Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восемь главных направлений речевого развития




Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки

Скачать (1,3 МB)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть 1. Общие идеи

Мастерство простых слов

Таинство речи

Восемь главных направлений речевого развития

Нудность и интересность

«Воспитательные разговоры»

Умение слушать детей и задавать им вопросы

Часть 2. Практика сочинения сказок

Моя история

Сказки для подростков

Индивидуальные сказки

Принцип сказкотерапии

Сказки-задачки

«Солнечные сказки» и «Земные сказки»

Психологичность сказок

Смешные сказки

Часть 3. Игры, книги, творчество, разговоры

Игры, в которые мы играли

Литературное творчество детей

Что мы читали

Как объяснять понятно

Часть 4. Эссе для подростков и взрослых «Ты умеешь сочинять сказки»

Зачем сочинять сказки

Как рассказывать сказки

О чем бывают сказки

Структура сказки

Сказка о Фёдоре

Сказки и жизнь

Непосредственность сказок

Языки, образы и логики в сказках

Волшебство сказок

Заключение

Предисловие

Данная книга ориентирована в основном на родителей и педагогов. Причем, как на тех, кто уже владеет профессиональными знаниями и умениями в области воспитания, развития и обучения детей, так и на тех, кто еще только начинает осваивать практическую педагогику.

Цель книги – расширить ваши представления о возможностях речи (разговоры, сказки, тексты, книги, игры и т.п.) в решении педагогических задач – обычных повседневных и стратегических многолетних. А еще мне очень хотелось бы вдохновить многих взрослых на самостоятельный творческий поиск в области речевых форм – для детей и совместно с детьми.

Основа книги – мой двадцатилетний практический опыт в данной сфере. Я папа четверых детей (уже довольно взрослых) и педагог-исследователь. Параллельно – писатель и художник. Своих детей я уже 12 лет учу не в школе, а дома сам. В школе они только сдают экзамены. Еще я много общаюсь с другими детьми и подростками.

Перед вами не учебник и не методичка. Скорее, эта книга представляет собой откровенный разговор. Я описываю свой опыт и свои впечатления, а также возникшие по ходу дела идеи. Включены сюда и сказки – для примера и для более глубокой передачи настроения. Ваш родительский, профессиональный, творческий путь не похож на мой. У вас другие дети и другие жизненные обстоятельства. Ваши взгляды могут существенно отличаться от моих. Но, я надеюсь, вы сможете почерпнуть нечто существенно полезное из моей книги. Поверьте, я знаю, о чем тут пишу. Я прожил все это.

В словах заключена великая сила и великие возможности. Когда мы с помощью слов общаемся с ребенком, помогаем ему учиться, развиваем какие-то его качества, то мы обычно используем лишь очень малую часть этой силы и этих возможностей. Активизировать сей мощный потенциал речевых форм мы можем без особых перестроек жизни и без особого профессионального обучения. Надо лишь вместе с ребенком пуститься в плавание по огромным просторам, которые нам открываются через слова. Надо вместе с ребенком начать-продолжить изучать речь.

Наиболее эффективную помощь педагог и родитель может оказать детям в том случае, если он активно развивается сам. У всех у нас различные интересы и различные профессии. Но речь – универсальная функция, общая почти для всех детей, подростков и взрослых. Поэтому речевое развитие – это наше общее дело. Оно может быть нашим общим интересом.

Недооценка значения разговоров с детьми, неумение строить эти разговоры естественно, непонимание «детской логики» и «детского языка» – все это, с одной стороны, блокирует многие возможности развития ребенка, а с другой стороны, чревато накоплением взаимонепонимания и отчужденности между взрослыми и их детьми. К «переходному возрасту» (а бывает, и гораздо раньше) последствия таких недоработок родителей и педагогов могут сказаться весьма болезненно.

Неформально разговаривая с детьми и сочиняя для них сказки, мы можем заново учиться понимать стихию детского мира и мира подростков. Мы можем учиться взаимопониманию между взрослыми и детьми. Мы можем спокойно и естественно обмениваться информацией, жизненным опытом, какими-то конкретными навыками… Конечно, никаких стопроцентных гарантий «идеального развития наших детей» сие не дает, но все же многое делается лучше, легче и гармоничнее.

