Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические типы научной рациональности

Научная рациональность это все то, что освоено и обосновано научным разумом.

Научные революции сопровождаются сменой типов научной рациональности. Тип научной рационально­сти – это состо­яние научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследо­вания – объект» и направлен­ной на получение объективной истины. На разных этапах разви­тия науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рационально­сти. В философии науки выделяют три таких типа: классический, неклассичес­кий, по­стнеклассический..

Критерии отличия одной рациональности от другой

Особенности системной организации объектов, которые освоены наукой. (Простые системы, сложные саморегулирующие системы, сложные саморазвивающие). Для понимания типа системы характерна своя категориальная и смысловая матрица таких понятий, как целая часть, вещь, процесс, причинность, пространство и время.

Классический тип рациональности( (XVII-XIX вв.) в качестве главного компонен­та указанного выше отношения выделяет объект. Поэтому основные усилия ученого направлены здесь на то, чтобы как можно полнее исключить из тео­ретического описания и объяснения объекта все, что относится к субъекту и средствам познания. Это считается необходимым условием по­лучения истинного знания об объекте. При таком типе научной рациональности не учитывается активность субъекта и влияние позна­вательных средств на процесс познания, не осоз­нается социокультурная обусловленность всех оснований науки. Классическая рациональность – объектами этого типа являются простые системы. Для освоения и познания, которых достаточно полагать, что сумма свойств частей исчерпывающе объясняет свойства целого. Часть в целом и за его границами имеет одни и те же свойства. В таких типах систем первичное вещь, а процесс интепритируется, как воздействие одной вещи на другую. Все части между собой связаны жесткой причинно следственной связью (Лапласовский детерминизм). Все воздействия в таких системах происходят в абсолютном пространстве и времени. Основой таких представлений выступила механическая картина мира.

Основные принципы мех.карт.мира:

1) Принцип неделимости и сохранения материи

2) Принцип дальнодействия

3) Принцип Лапласовского детерминизма 

Р. Декарт - уверенность человека в своей способности к познанию. Все разумное действительно. Отождествив сознание и бытие, Декарт обращает сознание на самого себя, сделав предметом анализа идеи "Я". Начиная с Декарта (с "cogito ergo sum"), человек остался без мира. Декарт декларирует теоретическое первенство сознания, отдает приоритет мышлению как единственному в универсуме.

Неклассический тип рациональности, ( XX век, его первая половина) в отличие от классического, характеризуется уже осознанием влияния по­знавательных средств на объект. Ее объектами являются сложные саморегулирующие системы, которые дифференцируются на подсистемы, взаимодействие элементов которых происходит на основе вероятностной причинности. Такие системы подчинены обратным связям. В таких системах главным оказывается целое. Его системное качество полностью определяет свойство частей. Поэтому часть в целом и за его границами имеет разные свойства.

Само целое имеет процессуальный характер. Поэтому такие системы взаимодействуют с внешней средой и имеют свойства саморегуляции. В таких системах Лапласовский детерминизм ограничивается и дополняется идеей целевой и вероятностной причинности. Другими словами на уровне целого действует программа самопроизводства, а на уровне элементов действует вероятностная причинность.

В неклассической происходит отказ от линейного онтологизма и приходит к пониманию относительности научных теорий и научных картин мира. Неклассическая рациональность связана со следующими открытиями в естествознании: в физике – открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории, в космологии – концепция нестационарной Вселенной, в химии – квантовой химии, в биологии – становление генетики. Все эти открытия составили основу новой глобальной научной революции, которая привела к переходу на следующий уровень и исторический этап развития науки (неклассическое естествознание) и изменению стиля мышления ученых в первой четверти ХХ века.

Постнеклассический тип рациональности характеризуется осознанием того, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу приме­нения особых исследователь­ских средств и процедур, но и в силу своих мировоззренческих установок, напрямую связанных с социальными ценностями и целями. В таком типе рациональ­ности эти ценности и цели признаются компонента­ми (явными или неявными) научного зна­ния об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат как философии науки, так и самой науки. Это связано во-многом с тем, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стра­тегий. Строящаяся здесь картина мира основывается на идеях целостного эво­люционного развития природы и исторического развития человека. Все специальные картины мира, кото­рые формируются в раз­личных науках, уже не могут претендовать на адекват­ность и становятся лишь от­носительно самостоятель­ными фрагментами общенаучной картины мира.

Важнейшими характеристиками постнеклассического типа рациональности являются:

1) укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального и всестороннего взгляда на мир;

2) укрепление и все более широкое применение принципа коэволюции, т.е. взаимообу­словленного изменения систем или частей внутри целого;

3) изменение характера объекта исследования и усиление роли комплексных подходов в его познании;

4) рост влияния философской методологии во всех науках;

5) методологический плюрализм, т.е. осознание ограниченности любой методологии и возможности их комплексного применения;

6) постепенное ослабление требований к жесткости нормативов ло­гико-понятийного обоснования и усиление влияния внерациональных компонентов, но не за счет принижения и тем более игнорирования определяющей роли разума;

7) преодоление разрыва между субъектом и объектом научного познания;

8) историзация и диалекти­зация науки, т.е. все более широкое и углублённое применение диалектических принципов развития;

9) усиление математизации научных теорий и увеличение уровня их сложности и аб­страктности;

10) стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюцио­низма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов;

11) распространение синергетического подхода с его пониманием мира как нестабильного, неустой­чивого, неравновесного, а потому неопределенностного в своем развитии.

Следует подчеркнуть, что смена типов научной рациональности всегда есть процесс углубления рефлексивной работы по­знающего мир субъекта. Это обусловлено как внутринаучными причинами (накопле­нием факторов, не находящих объяснения в рамках суще­ствующей научной парадигмы; открытием но­вых типов объектов, связанным с совершенствованием приборов и приемов наблюдения; появле­нием новых ма­тематических методов и др.), так и причинами вненаучными (мировоззренческими ориентирами и уст­ановками в той или иной культуре).

Каждый новый тип научной рациональности «вписан» в соот­ветствующую ему научную парадигму, но при этом новый тип не уничтожа­ет прежний, а лишь уточняет границы его применимости. Поэтому, говоря о том, что нынешняя эпоха – это эпоха постнеклассической науки, нельзя «списывать в утиль» прежние типы рациональности. Их методологические приемы, нормы и идеалы по-прежнему вос­требованы при изу­чении объектов меньшей сложности, где постнеклассический тип рационально­сти зачастую оказывает­ся избыточным.

Прогнозируя ближайшее будущее науки, можно сказать, что статус доминирующего и определяющего в ней принадлежит постнеклассическому типу рациональности. В эпоху техногенной и, особенно информационной цивилизации определение стра­тегии научного поиска с необходимостью должно вклю­чать гуманистические ориентиры, т. е. вопросы, связанные с человеком и его жизнью на планете Земля.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...