Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свободное время, досуг и отдых




Свободное время населения представляет собой часть его внера­бочего времени. Это время на домашний труд и самообслужива­ние, сон и еду, передвижение к месту работы и обратно, время, затрачиваемое на учебу, воспитание детей, отдых, общественную деятельность. Оно предназначено для культурного, интеллекту-


 

 


ального, физического развития и отдыха населения. Свободное время носит остаточный характер, т. е. сюда включается все то, что из другого вычитается. Иными словами, это время, оставшее­ся человеку после трудовых будней, хождения по магазинам, до­машних хлопот, воспитания детей и т.д. В свободное время не входит время на домашнюю работу, на еду, покупки, передвиже­ние в транспорте, не включается время на дополнительные зара­ботки. По данным статистики, доля свободного времени у разных групп населения колеблется от 5 до 34% суточного фонда времени.

Свободное время должно быть личным и никаким другим. Пси­хологически расслабиться, отдохнуть от суеты жизни, слегка вздрем­нуть, почитать книгу, посмотреть телевизор, поговорить по теле­фону или прогуляться — это есть проведение свободного времени.

Свободное время включает элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдых и развлечения. В классификации затрат свободного времени сейчас выделяются следующие: посе­щение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищ­ных мероприятий; просмотр телепередач, прослушивание радио; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; встречи, визиты, игры и т.п.; прочие виды от­дыха; социально-политическая деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия.

Свободное время исторически меняется. Если сравнить его объем и структуру, например, в 1985 и в 1990 гг., то обнаружатся опре­деленные различия (табл. 3 и 4).

Таблица 3 Свободное время работающих, СССР, март 1985 г.

 

 

 

Элементы свободного времени Свободное время, ч — мин
мужчин женщин
Будни Выходные Будни Выходные
Посещение театров, кино, кон­цертов, спортивных и других зрелищных мероприятий 0-07 0-36 0-07 0-37
Просмотр телепередач, прослушивание радио 2-04 3-18 1-09 2-18
Чтение газет, журналов, книг 0-41 1-18 0-18 0-42
Прогулки и занятия спортом 0-19 0-17 0-11 0-57
Другие^виды затрат 0-29 2-09 0-22 1-28
^Реднем на одного работающего 3-42 8-38 2-07 6-02

С 7,1Сточник: Социальная статистика / Под ред. И.И.Елисеевой. — М., 1997. —


 




Таблица 4 Свободное время работающих женщин, СССР, март 1990 г.

 

 

Элементы свободного времени Свободное время, ч — мин
Рабочий день Выходной день
Посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий 0-04 0-22
Просмотр телепередач, прослушивание радио 0-51 1-50
Чтение газет, журналов, книг 0-14 0-30
Прогулки и занятия спортом 0-05 0-29
Встречи, визиты, игры и т.п. 0-04 0-48
Прочие виды отдыха 0-04 0-32
Социально-политическая деятельность, митинги, собрания 0-01 0-02
Религиозные занятия 0-01
В среднем на работающую женщину в сутки 1-23 4-38

Источник: Социальная статистика / Под ред. И.И.Елисеевой. — М., 1997.— С. 219.

За 5 лет дифференциация свободного времени у мужчин и жен­щин осталась той же: у мужчин его в 2 раза больше, чем у жен­щин. Однако в обоих случаях оно сокращается. Возросли затраты времени на ведение домашнего хозяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, на садовом, дачном или других земельных участках. Свободное время населения сокращается и с возрастом. Так, у женщин в возрасте 45 лет и старше свободного времени меньше, чем в возрасте 16 — 19 лет, в 1,7 раза.

Общая закономерность в использовании свободного времени работающими членами семей сводится к тому, что большая его часть используется пассивно, в основном на просмотр телепере­дач и прослушивание радио. Так, по рабочим дням у мужчин и женщин на это уходит 60 % свободного времени, а на чтение — в среднем 10%. В выходные дни свободное время используется бо­лее разнообразно. Снижается доля пассивного отдыха в среднем до 40% и увеличиваются затраты времени на встречи, визиты, игры, посещение кафе и т.п.1


Международное исследование, проведенное учеными Мичи­ганского университета, выявило, что меньше всего свободного времени остается у японцев, традиционно отличающихся трудо­любием и высокой работоспособностью: немногим более 13 ч в неделю у мужчин и около 11 ч у женщин. На другом полюсе датча­не у которых время на отдых составляет 54 ч в неделю — у муж­чин и на 1 ч меньше у женщин. На среднестатистического мужчи­ну в США приходится в неделю 20,5 ч отдыха, а на женщину — около 22 ч1.

