Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактические меры коррупционного поведения служащего




Любое служебное поведение, в котором чиновник действует (бездействует) в условиях конфликта интересов, коррупционно опасно[55]. Столкновение интересов возникает в ситуации, ког­да служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполне­ние им служебных обязанностей.

Для целей профилактики коррупционного поведения принци­пиально важно, что столкновением интересов признается не толь­ко реальное влияние личной заинтересованности на исполнение служебных обязанностей, но и сама возможность такого влияния. Учитывая, что обычно только самому служащему известно о том, что он находится в состоянии конфликта интересов, он обязан:

• внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;

• принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения интересов;

• доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любой коллизии интересов, как только ему становится об этом известно;

• подчиняться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов.

В целях предотвращения возможных коррупционных действий со стороны чиновников мерами по устранению (урегулированию) конфликта интересов, например, могут быть:

• продажа чиновником своих долей (акций) в уставном (складочном) капитале заинтересованного юридического лица;

• погашение обязательств чиновника перед заинтересованным лицом-кредитором;

• отказ должностного лица или его близких родственников от участия (членства) в деятельности заинтересованного юридического лица;

• поручение другому должностному лицу принятия решения или действия в отношении заинтересованного лица и ряд других мер[56].

Важной антикоррупционной мерой, установленной ст. 12 Фе­дерального закона «О противодействии коррупции» в отношении граждан, ранее замещавших должности государственной или му­ниципальной службы и перешедших на работу в другие органи­зации, должен стать ряд ограничений, налагаемых при заключе­нии ими нового трудового договора. Так, в течение двух лет по­сле увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин не имеет права замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, а если отдельные функции госу­дарственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности, такое замещение возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служа­щих и урегулированию конфликта интересов. В течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение указанного требования влечет прекращение заключенного трудового договора. Законом установ­лено, что любой работодатель при заключении трудового догово­ра с гражданином, ранее замещавшим должности государственной гражданской или муниципальной службы, в течение двух лет по­сле его увольнения с государственной гражданской или муници­пальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заклю­чении такого договора по последнему месту его службы[57].

Все большее распространение находит так называемая поли­тическая коррупция, когда чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за по­лучения взяток, сколько из-за политической выгоды, амбиций, родственных связей, кумовства[58]. Одним из условий существо­вания такой коррупции является деформация системы назна­чения на должности службы, когда отбор чиновников произво­дится по мотивам личной преданности. Пока в судебной прак­тике не было ни одного случая привлечения должностного лица к уголовной ответственности за получение-дачу взятки за предо­ставление должности. Пока не будут приняты конкретные меры по искоренению этого явления, говорить о скором предотвраще­нии данного вида коррупции не приходится, а за взятки и дальше будут продаваться так называемые хлебные места. Подбор кадров, не имеющих достаточной профессиональной подготовки и ком­петентности, отсутствие контроля за их деятельностью порожда­ют недоверие к власти, к гражданской и муниципальной службе[59]. К тому же чиновник, пришедший на ту или иную должность пу­тем протекции и подкупа, приступает в первую очередь не к своей профессиональной деятельности, а к быстрому восстановлению потраченных средств. В качестве противодействия этому необхо­димо осуществлять конкурсы на вакантные должности, совершен­ствовать систему аттестации, пересмотреть всю процедуру назна­чения людей на должность, сделав акцент не только на професси­онализме, но и на преданности принципам служения государству и обществу[60].

Федеральным законом «О противодействии коррупции» уста­новлены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия корруп­ции (ст. 7). Эти направления включают, в частности:

• введение антикоррупционных стандартов, т. е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

• унификацию прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных и муниципальных служащих, а также для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;

• неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

• устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

• повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих.

С целью совершенствования стратегии правового противо­действия коррупции необходима разработка и реализация ком­плексных региональных целевых антикоррупционных программ, нормативных актов по ее предупреждению, включая антикоррупционную экспертизу правовых актов, а также иные меры, направленные на формирование единой антикоррупционной политики муниципалитетов.

Правовая природа предупреждения преступности в муници­пальных образованиях является крайне противоречивой и нео­пределенной, что сводит на нет усилия муниципалитетов в пред­упреждении коррупции. Поэтому в Федеральном законе «О про­тиводействии коррупции» (ст. 8) определено, что гражданин, претендующий на замещение должности гражданской или муни­ципальной службы, а также служащий, замещающий должность государственной гражданской или муниципальной службы, обяза­ны представлять работодателю сведения о своих доходах, об иму­ществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление установленных сведений может являться основанием для отказа в приеме гражданина на государственную гражданскую или муни­ципальную службу, для освобождения служащего от замещаемой должности либо привлечения его к иным видам дисциплинарной ответственности.

Избежать коррупционного поведения можно и на начальной стадии поступления на службу, когда любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на должность в органе государствен­ной власти, органе местного самоуправления должен быть уре­гулирован до назначения данного кандидата на пост. Разумеется, реализация этих норм потребует серьезных изменений служебных отношений в среде чиновников, серьезных усилий, направлен­ных на то, чтобы сменить отношение терпимости к коррупционно опасным действиям на нетерпимость к ним.

Основная причина, по которой чиновники готовы рискнуть, скрыть конфликт интересов и осуществить коррупционные дей­ствия, - уверенность в том, что им это может сойти с рук, так как чаще всего это и происходит. Много случаев коррупционного поведения вообще никогда не расследуется. Известно, что совесть, моральные нормы сами по себе останавливают не всех. Возникает закономерный вопрос: каким образом можно остановить злоупо­требления, которые трудно раскрыть? Наиболее эффективное сдерживающее средство - не ужесточать наказания для тех, кого поймали, но повышать осознанную вероятность быть пойманным. Обнаруженные коррупционные действия служащих не следует замалчивать. Руководители должны рассказывать подчиненным о сути нарушений и о том, как были наказаны виновные. Но обнародования этических принципов служебного поведения недо­статочно для предотвращения коррупционного поведения. Необходимы более жесткие меры по предупреждению коррупции. Эти меры могут состоять из совершенствования определенных мето­дик, описаний служебной работы, введения постоянных проверок, совершенствования методов набора персонала, выполнения раз­личных тренингов, исполнения профессионального кодекса пове­дения и т.п.[61]

Опасность современной российской коррупции - в ее массово­сти, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой при­способляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан России к институтам власти находится на низком уровне[62]. Наря­ду с этим сегодня отмечается активное влияние коррупционной преступности на динамику развития криминогенных процессов, она приобретает доминирующее воздействие на формирование и консолидацию криминальной среды[63]. Поэтому не случайно в ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что государственный или муниципальный слу­жащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению кор­рупционных правонарушений. Такое уведомление - должностная (служебная) обязанность служащего, невыполнение которой яв­ляется правонарушением, влекущим увольнение с государствен­ной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...