Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная служба как профессиональная служебная деятельность и профессия




Как известно, наукой о профессиональной деятельности является праксеология. Впервые понятие «праксеология» было использовано французским философом и историком Л. Эспинасом в конце XIX в. Именно он предложил идею создания отдельной научно дисциплины о факторах повышения эффективности и полезности действий. В одной из статей, датированной 1890 г., Л. Эспинас писал: «Ремесленник мастерит, крестьянин пашет, моряк плавает на корабле, солдат воюет, купец торгует, профессор учит, управляющий распоряжается. И вот слово практика порождает термин «праксеология» для определения науки о подобных фактах, рассматривая их в единстве; науки о наиболее общих формах и принципах действия в мире живых существ»1. Полвека спустя, в 1949 г., австрийский экономист Л. Мизес в работе «Человеческое действие» использовал понятие «праксеология» для обозначения науки о человеческом поведении.

В середине ХХ в. польский философ и логик Т. Котарбинский опубликовал книгу «Трактат о хорошей работе»2. Название очень точно отразило желание автора проанализировать фундаментальную природу обозначенного им феномена и наметить наиболее общие пути превращения любой работы в действительно хорошую. Этот трактат стал для европейской науки отправной точкой в понимании целесообразности и рациональности деятельности, а также основание формирования праксеологического подхода как особого способа анализа и объяснения человеческой практики.

Термин «праксеология» восходит к греческому praxis (действие, практика) и латинскому praxeus (действие, деяние). В буквальном переводе праксеология - это «знание о действиях», познание практики в ее философском понимании, т.е. получение самых общих сведений о том, что человеком делается (ср. с технологией как знанием об искусстве технике «делания»). Изучение практической реализации и последствий действия чрезвычайно важно как для преобразования практики, так и для профессионального развития тех, кто этим занимается.

Возникнув как общая философия и теория практического действия на рубеже ХХ и ХХI вв., праксеология стала приобретать различные дисциплинарные «оттенки» применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. В современных научных источниках можно встретить такие понятия, как политическая праксеология, юридическая праксеология, социальная праксеология и др.

Необходимость и возможность обособления в структуре науки специального раздела, направления или отрасли возникает в период, когда обостряется потребность практики в реальном изменении качества человеческой деятельности. Это стимулирует поиски и оформление новой системы знаний, способной удовлетворить такую потребность. Но предварительно в науке должен сложиться предпосылочный пласт информации.

Профессиональность предполагает целесообразность действий как соответствие цели деятельности природе человека, тому или иному контексту культуры, месту, времени и ситуации. Перед любым сообществом специалистов рано или поздно встает задача сохранения профессионального качества (бытийного начала) своей деятельности, недопущения ее снижения до эмпирического (бытового) уровня. Особенно велик соблазн «опрощения» относительно деятельностей, имеющих онтологическую природу, т.е. объективно связанных с сущностью человека. В полной мере к ним относится и деятельность государственного служащего.

Деятельностная сторона государственной службы - очень важ­ная сущностная характеристика административной власти, раскры­вающая ее профессионально-деятельностный потенциал. Не слу­чайно данной проблеме в теории и практике государственной служ­бы уделяется повышенное внимание.

Именно профессиональная деятельность как черта государст­венной службы была официально закреплена в Российской Феде­рации законодательно еще в 1995 г. в первом Федеральном законе о государственной службе.

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность, принципиально отличающаяся от всех других видов практической и духовной деятельности человека.

Государственная служба профессиональна по целям и качеству выполняемых действий, по эффективности исполнения своих функций. В то же время она имеет политико-административный характер по результатам своей деятельности и правовой характер по своей сути.

В современном законодательстве России, в частности в Феде­ральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государст­венной службы Российской Федерации» (ст. 1, п. 1), государствен­ная служба определяется как «профессиональная служебная дея­тельность граждан Российской Федерации по обеспечению испол­нения полномочий:

1)Российской Федерации;

2)федеральных органов государственной власти;

3)лиц, замещающих должности Российской Федерации;

4)субъектов Российской Федерации;

5)органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

6)лиц, замещающих государственные должности субъектов
Российской Федерации».

