Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборность и назначение руководства: история ИСККОН и наставления Шрилы Прабхупады




Ответ на статью "Прабхупада и выборы"

 

Прежде чем перейти к обсуждению статьи "Прабхупада и выборы", мне хотелось бы выразить свое почтение Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-ачарье Международного общества сознания Кришны, который открывает мне глаза, факелом знания рассеивая мрак невежества.

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта свамин ити намине

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади пашчатйа-деша-тарине

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.

 

С весны 2013 года в интернете среди вайшнавов распространяются комментарии Вишнураты прабху и Виджитатмы прабху под названием "Прабхупада и выборы", ответ на которые меня попросили написать. Мне бы хотелось пояснить, что я не привязан к какой-либо позиции, которая возникала или может возникнуть в контексте обсуждения способов назначения президентов храмов и членов Управляющего совета (Governing Body Comission, GBC) ИСККОН. Для меня важно уяснить наставления Шрилы Прабхупады и его желание в этой связи, через которое проявилась воля Господа Кришны. Если тщательное изучение этой темы покажет, что мое понимание было ошибочным – я готов принести извинения и поменять свою позицию. Представлены ли серьезные основания для этого в статье, написанной, главным образом, Виджитатмой дасом (далее я буду для краткости называть уважаемого прабху "автор"), или нет, – с готовностью исследую это и поделюсь результатами изучения данной темы, которым периодически занимался в последние несколько лет, используя документы и наставления Шрилы Прабхупады и комментарии на данную тему его давних учеников. Цитаты из статьи автора будут выделяться рамкой.

Содержательную часть ответа начну с истории вопроса о выборах президентов храмов ИСККОН голосованием общины. Приведу цитаты Шрилы Прабхупады как фундамент, на который можно опираться в понимании данной темы:

"Я поздравляю тебя с избранием в качестве президента филиала ИСККОН в Сан-Франциско. Избрание [голосованием – election] тебя в качестве президента является признанием Кришной, и поэтому я выражаю тебе свою полную поддержку. Мукунда и другие члены правильно поступили, выбрав президентом тебя".
(Из письма Шрилы Прабхупады Джаянанде, 29.09.1967)

"Джаянанда – очень искренний и разумный юноша, и я считаю, что его решение следует принять за окончательное в этом вопросе. Так следует поступать не только в данном случае, но и в любом другом сложном вопросе. Избранные [голосованием – elected] руководители, наделенные полномочиями управлять храмом, должны быть высшим авторитетом в подобных делах. В противном случае обществом невозможно будет управлять".
(Из письма Шрилы Прабхупады Гаргамуни, 11.01.1968)

"Сим подтверждаю получение двух твоих писем от 20 и 26 февраля соответственно, и я очень рад узнать, что ты был избран президентом на текущий год. В Индии, когда в Конгрессе проходили выборы среди членов исполнительного комитета, ежегодно выбирался президент. Полагаю, этой системе можно последовать и в нашем Движении. Разумеется, это будет зависеть от местной ситуации, но если каждому, по кругу, предоставить шанс управлять всеми делами, это значит, что каждый станет ответственным руководителем".
(Из письма Шрилы Прабхупады Гурудасу, 02.03.1970)

"Идея в том, чтобы тот, кто компетентен управлять делами, будет принимать на себя обязанности президента по взаимному согласию".
(Из письма Шрилы Прабхупады Джагадише, 27.02.1970)

"Президент, секретарь и казначей, избранные членами центра, не могут заменяться в течение, как минимум, одного года; лучше продолжать исполнять эти обязанности в течение трех лет".
(Из письма Шрилы Прабхупады Джаяпатаке Махараджу, 24.08.1971)

 

Прабхупада: Должен быть. В том-то и дело. Если вы свергаете монархию, то зачем избираете голосованием другого негодяя, чтобы он стал монархом? Каков ответ? Для чего он вам нужен?

 

Сварупа Дамодара: Потому что им нужен закон и порядок.

 

Прабхупада: Да. Это должно быть. В нашей организации... Например, в каждом храме мы избираем [голосованием – elect] президента. Затем у нас есть GBC. Затем, выше всех, я. Итак, это необходимо. Это не условность. Это необходимость. Поэтому выше всего должен быть Бог. Если эти люди, они говорят: "Нет нужды в Боге, нет пользы от Бога", – это значит, что они негодяи.

