Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация транспортных средств




Оценка стоимости объектов

Гражданских прав

Оценка стоимости транспортных средств

 

 

АЦЭНКА ВАРТАСЦI АБ'ЕКТАЎ

ГРАМАДЗЯНСКIХ ПРАЎ

Ацэнка вартасцi транспартных сродкаў

Издание официальное

 



УДК 657.922:656(083.74)(476) МКС 03.080.01 КП 04

Ключевые слова: объект оценки, виды стоимости, транспортное средство, методы оценки, метод расчета стоимости, оценка стоимости транспортных средств, порядок оценки, результат независимой оценки


Предисловие

 

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в
области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

РАЗРАБОТАН научно-исследовательским республиканским унитарным предприятием по землеустройству, геодезии и картографии «БелНИЦзем»

ВНЕСЕН Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь

 

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь
от 20 декабря 2011 г. № 2

 

3 ВЗАМЕН СТБ 52.6.01-2010

 

© Госстандарт, 2011

 

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

 
 


Издан на русском языке

Содержание

 

1 Область применения.................................................................................................................. 1

2 Нормативные ссылки.................................................................................................................. 1

3 Термины и определения............................................................................................................. 2

4 Общие положения...................................................................................................................... 9

5 Классификация транспортных средств..................................................................................... 10

6 Методы оценки и методы расчета стоимости........................................................................... 10

7 Виды стоимости....................................................................................................................... 11

8 Сравнительный метод оценки (метод сравнительного анализа продаж)................................... 13

9 Доходный метод оценки........................................................................................................... 20

10 Затратный метод оценки........................................................................................................... 26

11 Требования к исходной информации при проведении независимой оценки.............................. 30

12 Порядок проведения независимой оценки................................................................................ 34

13 Требования к результату и документам независимой оценки.................................................... 43

14 Внутренняя оценка.................................................................................................................... 45

15 Экспертиза достоверности оценки............................................................................................ 45

Библиография............................................................................................................................... 46

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 
 


Оценка стоимости объектов гражданских прав

Оценка стоимости транспортных средств

АЦЭНКА ВАРТАСЦI АБ'ЕКТАЎ ГРАМАДЗЯНСКIХ ПРАЎ

Ацэнка вартасцi транспартных сродкаў

 

Valuation of objects of civil rights

Valuation of vehicles


Дата введения 2011-03-01

Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на оценку стоимости транспортных средств (ТС), устанавли-вает единые требования к проведению оценки стоимости ТС, виды стоимости, методы оценки и методы расчета стоимости, порядок оценки, требования к исходной информации, проведению расчетов, определению результата независимой и внутренней оценки, составлению документов оценки.

Настоящий стандарт не распространяется на оценку стоимости космических аппаратов, воздушных судов военно-воздушных сил, трубопроводного магистрального транспорта, ТС, являющихся неотъем-лемой частью объектов промышленной и гражданской недвижимости (лифты для перемещения людей и грузов, промышленный пневматический транспорт), раритетных ТС.

Настоящий стандарт применяется исполнителями оценки, оценщиками при оказании услуг по проведению независимой оценки (далее – проведение оценки), при проведении внутренней оценки, а также исполнителями экспертизы достоверности оценки (далее – исполнители экспертизы), экспертами по проведению экспертизы достоверности оценки (далее – эксперты) при оказании услуг по прове-дению экспертизы достоверности независимой оценки и (или) экспертизе достоверности внутренней оценки, в том числе при осуществлении судебно-экспертной деятельности.

 

Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее – ТНПА):

СТБ 52.0.01-2011 Оценка стоимости объектов гражданских прав. Общие положения

СТБ 52.0.02-2011 Оценка стоимости объектов гражданских прав. Термины и определения

СТБ 984-2009 Средства транспортные. Маркировка. Технические требования

СТБ 1218-2000 Разработка и постановка продукции на производство. Термины и определения

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 31286-2005 Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация

 

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руковод-ствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение,
в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

 


Издание официальное


Термины и определения

 

В настоящем стандарте применяют термины, установленные в СТБ 52.0.01, СТБ 52.0.02, СТБ 984, СТБ 1218, ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, ГОСТ 31286, [1] – [4], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 транспортное средство: Устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) грузов, а также для перевозки установленного на нем оборудования (СТБ 52.0.02).