Не умаляя значения государственной службы как системы, как института, как публично-правового отношения, законодатель ак­центирует внимание на профессионально-деятельностной стороне этого явления. Поэтому все аспекты регулирования государствен­ной службы, связанные с ее профессионально-служебным характе­ром, в рамках данной темы особенно актуальны.

До 1995 г. понятие «государственная служба» использовалось, как правило, в широком смысле - как любая профессиональная умственная и организаторская деятельность человека (работника) в любой государствен­ной организации - в органе государственной власти, в государственном учреждении, на государственном предприятии.

В узком смысле государственная служба рассматривалась как аппаратная деятельность в органах государственной власти. Именно такой подход был взят за основу нашими законодателями в 1995 г., когда разрабатыва­лись и законодательно закреплялись правовые и организационные основы новой государственной службы России, когда формировалась новая мо­дель отечественной государственной службы.

Опорными терминами официальной формулировки государствен­ной службы являются: «деятельность», «профессиональная служебная деятельность», «деятельность по обеспечению исполнения полномо­чий». Но ключевым словом все-таки является «деятельность».

Под деятельностью социология управления понимает способ существования и развития социальной действительности, проявление общественно-трудовой активности. Деятельность имеет такие черты, как созна­тельность, целеполагание, результативность, продуктивность, контрпродукгивность, общественный характер.

Профессиональная деятельность человека классифицируется по очень многим параметрам. Так, она может быть практической и духовной. B зависимости от объекта она бывает политической, администра­тивной, социальной, экономической и т.д. По отношению к системам ценностей она может быть моральной и аморальной, законной и про­тивоправной.

По своему внутреннему характеру деятельность человека, соци­альной группы классифицируется на государственную, частную, ак­ционерную, кооперативную, смешанную и т.д. При внимательном рассмотрении в данной типологии мы находим черты такого важ­нейшего вида профессиональной деятельности, как государственная служба.

В структуре любой деятельности ученые выделяют цель, средства,
процесс, результаты деятельности.

По содержанию цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, Политическими, организационными, правовыми, идеологическими и др.

Социальные цели государственной службы, как уже отмечалось, обусловлены социальным характером государства и предназначением государственной службы как социального института.

Политические цели государственной службы направлены на решение общегосударственных задач управления, практическое ис­полнение полномочий и функций государства, укрепление правового социального государства, организационно-административное обеспечение органов государственной власти, создание условий для связи государственного аппарата с гражданским обществом и поли­тической элитой.

Экономические цели государственной службы связаны с повышением эффективности государственного регулирования экономи­ки, управлением государственной собственностью, поддержкой предпринимательства, а также со снижением затрат на содержание государственного аппарата.

Организационные цели - это организационно-техническое обес­печение органов государственной власти, профессионализация го­сударственного аппарата, совершенствование норм, правил, стандартов регулирования качественного и количественного состава го­сударственных служащих, их продвижения по службе, приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами го­сударства и государственной службы.

Правовые цели отражают намечаемые результаты по реализации государственными служащими законодательства страны. Это прежде всего правоприменение, обеспечение соблюдения законности в обществе, а также разработка специального законодательства о го­сударственной службе, создающего правовые основы функциониро­вания государственного аппарата, повышения правового статуса государственных служащих.

К средствам деятельности государственных служащих относятся административные (технологии управления), а также материальные (ЭВМ, множительная техника, информация) и интеллектуально-духовные средства (идеи, традиции, правила).

Процесс деятельности государственных служащих представляет собой исполнение служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

Существуют значительные трудности с определением и оценкой результатов деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Трудность заключается в критериях оценки результативности труда чиновников и государственного аппарата в целом. Результаты нельзя оценивать по числу принятых управлен­ческих решений, разработанных проектов и аналитических записок, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т.д. Результат деятельности государственных служащих - это качество принимаемых и реализуемых управленческих решений, успехи в реализации социально-экономической и другой политики государства, высокий уровень жизни народа, авторитет и престиж госу­дарственной службы среди населения.