(Из беседы во время утренней прогулки, Лос-Анджелес, 16.11.1973)


"Что касается Мадхавананды в качестве президента, если он получил голоса, почему ты выступил против? Ты должен быть беспристрастным. Моя рекомендация такова, что он должен быть президентом. Он был выбран голосованием, и я отдаю за него свой решающий голос".
(Из письма Шрилы Прабхупады Хамсадуте дасу 12.09.1974)

"Относительно местных выборов президента храма: как я понял, ты получил большинство голосов. Значит, ты должен быть президентом. Я отдаю за тебя свой решающий голос. Хамсадута проинформирован об этом по почте".
(Из письма Шрилы Прабхупады Мадхавананде дасу, 16.09.1974)

"Что касается избрания президента, его можно заменять на другого только голосованием. Если голосования не было проведено, тогда президента нельзя заменять. Ни Хамсадута, ни кто-либо другой не может смещать президента по своей прихоти. Согласно "Указанию по менеджменту", GBC не может отстранять президента и назначать нового, это может происходить только по итогам голосования. Обязанность GBC – следить за тем, чтобы президент и другие члены Общества действовали надлежащим образом, следовали регулирующим принципам и повторяли 16 кругов, а также чтобы все остальное соблюдалось как полагается.

Если было решено голосованием, что Хамсадута выберет президента, тогда Хамсадута прав. Без полномочий Хамсадута не может смещать того, кто был избран голосованием. Если голосование было в пользу Мадхавананды, тогда Хамсадута не может своевольно изменять итоги голосования. Но если голосованием было решено уполномочить его выбрать президента, тогда кого бы он ни выбрал, это правильно. Я не получил от своего секретаря никакой информации о том, что Хамсадута был уполномочен голосованием сделать выбор на свое усмотрение. Но почему Хамсадута был уполномочен, если голосование уже состоялось? Вот этого я не знаю.

В целом, я понимаю, что у вас накопилось много противоречий. Поэтому в присутствии всех членов вы можете еще раз проголосовать и принять окончательное решение".
(Из письма Шрилы Прабхупады Мукунде дасу 29.09.1974)

"Что касается выборов в Бхактиведанта Мэноре, как ты и предложил, нужно провести выборы среди всех присутствующих членов, чтобы сделать окончательный выбор. [...] Из двух кандидатов тот, кто получит большинство голосов, может стать президентом".
(Из письма Шрилы Прабхупады Хамсадута дасу, 01.10.1974)

"N.B. Что касается замены Абхирамы и Дамодары, я отсылаю тебя к "Указанию по менеджменту", в котором сказано: "Отстранение президента храма по решению GBC требует одобрения со стороны местных членов храма". Поэтому тебе следует провести голосование среди членов храма и сделать все, что необходимо. А.Ч. Б.С".
(Из письма Шрилы Прабхупады Рупануге дасу, 07.11.1974)

"Относительно Абхирамы: в своем письме ты упоминаешь, что центр в Майями очень важен, 65 преданных, их число растет каждый день, идеальное расположение. Но именно Абхирама сделал это. Он совершил много служения. Его нельзя смещать своевольно. Сексуальное беспокойство – это постоянная болезнь западных людей. В любом случае, я уже написал тебе, что местные члены должны согласиться с тем, что ты его заменишь, согласно "Указанию по менеджменту".
(Из письма Шрилы Прабхупады Рупануге дасу, 08.11.1974)

Автор, анализируя ситуацию с выборами президента в Бхактиведанта Мэноре в 1974 году, приходит к выводу:

цитата:
На этом эпопея с выборами закончилась. В письмах, написанных после 1974 года, тема выборов президента, равно как «демократической» процедуры избрания Джи-Би-Си не поднимается вообще.


Это не соответствует действительности. Например, в августе 1975 года эта тема вновь затрагивается Шрилой Прабхупадой в таком же ключе:

"Что касается ухода Президента в Сиднее, если кто-то не следует регулирующим принципам, он уйдет. Это факт. Был ли избран [голосованием – elected] кто-то другой?".
(Из письма Шрилы Прабхупаде Мадхудвише Свами, 04.08.1975)

цитата:
Отдельные упоминания об этом можно найти в решениях Джи-Би-Си от 1975 года, в которых заново формируются цели и задачи Джи-Би-Си, а также говорится о некоторых принципах его функционирования.


Это, однако, не означает, что документ "Указание по менеджменту" упраздняется или аннулируется. Об этом ни в резолюциях того года, ни где-либо еще нет ни одного упоминания. Его положения скорее дополняются, поскольку решения, зафиксированные в резолюциях GBC в 1975 г. по своей сути не противоречат этому документу.

