Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и формы реализации права.




Реализация права – это претворение в жизнь предписаний норм позитив-ного права посредством правомерного поведения субъектов.

Признаки:

1. это претворение в жизнь предписаний правовых норм.

2. это претворение в жизнь предписаний правовых норм путём правомерного поведения. 3. это в сущности своей претворение в жизнь субъективных прав и обязан-ностей.

Формы реализации права:

 

  • От путей реализации. 1. реализация вне конкретных правоотношений (суб реализует права и обяз, не вступая в правоотношения с др суб: право на свободу, свободу совести, мысли, слова) 2. реализ права в конкретных правоотношениях.
  • По суб. 1. индивидуальная 2. коллективная.
  • От характера дейст суб. 1. соблюдение права - пассивное поведение суб(не совершаю запрещенных действий) 2. исполнение - активное поведение суб(суб исполняет юр обязанности) 3. использование - активное п суб(осуществление юр прав)

 

Непосредственная форма.: соблюдение, исполнение, использование.

Правоприменительная.

Понятие, признаки, формы применения права.

Применение права – это осуществляемая в специальных юр-их формах государственно властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально конкретных предписаний.

 

Признаки:

1.это определенная деятельность. В этой связи применение права нередко именуют правоприменительной деятельностью.

2. это гос-ая деятельность (одна из форм гос-ой деятельности). Применение права осущ-ся либо органами гос-ва либо иными органами, но от имени гос-ва. Кроме правоприменительной деятельности сущ-ют и такие формы гос-ой деятельности как правотворчество, контрольно-надзорная деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность.

3. деятельность носящая властный характер (властная деятельность). 1) применение права осущ-ся по одностороннему волеизъявлению компетентных органов, т.е. вопрос о том применить или не применять решает сам правоприменительный орган. 2) Акты применения прав обязательны для исполнения теми лицами которым они адресованы.

4. это деятельность осущ-ая компетентными органами, т.е. применением права могут заниматься только органы, которые уполномочены на это гос-ом. Осн суб применения права явл гос органы и орг-ии, негос организ, при этом деятельность некоторых органов гос-ва связана преимущественно с применением права (суд, прокуратура) Не могут быть суб применения права физические лица.

5. это деятельность направленная на реализацию правовых норм, возникают тогда, когда адресаты правовых норм не могут самостоятельно, своими действиями реализовать предписания правовых норм (пенсия – самому себе назначить нельзя). случаи: 1) когда субъекты (адресаты правовых норм) не могут реализовать свои юр-ие права и обязанности собственными действиями. 2) когда необходимо устранить препятствие в реализации субъективных прав и обязанностей (в случае неуплаты долга должником). 3) когда совершено правонарушение и возникает необходимость привлечения к ответственности. 6. это деятельность связанная с внесением индивидуальных – конкретных правовых предписаний. Эти предписания адресуются конкретным лицам и выносятся в связи с конкретными случаями, они то и направлены на реализацию соответствующих правовых норм относительно конкретных лиц или конкретных случаев.

7. это деятельность, осущ-ая в специальных юр-их формах. Правоприменяющая деятельность регламентируется процессуальными нормами, которые определяют порядок применения соответствующих правовых норм. Чаще всего правоприменительная деятельность носит процессуальный характер. (УПК, ГПК, АПК).

 

Формы применения права.

  • Оперативно-исполнительная деятельность связана с применением регулятивных норм, которые содержат гипотезы и диспозиции. Наиболее широко эта форма применения права распространена в деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем она встречается и в деятельности суд-ых органов (при рассмотрении дел особого производства).
  • Правоохранительная деятельность связана с применением охранительных норм (содержащие гипотезу и санкции). Эта форма применения права наиболее широко распространена в деятельности правоохранительных органов в основном в судебных органов. Вместе с тем эта форма применения права встречается в деятельности органов исполнительной власти (применение административных санкций административными комиссиями).

 

45.Правоприменительный процесс и его стадии.

 

С внешней стороны – процесс разбирательства юридического дела. С внутренней стороны – логический процесс, раскрывающий механизм применения права и показывающий как осуществляется применение права.

Стадии

Процедурные – характеризуют процесс юрид дела с внешней стороны. 4 стадии:

1) стадия возбуждения юрид дела;

2) стадия подготовки материалов юрид дела;

3) стадия рассмотрения дела по существу и принятие по нему решения;

4) стадия исполнения правоприменительного ре-шения.

 

Функциональные – стадии, характеризующие механизм применения права. 3 стадии:

1) стадия установления фактических обстоятельств;

2) стадия юрид оценки;

3) стадия принятия юрид решения.

На 1-ой стадии устанавливаются юридически значимые факты.

На 2-ой стадии: 1) отыскание правовой нормы; 2) проверка подлинности текста этой правовой нормы; 3) проверка юрид силы; 4) толкование; 5) юрид квалификация; 6) стадия принятия юрид решения.

На 3-ей стадии выносится решение по юрид делу.

 

Правоприменитель из всех возможных вариантов выбирает наиболее оптимальный и формулирует индивидуальное конкретное правовое предписание по данному делу. Данное предписание оформляется в виде актов применения права.

 

 

46. Понятие, структура и виды актов применения права.Требования предъявляемые к Актам применения права.

 

Акт Применения Права – вынесенный в процессе применения права официальный документ, содержащий индивидуально-конкретное правовое.

 

Признаки

  • Опр офицальный документ
  • Выносится уполномоченными на то суб.
  • Выносится в процессе применения права.
  • Содержащий индивидуально-конкретные правовые предписания.
  • Носящий гос-властный характер.
  • Обладающий юр силой.

 

Структура – 4 элемента: при полной структуре.

1) вводная часть – наименование, место и время вынесения АПП, орган…

2) описательная часть – устанавливает по делу фактические обстоятельства (фабулу);

3) мотивировочная – доказательства, при помощи которых были установлены фактические обстоятельства, юридическая квалификация;

4) резолютивная – само индивидуально-конкретное предписание.

При усеченной структуре(может отсутствовать либо 2 и 3,либо3)

 

Виды

· По субъектам: акты органов законодательной власти, исполнительной, судебной, прокуратуры (государственные); органы местного самоуправления, общественных объединений (негосударственные).

· По функциональной роли: регулятивные (указ о награждении, приказ о зачислении в суд ), охранительные (приговор суда по уголовному делу)

· По юридической силе: основные (решают дело по существу), вспомогательные, (промежуточный характер, способствуют продвижению дела.

· По характеру: материальные (приговор суда по уголовному делу), процессуальные (постановление следователя о привлечении лица в кач-ве обвиняемого)

· По времени дейст: однократного д(приказ об увольнении), длящегося д(регистрация брака)

· По правовым последствиям: правообразующие (принятие на службу), правоизменяющие (переход на др службу), правопрекращающие (указ об увольнении)

Требования.

  • Законности (1. акт должен выносится управомоченным органом,2.должны быть соблюдены процессуальные нормы,3.применение нормы под которую подпадают фактические обстоятельства)
  • Обоснованности (вынесенное решение должно основываться на достоверных фактах)
  • Целесообразности (принятие наиболее оптимального решения)
  • Справедливости.
  • Единообразия, оперативности, объективности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...