Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курсовая работа по земельному праву

 

  Выполнил: Студент IVкурса, гр. №8541 Чуклин Станислав Игоревич
 
  Проверил:
  Зав. кафедрой УЗР, профессор Ярмоленко Александр Степанович
   
     
   

Великий Новгород

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

 

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

 

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

 

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

 

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

 

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

 

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

 

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

 

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

 

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

 

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

 

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

 

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Судебная практика:

ОАО «Мосэнерго» обратилось в Арбитражный суд с Иском к Департаменту государственного и муниципального имущества (ДИГМ) о признании права собственности на самовольные постройки, которые находятся на арендованным им земельном участке (ЗУ).

Обоснование иска:

Ст. 8, 9, 11, 12, 134, 213, 218, 222 ГК РФ. Этими статьями обосновывается возможность передачи в собственность самовольно построенных объектов через суд.

Арбитражный суд принимает решение: «Иск удовлетворить».

Обоснование Кассационного суда.

  1. Согласно пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ постройки может возводить только собственник ЗУ.
  2. Согласно договору аренды ЗУ предоставлен не для построек, а для эксплуатации на нём производственно-эксплуатационной базы.
  3. Следовательно, на нём не был определён правовой режим для постройки здания или сооружения. Т.е. не выполнялся пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ. А именно, не было определено строительство как разрешённое использование.

 

Статья 12. Цели охраны земель

 

1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

 

2. Целями охраны земель являются:

 

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

 

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

 

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей, и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа.

 

Судебная практика:

Глава крестьянского хозяйства Фолонин А.Е. обратился в Арбитражный суд к двум ответчикам:

1. ОАО «Нефтегаз»

2. ОАО «Востокгеология»

с требованием к ним выполнить рекультивацию нарушенного ими ЗУ.

По-скольку суд выносит правильное решение по рекультивации, то оно (решение) относится к заказчику работ ОАО «Нефтегаз».

 

 

Статья 51. Реквизиция земельного участка

 

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

 

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.

 

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

 

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

 

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

 

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

 

Судебная практика:

Прокурор области обратился в Арбитражный суд области с Иском к Постановлению мэра города.

 

Суть иска:

Мэр города издал Постановление, согласно которому не предоставляется в аренду на 15 лет ЗУ автопарку для гаражей.

Арбитражный суд признал это Постановление недействительным. Иск удовлетворён.

 

Обоснование суда:

Данное решение аргументировано тем, что металлические гаражи членов этого автопарка не были зарегистрированы на момент принятия Постановления мэра «Об отказе предоставления ЗУ».

 

Мэр подал на апелляцию.

Мэр города в жалобах (апелляционная и кассационная) просил отменить решения суда и отправить дело на новое рассмотрение.

 

В деле участвуют ещё 2 юридических лица: ГСК «Автопарк» и ГСК «Ветеран».

 

Из материалов дела следует, что ранее администрацией города ГСК «Автопарк» был предоставлен ЗУ в аренду на 15 лет. Однако несколько позже мэром города принято другое Постановление, отменяющее эту аренду.

 

Арбитражный суд, выступая против отмены аренды, удовлетворил Иск.

Отмена мэром настоящей аренды вызвана тем, что она, аренда, нарушает права владельцев ГСК «Ветеран».

 

Суд признал, что гаражи «Ветерана» являются самовольными постройками.

Решение суда подтверждено кассационной инстанцией.

 

 

Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

 

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

 

2. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

 

3. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса и предоставившего земельный участок.

 

Указанное предупреждение должно содержать:

 

1) указание на допущенное земельное правонарушение;

 

2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

 

3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

 

4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

 

5) иные необходимые условия.

 

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

4. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

 

5. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

6. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.

 

7. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Судебная практика:

Администрация сельского округа Одинцовского района Московской области подала в суд на товарищество домовладельцев «Новое Бузаево». Иск заключается в прекращении прав бессрочного пользования земельным участком, так как земельный участок выделен под стадион, но он еще не построен.

 

Обоснование:

Согласно ст.54 и п.2 ст.45 ЗК можно изымать принудительно земельные участки, которые не находятся в собственности, суд не нашел оснований для изъятия земельного участка. На этом основании факт использования ЗУ не по назначению не доказан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...