности руководителя позволяет разбить их на несколько составных частей или блоков. Прежде всего, следует отметить качества, отражающие функционально-ролевые требования к руководителю, направленные на успешное исполнение им своих должностных обязанностей (например, компетентность, умение видеть перспективу в работе правоохранительного органа, умение руководить).

Ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами).

Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя органа правопорядка (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.).

Мы провели комплексное исследование личности сотрудников отдела внутренних дел. При проведении исследования использовались методики: 16 ФЛО Кеттела, тест Лири, опросник терминальных и инструментальных ценностей Рокича, кроме того, были вопросы, направленные на выявление стажа, выслуги лет, возраста, звания и т.д. В исследовании принимали участие 57 сотрудников ОВД, в основном офицерский состав. Средний возраст 36 лет, выслуга лет – в среднем 16,7, стаж в должности 5,7 лет. Результаты исследования были подвергнуты факторному и корреляционному анализу.

В ходе факторного анализа мы получили 6 факторов, образующих влияние авторитета руководителя на дисциплинированность сотрудников ОВД.

Первым фактором является жизненный опыт руководителя, включающий в себя возраст (факторная нагрузка 0,896), выслуга лет (0,875), стаж(0,755), ценностные ориентации руководителя – эффективность (0,557).

Таким образом, этот фактор, безусловно, влияет на дисциплинированность. Потому что, что человек как руководитель с большим жизненным опытом, он обладает и профессионализмом и житейским опытом. Он уже в силу своего опыта может свободно владеть приемами и методами воздействия на подчиненных, учитывает индивидуальные проявления своих сотрудников. С жизненным опытом, возрастом, стажем он добавляет себе авторитета. Таким образом, руководитель приобретает уважение у своих сотрудников. Он уже может иметь индивидуальный подход к каждому сотруднику. Все эти качества образуют авторитет руководителя. Можно привести такой пример: профессор и ассистент. Кого больше слушают? Все это влияет на людей с меньшим возрастом, стажем, выслугой лет. Авторитет это такой механизм, который в комментариях не нуждается.

Первым фактором является жизненный опыт руководителя, включающий в себя возраст (факторная нагрузка 0,896), выслуга лет (0,875), стаж(0,755), ценностные ориентации руководителя – эффективность (0,557).

Если человек не умеет общаться, то он не сможет быть авторитетом для своих подчиненных. Соответственно хмурый, неразговорчивый молчун не умеет найти подход к людям. Спецификой работы в ОВД является то, что руководитель всю деловую деятельность с сотрудниками строит на основе приказов. Иногда приказы требуют определенной расшифровки. И руководитель, разъясняя их, опирается на индивидуальные качества своих сотрудников с учетом индивидуальных качеств и их проявлений. Соответственно, если не будет общения, то и не будет обратной связи между руководителем и подчиненным. Но если руководитель является коммуникабельным человеком, то он может не только приказать, но и объяснить, почему и зачем. Руководитель может объяснить задачу по-разному, учитывая специфику отдела. В связи с эти у руководителя повышается авторитет в глазах сотрудников, и он становится ближе к ним.

Третий фактор «Терминальные ценности» образован такими переменными, как ценностными ориентациями руководителя прагматизм- корысть (-0,681), чуткость (0,674), счастье других (0,632), семейная жизнь (-0,587), равенство, свободное владение методами воздействия (0,530).

Терминальные ценности - основные ценности в жизни. Если у него эти ценности действительно развиты, то он воспринимает сотрудников как людей, как личностей, а не как единицу штатного расписания. Эти ценности помогают ему найти подход к каждому отдельному индивиду. Он понимает, что у них тоже свои проблемы: хочется уйти с работы пораньше, болеют дети, устали и т.д. Соответственно, такой руководитель может подобрать слова одобрения, поддержки и выработать у человека ту мотивацию, которая действительно ему близка.

В четвертый фактор «требовательность – воля» входят следующие переменные: мягкость (-0,615), здоровье (0,601), наличие друзей (0,576), дипломатичность (0,425).

Если человек не требователен, то никакой дисциплины не будет. Если руководителю это не надо, то и подчиненным это тоже будет не нужно. На подчиненных надо воздействовать. Соответственно, должно быть такое качество, как требовательность. Требовательность нужна для того, чтобы подчиненные не расслаблялись, были в напряжении. Сотрудники должны знать, что если он к себе требователен, то и к ним. Сотрудники должны знать, что есть такие стандарты, по которым надо жить и работать.