Профессиональная деятельность применительно к государственной службе. Чтобы определить это понятие, следует обратиться к ин­терпретации терминов «профессионализм», «профессионал» и по­смотреть, как они соотносятся с государственной службой.

Государственная служба - это профессия, требующая специальных знаний, умений и навыков, опыта работы. Следовательно, государст­венный служащий должен и обязан быть профессионалом - работником высшего класса, специалистом своего дела. К признакам профессиона­лизма относят (Миллерсон, 1964):

1) занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании;

2) специальное образование;

3) особую компетентность, гарантированную сданными экзаменами;

4) наличие определенного кодекса поведения;

5) членство в профессиональном союзе;

6) высокий социальный статус;

7) высокий уровень заработной платы.

Основными чертами профессионализма и профессионала являются:

- успешное выполнение должностных обязанностей;

- профессия как форма жизни;

- цели, нормы, условия социальной профессиональной среды как
главные регуляторы трудового, служебного и повседневного по­
ведения человека;

- выработка корпоративного личностного типа и своего стиля деятельности.

В соответствии со сказанным профессионализм государствен­ных служащих означает высший уровень психофизических, психи­ческих и личностных изменений, происходящих в процессе выпол­нения чиновником своих служебных обязанностей, обеспечиваю­щих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных управленческих задач.

Изучение проблемы показывает, что становление личности госслужащего-профессионала идет по трем направлениям:

1) изменяется вся система деятельности человека и на этой основе формируется профессиональное мастерство;

2) трансформируется личность, что проявляется в формировании у служащего элементов профессионального сознания (появляется профессиональное мировоззрение);

3) изменяются установки управляющего субъекта (государствен­ного служащего) к объекту деятельности, что проявляется в повыше­нии уровня информированности об объекте, степени осознания сво­ей ответственности за результаты административного управления.

Для государственных служащих профессионализм играет особо важную роль. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность принципиально отличается от других видов профессиональ­ной деятельности, существующих в госбюджетной сфере или в негосударственном секторе.

Отличительные признаки государственной службы как профессиональной деятельности следующие:

1. Государственная гражданская служба выполняет прежде всего
управленческую функцию, решает задачи государственного управления, являясь его механизмом. При этом она обеспечивает решение как общегосударственных административно-политических задач, так и частных задач государственного управления. Управленческая функция является основной и в профессиональной деятельно­сти чиновника.

Следовательно, управленческая деятельность гражданских слу­жащих представляет собой совокупность мер, выполняемых органа­ми государственной власти и управления, а также организационных форм и методов работы государственных гражданских служащих.

2. Государственный служащий является не просто наемным работником, а лицом, представляющим государство, выступающим от
его имени и защищающим его интересы, а через него - общества.
Чиновник это человек не корпоративный, не ведомственный, а
государственный, хотя у него могут быть корпоративные, группо­вые интересы.

3. Государственная служба и государственные служащие наделены особым правовым статусом, подлежащим строгому государственно-правовому регулированию. Законодательство достаточно четко определяет правовые основы государственной службы и правовой статус государственных служащих - их права, обязанности, правоограничения, гарантии и т.д. В отличие от других работников государственные служащие подпадают под нормы прежде всего служебного, а потом уже трудового права. Федеральные законы о государственной службе, служебный контракт и должностной регламент в основном регулируют государственно-служебные отношения на гражданской службе.

4. На государственной службе существуют правоограничения и
запреты, ущемляющие в определенной мере права и свободы государственных служащих как граждан. Так, практически отсутствует правовое равенство между представителем нанимателя и государственным служащим (назначение на должность осуществляется как односторонний акт работодателя); существует запрет на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей; отсутствует право на забастовку; законодательно прямо не запрещено, но фактически не­ возможно заниматься партийной деятельностью.

В качестве компенсации государственным служащим и членам их семей по закону положены и предоставляются особые основные и дополнительные государственные гарантии - по медицинскому, санаторно-курортному обеспечению, по государственным пенсиям и т.д. Таких гарантий нет у других работников.