Принципы, о которых говорится в данной книге, едины и для разговоров с малышами, и для разговоров с более старшими детьми, и для разговоров с подростками. Поэтому я свободно перескакиваю в изложении с одного возраста на другой. В своей родительско-педагогической практике я вообще не ориентируюсь на какие-либо возрастные этапы. Просто естественно подбираю речь в соответствии с моим собеседником – младенцем, тинэйджером, взрослым…

Вообще я преимущественно интуитивный педагог (хотя и весьма системный). Я не умею давать четких и логичных рекомендаций. В каждом конкретном случае я действую исходя из интуитивного ощущения ситуации. А интеллектуальное понимание, какие-то выводы и концепции возникают много позже – в процессе многолетнего практического опыта.

Стиль изложения здесь весьма конспективен. Я не старался написать много, не старался описать всю мою жизнь и всю мою родительско-педагогическую практику. Я стремился передать дух и настроение. Я выразил то, как чувствую и делаю конкретно я.

В качестве четвертой части в книгу включено эссе, которое предварительно было написано отдельно – в основном для подростков. Оно весьма эмоционально и не очень последовательно, но хорошо передает главные практические ориентиры в деле сочинения сказок. И это эссе существенно дополняет первые три части книги. Если они являются более «методическо-родительско-педагогическими», то эссе – это как бы более «творческо-сочинительская» часть. Оно где-то повторяет информацию, содержащуюся в первых трех частях, но, по-моему, это не страшно.

Возможно, для более полного понимания моих книг, имеет смысл знать, что с 1999 года я один ращу троих своих младших детей. Бывшая жена и старшая дочка живут в другом городе. То есть я и папа, и мама. Мне приходится совмещать активно-исследовательский мужской подход и мягко-оберегающий женский подход. Не всегда удается оптимально чувствовать пропорцию этих двух сторон воспитания, но в целом я справляюсь.

Нашим детям очень нужны наша любовь и наша забота. Но еще очень важно наше с ними взаимопонимание. А еще важно, чтобы мы сами бы творчески развивались. И чтобы хотели не только учить детей, но и дружить с ними. Слова могут во всем этом очень помочь. Стихия речи – непознанная, таинственная, одновременно такая простая и такая сложная – ждет нас.

Часть 1. Общие идеи

Мастерство простых слов

Рассказывать детям сказки легко. Но далеко не все и далеко не всегда достигают в этом деле мастерства. Почему? По-моему, одна из причин – отсутствие стремления учиться при сочинении сказок, отсутствие стремления к совершенству. Хотя учиться тут просто. Ваш Учитель и ваш Ученик (или Учителя и Ученики) всегда рядом. Они с радостью послушают ваши сказки, с радостью помогут вам как Ученику и как Учителю.

Что такое мастерство? Конечно, каждый определит это немного по-разному. Ну и хорошо! Вы можете учиться так, как хочется и как видится конкретно вам. Если вы стремитесь к мастерству (пусть и далеко сия цель – не важно!), то вы будете создавать все более и более глубокую и точную атмосферу сказочного действия. И давайте договоримся: речь не идет тут о создании литературных шедевров, речь не идет о высококлассном драматическом процессе. Речь идет о создании таких сказок, о рождении и рассказывании таких сказок, которые будут близки, интересны, полезны ваши слушателям, а заодно и вам самим. Мы не на сцене и не сочиняем книгу. Мы просто общаемся. Мы вместе. Это главное.

Как строится общение с ребенком? Конечно, нам, вроде бы, проще опираться на хорошо изученные педагогические и психологические методы, на наш такой обширный по сравнению с ребенком жизненный опыт, на разнообразные знания об устройстве мира… Но такой путь не решает одной проблемы – дистанции. Конечно, можно общаться и с далекой дистанции, как бы из другого мира: они (дети) – в одном мире, а мы (взрослые) – в другом. И общаемся. Издалека да еще на разных языках.

Но можно рискнуть и сделать всего один шаг – снять дистанцию. Попасть в детский мир. Там не сложнее. Там проще. В этом-то и весь фокус. Про себя мы можем тихо помнить изученное во взрослом мире, содержание умных книг и поучения умных людей. Но это уже будет наш взрослый секрет. А правила игры – детские. И весь антураж – детский.

Речь ребенка неизмеримо проще речи взрослого. И сочиняя сказки для детей, и просто с ними разговаривая, мы можем либо полностью перейти на детский уровень сложности речи, либо балансировать на грани – там, где появляются слова и обороты, новые для детишек. В любом случае мы должны точно чувствовать стихию детской речи. Как? Дети помогут – идите вслед за ними, и вы быстро освоитесь заново в обращении с простыми словами.