Досуг — определенная часть свободного времени, период лю­бительской деятельности, просмотра телепередач, чтения книг, посещения театров и т. п. Досуг входит как составная часть в сво­бодное время. Это часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению.

Основные параметры досуга — продолжительность, место и способ проведения, структура. Отдых это не только сон, но также отпуск, прогулки.

Досуг и отдых являются составными частями повседневного образа жизни людей. Досуг и расслабление (отдых) — понятия, которые тесно связаны друг с другом. В свободное от работы время люди стремятся просто отдохнуть, расслабиться. Правда, расслаб­ление одни понимают как танцы или игру на музыкальных инст­рументах, а другие — как праздное застолье.

На производственный поток отдых и расслабление поставили греки и римляне. Римская империя — это страна с 100-миллион­ным населением и 2-миллионной столицей. Все игры и развлече­ния носили массовый характер. Цирк Максима вмещал 400000, Колизей — 90000 зрителей. Народ требовал хлеба и зрелищ. Игры гладиаторов, морские сражения в искусственных озерах, гонки на колесницах — это были массовые шоу в современном понимании. Правда, выглядели они кровожадными, грубыми и жестокими.

В Средневековье не было массовых зрелищ, выполняющих фун­кцию отдыха. Они появились в XIX в., прежде всего в США. В эту эпоху, описанную Ч.Диккенсом, люди жили мало, работали по 12—14 ч, обычным являлся тяжелый детский труд. Оставшееся от работы время было посвящено удовлетворению главным образом биологических потребностей: сон, гигиенические надобности, секс, еда, питье. Раньше досуг являлся привилегией меньшин­ства, а сегодня он доступен буквально всем.

Досуг — это совокупность действий, которые человек совер­шает по своему желанию, с тем чтобы расслабиться или отвлечь-Ся> Добровольно принять участие в общественной жизни, приоб-


 



1 См.: Социальная статистика / Под ред. И. И. Елисеевой. — М., 1997. — С. 220.


См.: Социальная статистика / Под ред. И. И. Елисеевой. — М., 1997. — С. 220.


рести какие-то знания или самоусовершенствоваться, после того как он освободится от своих профессиональных, семейных и со­циальных обязанностей. Возможно, что при таком определении досуг сливается с отдыхом.

Однако досуг не следует отождествлять ни с отдыхом, хотя некоторые его формы могут включать в себя досуг, ни с праздно­стью, когда человек ищет пути удовлетворения своих потребнос­тей, не принимая участия ни в работе, ни в иной продуктивной деятельности. Одним словом, досуг — это деятельность ради соб­ственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причи­не материальной необходимости. Иначе говоря, это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится.

Возможности проведения досуга ограничены следующими мо­ментами:

1) выбирать можно только из того, что доступно;

2) выбирать приходится из того, что можно позволить себе с
материальной точки зрения;

3) развлекаться можно только так, как это принято в данном
обществе и в данное время.

В передовых странах досуг проводится по-разному. Это зависит от экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций.

В индустриальном обществе время, остающееся после работы, можно заполнить самыми разнообразными занятиями, такими, как уход за садом или огородом, мелкий ремонт дома, рыбная ловля, игры с детьми, спорт, чтение, посещение театра или кино, можно слушать радио и смотреть телепередачи, отправиться на экскурсию или в путешествие, навестить родственников или дру­зей и т.п.

А что происходит в традиционном обществе, которое столь широко представлено в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки?

В отсталых странах, в частности в Дагомее, труд и культовые обряды слиты воедино. Причем деятельностью, приносящей наи­большее удовлетворение, является как раз ритуал. Нет такого вида работы, куда бы он ни проник. Работа рассматривается просто как действие, необходимое для поддержания благосостояния группы, а ее добровольное исполнение — как выражение красоты, добро­детели, полного единения с миром и уважения к старшим.

На празднествах, посвященных языческим богам, жители аф­риканской деревни поют и пляшут под звуки тантама, отмечая окончание уборочных работ. Особая разновидность ритуалов свя­зана с культом мертвых. Смерть старика отмечается как его отъезд из деревни. Если же умирает молодой человек, то это обычно со­провождается целым рядом ритуальных церемоний. Многочислен-


ные карнавалы с тамтамами и танцами происходят даже в городе в конце недели, месяца или квартала.