цитата:
Достоин упоминания следующий момент: начиная с этого года все члены Джи-Би-Си назначаются лично Шрилой Прабхупадой, а не избираются. При этом прежний состав Джи-Би-Си сохраняется, а не заменяется новым, как предполагалось ранее. Таким образом, ряд положений документа 1970 года упраздняется:


Я не вижу достаточных оснований для такого утверждения. Члены GBC назначались Шрилой Прабхупадой, а не избирались, с 1970 года (первый состав из 12 преданных), затем восстановление состава GBC после их отстранения в 1972 году в связи с известной попыткой, не поставив в известность Шрилу Прабхупаду, заменить децентрализованную модель функционирования ИСККОН на более централизованную, и состав из 14 человек на 1975 год и 25 человек на лето 1977 года – все они назначались/одобрялись самим Шрилой Прабхупадой. Положения документа 1970 года автоматически от этого не упраздняются. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 1975 и в 1976 годах этот документ вносится в уставы центров ИСККОН в США. Кстати, Нара-Нараяна Вишвакарма дас, Амеятма дас и ряд других учеников Шрилы Прабхупады, утверждают, что это было сделано по настоянию Шрилы Прабхупады. Вот слова Нара-Нараяны Вишвакармы прабху и матаджи Рупа-Манджари из их статей "Хронология "Указания по менджменту" и "Документ "Указание по менеджменту" и беседа от 28 мая":

"Когда Шрила Прабхупада был в Лос-Анджелесе, он настоял на том, чтобы "Указание по менеджменту" было добавлено в устав храма в Лос-Анджелесе, и это было сделано (в 1975 г.)".

"В 1975 году Шрила Прабхупада организовал, чтобы "Указание по менеджменту" было добавлено, в его полном виде, без каких-либо изменений, в устав ИСККОН Калифорнии (в основном это храмы ИСККОН в Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Лагуна-Бич и т.д.)

В 1976 году, когда была получена регистрация ИСККОН в городе Бэй Эйриа, Шрила Прабхупада также устроил, чтобы "Указание по менеджменту" во всей полноте был добавлен в устав этого центра".

Это были обязаны (и, строго говоря, обязаны до сих пор) сделать все центры ИСККОН, как того требовала упомянутая выше директива от 1974 года (никогда не отменявшаяся Шрилой Прабхупадой):

"ПЕРВОСТЕПЕННОЙ СРОЧНОСТИ

ПОПРАВКИ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ НЕМЕДЛЕННО ВНЕСТИ ВО ВСЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КОНСТИТУЦИИ, УСТАВЫ И Т.Д.

1) Объявляется, что Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупад является Основателем-Ачарьей (ИСККОН) Международного общества сознания Кришны. Он является высшим авторитетом во всех вопросах Общества. Его имя и титул должны размещаться на всех документах, печатных бланках, печатных изданиях и строениях, принадлежащих Обществу.

В частности, следует ясно понимать, что ни один объект недвижимости не может быть куплен или продан кем-либо из должностных лиц Общества без явно выраженного разрешения Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупада, Основателя-Ачарьи ИСККОН.

2) Будет действовать Руководящий совет попечителей, назначенных Основателем-Ачарьей Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадом в соответствии с документом "Указание по менеджменту" от 28 июля 1970 года. GBC должен быть инструментом для исполнения воли Его Божественной Милости Шрилы Прабхупада".
(Из письма 22 июля 1974 года о внесении поправок в документы ИСККОН, подписанного Шрилой Прабхупадой и двумя членами GBC)

Скан директивы: http://iskcon-dom.com/topmost-urgency.html

Сканы уставов ИСККОН Калифорнии и ИСККОН Бэй Эйриа от 1975 и 1976 г. с упоминанием документа "Указание по менеджменту":

http://iskcon-dom.com/iskcon-california.html

http://iskcon-dom.com/iskcon-bay-area.html

Перевод выдержки из устава:

"Признать Основателя-Ачарью Международного общества сознания Кришны Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду высшим авторитетом во всех вопросах Организации или Общества; а Его личных представителей, Управляющий комитет [GBC], – Его уполномоченными агентами или исполнителями, назначенными Им в соответствии с документом "Указание по менеджменту" от 28 июля 1970 года".

Формулировка данного пункта в обоих уставах одинаковая. Очевидно, что используются слова из директивы от 1974 года и из самого документа от 1970 года.

