Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часто встречающиеся в тексте сокращения




Государственное Образовательное Учреждение Высшего профессионального образования

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

П.Ф. Литвицкий

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ЗАНЯТИЯМ ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Министерство науки и образования РФ

Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия для

Студентов учреждений высшего профессионального образования,

Обучающихся по специальностям 060101.65 «Лечебное дело»,

Педиатрия», 060104.65 «Медико-профилактическое дело»,060105.65 «Стоматология» дисциплины «Патофизиология»

Участники проекта: сотрудники кафедры патофизиологии Первого Московского Государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России:

член-корр. РАМН, академик МАН ВШ и РАЕН, проф. Литвицкий Петр Францевич (автор и редактор); проф. Войнов Владимир Антипович, проф. Болевич Сергей Бранкович, проф. Пирожков Сергей Викторович, проф. Тезиков Евгений Борисович, доцент Падалко Владимир Васильевич, доцент Сизых Александр Сергеевич, доцент Новиков Алексей Алексеевич.

Литвицкий П.Ф

Методическое руководство к занятиям по патофизиологии. М. 2011. Ретодическое руководство является частью учебно‑методического комплекса и соответствует содержанию учебника «Патофизиология» (П.Ф. Литвицкий).

Методическое рМетодическое руководство предназначено для преподавателей и студентов медицинских вузов. Оно может использоваться при самостоятельной подготовке к занятию (модулю) по определенной теме, а также в системе дистанционного (очно‑заочного) образования.

Руководство может быть полезным для врачей, специализирующихся в клинической интернатуре, ординатуре или аспирантуре.

© Литвицкий П.Ф, 2011

2010 /2011 учебный год
«Бог породил Эскулапа,
Эскулап породил Патофизиолога,
Эскулап и патофизиолог
объединившись мыслью и действием,
овладели божественным даром
Врачевания»

 

П.Ф..

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цели методического руководства:

Дать рекомендации по оптимальной организации и проведению модульных монотематических занятий по учебной дисциплине «Патофизиология», предусмотренных современной учебной программой.

По предложенной в Методическом руководстве схеме можно обучаться как в учебной группе под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

2. Сформировать у обучающихся умение решать профессиональные задачи, наиболее часто встречающиеся в реальной практике врача. Достигается это путём проведения патофизиологического анализа данных о патологическом процессе, болезни и/или пациенте. В ходе патофизиологического анализа определяются и обоснуются:

●причины и условия возникновения патологического процесса или болезни;

●основные звенья механизмов их развития (необходимо дать характеристику и патогенным и адаптивным процессам);

●наиболее информативные методы выявления (диагностики) патологического процесса или болезни;

●принципы (алгоритмы, стратегия) их эффективного лечения и профилактики.

Такой подход к решению профессиональных врачебных задач в ходе освоения учебной дисциплины «Патофизиология» позволяет:

* сформировать фундаментальную (патофизиологическую) основу рационального мышления и эффективного действия врача;

* овладеть методологией и «технологией» профессиональной врачебной деятельности на основе системного: профильно – дисциплинарного и междисциплинарного анализа задач;

* целенаправленно (осознанно) востребовать и использовать в ходе реализации этой деятельности знания, методику и методологию как патофизиологии, так и других учебных дисциплин (медико–биологических и клинических);

* обучаться умению трансформировать фактологическую форму знания в профессионально деятельностную.

Предлагаемое «Методическое руководство» остается первым в своём роде в медицинской учебной литературе по патофизиологии. В связи с этим авторы издания с благодарностью примут все разумные предложения, рекомендации и критику.

Заведующий кафедрой патофизиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
член-корр. РАМН, академик МАН ВШ и РАЕН,

Профессор П.Ф. Литвицкий.