С первобытных времен Африка была и остается местом, где не только труд, но и вся жизнь проходит вне дома — на открытом воздухе. Когда личные потребности сведены к минимуму и легко удовлетворяются, понятия досуга, а тем более его организации не требуется. Триединство работы, отдыха и досуга определяло ритм жизни в традиционном обществе, течение которой разнообрази­лось лишь сменой дня и ночи да еще временем года.

Досуг можно рассматривать как смену видов деятельности, как форму развлечения.

Наконец, существует культурный досуг.

Что характерно для свободного времени россиян? По данным исследования Л.Боженко1, в 80-е годы у российских школьников львиную долю свободного времени пожирал телевизор: у стар­шеклассников — 70%, у учащихся 4 — 7-х классов — 60%, у млад­ших школьников — 47%. В исследовании, проведенном еще в 1989г., социологи задавали разным группам населения вопрос: «Какие занятия доставляют вам радость?» Вот что в результате получилось. Для всего населения наиболее предпочтительными ока­зались два способа времяпрепровождения: заниматься с детьми (52% опрошенных) и читать интересную книгу, журнал (39%). Для молодежи до 20 лет среди любимых занятий оказались: слу­шать музыку (57%), путешествовать (39%), смотреть телевизор (29%), заниматься спортом (25 %). А люди старших возрастов пред­почитали проводить время в семье (40—65%), заниматься садом (48%), читать (46%), бродить по лесу (25%), рыбачить или охо­титься (17 %)2.

Согласно данным исследования, проведенного в середине 90-х годов, 30 % мужчин предпочитают проводить время с друзьями в общественных местах — кафе, барах, клубах и т.д. Среди женщин подобного мнения придерживалась лишь одна. Домохозяйки лю­бят скорее ходить в гости, чем принимать гостей, в то время как для работающих женщин принимать гостей и самим ходить в гос­ти имеет одинаковую значимость. Безразлично относятся к тому, где будут проходить встречи, 70% опрошенных мужчин и около 40% женщин3.

Характерная черта нашего времени — переход от активного к пассивному досугу. «В старых и более тесных общественных фор-

См.: Боженко Л.Ф. Досуг школьника // Социологические исследования. — 1990. -№ 1.-С. 87-88.

^См.: Человек. - 1991. - № 4. - С. 33-34.

См.: Качеров А.Н. О некоторых изменениях форм социального взаимодей-вия в российском информационном сообществе // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т. И. Заслав­ской. _ м., 1999. - С. 378-387.



мах народ сам творит себе досуг, ища развлечения в пении, танце, игре и атлетике. Люди вместе поют, танцуют, играют. В современ­ной культуре почти все сместилось: люди развлекаются тем, что для них поют, танцуют, играют другие»1, — отмечают ученые.

Мы все больше превращаемся в домоседов. Увеличивающаяся скорость средств передвижения, простота управления ими, нако­нец, их комфортабельность — все это позволяет нам совершать дальние вояжи без долгих отлучек.

Телевидение уничтожило, кажется, последние признаки ак­тивности зрителя, как физической, так и духовной. Не нужно тра­тить много сил и времени, чтобы сходить в театр, консерваторию или на стадион. Сегодня все развлечения можно получить про­стым нажатием кнопки переключателя.

У среднестатистического москвича остается от суток в среднем часа четыре свободного времени. Чаще всего он тратит его на: сидение в кресле перед телевизором (67%); лежание на диване с газетой или книгой (39%); отмечание именин любимых кошек и друзей; обсуждение последних передач КВН и заседаний парла­мента, игр КВА и «Что? Где? Когда?»; болтовню «за жизнь» с домочадцами (3%). И только иногда он посещает театры, клубы, залы и пр.2

Образ жизни и культура

Активное использование индивидом социального времени вы­ражается понятием образ жизни. Временные рамки могут быть ог­раничены одним днем, годом или десятилетиями. В нем воплоща­ются надежды, чаяния и их реальное воплощение.

Иными словами, образ жизни выступает проекцией ожидае­мой и реальной жизни.

Повседневный опыт и поведение людей, основывающиеся на индивидуальных привычках, правилах и нормах, подобно строи­тельным кирпичикам, формируют наш образ жизни.

Образ жизни сообщает нам о том, чем питаются и во что оде­ваются люди в разных странах, как они трудятся и отдыхают, каков распорядок их дня, о чем они думают и во что верят. Одним словом, как живут на свете вельможи и простые граждане, шахте­ры и адвокаты, женщины и мужчины, взрослые, дети и старики. Образ жизни выражает себя в манерах поведения, традициях, обы­чаях и стиле жизни.

