Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главная тайна профилактики





Взрослые часто думают, что нынешние подростки только и знают, что курить, принимать наркотики и напиваться. На самом деле это не так — большинство подростков этим не занимается. Но те, кто ведет профилактические программы, предпочитают замалчивать эти факты. Некоторые эксперты пришли к мнению, что такое замалчивание наносит больше вреда, чем пользы. Они положили начало новому направлению в профилактике, получившему название «социальное нормирование».

Суть его довольно проста, но она в корне отличается от общепринятой практики запугивания подростков опасностями потребления табака, алкоголя и наркотиков. Социальное нормирование исходит из следующего наблюдения: если общепринято, что большинство подростков не пьют, то те, кто все же пьет, будут пить меньше, а из тех, кто не пьет, гораздо меньшее количество начнет пить. Главным является не чрезмерное описание случаев пьянства, а подчеркивание того, что большинство подростков пьет мало или вообще не пьет, таким образом, чтобы трезвость воспринималась как норма. Такой подход вполне применим к курению и другим видам рискованного поведения. Школы и университеты сталкиваются с ситуацией, когда профилактические программы, на которые было потрачено немало средств, не дают никакого эффекта. Социальное нормирование уже дает результаты, потому что оно пропагандирует здоровье, а не смерть и разрушение. В области алкоголя данный подход добился особого успеха среди девушек, которые, видимо, больше склонны ориентироваться на позицию большинства.

Основной метод социального нормирования очень прост. Обычно при описании статистических данных главное внимание уделяется меньшинству подростков, которые курят и пьют. Вместо этого предлагается основной акцент делать на большинстве подростков, которые не делают этого. Наиболее просто это делать, если проводить среди учащихся опросы и затем широко знакомить их с результатами, подчеркивая, что большинство из них не курят и не пьют. Сюрприз состоит в том, что большинство учащихся искренне удивляются результатам о самих себе, так как они (а также их родители) считают, что большинство подростков пьет и курит. Например, в 1999 году в 100 учебных заведениях Киева был проведен опрос о курении. Учащихся, в частности, спросили о том, какая часть подростков в их школе курит. 60% ответили, что большинство, тогда как их же ответы показали, что в течение последнего месяца хотя бы раз курило всего 40% из них, а систематически — всего 20%.

Неверное мнение о том, что большинство подростов пьет и курит, просто усугубляет проблему. Каждый год студенты первокурсники получают ложное послание от своих родителей и учителей о том, что пить и курить — это нормально. Родители говорят им: «Я знаю, все студенты пьют, но ты хотя бы не води машину, когда выпьешь». Преподаватели говорят им: «Я знаю, все вы курите, но выходите для этого на улицу». И первокурсники думают: «Я должен быть как все. Я должен начать пить и курить».

В 1999 году в Университете штата Висконсин (США) опросили студентов, и оказалось, что они полагают, что 95% из них курят. В реальности курящими были только треть студентов. Социальное нормирование разрушает подобные неверные представления. Ведь если студент думает, что 95% его соучеников курит, он постепенно приходит к мысли, что ему тоже нужно закурить. Результаты социального нормирования в этом университете были поразительными: уровень курения среди студентов уменьшился на 29%, каждый третий курильщик прекратил курить. Трехлетняя программа социального нормирования в двух школах округа Декалб, штат Иллинойс (США), дала следующие результаты. В 1999 году в США в целом 40% десятиклассников хотя бы раз пили алкоголь в течение последних 30 дней, в школах округа Декалб — 44%. В 2001 году этот показатель составил 39% для США в целом и 30% в округе Декалб. Аналогичный показатель по курению табака составил в 1999 году соответственно 25,7% и 25,6%, а в 2001 году — 21,3% и 16,8%.

Для многих школ и университетов подход социального нормирования является «последней надеждой», потому что все иные программы оказались неспособными уменьшить потребление алкоголя и табака среди молодежи. До сих пор те, кто занимаются профилактикой, продолжают пугать подростков алкоголем и табаком, полагая, что те все же испугаются и бросят пить и курить. Но они не бросают.

И многие из них не бросают, потому что не пьют и не курят. И хватит делать из этого тайну. Молодежь намного лучше, чем думают о ней взрослые. Взрослым нужно, наконец, признать это и рассказать молодым людям правду о них самих.

При подготовке материала использована статья из газеты USA TODAY от 28 мая 2002 года.


Как известно, подростки часто склонны поступать вопреки рекомендациям взрослых, и поэтому скучные лекции о вреде курения для здоровья обычно лишь провоцируют подростков закурить. Если же попытаться поговорить с подростками с юмором, да еще использовать метод воспитания от противного, то результаты могут быть весьма обнадеживающими. Ниже мы даем пример такого подхода, предложенный известнейшим писателем Григорием Остером, и надеемся, что, используя такой подход, наши читатели смогут сочинить собственные шедевры.

Как нарушить правило «Не курить!»


Грирорий Остер, из книги «Правилонарушание»

Табличка с дымом


Если в какой-нибудь комнате вы видите на стене табличку с зачёркнутой сигаретой и надписью «Не курить», значит, в этом помещении действует правило, запрещающее курение. Нарушать это правило в раннем детстве довольно трудно. Ведь дети обычно ещё не курят. Им надо прежде подрасти.

Кольцо под носом


Однако готовиться к нарушению правила, запрещающего курение, можно уже в самом юном возрасте, буквально с колыбели. Для начала, вырастая из пелёнок, ни в коем случае не отказывайтесь от соски-пустышки. Как взяли её в рот сразу после рождения, так и ходите с кольцом под носом — до самой школы.

