Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчёт индикаторной диаграммы – характеристики эффективности газового мотора




Энергетические показатели газового мотора, его рабочий цикл характеризуются индикаторной диаграммой каждого поршня, который производит работу за счёт расширения подпоршневого объёма. Индикаторная диаграмма строится в плоскости «давление – объём». Степень совершенства рабочего цикла оценивается полнотой индикаторной диаграммы, другими словами, интегралом (площадью) под кривой давления, а также, минимизацией потерь механической энергии в процессе впуска газа в полость силового цилиндра. Чем больше площадь, ограниченной кривой Р=f(V), тем большую работу совершает поршень.

В работе [5] показано, что оптимальным для режима работы газового двигателя в диапазоне частот вращения 6000…10000 об/мин является круглое отверстие впуска с диаметром ~ 4,5 мм.

При составлении расчётной методики получения индикаторной диаграммы использованы методы расчёта динамики глухих камер для турбулентных и ламинарных дросселей [6]. Все рассуждения проводятся при двух общих допущениях.

1. Неустановившиеся процессы течения газа через переменный дроссель рассматриваются как квазистатические, т. е. принимается, что в переходном процессе в каждый момент времени мгновенное значение расхода газа через дроссель такое же, каким оно было бы при данной разнице давлений в условиях установившегося течения; действие сил инерции, неучтённое при введении этого допущения, приводит к запаздываниям, характеризуемых постоянными времени, обычно несоизмеримо малыми в сравнении с постоянными времени, обусловленными ёмкостью камер.

2. Предполагается, что изменение состояния газа в полости блока цилиндров подчинено адиабатическому закону; в действительности при переходных процессах чаще всего состояние некоторой массы газа в полости не следует закону адиабаты, и обычно для камер рассматриваемых типов процессы изменения состояния являются промежуточными между адиабатическими и изотермическими процессами. Однако разница между временами заполнения и опорожнения полостей при изотермическом и адиабатическом изменениях состояния газа в полости невелика.

При получении выражений для построения индикаторной диаграммы ГМ следует различать полости с дросселями турбулентными (истечение газа через переменное отверстие блока цилиндров) и ламинарными (истечение газа через кольцевой зазор между плунжером и блоком цилиндров).

Алгоритм расчёта охватывает три цикла индикаторной диаграммы:

1. Цикл заполнения полости через дроссель переменного сечения при переменном расширении объёма.

2. Цикл расширения объёма и опорожнения газа через торцовый и кольцевой зазор.

3. Цикл опорожнения газа через переменное выхлопное отверстие.

 

РАБОЧИЙ ЦИКЛ ВПУСКА ГАЗА В ПЕРЕМЕННЫЙ ОБЪЁМ ЧЕРЕЗ ПЕРЕМЕННОЕ СЕЧЕНИЕ ВПУСКНОГО ОТВЕРСТИЯ

Для получения характеристик заполнения и опорожнения будем пользоваться расчётной схемой, представленной на рис. 2.27

 

f(w· t)

Р к, V(w· t)

 

 


Р1

 

 


V

 

 

 


Vo

 


aотс aвых wt

 


+

+

+ a= wt

 

 

Рис. 2.27. Расчётная схема цикла впуск газа

 

Считая, что заполнение полости цилиндра происходит при Р1=const (игнорируются высокочастотные пульсации с малой амплитудой), и учитывая, что температура газа Т=const, получим из характеристического уравнения выражение для изменения параметров в полости:

 

 

mRT
t
V
P
к
=
)
(
w

 

 


Выражение для изменения массы газа в полости имеет вид:

из которого следует зависимость для массового cекундного расхода газа:

,
)
(
)
(
 
dr
RT
P
t
V
dP
RT
t
V
dm
К
w
w
=
=
dt
dr
t
V
RT
P
m
dt
dm
)
(
 
w
=
=
&

 


 

С другой стороны, в соответствии с формулой для массового прихода газа через проходное сечение f(w∙t) в поршневую полость переменного объёма блока цилиндров газового мотора имеем:

),
(
)
(
 
r
T
R
P
t
f
m
dt
dm
x
w
e
=
=
&

 

 



где для докритического и сверхкритического характера истечений значения комплекс x(r) записывают в следующем виде:

где:

r=PК1 – относительное давление в полости цилиндра; Р1=Const – давление газа на входе в газовый мотор, k – показатель адиабаты; R – газовая постоянная; V(ωt) – величина текущего значения объём полости блока цилиндров; f(ωt) – величина текущего значения площади проходного сечения для газа; e - коэффициент расхода газа; Т – абсолютная температура.

Приравняв правые части выражений для массового секундного расхода и прихода газа и разделив переменные r и t, получаем:

.
)
(
)
(
ξ(r)
dr
dt
t
V
t
f
T
=
w
w
e

 

 

Считаем с погрешностью < 5…7%, что f(ωt)=kfw∙t,

 


где:

n – частота вращения вала в минуту газового мотора,

fmax – максимальная площадь отверстия в блоке цилиндров,

Da - угловой размер (растр) отверстия в блоке цилиндров для впуска газа в полость,

Vo – “начальный” объём полости ГМ,

Vmax – максимальный объём, образуемый при движении поршня,

dц – диаметр поршня,

Dб – диаметр делительной окружности расположения поршней блока цилиндров,

g - угол наклона оси выходного вала ГМ к оси вращения блока цилиндров.


Для wt=52° < 60°: Coswt ~1-(w∙t)2/2. Подставив f(ωt)=kf∙w∙t и V(ωt) в последнее равенство, получим:

где:

 


Подставив функцию xс(r) для сверхкритического истечения газа в полость ГМ и выполнив интегрирование левой и правой частей дифференциального уравнения в пределах 0…t и ro…rкр, получим:

где:

-
относительное начальное давление в полости цилиндра, равное относительному давлению выхлопа газа,

rкр – относительное критическое давление в полости цилиндра.

Интегрируя правую и левую части, получим:

.
 
 
 
 
)
(
 
)
/(
 
ln
 
 
 
 
-
÷
ø
ö
ç
è
æ
+
+
-
=
÷
÷
ø
ö
ç
ç
è
æ
+
k
f
кр
V
V
o
k
k
k
gRT
k
r
r
k
k
V
t
e
w
w

 

 


Преобразование полученного соотношения позволяет получить зависимость давления в полости блока цилиндров от времени t (или угла ) для сверхкритического истечения газа в полость в виде:

 

 


 

Для определения времени заполнения полости при сверхкритическом истечении следует в tзc подставить относительный критический перепад давления


Для нахождения зависимости давления от времени при докритическом перепаде между входным давлением и относительном критическом перепаде давления необходимо комплекс xД(r) подставить в исходное выражении. В результате имеем:

 


После интегрирования получаем:



откуда:


 

Подстановка r=1, при котором уравниваются давления на входе и в полости газового мотора, и прекращается заполнение полости, получаем время заполнения полости при докритическом перепаде давления.


Полное, суммарное время заполнение полости ГМ находят сложением соответствующих времён при сверхкритическом и докритическом перепадах давления:

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...