После всего этого возможный вывод о том, что данный документ был забыт, отменен, упразднен и т.п., мне представляется крайне сомнительным.

Теперь по сути процедуры назначения новых членов GBC. Противоречий здесь тоже нет. В "Указании по менеджменту" говорится:

"Моим долгом было по своему усмотрению назначать первоначально двенадцать (12) человек из числа моих учеников, и я делаю это сейчас. Список их имен: […]

2. Его Божественная Милость выберет 12 первых членов GBC. В последующие годы состав GBC будет избираться голосованием всех президентов храмов, которые будут избирать 8 преданных из списка всех президентов храмов, в который может быть включен любой секретарь, отвечающий за храм. Те 8 президентов, которые получат максимальное число голосов, станут членами нового состава GBC до следующих выборов. Шрила Прабхупада по своему выбору будет указывать, какие четыре члена GBC будут оставаться на следующий срок. В случае отсутствия Шрилы Прабхупады члены GBC, чей срок заканчивается, будут решать, кто эти четверо, которые продолжат исполнять обязанности членов GBC".

Со временем число GBC увеличилось от первоначальных 12 до 25 в середине 1977 года (что, впрочем, в случае выборов не мешает соблюдать пропорцию от 8 и 4 членов – 66 и 33% соответственно). Однако Шрила Прабхупада как назначал членов GBC по своему усмотрению, так это и продолжилось после собрания GBC 1975 года. В документе от 1970 года оговорено два варианта: Шрила Прабхупада собственноручно назначает членов GBC, либо будет голосование. Вероятнее всего, планировалось, что выборы следует начать еще в присутствии Шрилы Прабхупады, однако этого не произошло ни в 1974 году (три года спустя после первого собрания GBC в 1971 году в Новом Вриндаване), ни в 1977 году. По поводу непростой обстановки в ИСККОН в эти годы и очевидного нежелания некоторых лидеров ИСККОН доводить до сведения преданных документ "Указание по менеджменту", и уж тем более следовать его условиям, ограничивающим возможности GBC, можно написать отдельную статью со множеством воспоминаний, цитат Шрилы Прабхупады и т.д. В этом ответе напишу короче. После того как в 1972 году Шрила Прабхупада был вынужден приостановить деятельность GBC за серьезную ошибку, и после неоднократных проявлений недовольства Шрилы Прабхупады деятельностью GBC (разумеется, я не говорю, что GBC всё делали плохо; отнюдь, было совершено много ценного служения), а также после того как его указания о выборах на практике не были исполнены GBC, в 1974 году была разослана директива с требованием о внесении поправок в уставы ИСККОН, упомянутая выше. Первый ее пункт был выполнен, второй, о внесении поправки, которая увязывала GBC с документом "Указание по менеджменту", выполнен не был, за исключением двух уставов, о которых говорилось выше. Это лишь небольшое касание истории того, что тогда происходило. В связи с этим хочу привести любопытное письмо Шрилы Прабхупады, указывающее на его нежелание форсировать вопрос с более детальной проработкой механизма функционирования GBC:

"Я получил твое письмо от 5 декабря 1974 года. Что касается собрания GBC, которое будет проведено в Майяпуре в 1975 году, это собрание должно состояться за пять дней до самого фестиваля, и оно будет проведено в моем присутствии. Относительно твоих предложений: суть в том, что мы должны сделать расширенную конституцию системы управления со стороны GBC. Но трудность в том, что наши люди GBC падают жертвой майи. Сегодня я доверяю ему пост GBC, а завтра он падает. Вот в чем трудность. Если члены GBC настолько неустойчивы, что же говорить о других? Пока эта проблема не будет решена, что бы мы ни решили, это не будет очень полезным. Мы обсудим это на нашем собрании. Если когда-нибудь члены GBC смогут вести управление должным образом, тогда я получу время для написания своих книг".
(Из письма Шрилы Прабхупады Джаятиртхе, 16.12.1974)

Это письмо может объяснить, почему на практике не были введены выборы GBC и не была завершена работа над расширенной версией конституции ИСККОН до ухода Шрилы Прабхупады. Однако напомню, что в любом случае отсрочка выборов в принципе не противоречит документу "Указание по менеджменту", поскольку в нем оговорены два варианта (выборы голосованием и назначение Шрилой Прабхупадой). Итак, что же было решено на собрании GBC в 1975 в присутствии Шрилы Прабхупады? Виджитатма прабху цитирует соответствующую резолюцию GBC 1975 г. (номер 5):

цитата:
Постановили. Избрание членов Джи-Би-Си происходит следующим образом: Шрила Прабхупада назначит (или выдвинет) [нового члена], а в случае несогласия Его Милость заменит его. Выборов не будет, а нынешний член Джи-Би-Си останется. (Оригинал: «Resolved: The selection of GBC members is that Srila Prabhupada will nominate, and if there is a discrepancy, His Grace will change him. There will be no elections, and the pre ent GB mem er will remain»).