Пятым фактором, влияющим на дисциплинированность, является «дисциплинированность», который образован такими переменными как: самоконтроль (0,639), дисциплинированность (-0,624), твердая воля (0,439).

Этот фактор родственен с предыдущим. Если руководитель сам дисциплинирован, то это действует положительно на сотрудников. Если он ничего не делает, и сотрудники это видят, то соответственно они предъявляют заниженные требования к себе. Если сотрудник понимает, что начальник образец дисциплины, то он также понимает, что никакой расхлябанности, он ему не простит. Это можно назвать личным примером. Сотрудник начинает задумываться о том, каким ему быть, чтобы стать начальником.

Последний фактор «нормативность» образован такими переменными, как активная жизнь (-0,760), нормативность поведения (0,483), смелость общения (-0,411).

Этот фактор тоже состоит в родстве с предыдущими факторами. Когда человек не нарушает общепринятые нормы поведения, его поведение подвержено чутким границам. Он ведет себя так, как он должен себя вести. Он четко следует своей роли, никаких отступлений он не приемлет. Если подчиненный видит, что начальник не соответствует образцу, который должен быть, то он начинает думать: «А почему я должен вести себя так, а не иначе. Если руководитель выходит из своей роли, то и подчиненный.

Последний фактор «нормативность» В четвертый фактор «требовательность – воля» Отсюда, можно сказать, что сотрудники могут идти на мелкие должностные преступления. [Приложение 1].

Можно говорить о психологическом потенциале руководителя органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации управленческих функций. Структурно такой психологический потенциал руководителя образуется из следующих компонентов:

1) индивидуальной управленческой концепции;

2) управленческой подготовленности;

3) морально-психологических качеств;

4) познавательных и интеллектуальных качеств;

5) управленческих способностей;

6) эмоционально-волевых качеств;

7) коммуникативных качеств.

1. Индивидуальная управленческая концепция руководителя органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных управленческих проблем, способов воздействия на подчиненных, трудностей в организации деятельности работников и личного труда.

2. Управленческая подготовленность включает в себя знания, навыки и умения, позволяющие эффективно решать различные управленческие задачи. Важным элементом ее является психологическая подготовленность, направленная на совершенствование работы с личным составом, эффективное взаимодействие с подчиненными, бесконфликтное воздействие на их поведение и обеспечение формирования руководителем благоприятного управленческого климата в организации.

3. Морально-психологические качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения руководителя органа правопорядка. Нравственную основу поведения сотрудника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т.д.

4. Познавательные и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют руководителю получить достаточную информацию о специфике функционирования органа правопорядка, складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности сотрудника и конкретного профессионального коллектива. 5. Управленческие способности, К числу основных относятся организаторские и педагогические способности руководителя правоохранительного органа. Организаторские способности руководителя правоохранительного органа включают в себя умения: познавать самого себя; познавать людей по неполным данным; устанавливать и поддерживать психологический контакт с окружающими людьми; изучать людей в их повседневной деятельности; оказывать на людей управляющее воздействие; пользоваться властными полномочиями и др. В содержание педагогических способностей обычно включают: педагогический такт; психологическую наблюдательность; интерес к работе с людьми; умение проектировать личность подчиненного, видеть перспективы ее развития; умение объективно оценивать уровень обученности и воспитанности подчиненных; умение мастерски владеть речью и др.

6. Эмоционально-волевые качества. Работа руководителя связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Среди стресс-факторов, связанных с деятельностью руководителя, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности, связанные с вхождением в новую должность руководителя; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение руководителем несоответствия между тем, что должен, что хотел бы, и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; угрозу авторитету руководителя; недостаток обратной информации о деятельности подчиненных; неудовлетворительные отношения с вышестоящим начальством и подчиненными; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе и др.

7. Коммуникативные качества. Существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия руководителя с сотрудниками: организованность; уверенность; независимость; скромность; установка на сотрудничество с подчиненными; готовность к помощи; сочувствие; обязательность; владение техникой общения; чуткость; отзывчивость; заботливость; справедливость; искренность в общении; активность в совместной деятельности; общительность; последовательность; тактичность.

Инновационный потенциал руководителя. Это важный психологический фактор, представляющий собой интегральное свойство личности, определяющее ее отношение к инновациям. Его составляющие: практичность и креативность мышления, потребность в самоактуализации и успехе, организаторские способности, уверенность в себе.

Уверенный в себе руководитель — это человек, поведению которого свойственны следующие признаки: держится независимо; стремится к успеху и не скрывает этого; имеет чувство собственного достоинства, считает, что к нему, к его идеям должны относиться всерьез и с уважением; может отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виновным и эгоистичным; открыто обращается к окружающим, в том числе вышестоящим руководителям, со своими просьбами и предложениями; не боится допустить ошибки и нести за них ответственность.