Слов стало меньше, предложения стали проще и короче, все возвращается к исходным, базовым формам. Нам, взрослым, немного страшно. Мы так привыкли к сложной речи! Но, преодолевая этот страх, разрешая себе быть ребенком (кто-то с усмешкой скажет: «Опуститься до уровня ребенка»), мы с удивлением замечаем, что делается легче дышать. Сложные фразы и длинные разговоры как бы «запыляют» наше восприятие. А возвращение к простым словам и предложениям делает наше чувство речи более ярким, более чистым, более внимательным.

Мне вот пришло в голову такое сравнение. Для ребенка слово – это игрушка, это удивительный предмет, это живая сущность. Для взрослого слово – это прежде всего эквивалент смысла, это абстракция, это обобщение некоторого спектра предметов, явлений, качеств, действий… Для ребенка слово – индивидуально, оно особенное, оно здесь и сейчас. Через минуту то же самое слово уже немного другое – жизнь вокруг изменилась, изменилось настроение, изменился опыт… Для взрослого слово – схематично, оно, как кирпичик, дает возможность быстро создавать (и разрушать) сложнейшие конструкции. Но ребенку сие еще только предстоит. А пока он с наслаждением, с осторожным вниманием играет со словами, «пробуя их на вкус», знакомясь с их «шероховатостями» и «пластичностью», с их вариациями и простейшими комбинациями…

Тренинг-игра.

Возьмите любое простое слово. Например, слово «ложка». Попроизносите его. Послушайте, как оно звучит. Поудивляетесь ему. Поварьируйте формы произношения. Возьмите разные ложки, посмотрите на них. Придумайте и произнесите словосочетания со «ложка»: «большая ложка», «ложка меда», «деревянная ложка», «золотая ложка»… Поиграйте с ними – представляя то о чем говорите. Перейдите на шепот… Еще раз удивитесь: что же это за слово такое интересное – «ложка»!

Как только мы решаем говорить с маленьким ребенком на его языке, так сразу же все меняется. Мы уже не где-то в другом мире. Мы играем вместе. Мы вместе открываем стихию слов, вместе участвуем в таком удивительном приключении!

И тут мы замечаем, что слова находятся в обрамлении тишины. Нам нет нужды спешить в речи. Всему свое время. Точно произнести точное слово точно вовремя – что может быть лучше?! Учась этому, мы и совершенствуем свое мастерство. Именно такие слова «работают». Именно они помогают взрослому и ребенку обрести удивительное состояние единства друг с другом и с огромным миром – через слова.

Итак, весь фокус – в простоте. Ребенок не только использует меньше слов (как мы это «мудро» замечаем, «расширяя его словарный запас»). Ребенок еще более многогранно, глубоко, искренне и внимательно переживает каждое слово, каждую паузу, каждую интонацию…

И не нужно бояться разучиться говорить на взрослом языке. Никуда он не денется от нас. Даже еще лучше им будем владеть – после осознанного возвращения к основам речи. Вы можете рассматривать разговор с ребенком как мощный психологическо-речевой тренинг, который раскрывает ваши резервы владения словами. Ну как? Уже не кажется такое занятие «недостойным интеллектуально развитого взрослого человека»?!

Наша цель – сделать сказку интересной, радостной, душевно-контактной для ребенка. Тогда она будет помогать его развитию. И для этого мы должны овладеть простыми формами слов и предложений. И мы не должны забывать, что все дети разные, что говорить с каждым нужно как-то по-своему. Ребенок сам нам подскажет, как именно. Нам нужно лишь слушать, слышать, убрать нашу взрослую гордыню и довериться процессу познания. Делов-то!

Таинство речи

Чтобы развивать свое умение говорить с детьми, главное, по-моему – отрешиться от мысли, будто бы мы «уже очень хорошо овладели речью». Конечно, взрослый человек обычно умеет говорить, умеет выражать в словах мысли и чувства. Но как бы ни было велико наше умение тут, мы всегда можем помнить, что перспективы развития данного умения необозримы и удивительны. Игра слов и смыслов, интонаций и пауз, ритмов речи и ассоциаций дают столько возможностей, что рядом с ними любое наше сегодняшнее умение – просто детский лепет. Нам еще эволюционировать и эволюционировать! Поэтому совсем не стыдно признаться себе, что мы еще не на вершине, что мы в пути.