3.1.1 объекты оценки транспортных средств: Транспортные средства (новое, гарантийное, исправное, неисправное, списанное), их части, дополнительное оборудование транспортных средств; ремонтно-восстановительные работы, работы по устранению эксплуатационных дефектов (СТБ 52.0.02).

3.1.2 новое транспортное средство: Исправное, ранее не эксплуатировавшееся транспортное средство и предлагаемое для продажи на первичном рынке (СТБ 52.0.02).

3.1.3 гарантийное транспортное средство: Транспортное средство, имеющее действующую гаран-тию изготовителя или его представителя по пробегу, ресурсу или сроку эксплуатации (СТБ 52.0.02).

3.1.4 исправное транспортное средство: Транспортное средство, техническое состояние и комплектация которого соответствуют техническим условиям изготовителя транспортных средств, а также требованиям законодательства Республики Беларусь по эксплуатации транспортного средства, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу, нанесения вреда окружающей среде (экологическая безопасность), имеющее допуск уполномоченного органа на право эксплуатации (СТБ 52.0.02).

3.1.5 неисправное транспортное средство: Транспортное средство, техническое состояние и комплектация которого не соответствуют хотя бы одному из требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и (или) конструкторской документации (далее – технические условия изготовителя), предъявляемых к исправным транспортным средствам.

Примечание – К неисправным транспортным средствам относятся также поврежденные и погибшие (уничтоженные).

3.1.5.1 поврежденное транспортное средство: Транспортное средство, имеющее повреждения его частей, разукомплектованное или негодное к дальнейшей эксплуатации в связи с несоответствием его технического состояния требованиям безопасной эксплуатации транспортного средства (СТБ 52.0.02).

3.1.5.2 погибшее (уничтоженное) транспортное средство: Поврежденное транспортное средство, ремонт которого технически невозможен или экономически нецелесообразен.

Примечание – Ремонт считается экономически нецелесообразным, если ожидаемые расходы на него (с учетом налоговых платежей) превышают 80 % от рыночной стоимости идентичного объекта по состоянию на дату оценки.

3.1.6 списанное транспортное средство: Транспортное средство после прекращения эксплуатации и последующего списания на основании акта списания.

3.1.7 часть транспортного средства: Агрегаты, узлы, механизмы, детали транспортного средства, которые могут быть выделены и обособлены на основе технической документации на транспортное средство.

3.1.8 дополнительное оборудование: Оборудование, устанавливаемое изготовителем на транспортное средство данной серии по индивидуальному заказу, а также не запрещенное законодательством к установке оборудование, установленное на транспортном средстве в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования.

3.1.9 ремонтные работы: Комплексы операций и (или) единичная операция соответствующего вида работ, выполняемые в процессе восстановительного ремонта и устранения дефектов.

Примечание – При определении стоимости дорожного транспортного средства учитывается в установленном порядке утрата товарной стоимости дорожного транспортного средства.

3.1.10 осмотр транспортного средства: Органолептический контроль транспортного средства в целях его идентификации, определения технического состояния, выявления и фиксации повреждений и дефектов частей, а также определение вида и трудоемкости ремонтных воздействий (СТБ 52.0.02).

3.1.11 органолептический контроль: Контроль, при котором первичная информация воспринимается органами чувств (СТБ 52.0.02).

3.1.11.1 идентификация транспортного средства: Комплексное исследование, включающее в себя установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, серию; исследование маркировочных обозначений и других тождественных характеристик транспортного средства в целях расшифровки информации о транспортном средстве и применения ее при определении стоимости транспортного средства; соответствие установленных данных записям в сопровождающей документации и характеристикам транспортного средства (СТБ 52.0.02).

