Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях, спрос на товары, в количественном выражении, изменяется в обратной зависимости от цен.




Этот закон верен для большинства нормальных товаров, т.е. товаров, объем покупок которых, растет вместе с ростом дохода.

Однако всегда необходимо смотреть, выполняется ли условие «при прочих равных условиях». Если это условие не выполняется, то функция спроса может измениться. Следовательно, изменение закупок может произойти не по причине изменения цены данного товара, а вследствие других факторов – меняется «сам» спрос. Если условие «при прочих равных условиях» выполняется, то спрос или функция спроса остаются неизменными.

 

ЗАКОН СПРОСА – ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ибо придает поведению покупателей и продавцовобъективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Закон спроса важен тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития – ведь спрос может «благодарно» увеличиваться при снижении цены или «возмущенно» уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита, там, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель. Именно поэтому подлинный рынок – это равноправие спроса и предложения.

Однако закон не действует:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота, драгоценностей, антиквариата и т.п.), являющихся предметами роскоши.

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары, (например, при переключении спроса с маргарина на сливочное масло). Так, снижение цен на маргарин не увеличит спрос на него.

В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него.

1. Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью для покупателя, он всегда сопоставляет объем затрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменении цены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.

2. Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемого дохода снижение цены на данный товар означает для покупателя относительное расширение его дохода по отношению к данному товару. То есть, при снижении цены на товар потребитель хочет и может приобрести больше этого и других нормальных товаров.

3. Эффект замещения. Если упала цена на определенный товар, то это вызывает подорожание других товаров при неизменности их цен. То есть, товар при снижении на него дешевле относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным.

 

Под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.

 

Это происходит по двум причинам: при снижении цен потребитель хочет приобрести больше товара (действует эффект дохода); товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным (действует эффект замещения).

Необходимо четко различать «величину» спроса и «сам» спрос. Как было уже отмечено, величина спроса зависит от цены данного товара, а «сам» спрос от неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся все факторы, кроме цены данного товара. Кроме указанных ранее на изменение «самого» спроса влияют еще следующие неценовые факторы:

1) число покупателей;

2) изменения в денежных доходах населения.

3) изменение цен на другие товары (субституты и комплиментарные);

4) изменение структуры населения.

Влияние изменений неценовых факторов показывается сдвигом кривой спроса в пространстве. Увеличение спроса – вправо вверх; уменьшение – влево вниз (рис. 1).

 

 

«Парадоксы» закона спроса

Причинами их появления «парадоксов» спроса являются факты якобы нарушения закона спроса. Покажем, что никакого нарушения закона спроса нет.

1) Объясним первую ситуацию, когда, например, повышение цены сопровождается ростом спроса.

Примером его, в частности, является эффект, описанный Робертом Гиффином (1837 – 1910), при наблюдении за бюджетами беднейших семей Англии и Ирландии. Так, он выяснил, что при повышении цены на картофель и хлеб, его потребление в рабочих семьях, наоборот, выросло. В данном случае эффект объясняется тем, что картофель и хлеб являлись малоценными, но основными продуктами питания малоимущих слоев населения, и повышение цены на них уменьшило потребление других продуктов, за счет замещения картофелем и хлебом потребления других продуктов.

Имеются и другие объяснения данного «парадокса». В частности, ситуация, когда повышение цены сопровождается ростом спроса, лишь внешне противоречит закону спроса и потому, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цен. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернуться очевидной выгодой завтра – экономией на покупке товара по еще большей цене. Отсюда можно сделать вывод: на динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем (например, инфляционное ожидание), т.е. не только реальная, но и ожидаемая цена.

2) Второй случай, когда снижение цены может вызвать не увеличение спроса, а напротив – стимулировать его падение.

Здесь вновь обозначился вектор движения цены, но на этот раз «вниз». И опять, действительно глупо покупать сегодня то, что завтра может быть стоить дешевле.Вновь в движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены.

3) Третий «парадокс» – это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие и некоторые другие группы товаров. И здесь вновь покупатель определяет вектор, тенденцию динамики таких товаров. И действительно, поскольку эти товары устойчиво дорогие, т.е. их цена, имеет тенденцию к возрастанию, то это – та же надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары. И это также соответствует логике закона спроса.

 

Инфляция и закон спроса

В современных условиях действие закона спроса испытывает сильное влияние инфляции, т.е. постоянного повышения среднего (общего) уровня цен, вследствие переполнения каналов товарно-денежного обращения излишком денег и падения покупательной способности денежной единицы.

Инфляция затрудняет определение зависимости величины спроса от рыночного движения цен («закон спроса») и влияние на динамику величины спроса инфляционного роста цен. Учет инфляции обеспечивается различными методами, в частности, путем дисконтирования и вычисления инфляционной премии.

Таким образом, понимание того, что инфляция означает рост номинальной денежной цены товара, объясняет нам кажущее нарушение закона спроса, когда спрос остается неизменным при инфляционном росте цен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...