Я бы прежде всего отметил, что точнее перевести так: "Избрание членов Джи-Би-Си происходит следующим образом: Шрила Прабхупада назначит (или выдвинет) [нового члена], а в случае [его] отклонения [а не "несогласия"] Его Милость заменит его".

То есть речь не о том, что Шрила Прабхупада представит кандидата, а в случае несогласия (со стороны GBC или кого-то еще – вероятно, так надо понимать логику автора), Шрила Прабхупада передумает. Нет, здесь говорится о том, что выборов не будет, а новые члены GBC будут и назначаться, и отстраняться решением Шрилы Прабхупады. В этом нет ничего нового. Обратите внимание: в резолюции совершенно никак не отменяется или модифицируется документ "Указание по менеджменту", который, между прочим, назывался Шрилой Прабхупадой "конституцией" ИСККОН (к этому еще вернемся ниже). Более того, как цитировалось выше, после этого собрания Шрила Прабхупада отсылает к этому документу в письме к одному из членов GBC в августе 1975, а в ноябре 1975 и в 1976 году этот документ включается в уставы центров ИСККОН. Всё это подтверждает вполне логичное мнение, что данная резолюция GBC не говорит об отмене выборов навсегда и уж тем более не упраздняет "Указание по менеджменту". Если эта резолюция означает, что выборы GBC президентами храмов больше никогда не будут проводиться, а все новые члены GBC будут назначаться Шрилой Прабхупадой, то кто будет их назначать после ухода Шрилы Прабхупады? После ухода Шрилы Прабхупады остается один механизм, описанный в его документе – "Указание по менеджменту" – то есть выборы голосованием президентов храмов, которые не были отменены Шрилой Прабхупадой. Тем более что данный документ составлялся с прицелом именно на уход Шрилы Прабхупады, о чем говорится в нем самом:

"Я старею, мне уже 75, и в любую минуту могу уйти из жизни, поэтому я считаю необходимым дать своим ученикам указания, касающиеся того, как управлять всей организацией. Они уже управляют отдельными центрами, во главе которых стоят президент, секретарь и казначей, и, по моему мнению, неплохо справляются с этим. Однако мы хотим улучшить управление храмами, повысить уровень проповеди сознания Кришны, увеличить распространение книг и журналов, открывать новые центры и должным образом обучать преданных. Поэтому я и решил остановиться на названных принципах управления в надежде, что мои возлюбленные ученики милостиво примут их. […] В случае отсутствия Шрилы Прабхупады члены GBC, чей срок заканчивается, будут решать, кто эти четверо, которые продолжат исполнять обязанности членов GBC".
("Указание по менеджменту", 28.07.1970)

Более того, в ходе собрания GBC в Майяпуре в 1975 году, 27 марта члены GBC провели обсуждение со Шрилой Прабхупадой (есть соответствующая аудиозапись, которая, кстати, цитируется Виджитатмой прабху). Одним из вопросов обсуждения был текст "Клятвы верности" (Oath of Allegiance) – юридически обязывающего документа, который с тех пор должен подписываться каждый год президентами храмов и членами GBC ИСККОН (надеюсь, что эта практика будет восстановлена в ИСККОН в полной мере), чтобы исключить их злоупотребления вверенными им полномочиями. Текст этой клятвы был зачитан Шриле Прабхупаде, обсужден с ним и сформулирован в окончательном виде, затем резолюция GBC номер 6 от 1975 года утвердила это:

"6) Постановили: Каждый член GBC и президент храма должен ежегодно подписывать клятву верности".