3.1.11.2 скрытый дефект: Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства.

3.1.11.3 эксплуатационный дефект: Дефект, вызванный ненадлежащими условиями эксплуатации транспортного средства.

Примечание – Эксплуатационный дефект, по характеру происхождения может быть сформированным естественным образом и в результате аварийного воздействия. По значимости для эффективной эксплуатации ТС может быть допустимым (в пределах установленных норм) и критическим (противоречащим установленным нормам).

3.1.11.4 средства технического диагностирования: Оборудование, приборы и инструменты, предназначенные для количественной оценки технического состояния транспортного средства (функционирования, работоспособности, неисправности и пр.) по различным диагностическим параметрам.

3.1.12 исправимый физический износ (отложенный ремонт): Физический износ, устранение которого технически возможно и затраты на устранение которого меньше, чем добавленная стоимость транспортного средства.

3.1.13 неисправимый физический износ: Физический износ, устранение которого технически невозможно и (или) затраты на устранение которого равны или больше, чем добавленная стоимость транспортного средства.

3.1.14 исправимый функциональный износ: Износ, вызванный функциональными недостатками, устранение которых технически возможно и затраты на устранение которых меньше, чем добавленная стоимость транспортного средства.

3.1.15 неисправимый функциональный износ: Износ, вызванный функциональными недостатками, устранение которых технически невозможно и (или) затраты на устранение которого превышают добавленную стоимость транспортного средства.

3.1.16 базовый год: Период времени, за который принимаются данные для составления первого года прогноза в реконструированном отчете о доходах (СТБ 52.0.02).

3.1.17 срок прогноза: Период времени, в течение которого планируется получение денежного потока от использования транспортного средства.

3.1.18 реконструированный отчет о доходах: Сводный расчет доходов и расходов от использования транспортных средств в базовом году или в любом другом году за срок прогноза.

3.1.19 потенциальный валовой доход: Максимальный доход, который способно приносить транспортное средство.

Примечание – Потенциальный валовой доход включает договорную арендную плату по сданным в аренду объектам оценки, рыночную арендную плату по не сданным в аренду объектам оценки, скользящий доход
и прочие доходы от объекта оценки. Потенциальный валовой доход может рассчитываться как в базовом году, так и прогнозироваться в течение срока прогноза по вариантам прогноза при составлении реконструированного отчета о доходах.

3.1.20 договорная арендная плата: Арендная плата за пользование и владение транспортным средством, размер, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.

3.1.21 полная аренда: Аренда, при которой по договору аренды все операционные расходы по содержанию транспортного средства оплачиваются арендодателем.

3.1.22 распределенная аренда: Аренда, при которой по договору аренды часть операционных расходов оплачивается арендодателем, а часть – арендатором (СТБ 52.0.02).

3.1.23 чистая аренда: Аренда, при которой по договору аренды операционные расходы оплачиваются арендатором (СТБ 52.0.02).

3.1.24 рыночная арендная плата: Арендная плата, за которую наиболее вероятна передача транспортного средства в аренду по договору аренды на дату оценки.

3.1.25 расчетная рыночная арендная плата: Арендная плата, полученная расчетным путем и используемая для определения потенциального валового дохода в базовом году, а также будущих доходов от транспортного средства в любом другом году срока прогноза.

Примечание – Расчетная рыночная арендная плата может определяться оценщиком на основе исходной информации по объекту оценки, по объектам-аналогам с использованием договорных, рыночных ставок аренды, а также ставок аренды, установленных законодательством. Методы определения расчетной рыночной арендной платы определяет оценщик.

 


3.1.26 избыточная арендная плата: Сумма, на которую договорная арендная плата превышает рыночную арендную плату на дату оценки (СТБ 52.0.02).

3.1.27 процентная арендная плата: Арендная плата, установленная договором аренды в виде доли от доходов, связанных с деятельностью арендатора и полученных в результате использования арендованного транспортного средства.

