Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приёмы коррекционной работы




Словесные:

Беседа - тематически направленный диалог с учениками (учеником). Коррекционная направленность достигается особой системой и соблюдением требований к вопросам. В беседе часто используется мощный коррекционный прием (средство формирования понятий) – прием сравнения.

Объяснение - последовательное логическое изложение нового материала.

Применяется при ознакомлении с теоретическими знаниями, вычислительными приемами, правилами использования измерительных инструментов. С точки зрения коррекционной направленности, в чистом видеиспользуется редко, непродолжительно, как правило, в сочетании с беседой.

Воспитывающие ситуации. Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой ученик вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Выделяются такие виды ситуаций: 1) проверочная; 2) воспитывающая; 3) контролирующая; 4) закрепляющая; 5) не предусмотренная воспитателем, но помогающая; 6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.

В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений, например

- игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению учащегося, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия;

- тренинговые упражнения (во время их выполнения учащийся имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений подростками приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.

Выделяют следующие приемы организации деятельности:

1. «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.

2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

3. «Акцент на лучшее». Преподаватель в разговоре с учащимися старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

4. «Обмен ролями» - учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.

5. «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка, и т.п.)

6. «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать опровергать мнение своих товарищей.

Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.


Приложение 2

Календарно-тематическое планирование по физической культуре

Часов – 2 ч в неделю

Б класс

№ п⁄п Тема Часы Дата
I четверть
  ТБ. На занятиях в бассейне. Правила поведения на воде. Гигиенические правила.   06.09
  ОРУ. Сухое плавание. Повторение изученного   13.09
  ОРУ. Сухое плавание. Повторение изученного.   20.09
  ОРУ. Движение ног с опорой о дно бассейна или бортика   27.09
  ОРУ. Спад в воду из положения сидя на бортике бассейна   04.10
  ОРУ. Спад в воду из положения сидя на бортике бассейна   11.10
  ОРУ. Соскок в воду вниз ногами   18.10
  ОРУ..Соскок в воду вниз ногами   25.10
II четверть
  ОРУ. Освоение теоретических знаний по технике скольжения на груди   08.11
  ОРУ. Освоение теоретических знаний по технике скольжения на груди   15.11
  ОРУ. Изучение скольжения на груди без движения ног   22.11
  ОРУ. Изучение скольжения на груди без движения ног.   29.11
  ОРУ. Изучение скольжения на груди с движением ног   06.12
  ОРУ. Изучение скольжения на груди с движением ног   13.12
  ОРУ.Изучение скольжения на груди в согласовании с дыханием.   20.12
  ОРУ. Изучение скольжения на груди в согласовании с дыханием   27.12
III четверть
  ОРУ. Изучение скольжения на спине без движения ног   17.01
  ОРУ. Изучение скольжения на спине без движения ног   24.01
  ОРУ. Изучение скольжения на спине с движениями ног   31.01
  ОРУ. Изучение скольжения на спине с движением ног   07.02
  ОРУ Изучение скольжения на спине в согласовании с дыханием   14.02
  ОРУ. Изучение скольжения на спине в согласовании с дыханием   21.02
  ОРУ. Обучение плаванию способом на груди с помощью доски на суше   28.02
  ОРУ. Обучение плаванию способом на груди с помощью доски на суше воде   07.03
  ОРУ. Обучение плаванию способом на груди с помощью доски на суше и воде. Работа руками   14.03
  ОРУ. Плавание на груди с помощью доски. Работа руками   21.03
IV четверть
  ОРУ. Плавание на груди с помощью доски. Работа руками   04.04
  ОРУ. Плавание на спине с помощью доски. Работа руками   11.04
  ОРУ. Плавание на спине с помощью доски. Работа руками   18.04
  ОРУ. Упражнения для обучения поворота в воде. Отталкивание от стены и скольжение   25.04
  ОРУ. Упражнения для обучения поворота в воде. Отталкивание от стены и скольжение   02.05
  ОРУ. Повторение. Подвижные игры в воде   09.05
  ОРУ. Повторение. Подвижные игры в воде   16.05
  ОРУ. Свободное плавание   23.05
  Всего 68 ч  

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...