Любое творчество начинается с удивления и с вдохновения. По-моему, никто из нас, взрослых, не может в полной мере утверждать, что он, является супермастером по общению с малышами. Когда мы учимся говорить с детьми, мы подходим к речи творчески. Мы ищем. Мы наблюдаем слова и фразы. Мы открываем для себя таинство речи, делаясь в этом подобны ребенку.

Мне кажется, что именно возвращение к детской речи дает нам возможность вновь ощутить магию языка – в самом исконном, самом базовом смысле. Ритм взрослых книг, газет, сообщений, разговоров обычно слишком стремителен – нам некогда думать о таинстве, успеть бы уловить суть. Да к тому же мы во взрослом мире обычно читаем или разговариваем для решения каких-то задач, слова тут выполняют служебную функцию. Но, беседуя с ребенком, сочиняя для него сказки или песенки, мы попадаем в совершенно другую ситуацию. Мы можем неспешно сосредоточиться на таинственных сторонах процесса речи.

По-моему, не требуется никаких особых методик, чтобы осознать, что стихия слов безгранична и таит много такого, от чего сладко замирает наше сердце в предчувствии необычного. Надо лишь идти вглубь, в простоту, в изначальную тишину, в которой появляются слова. И после такого «возвращения к истокам речи», мы обнаруживаем, что словно бы освежили все наши разговоры, чтения и написания. Это как отдых в деревне или как купание в чистой реке.

Таинство рождения слов, таинство соединения их в словосочетания и предложения… Сколько лет я брожу по этим тропам, но таинство остается таинством – как и должно быть. Объяснить словами тут уже ничего нельзя. Но пережить можно. И это так просто! Каждый ребенок – естественный мастер изучения волшебства речи. И я не верю тем, кто утверждает, будто бы взрослые навсегда теряют данное от рождения умение быть удивляющимся, искренним и внимательным. Не теряют! Немного забывают. Но вспомнить можно быстро – было бы желание.

И еще. Не следует забывать, что речь – процесс, в котором обычно участвуют два человека и более. Таинство речи не только в том, как подбирать и произносить свои слова, но и в том, чтобы слушать собеседника, в том, чтобы соединять в один поток речи их слова и свои слова. Это как совместный танец, как совместная игра. Особенность ситуации разговора с детьми именно в том, что смысловые стороны речи относительно менее важны, а зато в полный рост встают такие аспекты, как непринужденность, спонтанность, сопряженность с игрой или с жизненной ситуацией, с вымышленной ситуацией…

Тренинг-игра

Ребенок говорит вам что-то. Вы слушаете и отвечаете. Но не по смыслу, а чисто спонтанно – что скажется. Пусть это будет что-то неожиданное или просто на другую тему… – что угодно. Лишь бы ваш отклик на слова ребенка радовал вас обоих. И вообще научитесь говорить «просто так». Почувствуйте более глубокий (по сравнению с логическим смыслом разговора) смысл речевого общения почувствуйте, что разговор – это совместная игра. Её цель – не только обмен логической информацией но и совместная радость, развитие внутренней свободы, чувство общности…

Итак, еще один «шаг назад»: от состояния «я знаю, что такое речь» к состоянию «я не знаю, что такое речь, я замираю от удивления перед ее таинством». И это не романтика, а сугубо практический подход. Именно так и следует говорить с маленькими детьми, если хотеть, чтобы они нас слушали и слышали, если хотеть воспитывать и обучать их, используя речевые формы, если хотеть мягко и естественно развивать их умение владеть словами, смыслами и ассоциациями.

Не я придумал и не я открыл, что речь – это системная функция человеческой личности. Она не «сама по себе». Она теснейшим образом увязана с другими сторонами и функциями человека. И тут тоже таинство – именно в этих связях. Об этом стоит поразмышлять – с чем и как связана функция речи. За этим стоит понаблюдать, это стоит почувствовать – как слова связаны с движениями, с настроением, с ситуациями… Например, такой практический вопрос: когда, увидав в небе великолепный закат, надо обсудить с ребенком наблюдаемую красоту, а когда – просто указать рукой и вместе застыть в немом удивлении? Мне кажется, в разные моменты нужно и то, и то. Но вот угадать точно, когда какой подход наиболее уместен – дело тонкое.

