Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подчинение го. Власти

Принятие христианства на Руси и его последствия

 

Часто возникающие вопросы при работе со студентами и обывателями

1) Когда и кто крестил Русь

2) Сколько раз крестил Русь

3) Если апостол Андрей, действительно приходи на Русь, то почему наши предки не приняли христианство тогда

4) Почему княгиня Ольга была канонизирована

5) Почему святым стал князь Владимир

6) Почему выбрано в качестве религии было христианство

7) В каком состоянии находилась языческая культура к моменту принятия христианства

 

 

1) Согласно православной историографии: первое крещение Руси относится к I веку (территориальный принцип), крещение территории, на которой возникла Русь.

 

Второе крещение Руси относится к княгине Ольге (957). Крещение Руси – как создание союза, + её сын и внук будут приравнены к Византийским императорам. Решила пригласить из священной Римской империи. В 962 году, миссионеры были вынуждены покинуть территорию страны, выжил лишь 1, остальные погибли. К 962 году, Святослав взял власть в свои руки, и при нём не проводилась христианизация.

 

Третья попытка 988 год (условная дата), время крещения князя. Началось с Киева, значительная часть дружины была христианами + торговцы. Дальше – Новгород, Владимир послал Добрыню, город закрыл ворота. Город был осаждён и взят, местное население крестили огнём и мечём. Первые миссионеры кончали жизнь не естественной смертью. Миссионеры пытались опираться на детей.

 

3) Не было общего объединения, жили в другом месте

 

4) Причины канонизации Ольги: а) Идеологическая, Ольга одна из первых правителей + первый правитель христианка, Ольга прославилась, как очень мудрый правитель; б) В христианском мышлении всегда есть место для покаяния человека. Ольга лично пыталась миссионерствовать. Равноапостольная – потому что много сделала для крещения Руси. При ней были построены церкви.

 

5) а) Идеологическая причина – массовое крещение; б) Жизнь до крещения – распутник, пьяница, возможно убийца одного из его братьев или всех братьев, После крещения – женатый, нет наложниц, строит храмы, священнослужители влияли на князя

 

 

6) Большинство соседей христиане (+ язычники и иудеи + мусульмане – Хазария, после похода Святослава). Исламу не, т.к. не пьют вина. Западное христианство – после Атона приходят слабые правители, зачем дружить со слабым государством. Византия – империя, Болгары – славяне, царство, претендующее на статус империи. Нужно заинтересовать население, Владимир отправил послов в Константинополь на службу – пышная служба… служба может зацепить, разнообразие. В Европе – папство, делиться властью с папой и подчиняться ему - не может понравиться Владимиру.

 

 

7) Не найти точного описания, археологи не доделали свою работу, письменность была в зачаточном состоянии. Предметы материальной культуры сохранились в земле. В начале XX была масса фальсификаций.

 

Первые Русские святые: Ольга. Владимир, Борис, Глеб. Первые преподобные: Антоний и Феодосий Киево-Печерский, Нестор.

Первый киевский митрополит – Михаил, грек. Первый русский митрополит Илларион. Мученики: Борис, Глеб, епископ Леонтий (Мучеником стал после 1700 года) из города Ростова.

Первые русские епархии появились в 992 (всего сначала 5 епархий, названия по крупным городам Новгородская, Черниговская, Ростовская, Владимиро-Волынская. Белгородская).

Первые мощи: княгиня Ольга (1007 г.). Первые русские храмы, согласно летописям – храм святого Василия в Киеве, согласно легенде на капище Перуна; церковь Богоматери в Киеве, на месте убийства двух Варягов.

Первые монастыри: название их неизвестно, но были уже при Владимире. Первые известные: возникшие при Ярославе Мудром, Георгиевский (имя Ярослава Мудрого при Крещении) 1037, монастырь святой Ирины ~ 1051, всего известно 68 названий монастырей, до прихода Монголов.

 

Последствия принятия Христианства на Руси.

 

1) экономическое, политическое и культурное сближение с Византийской империей и тех, кто принял христианство от неё (Армения, Грузия, Болгария)

2) охлаждение отношений с западной Европой (в перспективе) и последующая культурная изоляция от неё

3) появление новой митрополии в составе Константинопольского патриархата

4) укрепление государственной власти, за счёт опоры на духовенство

5) формирование новой морали

6) развитие права (кодексы Цицерона и т.п., Номоканон – греч. закон, правило. 6-8 век, постоянно дополнялся представителями церкви и императором)

7) развитие христианской и славянской культуры; унифицированная письменность; иконопись; летописание; переводные книги; выдвинулись собственные мастера.