Глубокое уважение


Общеизвестно, что первоклассник, небрежно попыхивающий соской, зажатой в уголке губ, выглядит очень взрослым, независимым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. А если ещё научитесь иногда двумя пальцами вынимать соску изо рта и, отведя руку в сторону, залихватски сплёвывать на пол — можете считать, что уважение одноклассников обеспечено вам раз и навсегда.

Незаметная замена


К пятому или шестому классу привычка всё время держать что-нибудь во рту поможет вам безболезненно заменить соску на дымящуюся сигарету. Ведь соска и сигарета — это, если разобраться, примерно одно и то же.

Ощипанный язык


Хотя есть, конечно, и различия. Соска-пустышка, в сущности, безвкусная вещь, а вонючая, дымящая сигарета на вкус довольно противна и к тому же ужасно щиплет язык. Поэтому будущему курильщику, чтобы подготовить свой организм к курению, следует заранее приучать его к разным отвратительным ощущениям. Попробуйте нюхать помойки, глотать соль, лизать жгучий перец и принимать горчицу. Натощак. По одной столовой ложке, три раза в день: перед завтраком, обедом и ужином.

Легкая тошнота


Неплохо также иногда съедать что-нибудь такое, от чего сильно мутит. Чтобы привыкнуть к лёгкому чувству тошноты, почти никогда не покидающему курильщика. Если ничего тошнотворного у вас под рукой не окажется — используйте саму руку. Засуньте себе два пальца в рот. Как можно глубже. И рвота не заставит себя ждать.

Хлюпанье в ботинках


А частые простуды и ангины (их нетрудно заработать, гуляя по слякоти в промокших ботинках и выскакивая на мороз без пальто) помогут вашему организму заранее подготовиться к долгим и мучительным приступам хлюпающего кашля по утрам. Без такого кашля у хорошего курильщика ни одно утро не обходится.

Дым в глаза


Поскольку сигаретный дым щиплет не только язык, но и глаза, их тоже надо потихоньку готовить к дымному будущему. Придите на кухню, когда мама режет лук, и постойте рядышком. Через несколько минут хлынувшие ручьём слезы расскажут вам, что чувствует курильщик, которому заплыл в глаза дым от его собственной сигареты.

Кто куда


Таким образом с детства хорошенько закалив себя ежедневными упорными тренировками, вы, повзрослев и заметив где-нибудь табличку «Не курить», тут же сможете достать сигарету и напустить вокруг себя столько дыму, что все остальные, некурящие, быстро выскочат из помещения. И, зажимая рты с носами, немедленно разбегутся в разные стороны. Кто куда.

Врешь, не возьмешь


В некоторых местах могут попасться на глаза таблички с незачёркнутой сигаретой и надписью: «Место для курения». Помните, что, закуривая под такой табличкой, вы не нарушаете никаких правил. Наоборот. Покорно их выполняете. Оказавшись на месте для курения, тот, кто хочет сохранить почётное звание правилонарушателя, должен немедленно выпотрошить из своих карманов сигареты, выкинуть зажигалку и растоптать спички. А затем с криком «Врёшь, не возьмёшь!» нагло показать табличке язык.

Вопросы и задания

  1. Сколько сигарет вы выкурили за свою жизнь? Сколько раз вас тошнило во время курения? Что вам нравится в чувстве тошноты?
  2. Чем невинные младенцы похожи на прожжённых курильщиков? Пробовали ли вы сжевать сигарету? Вкусно?
  3. Обычно джинны, выпущенные на свободу, выходят из сосудов в виде дыма. Нарисуйте табличку, которая должна висеть там, где выпускать джиннов из бутылок запрещается.


Тема профилактики курения в школе кажется актуальной многим, и запрос о том, как же работать в школе, звучит нередко. В связи с этим мы уже многократно обращались к данной теме. Тем, кто серьезно заинтересован подбором эффективных методов работы, можно рекомендовать обратиться к ранее опубликованной нами в 2000 году небольшой книжечке «Как сделать эффективными школьные программы профилактики курения», которая оказалась довольно популярной среди тех, кто работает в школах на территории стран бывшего Советского Союза.

Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в разработанном нами «методе жизненных ситуаций». При его создании мы использовали данные современных международных исследований об эффективности профилактики курения среди молодежи, но при этом разработали собственную оригинальную методику, которая учитывает реалии нашей страны. Для успешного использования этой методики не требуется ни специального образования, ни дополнительных финансовых затрат. Нужно лишь желание и умение внимательно выслушать реакцию подростов на правильно заданные вопросы, и подростки самостоятельно начинают противостоять курению.

Познакомиться с ним можно в трехтомнике «Подход жизненных ситуаций в профилактике табачных проблем // Т.И.Андреева, К.С.Красовский, А.А.Гаврильченко, А.В.Довбах, Э.А.Митрофанова, А.А.Овечкина, Т.А.Салюк, А.А.Богословский / Под ред. Т.И.Андреевой и К.С.Красовского. — Киев, 2000. Напечатано при содействии Детского Фонда Объединенных Наций — ЮНИСЕФ в Украине. Часть 1. Руководство ведущего. — С. 140. Часть 2. Сборник жизненных историй. — С. 104. Часть 3. Мифы и факты. — С. 20.»

Тем, кому необходимы разнообразные материалы, которые можно обсуждать с подростками, мы можем рекомендовать воспользоваться материалами двух сайтов, ориентированных на подростковую аудиторию. Это сайт Журнала тех, кто не боится быть трезвым, или SOBER-COOL http://www.adic.org.ua/sober-cool/ сайт «ОПиУМ» http://www.adic.org.ua/teenager/.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...