На практике приходится сталкиваться с разными типами руководителей.

- Консервативный — ориентированный на привычные, многократно проверенные на практике способы работы. Мышление таких руководителей весьма стереотипно, ригидно, шаблонно. Мотивация к успеху и потребность в самоактуализации выражены слабо.

- Декларативный — на словах за любое новшество, а на деле внедряет лишь те из них, которые не требуют больших затрат труда, энергии и риска.

- Колеблющийся — часто меняет свое отношение к нововведению из-за недостаточной профессиональной компетентности, неуверенности в себе, ориентации на точку зрения вышестоящего руководителя.

- Прогрессивный — постоянно ищет новые, более экономные пути достижения целей организации; обладает развитым чувством нового, передового; глубоко продумывает предложения независимо от того, кто является их инициатором; тщательно рассчитывает все варианты; идет на разумный риск.

- Разрушитель — разнообразные изменения и перестройка являются манией такого руководителя. Его мышление носит абстрактный характер, он не утруждает себя глубоким предварительным расчетом и обоснованием, реализует новшества методом проб и ошибок. В зависимости от того, как воспринимаются нововведения сотрудниками правоохранительных органов, зависит их отношение к ним и участие в реализации.

Так же можно рассмотреть стили руководства и определяющие его факторы. Чаще всего под стилем руководства понимают совокупность типичных и устойчивых методов воздействия руководителя на подчиненных с целью реализации управленческих функций. Вместе с тем в стиле работы проявляются личностные особенности руководителя, субъективное понимание им системы управления органом правопорядка и своего места в обеспечении эффективной деятельности подчиненных. Поэтому можно сказать, что стиль — это типичный для руководителя правоохранительного органа образ мыслей, поведения и деятельности при решении им управленческих задач, эффективном управлении персоналом. Французский философ и мыслитель Ш.Л.Монтескье отмечал: «...если хочешь управлять людьми, не надо гнать их впереди себя, надо следовать за ними». Эта мысль Монтескье указывает на необходимость выбора любым руководителем эффективного и научно обоснованного подхода в управлении людьми.

Стиль руководства и успешность индивидуальных воздействий на подчиненных зависят от:

1) выраженных мотивов и интересов руководителя на повседневную работу с подчиненными;

2) умения дозированного применения властных полномочий в зависимости от конкретных управленческих ситуаций и особенностей работников;

3) умения экономить дисциплинарные санкции при одновременной опоре на мнение и воспитательные возможности профессионального коллектива;

4) умения психологически целесообразно применять властные полномочия;

5) умения дифференцировать управленческие воздействия в зависимости от особенностей конкретных работников и профессиональных групп;

6) умения обеспечить преемственность в применении властных полномочий по отношению к подчиненным и профессиональным группам со стороны всех руководителей органа правопорядка;

7) умения опираться в управлении персоналом на элементы самоорганизации и инициативы сотрудников;

8) наличия у руководителя установки брать ответственность на себя;

9) не использовать неэтичные выражения, оскорбления или обращения, не предусмотренными уставами.

Выводы по параграфу 2.1

Авторитет руководителя – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия на подчинённых. Он основан на сознательном подчинении подчинённых при осознании ими превосходства руководителя над собой. Индивидуальный авторитет предстаёт как особая форма сочетания управленческой функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему подразделения.

2. Результаты факторного анализа показали зависимость дисциплинированности от авторитета начальника. На авторитет руководителя оказывают влияние следующие факторы. Первым фактором является жизненный опыт руководителя, включающий в себя возраст (факторная нагрузка 0,896), выслуга лет (0,875), стаж(0,755), ценностные ориентации руководителя – эффективность (0,557). Третий фактор «Терминальные ценности» образован такими переменными, как ценностными ориентациями руководителя прагматизм- корысть (-0,681), чуткость (0,674), счастье других (0,632), семейная жизнь (-0,587), равенство, свободное владение методами воздействия (0,530).

3. Особенностью деятельности начальника подразделения по укреплению служебной дисциплины является систематическое предъявление требований к подчинённым. При этом важны не только содержание, но и форма предъявления этих требований. Требовательность опосредована всей психологией личности, ее ценностно-целевой сферой и морально-психологическими качествами. Требовательность — составная часть индивидуализированной управленческой концепции руководителя — комплекса его взглядов и убеждений, понимания, как надо управлять.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...