Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории развития международного туристического рынка




Механизм формирования туристических потоков в конкретные дестинации удобно рассматривать на примере международного туризма, т.к. здесь хорошо просматриваются направляющий и принимающий регион, хорошо отработан учет статистических данных по туризму.

Современные исследователи механизма развития международного туризма объясняют закономерности формирования тур.потоков с применением теории мирохозяйственных связей, разработанной на основе исследования процессов международной торговли и специализации отдельных стран. Закономерности развития тур.потоков объясняются теориями абсолютного и сравнительного преимущества, соотношения факторов, подобия стран, международной конкурентоспособности, концепцией пространственной поляризации мирвого туристического рынка.

Теория абсолютного преимущества (автор Адам Смит). В знаменитом труде 2Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он выяснил, что страны экспортируют те товары и услуги, которые имеют более низкие производственные издержки, чем у соседей. В международном туризме теория абсолютных преимуществ обосновывает специализацию стран на производстве эксклюзивного тур.продукта с использованием уникальных тур.ресурсов, не имеющих аналогов в мире (Ниагарский водопад, Тадж Махал и др.) Уникальными тур.ресурсами могут быть и события.

Теория сравнительного преимущества была обоснована английский экономист Д. Рикардо (1817) в продолжение теории абсолютного преимущества. Он доказал, что если страна не имеет абсолютных преимуществ перед другими странами в производстве товаров, то ей выгодно специализироваться на выпуске и экспорте товара, который она производит наиболее эффективно в сравнении с остальной продукцией. В объяснении механизмов формирования межд. тур.потоков данная теория делает упор на ценовую дифференциацию национальных тур.продуктов, обусловленную различной себестоимостью их производства, а также колебаниями валютных курсов. Среди стран со схожим турпродуктом может создаваться условия для ведения политики ценовой конкуренции на международном тур.рынке. Для того, чтобы поддерживать низкие цены на услуги тур.индустрии, гос-ва устанавливают льготное налогообложение, рассматривая иностранный туризм как форму экспорта услуг и товаров. Для предприятий тур.сферы вводятся преференции в плане кредитования, инвестирования и подготовки специалистов. Иногда используют инструмент девальвации нац.валюты. На этапе становления тур.комплекса политику низких цен проводили Испания. Греция, Турция, Египет. Болгария, Кипр, Польша и др.

Развитие теорий абсолютного и сравнительного преимущества привело к формированию теории соотношения факторов, или теории Хекшера – Олина. Шведские ученые объясняют международную специализацию стран их различиями в насыщенности такими факторами производства, как ресурсы, труд капитал. Вследствие неодинаковой относительной обеспеченностью данными факторами государства экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов в обмен на товары и услуги, производство которых требует интенсивного использования дефицитных ресурсов.

Данная теория находит свое подтверждение в дифференциации международного туризма на традиционные секторы: купально-пляжный, горнолыжный, экскурсионный – все они имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.

Теория подобия стран (теория спроса) была сформулирована С. Линдером в 1961 г. Исходя из того, что международная специализация страны во многом определяется внутренним спросом, данная теория объясняет формирование тур.потоков между государствами со сходным набором факторов производства. Следует уточнить, что она справедлива в основном для экономически развитых стран. Высокий уровень внутреннего спроса на тур.услуги позволяет использовать эффект масштаба и стимулирует создание тур.продукта, конкурентоспособного на рынках стран с аналогичными параметрами потребления. Внутренний тур.спрос становится основой для формирования структуры предложения, отработки основных приемов и методов обслуживания, внедрения стандартов в индустрию гостеприимства, которые затем используются для обеспечения качественного обслуживания иностранных туристов.

Теория международной конкурентоспособности М. Портера. Это модель «национального ромба», рассматривает четыре детерминанты конкурентных преимуществ развития отрасли или дестинации:

–обеспеченность важнейшими факторами производства в данной отрасли;

–параметры внутреннего спроса на продукцию отрасли;

–наличие конкурентоспособных на международном уровне поставщиков;

–стратегии, структура и соперничество национальных фирм.

Вывод, который делают исследователи после применения данного аналитического инструментария заключается в необходимости перехода от естественно-ресурсной (традиционной) к инвестиционно-инновационной модели развития тур.комплекса в соответствии с общими направлениями эволюции мирового тур. рынка. Соответственно главным фактором развития конкурентоспособного тур.комплекса являются не естественно-ресурсные преимущества, а инвестиции и инновации.

 

Стратегии, структура и соперничество национальных производителей турпродукта
Сопутствующие и дополнительные отрасли
Параметры внутреннего спроса
Факторы производства турпродукта
Рис. Детерминанты конкурентных преимуществ в модели «национального ромба»

 

 

Конкурентные преимущества страны в области международного туризма делятся на

· естественные (природное и культурное наследие, выгодное рекреационно-географическое положение; дешевая и многочисленная раб.сила) и

· приобретенные (развитая тур.инфраструктура, современные технологии создания и рекламно-информационного продвижения тур.продукта, высокий уровень квалификации специалистов, благоприятный имидж страны, система подготовки кадров для отрасли, интенсивные капиталовложения, внедрение инноваций, исследования в области туризма и др.).

В зависимости от степени готовности к созданию, восприятию и внедрению инноваций страны делятся на три группы:

· креативные страны – характеризуются постоянным производством и апробацией нововведений в тур.комплексе (например, США, Франция, Германия, Великобритания, страны Скандинавии и др.)

· адаптивныестраны. Возникнув в одном регионе, инновации распространяются по всему миру. Участники тур.рынка стремятся усилить свои кнкур.преимущества, адаптируя инновации. Это страны Средиземноморья, Ц-ВЕ (члены ЕС), новые индустриальные страны В.Азии и ЮВА, развитые страны южного полушария.

· Консервативные страны. Действие сдерживающиъх факторов (как внутренних. Так и внешних) препятствует внедрению инноваций в тур.индустрию, исключая отдельные случаи, единичные предприятия, ограниченные тур.районы. сдерживающий фактор –аморфность гос.организац.стр-р, неразвитость нац.тур.рынка, эконом.отсталость, отсутствие эффективных стимулов к прогрессу на уровне отдельных предприятий и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...