Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технико-тактического мастерства




 

Основные сведения о технике и тактике футбола представлены во второй и третьей главах учебника. В этом разделе речь пойдет о технико-тактическом мастерстве (ТТМ) футболистов, где синтезированы все их специфические качества и навыки. Структура ТТМ и методы его совершенствования постоянно уточняются на основе тенденций развития современного футбола. В общем виде они сводятся к следующему.

1. С каждым годом игра становится все более коллективной. Это проявляется, во-первых, в том, что увеличилось количество игроков, принимающих участие как в атакующих, так и в оборонительных действиях. Стало больше спортсменов универсального типа, т.е. таких, которые эффективно и эффектно играют на своем месте (например, на месте крайнего защитника), а в случае необходимости могут очень хорошо сыграть на другом (на пример, в нападении). В связи с этим полное подчинение индивидуальных технико-тактических действий коллективной цели игры стало обязательным.

2. Повысилось умение решать тактические задачи, выполняя технические приемы на высокой скорости, в условиях активного противодействия игроков команды соперника. Сильнейшие футболисты постоянно демонстрируют скоростную технику в условиях жесткого дефицита пространства и времени. С учетом того, что в атаках принимает участие от 4 до 7 человек, и все они стараются играть максимально быстро (особенно в завершающей фазе атаки), вопросы взаимодействия между ними становятся крайне актуальными.

3. Возросли объем, эффективность и зрелищность фланговых атак. После фланговой атаки мяч передается в район штрафной площади прострельной или навесной передачей с последующим завершением ударом. При этом скорости прострельных передач весьма значительны, а траектория полета создает хорошие условия для завершающих ударов. В играх некоторых команд просматривается тенденция создания численного превосходства при атаках с фланга. По-прежнему очень результативны атаки по центру.

4. Исключительно важное значение придается быстрому переходу от обороны к атаке. Быстрое развитие атаки не дает возможности обороняющимся осуществить групповые или командные перестроения и создать многоступенчатую оборону.

5. Стал более эффективным розыгрыш стандартных положений. На последних чемпионатах Европы и мира около 40% голов футболисты забивали после штрафных и угловых ударов. В связи с этим возросли объемы таких упражнений в тренировочных занятиях футболистов.

6. Более разнообразными стали атаки при постепенном нападении. В случае необходимости используются “игровые паузы”, в ходе которых, контролируя мяч, футболисты атакующей команды готовят позицию, а заключительная фаза атаки осуществляется внезапно и на самой высокой скорости.

Все это повысило требования к формированию технико-тактического Мастерства.

На всех этапах годичного цикла преобладают средства, использование которых повышает объем, разносторонность и эффективность ПМ. В таких упражнениях тактические задачи решают с помощью различных технических приемов.

Процесс совершенствования ТТМ включает в себя три основных направления:

1) совершенствование командных ТТД;

2) совершенствование групповых ТТД;

З) совершенствование индивидуального ТТМ.

Необходимо отметить, что индивидуальное мастерство совершенствуется при выполнении любых упражнений.

 

Совершенствование

Командных технико-тактических действий

 

В основе такого совершенствования должны лежать представления тренера о тактике игры команды (план, модель, стратегия, тактическая схема игры и т.п.). На основании этих представлений подбираются тренировочные средства, выполнение которых позволит добиться согласованности действий всех футболистов команды. Тренировочные упражнения такого типа обычно выполняют на больших площадках (не менее половины поля), с большим количеством игроков (от 7х7до 11х11). В этих упражнениях необходимо добиваться последовательного сочетания различных игровых задач, подчиненных достижению цели игры.

Рассмотрим один из примеров такого сочетания задач. В игровом упражнении 9х9 на все поле атакующая команда потеряла мяч на половине поля соперника. Первая задача отбор мяча с помощью коллективных действий. Для этого несколько игроков сразу же начинают борьбу за мяч, не давая сопернику организовать атаку; остальные отходят назад, контролируя пути возможного наступления. Результат решения этой задачи может быть двояким: первый вариант - мяч отобран, и надо начинать атаку своей команды. При этом последовательно ведется поиск эффективных направлений развития атаки, выгодных позиций и т.д.

Второй вариант - мяч остался у соперника, и он продолжает атаку на “чужой” половине поля. В этом случае последовательно решаемые задачи таковы: групповые перестроения для создания эшелонированной обороны, коллективный отбор мяча и т.д.

Общая схема, реализующая такой подход, представлена в табл. 9.

 

Таблица 9. Общая схема совершенствования командных технико-тактических действий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...