3.1.28 сверхарендная плата: Арендная плата, установленная в договоре аренды, выплачиваемая сверх процентной арендной платы при предоставлении арендатору льгот, связанных с арендой транспортного средства.

3.1.29 скользящий доход: Доход, который образуется за счет дополнительной оплаты арендатором расходов, превышающих их значения, установленные договором аренды (СТБ 52.0.02).

3.1.30 прочие доходы: Доходы, получаемые за счет предоставления дополнительных услуг, не предусмотренных договором аренды и (или) не связанных со сдачей в аренду транспортного средства.

3.1.31 потери арендной платы: Потери потенциального дохода за счет неполной сдачи в аренду объекта оценки в течение года, неуплаты арендной платы недобросовестным арендатором (СТБ 52.0.02).

3.1.32 коэффициент (мультипликатор) операционных расходов: Отношение операционных расходов к действительному валовому доходу.

3.1.33 коэффициент (мультипликатор) чистого операционного дохода: Отношение чистого операционного дохода к действительному валовому доходу.

3.1.34 мультипликатор валового дохода: Коэффициент, характеризующий отношение цены (стоимости) объекта оценки к его валовому доходу.

3.2 дорожное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для эксплуатации преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий (СТБ 52.0.02).

Примечание – К дорожным транспортным средствам относятся: грузовые, легковые и грузо-пассажирские автомобили, специальные автомобили (санитарные, пожарные и др.), автобусы, мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, тракторы (в том числе транспортные средства, созданные на их базе), троллейбусы, прицепы, полуприцепы и др.

3.2.1 рельсовое дорожное транспортное средство: Дорожное транспортное средство, участвующее в дорожном движении по специально проложенному для него наземному рельсовому пути и не являющееся железнодорожным транспортным средством (трамвай).

3.2.2 дорожное транспортное средство с базовой (серийной) комплектацией: Дорожное транспортное средство, оснащенное оборудованием, которое устанавливается изготовителем на всех дорожных транспортных средствах данной серии в обязательном порядке.

3.2.3 массовые дорожные транспортные средства: Дорожные транспортные средства, широко представленные на рынке, для которых возможно сформировать представительную выборку цен на идентичные или аналогичные дорожные транспортные средства.

3.2.4 редкое дорожное транспортное средство: Дорожное транспортное средство, мало встречающееся на рынке дорожных транспортных средств, для которого невозможно сформировать представительную выборку цен на идентичные или аналогичные дорожные транспортные средства.

3.2.5 уникальное дорожное транспортное средство: Единственное представленное на рынке в своем типе (серии) дорожное транспортное средство, что ограничивает доступность информации о его стоимости и, соответственно, использование сравнительного метода оценки.

3.2.6 оригинальная часть дорожного транспортного средства: Часть дорожного транспортного средства, соответствующая по своим характеристикам (функциональному назначению, надежности, долговечности, идентификационным признакам и др.) технической документации изготовителя или его официального представителя в Республике Беларусь, а также требованиям ТНПА Республики Беларусь (СТБ 52.0.02).

3.2.7 годные части дорожного транспортного средства: Части погибшего (уничтоженного) транспортного средства, соответствующие требованиям ТНПА и (или) технической документации изготовителя (СТБ 52.0.02).

3.2.8 обновление дорожного транспортного средства: Работы по восстановительному ремонту неисправного дорожного транспортного средства и (или) устранению эксплуатационных дефектов при использовании новых частей, заменяющих неисправные, с учетом их износа до повреждения дорож-ного транспортного средства.


3.2.9 утрата товарного вида (стоимости) дорожного транспортного средства: Снижение стои-мости (обесценивание) дорожного транспортного средства в результате ухудшения его товарного вида, снижения прочности и долговечности отдельных его частей, соединений и защитных покрытий после проведения восстановительного ремонта, вызванного повреждением дорожного транспортного средства.