Тренинг-игра

Малыш показывает ручкой на божью коровку в траве и смотрит на вас. А вы вместо того, чтобы произнести банальное «Да, это божья коровка», выразите свое удивление каким-то междометьем («Ух!», «О!», «Ну!») или просто мимикой. Посмотрите вместе с ребенком на божью коровку. Удивитесь вместе с ним. Понаблюдайте за чудесной букашкой…

И последнее. Обращение с «готовой речью» – в книжках, в аудиозаписях и т.п. Чуть-чуть сместим восприятие и послушаем вместе с ребенком поток чьих-то слов… Послушаем… Отбросим свой взрослый опыт и послушаем так, как слушает ребенок – с его позиции. Послушаем с ним вместе. Почитаем с ним вместе. Магия речи так проста, что мы привыкли ее не замечать. Но она живая и реальная. Она дышит.

И вот, осознав таинственность обычных слов и фраз, бездонные глубины, сокрытые в них, мы можем наконец подойти к самому главному – к тому, чтобы помочь ребенку в его развитии через речевые формы. Повторю мое глубокое убеждение: только развиваясь при этом сам, взрослый может осуществлять реальный эффективный процесс помощи. В противном случае ребенок, конечно, все равно будет развивать свою речь и свои связи с функцией речи, но множество возможностей будет упущено.

Восемь главных направлений речевого развития

В данной главе я опишу те аспекты развития речи, которые можно иметь в виду, разговаривая с детьми. Если потихоньку, шаг за шагом продвигаться в каждом из этих направлений вместе с ребенком, то результаты непременно покажут себя. Только не надо спешки, не надо надуманных схем, не надо гнаться за яркими достижениями… Тонкость в том, чтобы почувствовать индивидуальный процесс ребенка, чтобы наши формы речевого развития, предлагаемые ему, были бы синхронны с естественным движением маленького человека в стихии речи.

Лично мой стиль тут заключается в том, чтобы предоставлять ребенку инициативу, чтобы подхватывать ее и следовать ей, добавляя что-то уже «от себя». А если инициативу проявляю я, то обязательно слежу за настроением моего маленького собеседника и, когда он готов сам включиться в разговор, тут же уступаю ему роль ведущего. Так я стараюсь способствовать пробуждению индивидуальной свободы, индивидуальной ответственности за свои шаги – пусть и крошечные, пусть и как бы мало на что влияющие. Главный принцип: не «я развиваю ребенка», а «я помогаю ему развиваться». Чувствуете разницу?

Конечно, те восемь аспектов речевого развития, которые тут дальше описаны, представляют собой некое условное разделение. Речь – целостная система, целостное пространство. Для удобства движения в нем, для удобства ориентации в построении стратегий развивающих действий, можно разделить это пространство на части. Можно акцентировать в разных ситуациях тот или иной аспект. Можно следить, чтобы не «западали» какие-то аспекты. Но для меня главное – живой процесс, таинство, целостность любого речевого взаимодействия. Я никогда не строю разговор по схеме.

Если честно, сей список из восьми пунктов появился в тот момент, когда я стал писать данную главу. Я просто вспомнил то, как ориентировался многие годы – сочиняя сказки своим детям перед сном, разговаривая с детишками своих друзей, выбирая книги для чтения вслух, создавая книги сам…

1. Разнообразие слов.

Тут, вроде, все очевидно. Мы разговариваем с ребенком и постепенно вводим все новые и новые слова, все новые вариации на основе уже знакомых слов. Мы понимаем: чем с большим количеством разных слов познакомится ребенок, тем шире и свободнее будет его речь.

Бывает так: взрослый говорит что-то, читает вслух, но не отслеживает, что слушающие его дети понимают, а что «проходит мимо». Я всегда тщательно слежу за осознанием новых слов (особенно, если я их ввожу специально, планомерно). Пассивное слушание и умение активно говорить – это две большие разницы.

А что если мы читаем текст вслух? Когда я читал своим детям, то примерно представлял их активный словарный запас (так как мы много общались). А если я говорю или читаю для малознакомых детей, то стараюсь интуитивно уловить, что для них новое, что требуется объяснить. Я обычно прямо так и спрашиваю: «А ты знаешь, что такое «конструкция»?» Я делаю отступление (краткое) и объясняю значение нового слова. Но не затягиваю объяснение, чтобы не «выпасть» из динамики разговора или чтения.

В некоторых случаях оказывается, что я зря задал вопрос, что ребенок уже знает данное слово. Ничего страшного. Я предпочитаю на всякий случай проверить, чем пропустить непонимание (вернее неполное понимание) моей речи. Но, естественно, не зацикливаюсь в своих проверках. Их не должно быть слишком много. Они не должны утомлять.