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие рекомендации по организации и проведению занятия (модуля)

Часть I. Общая патофизиология

Модуль 1. Предмет и методы патофизиологии. Основные понятия общей нозологии

Модуль 2. Повреждение клетки

Модуль 3. Наследственность и патология

Модуль 4. Нарушения органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции

Модуль 5. Гипоксия

Модуль 6. Нарушения кислотно-основного состояния

Модуль 7. Воспаление

Модуль 8. Лихорадка

Модуль 9. Нарушения иммуногенной реактивности организма.

Иммунопатологические состояния.

Модуль 10. Патофизиология опухолей

Модуль 11. Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет

Модуль 12. Нарушения липидного обмена. Атеросклероз

Модуль 13. Нарушения водно-электролитного обмена. Отёк

Часть II. Патофизиология органов и физиологических систем

Модуль 14. Анемии

Модуль 15. Лейкоцитозы. Лейкопении

Модуль 16. Гемобластозы. Лейкемоидные реакции

Модуль 17. Типовые формы патологии системы гемостаза

Модуль 18. Артериальные гипер- и гипотензии

Модуль 19. Коронарная недостаточность. Аритмии

Модуль 20. Сердечная недостаточность

Модуль 21. Типовые формы патологии газообменной функции лёгких

Модуль 22. Типовые формы нарушений пищеварения в желудке и кишечнике

Модуль 23. Печёночная недостаточность. Желтухи

Модуль 24. Типовые формы патологии почек. Почечная недостаточность

Модуль 25. Типовые формы патологии гипофиза и надпочечников

Модуль 26. Типовые формы патологии щитовидной железы. Гипер- и гипотиреозы

Модуль 27. Типовые формы нейрогенных расстройств движения, чувствительности и трофики.

Модуль 28. Типовые формы патологии высшей нервной деятельности. Неврозы.


Часто встречающиеся в тексте сокращения


 

Ca2+ — катион(ы) кальция, ион(ы) кальция; ионизированный (свободный) кальций

Н+ — ион(ы) водорода

Hb — гемоглобин

Ht — гематокрит

Ig — иммуноглобулин, иммуноглобулины

K+ — катион(ы) калия

Na+ — катион(ы) натрия

pCO2 — парциальное давление двуокиси углерода

pO2 — парциальное давление кислорода

Т4 — тетрайодтиронин, тироксин

Аг — антиген, антигены

АД — артериальное давление

АДГ — антидиуретический гормон (вазопрессин)

АЛТ — аланинаминотрансфераза

АПФ — ангиотензин‑превращающий фермент

АСТ — аспартатаминотрансфераза

АТ — антитело, антитела

АТФаза — аденозинтрифосфатаза

в/в — внутривенно, внутривенный

ВНД — высшая нервная деятельность

ГПК — глюкоза плазмы крови

ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свёртывание (белков крови)

ЖЁЛ — жизненная ёмкость лёгких

ЖКТ — желудочно‑кишечный тракт

КТ — кетоновые тела

КОС— кислотно‑основное равновесие

ЛПВП — липопротеины высокой плотности

ЛПНП — липопротеины низкой плотности

ЛППП — липопротеины промежуточной плотности

ЛС — лекарственное средство

МВЛ — максимальная вентиляция лёгких

МК — молочная кислота

МОД — минутный объём дыхания

ОЁЛ — общая ёмкость лёгких

ООЛ — остаточный объём лёгких

ОЦК — объём циркулирующей крови

п/к — подкожно, подкожный

СД — сахарный диабет

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

ССС — сердечно‑сосудистая система

УЗИ — ультразвуковое исследование

ТК — титруемая кислотность (суточной мочи)

ТТГ — тиреотропный гормон

ФЖЁЛ — форсированная жизненная ёмкость лёгких

ФЖЁЛ1 — объём форсированного выдоха за 1 с

ФОЁ — функциональная остаточная ёмкость лёгких

цАМФ — циклический аденозинмонофосфат

ЧСС — частота сердечных сокращений (в минуту)

ЭКГ — электрокардиограмма

ЦНС — центральная нервная система



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...