Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Вступительное слово учителя.

Тема: «Культура Средневековья»

Данный урок проводится в 10 классе общеобразовательной школы.

Тема урока: «Архитектура Средневековья»

Тип урока:

Изучение нового материала

Форма урока:

Урок-лекция

Дидактическая цель:

Сформировать у учащихся представление о романском и готическом стилях в архитектуре и их влиянии на развитие культуры западно-европейских стран.

Задачи:

Образовательная – познакомить учащихся с основными архитектурными стилями средневековой Европы.

Развивающая – продолжить формировать умения описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять термины, понятия.

Воспитывающая – воспитывать уважение к культуре и искусству других народов, сформировать у учащихся ценностные представления о культуре Средних веков.

Метод обучения:

Репродуктивный, словесный (лекция), наглядный (работа с изобразительной наглядностью).

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная.

Средства обучения:

Ход урока.

Этапы урока хронометраж Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организациннный момент. 1 мин.   2. Актуализация, мотивация, целеполагание. 5 мин.     3.Осознание и осмысление нового материала. 20 мин.   4. Систематизация З,У. 8 мин.   5. Применение З, У 7 мин   6. Рефлексия 3 мин   7. Информация о домашнем задании. 2 мин.     Приветствие.     Актуализация знаний учащихся по историко-культурной ситуации, сложившейся в Европе в период Средневековья. - С чем у вас ассоциируется Средневековое искусство? Изучение нового материала. Эпиграф (на доске) Рассказ учителя. Показ иллюстра-тивного материала (презентация).   Задаёт поставленные проблемные вопросы.   Дает задание по изученному материалу.   Подведение итогов урока     Постановка домашнего задания: - подготовить сообщение о любом из храмов романского или готического стилей.     Отвечают на поставленные учителем вопросы.     Конспектируют рассказ учителя, знакомясь с архитектурными стилями эпохи Средневековья. Заполняют таблицу.   Обсуждают, отвечают на вопросы учителя.   Выполняют задание.     Формулирование вывода по изученному материалу.   Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

План

I. Вступительное слово учителя.

 

«Архитектура – та же летопись мира: она говорит

тогда, когда уже молчат и песни, и предания…»

Н. В. Гоголь

- Здравствуйте.

Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Культура Средневековья».

II. Актуализация знаний учащихся по историко-культурной ситуации, сложившейся в Европе в тот период времени.

 

В каждую эпоху доминирует тот или иной вид искусства.

- Как, по-вашему, с чем ассоциируется Средневековое искусство?

- Да, действительно, оно ассоциируется, прежде всего, с архитектурой.

В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющем себе другие виды. В ней традиционно выделяют три стиля: дороманский (10 в.), романский (11-12 вв.) и готический (13-15 вв.)

 

III. Изучение нового материала:

- Презентация нового материала.

- Рассказ учителя

-Работа учащихся с таблицей

1. Период дороманского искусства.

  • Появляются первые Христианские храмы — базилики, которые до нашего времени практически не сохранились. Сохранились только отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные в плане), так называемые баптистерии. В их внутреннем украшении использовались мозаика и фреска, в которых проявились основные черты средневековой живописи.

Постепенно усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни). Памятником архитектуры того периода является капелла Карла Великого в Аахене (около 800 г.). Здание имеет суровый и величественный вид.

 

2. Таблица.

Романский стиль (лат. Romanus – римский). Термин возник в нач. 19 в., когда было замечено, что архитектура раннего средневековья напоминает архитектуру древнего Рима. Действительно в 11-12 вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская арх-ра возникла на территории бывшей Римской империи. В создании использовались простые объемы и формы. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. В конце 12 в. входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, т.н. перспективный портал. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, крепостные сооружения.

- Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Какие это чувства?

(Может быть суровой, грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, в то же время - стройной, полной воздуха и света. Ей присуща завершенность, целостность, строгость, простота, отсутствие украшений).

Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искуплений грехов (спасение через искупление). Храмы подобного типа должны были вмещать большое количество паломников, поэтому перед архитекторами стояла задача – расширение внутреннего пространства (каменные перекрытия). Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Купола мало соответствовали плану подобных построек, поэтому в романских храмах использовались цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. Еще одной особенностью являются расположенные под хорами небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий и использовавшиеся для погребений.

- Какие линии преобладают в очертании романского храма?

(горизонтальные и вертикальные одновременно)

Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как культовых, так и светских построек. Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — укрепленная башня замка прямоугольной или многогранной формы. Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. (Укрытие для жителей деревни + подз.ходы).

- Что вы могли бы рассказать о внешнем и внутреннем архитектурном облике средневековых замков на основе прочитанных произведений?

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия, Италия. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (Фр) самый крупный храм в Европе – прототип для ряда др.церквей.

 

Между романским стилем и готикой нет четкой хронологической границы.

Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы значительными успехами в развитии строительной техники. Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу, модель мироздания, символ Вселенной. Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.

В готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь — на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания).

Такая конструкция дала возможность

- уменьшить толщину стен,

- увеличить внутреннее пространство здания.

Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей.

Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Шедеврами готической архитектуры в мире признаны Собор Парижской Богоматери, Шартрский и Реймский соборы (Франция), Кельнский собор (Германия), Миланский собор (Италия).

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти, по меньшей мере, полкилометра. Страсбургский собор Нотр-дам. Один из самых высоких шпилей в Европе – 142 м. (Легенда о 3 королях). Кельнский собор в Германии высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.

Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. С развитием городов уже само возведение соборов перестало быть монополией церковных мастеров. Оно перешло в руки городских ремесленников. Горожане стремятся возвести рядом с городским собором на главной площади ратушу как символ города и здание городского самоуправления. Представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором.

Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города. Прекрасные образцы готического гражданского строительства сохранились во многих городах Западной Европы.

 

 

Вопросы Романский стиль Готический стиль
1. Время создания 11-12 вв. 13-15 вв.
2. Происхождение названия От лат. «римский»   От названия германского племени готов  
3. Виды архитектурных сооружений Храм, замок, крепостные сооружения. Собор, ратуша
4. Характерные особенности Тяжеловесность и призе-мистость   Лёгкость и устремлённость ввысь  
5. Главные элементы · башни. · постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. · массивные стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами.   · Башни с высокими стрельчатыми арками и порталами (вход, ворота) · Огромные окна · Многочисленные декоративные детали  
6. Назначение Храм как крепость Собор – центр города
7. Памятники архитектуры Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (Фр), Пизанский собор (Ит). Собор Парижской Богоматери, Шартрский и Реймский соборы (Фр), Кельнский и Страсбургский соборы (Герм).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...