3.2.10 идентификационный номер (код) дорожного транспортного средства; VIN: Структурная комбинация знаков, присваиваемая дорожному транспортному средству изготовителем с целью его идентификации.

Примечание – Уникальный номер, присваиваемый изготовителем транспортного средства. Идентифика-ционный номер содержит информацию о марке транспортного средства, месте его выпуска, основных характеристиках.

3.2.11 идентификационный признак дорожного транспортного средства: Маркировочное обозначение, код, регистрационный знак, размеры, комплектация, внешний вид, другие отличи-тельные признаки дорожного транспортного средства, их части, дополнительное оборудование к ним, позволяющие идентифицировать объект оценки.

3.2.12 фотосъемка дорожного транспортного средства: Фиксация на фотоснимках общего вида и частей дорожного транспортного средства, основных идентификационных признаков дорож-ного транспортного средства без окружающей его обстановки.

3.2.13 идентичное дорожное транспортное средство: Дорожное транспортное средство, параметры и характеристики которого полностью совпадают с параметрами и характеристиками объекта оценки.

3.2.14 аналогичное дорожное транспортное средство: Дорожное транспортное средство, основные параметры и характеристики которого близки или некоторые из которых совпадают с соот-ветствующими параметрами и характеристиками объекта оценки.

3.2.15 базовый аналог дорожного транспортного средства: Исправное дорожное транс-портное средство, максимально близкое по элементам сравнения к объекту оценки, с комплектацией, характерной для объектов-аналогов на рынке дорожных транспортных средств.

3.2.16 пробег дорожного транспортного средства: Расстояние, пройденное дорожным транспортным средством за установленное время эксплуатации от его изготовления до определенного
события (оценки, ремонта, повреждения и т. п.).

3.2.17 наработка двигателя дорожного транспортного средства: Время работы двигателя дорожного транспортного средства в часах (моточасах), осуществляющего привод ходовой части дорожного транспортного средства, дополнительного, специального оборудования.

3.2.18 представительная выборка: Выборка цен на дорожные транспортные средства из информационных источников, отражающая фактическое состояние структуры цен на рынке дорожных транспортных средств.

3.2.19 фактический пробег дорожного транспортного средства: Пробег (в километрах) или приве-денная к пробегу наработка основного двигателя дорожного транспортного средства, подтвержденные документами владельца дорожного транспортного средства, показаниями исправного счетчика пройден-ного пути (одометра) или результатами инструментального контроля (диагностики) дорожного транс-портного средства.

3.2.20 среднестатистический пробег дорожного транспортного средства: Среднегодовой пробег или средний пробег за все время эксплуатации дорожного транспортного средства, установ-ленный путем исследования данных об эксплуатации дорожного транспортного средства конкретного назначения, типа, модели или серии в регионе, стране (странах).

3.2.21 расчетный пробег дорожного транспортного средства: Фактический или среднестатис-тический пробег дорожного транспортного средства, принятый в расчетах по оценке дорожного транс-портного средства.

3.2.22 ремонтные материалы: Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте дорожного транспортного средства.

3.2.23 стоимость ремонтных материалов: Стоимость ремонтных материалов на первичном рынке Республики Беларусь.

3.2.24 подготовительно-заключительные работы: Отдельные ремонтные операции или комп-лексы работ по подготовке и завершению малярных работ (подбор ремонтных материалов, краски, покрытий, шпатлевка, сушка и пр.).

3.2.25 ремонтное предприятие: Станция технического обслуживания, другие организации по ремонту дорожных транспортных средств, имеющие разрешение уполномоченного органа на данный вид деятельности, аттестованное органом сертификации по категории «А», «В» или «С».

3.2.26 участник осмотра дорожного транспортного средства: Владелец дорожного транс-портного средства, заинтересованное лицо, участвующие в осмотре дорожного транспортного средства.

3.2.27 услуги по осмотру: Идентификация дорожного транспортного средства, описание техни-ческого состояния и характеристик дорожного транспортного средства, составление акта осмотра и определение износа дорожного транспортного средства, стоимости ремонта дорожного транспорт-ного средства, размера вреда, причиненного дорожному транспортному средству, и другие услуги, оказываемые по поручению исполнителя оценки исполнителем осмотра.