Как-то раз одна мама попросила меня научить ее шестилетнюю дочку читать. И дала мне шикарную книгу для обучения детей чтению. Я взялся за дело. Но дело не шло. Девочка то читала слова, то не читала. Я не мог понять ее трудностей. И только через несколько занятий до меня дошло: девчушка просто не знала значений примерно половины слов в той шикарной книжке. Поэтому, пытаясь их читать, она терялась. Пришлось сначала ей объяснять слова, а уж потом она их могла читать.

Я тогда крепко задумался: почему так получилось? Девочка из хорошей семьи, ее любят родители, с ней много общаются мама, папа, старшие брат и сестра… Но почему-то многие обычные слова «прошли мимо». Она не спрашивала, что они значат, а старшим, видно, и в голову не пришло озадачиться. Мне тогда не удалось радикально ей помочь, так как процесс расширения активного словарного запаса требует изрядного времени. Мой стиль заключается в том, чтобы осуществлять этот процесс естественно в ходе общения, игр, чтения… Речь пронизывает всю нашу жизнь, и овладение словами происходит в основном именно в процессе жизни – в самых разных ситуациях, обстоятельствах, настроениях…

Конечно, не должно быть перебора. Расширение количества используемых слов должно происходить мягко, без насилия. Есть ведь еще много других аспектов речи да и вообще жизни.

А еще я приучаю детей задавать мне вопросы, если им непонятно что-то в том, что я говорю. Часто моя младшая дочь (сейчас ей уже 11 лет) весьма конкретно останавливает мои рассказы и просит объяснить какое-то слово или непривычный оборот. И я обычно удивляюсь, так как к этому возрасту, уже, конечно, не слежу за ее словарным запасом.

А вы, уважаемые взрослые, если вам непонятно слово в разговоре вашего собеседника, задаете вопрос? Или предпочитаете с умным видом слушать дальше? Вы узнаете значение незнакомого слова в словаре? Вы воспринимаете с радостью в текстах газет и книг новые обороты?

Итак, разнообразие словарного запаса – одно из направлений развития. Представление о ребенке как о «маленьком и глупом» ведет к резкому сужению диапазона словесных конструкций, используемых для общения с ним. И это существенно блокирует процесс речевого развития. Да и развития вообще.

Принцип прост: опираясь на понятные и знакомые слова, двигаться постепенно ко все более разнообразным формам слов и словосочетаний, отслеживая реальное понимание ребенком новых речевых форм.

2. Все более длинные и сложные словесные конструкции.

Тут принцип тот же. Но ясную последовательность отследить вряд ли возможно. Иногда и длинную речь очень легко понять, а иногда и относительно короткая фраза оказывается сложна для понимания. Но все же общую линию можно иметь в виду. И опять же: следует смотреть, как дети реально нас понимают, насколько их речь реально становится другой.

И вот мне хочется написать нечто прямо противоположное сказанному в предыдущем пункте. Мой опыт таков, что я сплошь и рядом использую весьма длинные и сложные словесные конструкции в разговорах с детьми. Иногда я специально их делаю такими (чтобы тренировать восприятие слушателей), но обычно так происходит само собой. И дети постепенно привыкают к этому – воспринимают новые формы речи как бы «оптом». На мой взгляд, существуют два способа обучения: «пошагово-постепенный» и «окунуться с головой». Разговаривая с двухмесячным ребенком, мы используем второй путь. И далее дитя осваивает стихию речи в основном именно методом «погружения». А отдельные аспекты осваиваются пошагово. Так что одно дополняет другое.

В первый раз я читал своим сыновьям вслух «Властелина Колец», когда Коле было три с половиной года, а Тиме – пять лет. Наверное, многого они тогда не поняли. Но суть происходящего была им ясна. И речевое пространство такой весьма «немалышовской» книги оказалось для них вполне естественным.

Словом, я хочу тут лишь напомнить о таком векторе развития речи, как овладение все более сложными и длинными конструкциями. Его стоит иметь в виду. А уж как дозировать и комбинировать речь простую и речь сложную, надо смотреть по ситуации. Но ориентироваться легко – ребенок подскажет, если вы за ним наблюдаете, если проявляете к нему уважение.

Итак, не надо бояться использовать сложные обороты и предложения. Просто немного помогайте детям их понять.

3. Многозначность слов.

Еще одно направление расширения диапазона речевых форм в активном запасе ребенка. По-моему, тут заключено нечто удивительное: одно и то же слово может обозначать совершенно различные вещи.