В сентябре 1975 года Шрила Прабхупада потребовал применить юридическую ответственность за нарушение этой клятвы:

"Что касается Манасви: тебе следует немедленно начать преследование в судебном порядке. Обвинение должно быть сформулировано как "нарушение доверенным лицом своих обязанностей" и "растрата средств". Сегодня я получил его "Клятву верности", должным образом подписанную им и нотариально заверенную. Когда потребуется, я вышлю ее тебе. Поэтому я и хотел эту декларацию. Немедленно начинай судебное преследование".
(Письмо Шрилы Прабхупады Парамахамсе, 04.091975)

Так вот, в этой клятве верности, помимо прочего, сказано:

"Я (указать Ф.И.О. согласно документам, затем указать инициированное имя, дату рождения), в настоящее время проживающий по адресу [такому-то] и имеющий гражданство (например, американское, германское и т.д.), настоящим торжественно подтверждаю, провозглашаю и утверждаю следующее:

Я утверждаю, что я был избран [голосованием – elected] или назначен [nominated] членом Управляющего совета либо президентом храма по рекомендации моего Гуру Махараджи, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады – Основателя, Ачарьи и Высшего Авторитета движения сознания Кришны, действующего под названием ИСККОН".
(Из текста "Клятвы верности", беседа GBC со Шрилой Прабхупадой, Майяпур, 27.03.1975)

То есть, очевидно, что в 1975 году по-прежнему учитывались оба возможных варианта появления новых членов GBC и президентов храмов – избрание (голосованием) и назначение Шрилой Прабхупадой. Если бы это было не так, в тексте "Клятвы верности" упоминания об этом, естественно, не было бы. Резолюции GBC того года не могли быть противоречивыми: одна якобы исключает выборы навсегда, даже после ухода Шрилы Прабхупады, а другая, обязывающая подписывать клятву верности, подтверждает их.

цитата:
В том же 1975 году на заседаниях Джи-Би-Си (к сожалению, мы располагаем только частью записей) преданные, обсуждая с Прабхупадой очередные решения, подводят промежуточный итог. Там говорится и о назначении президентов храмов (правда, говорится о новых храмах, что там было со старыми – пока еще предстоит разобраться): Джаятиртха: Я надеюсь, это не… В любом случае, идет обсуждение обязанностей представителей Джи-Би-Си в их зонах. Итак, нам уже было сказано: организовывать открытие новых храмов, назначать президентов для новых храмов, брать на себя ответственность за обучение всех президентов и следить за соблюдением духовных стандартов.


Снова начну с более точного перевода: "Итак, мы уже сказали [не "нам уже было сказано"] о том, чтобы организовывать открытие новых храмов, назначать президентов для новых храмов, брать на себя ответственность за обучение всех президентов и следить за соблюдением духовных стандартов".

С этим, насколько мне известно, никто не спорит. В "Указании по менеджменту" сказано, что "Санньяси будут предлагать открывать в подходящих местах новые центры, а GBC будет принимать необходимые меры. […] 6. Основная задача GBC – организовывать открытие новых храмов и поддерживать уже существующие".

На практике это означает, что члены GBC обязаны планировать распространение ИСККОН в новых географических регионах и населенных пунктах. Они могут давать советы о том, кого и куда отправить, чтобы появился новый центр. Естественно, что в новом центре президентом станет тот, кто его открыл (например, семейная пара открывает центр в своем доме), или, если в этом участвует команда из нескольких человек, то президент определяется в консультации с GBC. Но это никаким образом не отменяет того факта, что для действующих центров президент должен заменяться не единственно по решению GBC, а должно проводиться собрание общины и голосование. После этого, как указывал Шрила Прабхупада, новый президент должен оставаться на своем посту как минимум один год, а лучше три года. Если он не устраивает членов GBC и/или местных преданных, снова может быть поднят вопрос о голосовании. Данный момент важен для сохранения баланса власти в ИСККОН (и минимизации коррупции или злоупотреблений), но, к сожалению, не выполняется в ИСККОН в полной мере, хотя оснований для упразднения голосования общины по поводу замены руководства храмов нет. Этот стандарт был дан Шрилой Прабхупадой, и я надеюсь, что он будет восстановлен в ИСККОН.

Автор упоминает решения GBC в 1975 году. Рассмотрим их подробнее. 26 марта была принята резолюция:

"4) Постановили: Не будет смены Президентов, однако трудные ситуации следует разрешать. В случае неисправимости Президента, который:
1) не присылает отчеты или присылает отчеты, не соответствующие действительности;
2) занимается нецелевым расходованием денег;
3) не следует регулирующим принципам, он должен быть заменен. В чрезвычайной ситуации три члена GBC могут принять решение в связи с этим, а если ситуация не является чрезвычайной, решение будет принято большинством голосов GBC почтовым отправлением".