 

 

Лекция №3

Русское православие 16 – начала 20 веков

 

1) экономическое развитие церкви и изменения в церковном управлении.

2) участие церкви в политической жизни страны и её влияние на внешнюю политику государства…

3)…

 

Церковь и государство.

 

Периодизация:

1) Начальный период (от образования миссийной русской митрополии (861г.) го крещения Руси (988)

2) Киевский период (от крещения Руси и образования митрополии в 1037 г. До нашествия татаро-монголов (1237г.)

3) Московский период (от нашествия татаро-монголов (1237г.) до кончины патриархи Адриана (1700г.)

 

а) Киево – Владимиро - Московский подпериод (1237-1461) Киев - Владимир (1299) – Москва (1325).

1448 г. – фактическая автокефалия Русской митрополии при Ионе и Иване III.

Повод: 1438-1445. – уния (до 1451г.)

 

1454 г. – предоставление восточными патриархами русскими епископами права избирать и поставлять своего митрополита (в 1453 г. Константинополь пал).

 

В 1458 г. Разделение Русской митрополии на Восточную (Московскую) и Западно–русскую (Киевскую, Литовскую).

 

 

Б) Подпериод от разделения митрополии (1461 г.) до установления патриаршества (1589 г.)

Завершение процесса объединения Севера и Востока Руси.

 

1478-1480 – решающий период в собирании земель Руси (бунт в Новгороде, бунт братьев царя, действия Литвы и Большой Орды против Москвы).

1480 г. Во время стояния на Угре Вассиан Рыло архиепископ Ростовской убеждает Ивана III именовать принять титул царя (т.е. независимого правителя)

 

 

Юридическое признание автокефалии и претензий на лидерство в православном мире.

В 1472 г. Иван III женился на Софье Палеолог и с этого времени стал активно вмешиваться в церковные дела.

- Иван IIIи митрополит Геронтий (1490)

------- 1478 г. Столкновение из-за Кириллова Белозерского монастыря

------- 1479-1481 гг. по солнцу или против солнайа обходить храм? Иван III извиниля

------- 1483…

 

Частичная переориетанция московского государства на запад.

 

1476 г. собор запретил Въезд папским легатам.

 

Церковь и государство при Иване IV

 

Во внешней политике:

· Завоевание новых территорий

· Взаимоотношения с православным, катоилческим и мусульманским миром

 

Во внетреней политике:

· Личные взаимоотношения Ивана IV поердстоятелей церкви

· Судебник Иваеа IV

· Стоглав

· Отношение церкви к опричнине

 

 

Борьба с ересью Башкина

1553-1554 Церковный собор в Москве, на котором была осуждена ересь еретиков протестантского толка Матвея Башкина и его приспешников и сослали их в северные монастыри.

 

Нововведения

 

1521 г. Установление празднования (21 мая) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Махмет Гирея.

 

1547, 1549 гг. …

1555 – 1560 гг. – Собор Покрова, что на рву, также называемый Храм Василия Блаженного.

До XVII века обычно назывался троицким.

 

В 1589 г. При Борисе Годунове учреждён патриархат. Первым патриархом стал свт Иов.

 

 

Подчинение го. Власти

С 1667 г. Церковь сильно ослаблена старообрядческим расколом, а затем реформами Петра I.

 

 

Позиция духовенства по отношению к Петру Iего деятельности была неоднозначной:

1) Правые. Патриарх Адриан (1690-1700) был сторонником сохраниения существующего положения внутри церкви и ш1л только на незначительные корректировки.

2) Центр. Стефан Яворский ……………

3) ……..

 

С Петром I священникам стали платить жалование от государства…

Славяно-греко-латинская академия……..

 

Церковь утратила моральный авторитет.

Секуляризация общества.

Рост авторитаризма внутри церкви.

Преобладание количественного роста церкви над качественным.

Укрепление старообрядчества, рост сектантских настроений, отход народа и интеллигенции от церкви.

Нарастание противоречий между государством и церковью (церковь в оппозиции).

 

Лекция №4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...