На мой взгляд, в такой вот многозначности заключена очень фундаментальная возможность: переходить от одних смысловых пространств к другим. Вот мы говорим о рыцарях, о турнирах, об оружии, о замках… И бац! – переходим через слово «замок» уже, например, к истории про запертую шкатулку или домик. Всех-то дел – ударение сменили! А уже мы попали в другое пространство смыслов, образов, слов, сюжетов…

А если даже ударение менять не надо, то вообще чудо! Мы говорили о девичьей косе, о бантиках и прическах, а потом вдруг перенеслись на песчаную косу, выдающуюся в море. Уже мы в другом месте и в другом мире. Светит солнце, летают чайки, плещутся волны…

Мне нравится немного поиграть с детишками в такие вот штуки, нравится обсудить с ними сходство разных предметов, обозначаемых одним и тем же словом. Через это мы начинаем лучше ощущать и понимать язык. Мы учимся свободнее владеть им.

Конечно, существует масса учебных пособий и развивающих книжек на данную тему. Но, вплетая многозначность слов в нашу обычную речь с ребенком, в наши сказки для него, мы можем глубже реализовать возможность такой простой формы расширения речевого пространства и активного владения им.

А кроме того, многозначность (особенно если в разговоре ребенку нужно сообразить, какое из нескольких значений имеется в виду в данный момент) оживляет речь, делает ее интереснее, притягивает внимание и стимулирует «шевеление мозгами». А ведь есть еще похожие по звучанию, но различные по смыслу слова… Словом, простор для творческих поисков велик.

4. Ассоциации, параллели, сравнения.

Это гораздо более тонкий аспект речи, иногда на грани уловимости. Мы можем выстраивать разнообразные ряды ассоциативных цепочек специально, а можем просто говорить или писать, а затем уже, вслушиваясь и вчитываясь, искать ассоциации – все более и более отдаленные.

Вот, например, рассказываем мы сказку про гномика, который забивает гвоздики в крылечко своего домика: тук-тук-тук… А на улице идет дождик: кап-кап-кап… Вот и ассоциация. Или у нас в истории фигурируют зайцы – ушастые, как слоны, и ужасные, как грозовые облака… Обед у нас может ассоциироваться с гороховым супом или с красивой посудой, а потом уже – с гороховым полем или методами изготовления фарфора в древнем Китае…

Я хочу подчеркнуть, что игра с ассоциациями – это еще одна из модальностей процесса развития речи, еще один путь расширить возможности владения словами. Я никогда не ставлю такую прямую задачу, но имею ее в виду почти всегда – и рассказывая детям сказки, и разговаривая в игре с малышами, и сочиняя книжку…

По-моему, именно тут наиболее ощутимо проявляются таинство речи и ее безбрежность, неисчерпаемость, бездонность… Смыслы перетекают друг в друга, перекликаются друг с другом, накладываются друг на друга, разбегаются друг от друга… Именно в бесконечно-вариабельных взаимосвязях между словами мы теряемся, как только пытаемся осознать данную стихию. Мы освобождаемся от сковывающих нашу речь рамок и выходим на свободу плавания в потоке слов, ассоциаций, сравнений, параллелей…

5. Парадоксы.

Логика – скучная вещь взрослого мира. Нет, я понимаю, она нам нужна, без нее – никак. Но мешает ведь на каждом шагу! А уж в общении с детишками – и подавно. А вот завернул парадокс – и полегчает.

Мне кажется, парадоксов не должно быть много. Но иногда можно вставить что-то вроде: «Вода вылилась из крана и потекла вверх на потолок». Или: «Он сделал шаг лежа». Или: «Он умер, но не насовсем». Такие штуки веселят и освежают. Они помогают нашему творческому мышлению выходить из проторенной колеи. Это, вроде бы, ошибка, но стоит в нее вдуматься, как делается непривычно легко.

Но, мне кажется, при общении с ребенком парадоксы следует выбирать такие, которые он готов понять как парадоксы. Он должен видеть логическое противоречие, осознавать его. А если ребенок слишком мал для нашего парадокса, то он может воспринять его как описание правды жизни. Или просто не поймет о чем речь. Например: «Проиграв, я одержал победу». К такому парадоксу нужны либо изрядная интеллектуальная подготовка, либо ненавязчивое разъяснение.