Текст данной резолюции, к большому сожалению, неоднозначен, и непонятно, что именно она запрещает. Что подразумевается под "не будет смены Президентов"? Явно, не в абсолютном смысле, ведь в этой же резолюции приводятся три условия, при которых "он должен быть заменен" (это же диктует и здравый смысл, ведь члены GBC не могли иметь в виду, что однажды того, кто стал президентом, никогда и ни при каких отклонениях невозможно будет заменить). Тогда о какой замене идет речь? Возможно, имеется в виду, что во всех центрах ИСККОН никогда не будет регулярных, периодических выборов президентов общиной? Тогда почему не сказано об этом прямо, и приходится уж очень сильно экстраполировать эту мысль? Может, имеется в виду, что члены GBC больше не будут пытаться смещать президентов храмов и заменять их по своему усмотрению? Эта версия, на мой взгляд, имеет больше шансов, ведь именно это происходило в истории ИСККОН (в частности в предыдущем, 1974 году) и описано в "Указании по менеджменту":

"8. Отстранение президента храма от занимаемой должности по решению GBC требует одобрения со стороны членов соответствующего храма".

Вот в 1975 году члены GBC в присутствии Шрилы Прабхупады, порицавшем эту тенденцию некоторых членов GBC, и оговаривают, что смены президентов (лишь по их решению) больше не будет. Повторю, это тоже всего лишь версия, а в целом ввиду двусмысленности текста резолюции, получается, что неясно, как именно ее следует применять на практике, а, стало быть, оправдывать с ее помощью отмену выборов президента храма – необоснованное занятие.

Очевидно, что менять президента, если он хорошо справляется со своими обязанностями, большинство членов общины вряд ли захочет. Я также напомню, что уже после заседания GBC 1975 года Шрила Прабхупада написал о замене президента голосованием (что еще раз опровергает мнение о запрете голосования по поводу президента храма):

"Что касается ухода Президента в Сиднее, если кто-то не следует регулирующим принципам, он уйдет. Это факт. Был ли избран [голосованием – elected] кто-то другой?"
(Из письма Шрилы Прабхупаде Мадхудвише Свами, 04.08.1975)

Думаю, этот вопрос исчерпан – президенты центров ИСККОН должны заменяться не единственно решением GBC, но главным образом, по итогам голосования местной общины. Таким образом, Шрила Прабхупада выстроил сбалансированную систему сдержек и противовесов: в случае отклонений, злоупотребления властью, растраты средств и т.п., президент центра может быть оперативно смещен на всеобщем собрании-иштагоштхи членов общины, а члены GBC, избираемые президентами храмов, могут быть лишены своего положения по истечении трех лет в случае, если даже просто оказываются хуже других членов GBC (для наиболее способных есть возможность быть переизбранными всеми членами GBC на следующий 3-летний срок); так высший эшелон исполнительной власти ИСККОН ограничивается в своих полномочиях (в разумных пределах) и подлежит контролю со стороны второго, более многочисленного эшелона – президентов центров, и выбирается ими.

Если, к примеру, GBC решает, что президент отклонился, а община – что не отклонился, и не захочет его сменять, GBC может временно исключить весь этот центр из международного сообщества центров ИСККОН (например, община Нового Вриндавана исключалась из ИСККОН после расследования ФБР и заключения под стражу Киртанананды Свами), а путем переговоров, проповеди, устранения противоречий позднее может быть вновь восстановлена в прежнем статусе (как и произошло впоследствии с Новым Вриндаваном), а не пытаться любой ценой отстранять руководство храма, не считаясь с мнением местной общины, и назначать "сверху" (или хуже того – откуда-нибудь присылать) новое руководство.

Напоследок любопытный момент: в уставе нью-йоркского центра ИСККОН (прабхупадануг – "ритвиков"), в который в 2004 году был включен документ "Указание по менеджменту", по поводу президентов храмов сказано:

 

"б. Президенты храмов: Каждый храм Общества управляется президентом, секретарем и казначеем. Президент храма ответственен за всю деятельность храма. Для вновь открытых храмов президент храма определяется среди первоначальных членов храма в консультации с GBC. В случае отсутствия других членов он автоматически признается президентом храма. В уже существующих храмах президент храма, в принципе, меняться не будет. Он может быть заменен на другого президента лишь по итогам голосования членов храма, проведенного под наблюдением GBC (см. приложение 5, пункт 8, раздел "Особенности функционирования Руководящего совета")".