5. Государственная служба строго субординирована и ранжирована. Вследствие этого чиновники находятся на должностях, ран­
жированных на группы и категории должностей. Им присваиваются
определенные классные чины гражданской службы, воинские и
специальные звания, дипломатические ранги. Военная и правоохранительная службы имеют для своих служащих специальные знаки
отличия, форму одежды. Подобного, как правило, нет в сфере профессиональной деятельности лиц, находящихся не на государственной службе.

Вид деятельности государственных служащих указывает на то общее, что имеется в деятельности ряда государственных органов, объединенных по какому-либо существенному признаку. Один из таких признаков - государственное управление определенной сферой общественной жизни и определенными социальными про­цессами. Этот критерий типологии управления является основным содержанием государственной гражданской службы Российской Федерации.

Со времен петровской «Табели о рангах» 1722 г. в России было принято деление государственных должностей на три вида деятель­ности - воинские, статские и придворные должности. Действую­щее законодательство РФ выделяет следующие виды государствен­ной службы: гражданскую, военную и правоохранительную.

Определение государственной гражданской, военной и правоохранительной службы дано в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 5-7). Основные критерии разделения государственной службы на виды - это выполняемые функции того или иного вида государственной службы.

Государственные должности государственной гражданской службы подразделяются на категории. Соответственно этому подразделяется и профессиональная служебная деятельность чиновников:

- руководящая деятельность («руководители») - деятельность,
связанная с непосредственным управлением каким-либо государственным органом или процессом (административным, производственным и т.д.);

- вспомогательная деятельность («помощники-советники»),
предназначенная для содействия лицам, замещающим должности руководителей, в реализации их полномочий и связан­ная с оказанием руководителям главным образом интеллек­туальной поддержки;

- деятельность организационно-административного характера («специалисты»), в ходе которой осуществляется профессио­нальное обеспечение выполнения государственными органа­ми установленных задач и функций, проявляются организа­торские и административные способности, реализуются пол­номочия руководителей, оперативно решаются вопросы, поставленные высшими звеньями управления, достигаются ко­нечные результаты;

- обеспечивающая деятельность («обеспечивающие специалисты»), связанная с организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим, хозяйственным и иным обеспечением деятельности государственных органов, с решением вопросов социально-бытового характера, как для самих государственных служащих, так и по отношению к населению, обществу.

Эта типология управленческой деятельности соответствует классификации должностей государственной службы, закрепленной в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» № 79-ФЗ (ст. 9).

Каждый из видов профессиональной государственной службы можно условно подразделить на отрасли, определяемые специали­зацией содержания профессиональной служебной деятельности и полномочиями конкретных государственных органов. Например, в рамках гражданской службы можно выделить:

- управление экономическими процессами (Министерство
экономического развития);

- управление финансово-бюджетной сферой (Министерство финансов);

- управление военной сферой (Министерство обороны);

- управление внешнеполитической деятельностью (Министерство иностранных дел);

- управление социальной сферой (Министерство здравоохра­нения и социального развития);

- управление образованием и процессами в сфере культуры
(Министерство образования и науки) и т.д.

Круг лиц, профессиональная деятельность которых считается государственной службой, составляют лица, замещающие государственные должности государственной службы, которые внесены в Реестр. По Федеральному закону «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» № 79-ФЗ к государственным гражданским слу­жащим относятся лица, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники-советники», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

Действующим законодательством определено, что государственные служащие непосредственно не «исполняют», а «обеспечивают испол­нение» полномочий государства, государственных органов и должност­ных лиц. Исполняют эти полномочия политики, т.е. лица, замещаю­щие государственные должности (бывшая категория «А»).

Под обеспечением исполнения полномочий государственных органов понимается прежде всего профессиональное обеспечение - прогно­стическое, аналитическое, интеллектуальное, организационное, рас­порядительное, кадровое, информационное, координационное, кон­трольное, материальное. Хозяйственное и техническое обеспечение - это, как правило, не государственная служба, поскольку работники этого профиля, находясь в штате государственного органа на хозяй­ственной должности (водители, повара, уборщицы и т.д.), не зани­мают должность государственной службы, занесенную в Реестр. Но в персонал государственного органа они входят.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...