Польза парадоксов для детей состоит в том, что уже в самом начале формирования процесса осознанной многофункциональной речи освобождаются просторы для гибкости мышления. Человек привыкает говорить и мыслить свободно, а не в русле жестких логических схем. Интеллект учится переключаться из одной «системы отчета» в другую и видеть описываемую ситуацию одновременно с разных точек зрения.

6. Логика.

О развитии логического мышления говорят и пишут немало. Существует масса развивающих игр и всего такого прочего. Но развитие логики через речь имеет особые возможности.

В самом обычном разговоре, в самой простой сказке возможны длинные логические цепочки. Любой сюжет фактически состоит из них. Они либо прямо называются, либо подразумеваются. Последовательность причин и следствий в нашем изложении и в изложении авторов книг обычно достаточно логична. Так что дети автоматически постепенно усваивают нормы логического мышления.

Это, кстати, показывает важность слушания ребенком достаточно длинных историй, а не только общения с ним на бытовом и игровом уровнях (типа: «Ку-ку, а вот и я!»; «Пойди и почисти зубы, а не то они будут желтые»; «Немедленно заткнись!» и т.п.) Длинные истории – длинные логические цепочки. А парадоксы, кстати, им не мешают. Просто в логической цепочке появляется «узелок», на котором нас немного «встряхивает» и «разворачивает», а потом идет следующая цепочка или продолжается та же самая.

Важно, конечно, не заменять настоящую логику подделкой под нее. Если мы просто «притягиваем за уши» факты и сюжеты к нашей морали, к нашим каким-то узким задачам (типа отучить ребенка выплескивать суп из тарелки), то мы рискуем дать уже не пример логического мышления и логичной истории, а пример подтасовки фактов, пример искаженного описания реальности. Мир очень многообразен и сложен, его логичное описание в достаточно адекватном ракурсе – штука непростая.

В более старшем возрасте мы можем говорить с детьми, все более усложняя логичность наших разговоров. Умение анализировать жизнь, сказки, мысли необходимо всем нам в той или иной степени. И хотя есть люди, более склонные к логике и менее склонные к ней, умение владеть логичной речью пригодится практически каждому.

7. Ритмичность речи.

Простая и очевидная вещь. Напевность, повторы, «складный» размер (не обязательно стихотворный, но в чем-то упорядоченный), ритм расположения текста на странице… Мне кажется, важно, чтобы ребенок учился ощущать эту сторону речи.

В дополнение ко всяким готовым сказкам, стихам и песням мы можем сами вводить в наши разговоры с детьми такие акценты. Но удобнее всего это делать, сочиняя для них сказки.

Степень «контактности» ритмически организованной речи с восприятием ребенка намного выше. Ритм резонирует с какими-то глубокими сторонами нашего существа, с глубинами нашей души. Важно лишь подобрать гармоничный и естественный ритм. Ясное дело, играет тут роль и то, какие слова мы используем, как они взаимодействуют пониманием наших слушателей. Но ритм дает некую универсальную основу для контакта.

В моей практике воспитания собственных детей ритмичность речи играла особую роль в первые месяцы и первые годы. Укачивая малыша, я пел или говорил какие-то вещи, часто просто повторял какое-то слово или просто сочетание звуков: «Ла-ла-ла… Ти-ти-ти… Пых-пых-пых…» А в более старшем возрасте повторял нечто уже чуть более смыслосодержащее: «Гули-гули-гули спали у бабули…»; «Кошки спят, собачки спят, мышки тоже спят…» Здесь для родителя – прекрасная практика почувствовать ритмическую основу речевого контакта с детьми. А в более старшем возрасте на нее можно опираться даже в объяснении математики или чего угодно другого.

Но и в простом разговоре с ребенком можно чувствовать ритм – на сей раз это уже общий ритм нашего с ним разговора. Синхронизуя по ритму свою речь с речью собеседника, мы легче находим взаимопонимание, глубже обмениваемся конструктивной, развивающей информацией.

8. Звучание речи.

Взрослые обычно уделяют недостаточно внимания фонетике, звучанию слов и их частей. А дети устроены не так. Особенно малыши могут подолгу играть с каким-то словом, варьируя его произношение на разные лады. А уж как важна интонация для эмоционального восприятия речи! Бывает, что «работает» только она. Например, ребенок может впасть в истерику или наглухо обидеться, услышав грозный тон, а смысл сказанного до него вообще не дойдет.

В разговоре, рассказе, чтении вслух мы можем прорабатывать данную сторону речи, учась владеть звучанием. А через это и ребенок бу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...