I. Вступительное слово учителя.
Тема: «Культура Средневековья» Данный урок проводится в 10 классе общеобразовательной школы. Тема урока: «Архитектура Средневековья» Тип урока: Изучение нового материала Форма урока: Урок-лекция Дидактическая цель: Сформировать у учащихся представление о романском и готическом стилях в архитектуре и их влиянии на развитие культуры западно-европейских стран. Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с основными архитектурными стилями средневековой Европы. Развивающая – продолжить формировать умения описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять термины, понятия. Воспитывающая – воспитывать уважение к культуре и искусству других народов, сформировать у учащихся ценностные представления о культуре Средних веков. Метод обучения: Репродуктивный, словесный (лекция), наглядный (работа с изобразительной наглядностью). Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная. Средства обучения: Ход урока.
План I. Вступительное слово учителя.
«Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания…» Н. В. Гоголь - Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Культура Средневековья». II. Актуализация знаний учащихся по историко-культурной ситуации, сложившейся в Европе в тот период времени.
В каждую эпоху доминирует тот или иной вид искусства. - Как, по-вашему, с чем ассоциируется Средневековое искусство? - Да, действительно, оно ассоциируется, прежде всего, с архитектурой. В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющем себе другие виды. В ней традиционно выделяют три стиля: дороманский (10 в.), романский (11-12 вв.) и готический (13-15 вв.)
III. Изучение нового материала: - Презентация нового материала. - Рассказ учителя -Работа учащихся с таблицей 1. Период дороманского искусства.
Постепенно усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни). Памятником архитектуры того периода является капелла Карла Великого в Аахене (около 800 г.). Здание имеет суровый и величественный вид.
2. Таблица. Романский стиль (лат. Romanus – римский). Термин возник в нач. 19 в., когда было замечено, что архитектура раннего средневековья напоминает архитектуру древнего Рима. Действительно в 11-12 вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская арх-ра возникла на территории бывшей Римской империи. В создании использовались простые объемы и формы. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. В конце 12 в. входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, т.н. перспективный портал. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, крепостные сооружения. - Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Какие это чувства? (Может быть суровой, грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, в то же время - стройной, полной воздуха и света. Ей присуща завершенность, целостность, строгость, простота, отсутствие украшений). Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искуплений грехов (спасение через искупление). Храмы подобного типа должны были вмещать большое количество паломников, поэтому перед архитекторами стояла задача – расширение внутреннего пространства (каменные перекрытия). Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Купола мало соответствовали плану подобных построек, поэтому в романских храмах использовались цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. Еще одной особенностью являются расположенные под хорами небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий и использовавшиеся для погребений.
- Какие линии преобладают в очертании романского храма? (горизонтальные и вертикальные одновременно) Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как культовых, так и светских построек. Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — укрепленная башня замка прямоугольной или многогранной формы. Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. (Укрытие для жителей деревни + подз.ходы). - Что вы могли бы рассказать о внешнем и внутреннем архитектурном облике средневековых замков на основе прочитанных произведений? Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия, Италия. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (Фр) самый крупный храм в Европе – прототип для ряда др.церквей.
Между романским стилем и готикой нет четкой хронологической границы. Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы значительными успехами в развитии строительной техники. Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу, модель мироздания, символ Вселенной. Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. В готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь — на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания).
Такая конструкция дала возможность - уменьшить толщину стен, - увеличить внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Шедеврами готической архитектуры в мире признаны Собор Парижской Богоматери, Шартрский и Реймский соборы (Франция), Кельнский собор (Германия), Миланский собор (Италия). Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти, по меньшей мере, полкилометра. Страсбургский собор Нотр-дам. Один из самых высоких шпилей в Европе – 142 м. (Легенда о 3 королях). Кельнский собор в Германии высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. С развитием городов уже само возведение соборов перестало быть монополией церковных мастеров. Оно перешло в руки городских ремесленников. Горожане стремятся возвести рядом с городским собором на главной площади ратушу как символ города и здание городского самоуправления. Представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором. Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города. Прекрасные образцы готического гражданского строительства сохранились во многих городах Западной Европы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|