3.2.28 доверенное лицо: Физическое или юридическое лицо, которое уполномочено действовать от имени владельца дорожного транспортного средства или заинтересованного лица и представлять их интересы при осмотре дорожного транспортного средства.

3.2.29 заинтересованное лицо: Физическое или юридическое лицо, не являющееся владельцем дорожного транспортного средства, чьи интересы могут быть затронуты результатами осмотра и идентификации дорожного транспортного средства (участник дорожно-транспортного происшествия, предполагаемый причинитель вреда и др.).

3.2.30 дорожно-транспортное происшествие: Происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (СТБ 52.0.02).

3.3 железнодорожное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по железнодорожному пути.

Примечание – К железнодорожным транспортным средствам относятся: локомотивы, вагоны, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, транспортные средства метрополитена и т. д.

3.4 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимо-действия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, и подлежащий государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодатель-ством (СТБ 52.0.02).

3.4.1 исправное воздушное судно: Воздушное судно, у которого планер, двигатели и комплек-тующие изделия имеют остаток ресурса и срока службы, которое полностью укомплектовано согласно перечню в пономерной документации (формуляры, бортовой журнал и др.), у которого выполнено очередное техническое обслуживание, предусмотренное регламентом, устранены неисправности и их последствия, оформлена производственно-техническая и пономерная документация, исправность которого подтверждена подписями соответствующих должностных лиц в карте-наряде.

3.4.2 гражданское воздушное судно: Воздушное судно, используемое в гражданской авиации и зарегистрированное в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь.

Примечание – К гражданским воздушным судам относятся также самолеты, вертолеты, планеры, дельта-планы, сверхлегкие летательные аппараты, воздушные суда любительских конструкций и аэростатические аппараты, используемые в гражданской авиации.

3.4.3 работоспособное состояние: Состояние изделия, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям норма-тивной, технической и (или) конструкторской документации.

3.4.4 эксплуатация воздушного судна: Стадия жизненного цикла воздушного судна с момента принятия его заказчиком на заводе-изготовителе или ремонтном предприятии, являющаяся совокуп-ностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к использованию, использования по назначению, хранения и транспортирования.

3.4.5 общий срок службы воздушного судна: Суммарный календарный период эксплуатации изделия до определенного состояния, при котором дальнейший ремонт изделия технически невоз-можен или экономически нецелесообразен (СТБ 52.0.02).

3.4.6 наработка воздушного судна: Продолжительность или объем работы изделия при эксп-луатации в полете и наземных условиях, выражаемые в часах налета, числе полетов (посадок) или других единицах.

3.4.7 назначенный ресурс (срок службы) воздушного судна: Суммарная наработка (кален-дарная продолжительность эксплуатации) изделия, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния изделия.

3.4.8 гарантийный ресурс воздушного судна: Наработка изделия в часах, посадках, циклах или в других единицах измерения, до завершения которой изготовитель гарантирует и обеспечивает выполнение определенных требований к изделию при условии соблюдения эксплуатирующей орга-

низацией правил эксплуатации в соответствии с согласованными режимами эксплуатации и регла-ментами технического обслуживания и ремонта, в том числе правил хранения или транспортирования (СТБ 52.0.02).

3.4.9 гарантированный ресурс воздушного судна: Ресурс, в течение которого устранение конструктивно-производственных дефектов производится за счет изготовителя (поставщика)
(СТБ 52.0.02).

3.4.10 межремонтный ресурс (срок службы) воздушного судна: Установленная в нормативной технической документации наработка (календарная продолжительность эксплуатации) изделия между смежными ремонтами.

3.4.11 технический ресурс (ресурс до списания) воздушного судна: Время полетов (работы), количество полетов (циклов), календарный срок службы, достижение которых обеспечивается при проектировании основных силовых конструкций, конструкций двигателей и других элементов.

