Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий




Актуальность изучения дисциплины «Профессиограмма социального работника» определяется значимостью грамотного составления профессиограммы в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста по социальной работе. Изучение методологических и методических основ разработки профессиограммы для становления личности социального работника. Данный курс преследует не только общеобразовательные, но и воспитательные цели. В ходе обучения у будущего социального работника развивается интерес к профессии, чувство профессионального долга, формируется профессиональная этическая направленность его личности.

Усвоение студентами в процессе профессиональной подготовки основных профессионально-этических требований к личности специалиста по социальной работе, руководствоваться которыми необходимо в теоретической и практической деятельности на всех уровнях, позволят повысить качество подготовки специалистов, эффективность самой социальной работы, ее социальную значимость, престиж и статус.

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Например, в теме № 1 следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:

Профессиоведение информирование о содержании и сущности различных профессий
Профессиография описание и квалификация профессий по различным критериям и признакам
Профессиограмма Описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач

 

Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей.

Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса:

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

 

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Профессиограмма социального работника».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учетом количества часов, отведенных на нее учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПбУУиЭ, в том числе ее электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

-общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

-особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

-целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

-временем, отведенным на изучение того или иного материала;

-уровнем подготовленности слушателей;

-уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

-уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Профессиограмма социального работника» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Примерные темы для проблемных лекций:

№ темы Тема Аудиторные часы
  Проблемы формирования личности специалиста социальной работы  
  Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника  

 

Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Профессиограмма социального работника» связана, кроме дидактических преимуществ, с низким уровнем общекультурной эрудиции обучающихся, с недостаточностью подготовки и базовых гуманитарных знаний, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т.п.). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения профессиограммы социальной работы:

- защита рефератов

- обсуждение докладов

- демонстрация студенческих презентаций

В семинарской группе могут осуществляться такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:

· диспут по проблемным темам, например:

1. Является ли "деловитость" - моральной категорией?

2. Недоверие и пути морального преодоления недоверия в межличностных отношениях.

3. Проблемы контроля в этической системе отношений (эмоциональные и моральные основания для конфликта среди коллег).

· выполнение творческой работы, например:

а. подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия;

б. написание реферата и его защита.

 

 

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ОК – общекультурная компетенция

ОКВ - общекультурная компетенция вузовская

ООП – основная образовательная программа

ПК – профессиональная компетенция

ПКВ - профессиональная компетенция вузовская

СРС – самостоятельная работа студентов

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

 

Разработчик: Кафедра социологии и УП СПбУУиЭ   доцент     Кондратьева Я.В.
    (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 

Эксперты:

         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...