В свете приведенных выше цитат и аргументов я не вижу причин не соглашаться с такой формулировкой. Мой вывод: решения GBC 1975 года не отменяют принцип "демократического" избрания президентов центров в действующих храмах ИСККОН и не упраздняют принципы документа "Указание по менеджменту", делая его устаревшим или недействительным. Мнение, что в 1974 году после выборов в Бхактиведанта Мэноре "эпопея с выборами закончилась", не вижу оснований считать соответствующим истории ИСККОН и наставлениям Шрилы Прабхупады.

 

цитата:
К 1977 году процедура назначения членов Джи-Би-Си устанавливается окончательно. Из записи встречи Шрилы Прабхупады с членами Джи-Би-Си от 28 мая 1977 года мы видим, что назначение новых членов Джи-Би-Си происхоит путем голосования уже действующим составом Совета:


Утверждения автора, понимаемые буквально, порождают очевидное сомнение: если процедура назначения членов GBC к 1977 году была установлена окончательно, то и вопроса об этом Шриле Прабхупаде в конце мая специальная делегация GBC, подготовившая список вопросов о том, как быть после ухода Шрилы Прабхупады, вероятнее всего, не задавала бы. Кстати, это еще раз показывает временный характер резолюции GBC номер 5, принятой в 1975 г., согласно которой: "Избрание членов Джи-Би-Си происходит следующим образом: Шрила Прабхупада назначит (или выдвинет) [нового члена], а в случае отклонения Его Милость заменит его. Выборов не будет, а нынешний член Джи-Би-Си останется". После этого ни в одном документе или резолюции, насколько мне известно, не было зафиксировано изменения этого процесса или передачи GBC полномочий на избрание новых членов GBC, и это существенный момент. Новые члены GBC появлялись в 1977 году с одобрения Шрилы Прабхупады – например, в этой же беседе от 28 мая он добавляет в состав GBC Васудеву прабху, а летом Шрила Прабхупада добавил еще одного члена GBC:

"И в завершении скажу о том, что Шрила Прабхупада назначил нового члена GBC для Северной Индии (включая Дели, но не Врндаван) – Его Святейшество Бхакти Чайтанью Свами".
(Из письма Рамешвары Свами членам GBC от 21.07.1977)

В 1976 и 1977 году члены GBC могли предлагать кандидатуры попечителя ББТ или члена GBC (такое, судя по всему, действительно было), но всё это было не без ведома и согласия Шрилы Прабхупады, это обсуждалось со Шрилой Прабхупадой и одобрялось им; о данном принципе упоминалось еще в "Указании по менеджменту":

"1. GBC будет следить за всей деятельностью и управлением ISKCON, получая указания от Шрилы Прабхупады, и Его Божественная Милость имеет право давать окончательное одобрение по всем вопросам".

Пример со Сварупой Дамодарой Госвами:

Прабхупада: И он был избран членом GBC, Сварупа Дамодара?

Хридаянанда: Он был немедленно принят, потому что было сказано, что Вы хотели, чтобы он стал GBC.
(Из беседы со Шрилой Прабхупадой, 01.03.1977)

Более того, в 1976-77 гг. резолюции GBC могли изменяться или отменяться собранием президентов храмов (которое тоже могло формулировать тексты резолюций и передавать их на рассмотрение GBC) и Шрилой Прабхупадой, о чем было принято решение в 1977 году:

"4. Постановили: Все резолюции, которые GBC принимает каждый день, будут сообщаться Шриле Прабхупаде для его одобрения. После этого они будут публиковаться на доске объявлений.

После того как повестка будет обсуждена, будет проведено собрание президентов храмов. Если большинством в 2/3 голосов президенты проголосуют за поправки к резолюциям или за принятие новых резолюций, это будет передано на рассмотрение GBC, которые проведут собрание и проголосуют за эти решения, и это решение будет окончательным. После этого Шрила Прабхупада рассмотрит эти резолюции и примет последнее решение или одобрит их".

Единственный случай, когда члены GBC избрали голосованием нового члена GBC, не поставив в известность Шрилу Прабхупаду, было собрание 1972 года, на которое не были приглашены некоторые члены GBC и сам Шрила Прабхупада. Один из бухгалтеров ИСККОН, Атрея Риши дас (который получил образование менеджера в одном из престижных университетов США и имел опыт работы менеджером), был избран секретарем GBC, а также были приняты другие решения о централизации ИСККОН (решения того собрания, к сожалению, отсутствуют в свободном доступе до сих пор). Узнав об этом, Шрила Прабхупада написал ряд писем членам GBC, телеграмму, меморандум всем президентам храмов ИСККОН, выразив глубокое неудовлетворение такими действиями за его спиной, и временно отстр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...