Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная структура хуннского общества




 

Согласно источникам, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколений» (старейшины). Сохранялись такие институты родового строя, как совет старейшин и народное собрание. Однако, в недрах патриархально-родового строя хунну, зрели новые общественные отношения. Одной из причин явилось развитие обмена, торговли. Изделия из золота, дорогие ткани, найденные при раскопках курганов, свидетельствуют о накопленных богатствах у верхушки гуннского общества.

 

Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении воина-всадника были лук и стрелы. Аммиан Марцеллин писал, что хунну «Не знают над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством кого-нибудь из своих старейшин, сокрушают все, что ни попадается на пути. Иной раз, будучи чем-нибудь задеты, они вступают в битву; в бой они бросаются построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик. Легкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и, не выстраивая боевой линии, нападают то там, то здесь, производя страшные убийства. Вследствие их чрезвычайной быстроты никогда не случается видеть, чтобы они штурмовали укрепление или грабили вражеский лагерь. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабженными искусно сработанными остриями из кости, а сблизившись в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком»34.

 

Во главе страны стоял шаньюй, обладавший почти неограниченной властью. Вслед шли князья, называвшиеся темниками. Они явились сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой район для кочевания. В своих владениях темники могли ставить тысячников, сотников. Шаньюй, однако, мог отбирать у непокорных или провинившихся темников их земли, тем же правом обладал темник по отношению к своим сотникам и десятникам. Есть свидетельства о налогах, взимавшихся у простого народа.

 

У хунну имелись рабы из военнопленных и населения подвластных областей. Они использовались в качестве домашней прислуги, в качестве пастухов, ремесленников и землепашцев35.

 

 

Государственный строй. гуннского общества После вступления на гуннский престол Модуна правительственные и военные структуры государства претерпели значительные изменения.

 

Свою главную цель представители правящего рода видели в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами). Такое государство могло существовать только на военно-административных принципах. Поэтому, предположительно гунны находились на стадии военной демократии в период военно-политического могущества гуннов при тениркуте Модуне.

 

Во главе государства стоял вождь - тениркут (шаньюй), власть которого обожествлялась. Его официально титуловали «Небом и Землей рожденный, Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй (тениркут)». Скорее всего, он был и средоточием сакральной власти. Во многих источниках свидетельствуют, что действия в защиту культа и его соблюдения исходили именно от государя, который утром выходил из ставки и совершал поклонение восходящему солнцу, а вечером совершал поклонение луне. Власть правителя была наследственной.

 

Тениркут обладал широким кругом неограниченных прав:

 

правом распоряжаться всей территорией государства, землями, принадлежавшими гуннам,

 

правом объявления войны и заключения мира,

 

правом концентрировать в своих руках все внешние сношения государства, правом на жизнь и смерть каждого поданного.

 

В государстве он выполнял весьма важные функции, основывавшиеся на его правах:

 

охрана территории государства,

 

личное руководство войсками,

 

определение внешнеполитического курса,

 

осуществление верховного суда.

 

При управлении страной он опирался на совет вождей и узкий совет наиболее приближенных к владетелю лиц, который состоял из членов господствующего рода и 6-ти помощников - представителей родовых групп.

 

Правителя окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников. Последнее слово всегда оставалось за ним, даже если он действовал вопреки единодушному мнению своего окружения.

 

Для того, чтобы упорядочить государственную систему, Модун-тениркут создал 20 степеней государственных должностей, на которые назначались представители родовой аристократии. Поскольку государство в военно-административном отношении имело дуальную структуру (глос 6), постольку дублировались и многие государственные должности: 1) Билге хан левой руки и Билге хан правой руки; 2) Ябгу (главный визирь - советник); 3) ил кусай левой руки и ил кусай правой руки; 4) кутигу левой руки и кутигу правой руки; 5) великий сангун левой руки и великий сангун правой руки; 6) великий тутук бек левой руки и великий тутук бек правой руки; 7) великий газна бек (казначей) левой руки и великий газна бек правой руки; 8) батисхан; 9) туман беши (темник - глава десяти тысяч); 10) тысячники; 11) сотники; 12) десятники.

 

Гуннские тениркуты в верховном управлении государством, во внутренней и внешней политике опирались на помощь ябгу, кутигу левой руки и кутигу правой руки. Последние, обычно, назначались из трех аристократических родов гуннов: гоян, лан, шабу. Кутигу из рода гоян и шабу сидели по правую сторону от тениркута. Сыновья гуннских государей женились только на девушках из этих трёх родов.

 

Политическое устройство гуннов было сравнительно сложным. Еще при Модуне-тениркуте территория государства была поделена на четыре области. Центральной областью государства управлял сам тениркут. Его сыновья занимали должности билге хана левой руки и билге хан правой руки, одновременно они командовали левым и правым крыльями армии.

 

Билге хан левой руки управлял восточной областью тениркутства. Его ставка располагалась в верхнем течении реки Керулен (на востоке современной Монголии). Территория, подвластная билге хану левой руки, простиралась до берегов Великого (Тихого) океана. Билге хан правой руки управлял восточными районами западной части государства. Его ставка была внутри Кобдо-Улясутайского района горной системы Хангай (в Монголии). В состав подвластной ему территории входили Ала-сан, Ирсин современной Внутренней Монголии, Джунгарские степи севера Танритага, северная часть долины Тарима, местность Кобдо, расположенная западнее реки Селенга (Монголия).

 

Большой властью обладал Батис-хан (глосс 7), который управлял четвертой областью, в частности, западными областями гуннской державы: на востоке от центра и юга долины Тарима до Каспийского моря - на западе. Его ставка находилась в районе современного города Корла.

 

Кроме того, тениркутство было разделено на 24 части (родовые группы), управляли которыми родовые вожди (гипп 1). Поскольку вся держава делилась на 24 части, постольку и число родовых вождей было строго фиксированным (24). Каждая из частей имела свое родовое войско-ополчение. В свою очередь, род делился на журты - группы, объединенные по семейным признакам и проживающие компактными небольшими кочевьями. В китайских источниках их называют було (уй-було). Роды имели не только единые генеалогические корни, но и общние традиции, обычаи, религиозные представления.

 

Китайский историк Фань Е отмечал, что четыре самых уважаемых и авторитетных начальников (гипп 2) назывались «четыре рога» и носили соответственно титулы

 

Военная система гуннов. Военный характер державы обязывал все мужское население нести военную службу. Каждый гунн считался воином, уклонение от исполнения военных обязанностей считалось преступлением и каралось смертью. Причем, все воины пожизненно приписывались к строго определенному воинскому подразделению(гипп3) и каждый сражался под командованием своего темника. Во время войны, все, начиная от тениркута и кончая великими газна беками, пребывали в войсках и участвовали в качестве военачальников в боевых действиях.

 

Поделиться:





Читайте также:

III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТИПЕНДИЯ
N Основные разделы современной экологии: общая (теоретическая) экология, биоэкология, геоэкология, экология человека и социальная экология, прикладная экология.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.
в. Социальная система: понятие, сущность и структура.
Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппления мышления, влияние меньшенства). Групповые нормы и ценности.
Вопрос 2. Понятие и сущность права, его социальная ценность
Вопрос 29 Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Что лучше: истина или сострадание?
Вопрос 32. Социальная природа сознания.
Гиперсоциальная женщина.
Глава 25. Новый аспект сертификации — социальная лояльность






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...