Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Количественная оценка результатов




За каждую правильно решенную задачу (см. табл. 2) дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1—4 дается по два балла, 5—8 — по 3 балла, 9—12 — по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов — 36.

Качественный анализ результатов

· 1-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца.

· 2-й тип. Дети правильно решают только те задачи, которые предполагают сочетание не более чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

· 3-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к выбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

· 4-й тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.

Таблица 2. Правильные ответы к задачам методики «Перцептивное моделирование»

Задача № Детали №
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2, 5 2, 4 2, 4 2, 5 1, 4, 5 2, 4, 5 1, 2, 4 2, 4, 5 1, 2, 4, 5 1, 2, 4, 5 1, 2, 3, 5 1, 2, 5, 6

Методика «Схематизация»

Направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

Материал

Тетрадь из 12 страниц, на каждой из которых изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
Первые две страницы (А и Б) содержат вводные задачи (см. рис. 7), в одной из которых ребенок должен учитывать только последовательность ориентиров, а в другой — только направление поворота.

Рис. 7. Материал для вводных задач к методике «Схематизация» (страницы А и Б)

Остальные десять страниц содержат основные задачи (№№ 1—10). В 1-й и 2-й задачах ребенку необходимо учитывать только направления поворотов (рис. 8), в задачах 3 и 4 — только конкретные ориентиры и их последовательность (рис. 9), в задачах 5 и 6 — сочетание ориентиров в определенной последовательности (рис. 10), в задачах 7—10 необходимо учитывать как сочетание ориентиров, так и направления поворотов (рис. 11—12).

Рис. 8. Материал для задач 1 и 2 методики «Схематизация» (а — полянка; б, в — «письма»)

Рис. 9. Материал для задач 3 и 4 методики «Схематизация» (а — полянка; б, в — «письма»)

Рис. 10. Материал для задач 5 и 6 методики «Схематизация» (а — полянка; б, в — «письма»)

Рис. 11. Материал для задач 7 и 8 методики «Схематизация» (а — полянка; б, в — «письма»)

Рис. 12. Материал для задач 9 и 10 методики «Схематизация» (а — полянка; б, в — «письма»)

Инструкция

Для первой вводной задачи (А) дается инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и при необходимости объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй вводной задаче (Б), взрослый говорит: «Здесь тоже два домика, и к ним ведут дорожки. Опять нужно правильно найти домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция, решение не проверяется и ошибки не исправляются.

К задачам 1—2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задачам 3—4: «Посмотрите на письмо. Надо идти от травки, сначала мимо... (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найдите нужный домик».

К задачам 5—6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, зачеркните нужный домик на полянке».

К задачам 7—10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...