3.4.12 отказ: Нарушение работоспособного состояния изделия авиационной техники.

3.4.13 капитальный ремонт воздушного судна: Ремонт воздушного судна (элемента, узла), выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным, с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

3.4.14 вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха, который поддерживается в полете главным образом за счет реакции воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении.

3.4.15 самолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного крыла, на котором при движении в воздушной среде образуется аэродинамическая подъемная сила.

3.4.16 планер: Конструкция воздушного судна без двигателей, вспомогательной силовой установки, лопастей несущего винта, колонки и редуктора.

3.4.17 фюзеляж: Основная конструктивно-силовая система воздушного судна, предназначенная для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, объединяющая в единое целое все агрегаты, узлы и системы и воспринимающая все виды нагрузок, действующих на самолет в полете и на земле.

3.4.18 бюллетень: Нормативный технический документ, подготовленный разработчиком или изгото-вителем изделия и содержащий перечень и порядок выполнения операций, не предусмотренных в действующей эксплуатационной и ремонтной документации, или изменения этой документации.

3.4.19 комплектующие изделия воздушного судна: Приборы, агрегаты, системы, электроэле-менты и другое оборудование, выполняющие самостоятельные функции и не входящие в основную силовую схему конструкции.

3.5 водное судно: Самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях торгового мореплавания или прохождения по внутренним водным путям.

Примечание – К водным судам относятся: грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские суда всех классов, буксирные суда, суда технического флота, паромы, самоходные и несамоходные баржи, стоечные суда, катера, глиссеры, водные мотоциклы, яхты и др.

3.5.1 морской транспорт: Совокупность коммуникаций и судов, обеспечивающих деятельность по морской перевозке пассажиров, грузов и багажа.

3.5.2 судно внутреннего плавания: Судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по внутренним водным путям.

3.5.3 внутренний водный транспорт: Вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного («река – море») плавания и маломерных судов.

3.5.4 внутренний водный транспорт общего пользования: Внутренний водный транспорт, выполняющий перевозку пассажиров, грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам.

3.5.5 судно смешанного («река – море») плавания: Судно, которое по своим техническим харак-теристикам пригодно и допущено к эксплуатации по морским и внутренним водным путям.

3.5.6 маломерное судно: Судно с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт и (или) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн.

3.5.7 навигационное оборудование: Система специальных сигнальных средств, предназначенных для обеспечения безопасного судоходства.


3.5.8 классификационное общество: Организация, присваивающая класс судам по соответст-вующим классификационным требованиям и осуществляющая технический надзор за судами во время их строительства и эксплуатации.

3.5.9 годное водное судно: Водное судно, техническое состояние которого оценено комиссией без замечаний или с замечаниями, не влияющими на безопасность плавания.

3.5.10 ограниченно годное водное судно: Водное судно, техническое состояние которого оценено комиссией с замечаниями, в соответствии с которыми вводятся какие-либо ограничения по району плавания и разрешенным грузам.

3.5.11 негодное водное судно: Водное судно, которое по результатам технического освидетельствования лишается права плавания.

3.5.12 законченное строительством водное судно: Построенное (реконструированное, модернизированное, после реновации) в соответствии с проектно-сметной документацией и принятое в эксп-луатацию в установленном порядке водное судно.

3.5.13 степень готовности водного судна: Процент выполненных работ от общего объема работ, которые необходимо выполнить по проекту строительства (реконструкции) водного судна.

3.5.14 строящееся водное судно: Водное судно с даты закладки киля до даты получения свидетельства о годности к плаванию и других документов в соответствии с законодательством.

3.5.15 дата закладки киля: Дата начала постройки водного судна или период времени, в течение которого масса собранной части корпуса судна составляет не менее 1 % расчетной массы всех материалов корпуса.

3.5.16 реновация: Обновление или строительство судов внутреннего и смешанного («река – море») плавания с использованием элемент

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...