Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Органы налоговой службы




 

Современная налоговая система Российской Федерации в широком смысле представляет собой совокупность обязательных взносов налогов, сборов, пошлин, других платежей, взимаемых в порядке, установленном законодательством РФ, налогового законодательства РФ, налоговых органов, налоговых представителей, налоговой полиции.

До 1998 года органом, осуществлявшим контроль за соблюдением налогового законодательства РФ являлась Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС РФ). Однако в целях усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей Указом Президента РФ 09.08.2000 г. ГНС РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ).

Министерство РФ по налогам и сборам – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующий в выработке налоговой политики и осуществляющий ее.

Целью деятельность МНС РФ является обеспечение своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей.

Основными задачами МНС РФ являются:

контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;

участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов, других обязательных платежей в полном объеме;

осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции.

Правовой базой, определяющей структуру и деятельность МНС РФ является:

Конституция РФ;

Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации»;

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;

Положение о Министерстве РФ по налогам и сборам;

иные законодательные документы РФ.

Налоговая служба Российской Федерации представляет собой единую, независимую, централизованную систему органов и имеет следующую структуру:

Министерство РФ по налогам и сборам;

управления Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ;

межрегиональные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам в федеральных округах;

инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления;

инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайонного уровня.

Министерство РФ по налогам и сборам является центральным органом государственного управления и подчиняется Президенту и Правительству РФ. Его возглавляет Министр, который назначается на должность Президентом РФ. В Министерстве образуется и действует коллегия в составе:

Министра (председатель коллегии);

заместителей министра (по должности);

других руководящих работников МНС РФ.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью налоговой службы. Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями руководителя МНС РФ.

МНС РФ осуществляет следующие функции:

проведение работы по взиманию законно установленных налогов, сборов, других обязательных платежей, в том числе разработка и утверждение обязательных для налогоплательщика форм необходимых документов;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

обеспечение в пределах своей компетенции валютного контроля за соответствием проводимых валютных операций законодательству РФ;

осуществление в установленном порядке лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции и обеспечение контроля за соблюдением условий указанной деятельности;

внедрение современных форм и методов контроля, в том числе с применением средств автоматизации и компьютеризации;

регистрация юридических лиц;

другие, установленные законодательством РФ.

МНС РФ участвует также в разработке налоговой политики и налогового законодательства РФ совместно с Минфином, МВД, другими органами.

МНС РФ –

издает инструкции и методические указания по применению законодательства РФ о налогах;

контролирует издание министерствами, ведомствами, другими организациями нормативных актов по вопросам налогообложения и, если они не соответствуют действующему законодательству РФ, ставит вопрос об их отмене.

МНС России осуществляет работу, непосредственно связанную с контролем за соблюдением налогового законодательства РФ:

проводит при необходимости дополнительную проверку соблюдения налогового законодательства РФ;

осуществляет возврат излишне взысканных (уплаченных) налогов и других платежей с налогоплательщиков.

МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ, которым регулярно (ежеквартально) докладывает о –

состоянии исполнения налогового законодательства РФ в стране,

ходе поступления налогов и платежей в государственный бюджет.

Аналогичные функции в пределах региона осуществляют государственные налоговые инспекции субъектов РФ и городов с районным делением.

Государственные налоговые инспекции (ГНИ) по районам, городам без районного деления, районам в городах являются основным звеном в единой системе МНС РФ. Они выполняют основную работу по осуществлению контроля за исполнением налогового законодательства РФ.

Основными направлениями деятельности государственных налоговых инспекций являются:

учет налогоплательщиков;

проверка соблюдения налогового законодательства РФ налогоплательщиками;

применение налоговых санкций за нарушения налогового законодательства РФ.

Государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков, к которым относятся:

юридические лица, их филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, на которые в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги;

физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

Учет налогоплательщиков осуществляется путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков. Вставшему на учет налогоплательщику налоговый орган выдает соответствующую справку. В свою очередь такая регистрация является обязанностью налогоплательщиков.

Формой контроля за соблюдением налогового законодательства РФ является документальная проверка на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности.

Такие проверки проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 года. Для проведения обязательных документальных проверок налоговые инспекции вправе привлекать представителей –

финансовых органов,

правоохранительных органов,

ревизионных служб банков,

других контролирующих органов.

Контроль за полнотой и своевременностью налогов может осуществляться и на основе анализа и проверок поступающих в налоговые инспекции банковских и иных документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т.п.).

Налоговое правонарушение – это противоправное действие или бездействие, которыми не исполняются, или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность.

К налогоплательщикам, нарушающим действующее налоговое законодательство РФ, могут применять налоговые санкции за:

неуплату (уклонение от уплаты) налогов;

несвоевременную или не в полном размере уплату налогов;

отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушениями установленного порядка;

непредставление или несвоевременное представление налоговым органам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Законом установлено три основных вида финансовых санкций, которые вправе применять к налогоплательщикам государственные налоговые инспекции:

недоимка;

штраф;

пени.

Недоимка – это сумма налога или другого обязательного платежа, не внесенная в установленный государством срок.

Штраф – это дополнительное денежное взыскание за указанное нарушение.

Пени – это сумма, которую взыскивают в случае задержки уплаты налога.

Недоимки по налогам и другим обязательным платежам, суммы штрафов, пени взыскиваются с –

юридических лиц – в бесспорном порядке,

физических лиц – в судебном.

Штрафные санкции применяются также за нарушения порядка учета и представления документов в налоговый орган.

В отношении налогоплательщиков, нарушивших налоговое законодательство РФ, ГНИ вправе применять другие санкции:

возбуждать ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью;

приостанавливать операции юридических и физических лиц по расчетам и счетам в банках;

предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, признании недействительными сделок, другие.

Государственные налоговые инспекции применяют санкции также к должностным лицам и к отдельным гражданам, виновным в нарушении налогового законодательства РФ. Виновные могут привлекаться к административной, уголовной, дисциплинарной ответственности.

Признаками административной ответственности за нарушение налогового законодательства РФ являются:

предпринимательская деятельность без государственной регистрации;

предпринимательская деятельность, не указанная в свидетельстве о регистрации;

запрещенная предпринимательская деятельность.

Признаками уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства РФ являются:

особо крупные размеры сокрытия доходов;

крупные размеры сокрытия доходов;

повторное преступление;

уклонение от явки в налоговые органы.

Ответственность за налоговые правонарушения может возлагаться как на налогоплательщиков, так и на налоговые органы.

В частности, налоговые органы могут нести ответственность за:

правонарушения против системы налогов;

правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

правонарушения против использования доходной части бюджета.

Контроль за деятельностью Министерства РФ по налогам и сборам осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Кроме того, в отношении МНС РФ осуществляется судебный контроль, который имеет место при поступлении в суд исков из государственных налоговых инспекций, а также при обращении граждан в суд с жалобой на незаконные действия и решения органов МНС РФ.

Надзор за исполнением законов органами МНС РФ осуществляется прокуратурой на основе действующего законодательства РФ.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...