Понятие образа жизни тесно связано не только с социальным временем, но и с культурой — прежде всего культурой поведения. Образ жизни в марксистской социологии — самостоятельная и

1 ХейзингаИ. Ното 1шЗеп$. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. — С. 276 — 277.

2 См.: Аргументы и факты. — 1995. — № 51.


очень важная категория, а культура — нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, обществен­ной деятельностью. В зарубежной социологии сложилась иная тра­диция. Образ жизни — одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием. Сегодня принято считать, что понятие «культура» гораздо шире, чем по­нятие «образ жизни». В чем же их сходство и различие?

Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие «культура» выражает возвышен­ную, духовную сторону этой совокупности элементов, а «образ жизни» — повседневную, материально-практическую сторону.

Современная социология считает, что любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов. Разно­образие культур выражает разнообразие образов жизни. Иначе го­воря, вопрос о культуре — это вопрос о том, как и почему разли­чаются формы жизни людей.

Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведе­ния, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы эко­номической деятельности, условия труда и быта, состояние ре­лигиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое. Образ жизни — это общая формула каждодневного бытия человека, типичные, часто практикуемые нормы поведения лю­дей, способ их деятельности в труде и быту, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

Термин «образ жизни» применим и к животному миру. Гово­рят, например, о ночном образе жизни совы или наземном обра­зе жизни травоядных. Однако только у людей культура организу­ет, придает определенную ритмику и символический смысл со­вокупности событий, характеризующих образ жизни. В таком слу­чае культура и образ жизни — две стороны одного целого. Дей­ствительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и цен­ности составляют основу как культуры, так и образа жизни.

Образ жизни выражает одновременно типичное и специфи­ческое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нор­мы, обычаи, ценности простых людей. Образ жизни — это заве­денный порядок, или уклад жизни. Привычка рано вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома во все старое, покупать продукты на оптовом рынке, а не в магазине, по выход­ным бегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое.

Культура и образ жизни настолько увязаны друг с другом, что ^орой их невозможно разорвать. Специалисты утверждают, что корни Культуры лежат в повседневном опыте людей, который строится


на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Послед­ние — строительные кирпичики и культуры, и образа жизни.

Образ жизни показывает, как организована повседневная жиз­недеятельность индивида, группы или общества в пространстве и во времени. Соответственно образ жизни может быть индивиду­альным, групповым и общественным.

Описывая образ жизни людей, мы не интересуемся, напри­мер, тем, к какой религии принадлежит индивид и принадлежит ли вообще. Наше внимание привлекают факты: ходит ли он в цер­ковь, а если ходит, то как часто. Точно так же нас не касается то, какие именно книги люди читают, в какие музеи или театры хо­дят, на каком именно предприятии работают. Нам необходимы факты: читают ли книги и как часто, посещают ли музеи и театры и как часто, трудятся или они безработные.

Именно обыденные и привычные нам факты, рассматриваемые как социальные действия, характеризуют организацию повседнев­ной жизни, ее ритмику и содержание. Они отвечают на вопрос: что делает индивид, как, где и когда он это делает? При этом, есте­ственно, во внимание принимаются прежде всего типичные для индивида, группы или общества черты и социальные действия.

Человек, регулярно читающий газеты, чистящий зубы и посе­щающий работу, сам делающий покупки в магазине, а не пользу­ющийся прислугой, ведет совсем иной образ жизни, нежели тот, для кого все это не типично. Социолог сразу же определит, что речь идет скорее о горожанине среднего достатка, а, скажем, не о сельском жителе или богатом человеке.

Как и к культуре, к образу жизни применим термин «черты». Так, характерной чертой образа жизни латиноамериканских на­родов выступает карнавал, а характерной особенностью образа жизни испанцев — знаменитая коррида. Сами по себе карнавал и коррида — черты культуры. Однако для одних народов они харак­терны, а для других нет, у одних народов они присутствуют, а у других нет. Стало быть, черты образа жизни одного народа не яв­ляются чертами образа жизни другого народа.

Или вот еще пример: проводить время лежа на диване — ха­рактерная черта образа жизни Обломова, хотя подавляющему боль­шинству людей в России она не присуща. Отдыхать на диване — одна из черт культуры, одна из особенностей поведения или при­вычка, присущая прежде всего представителям западной цивили­зации. Почему? В других культурах люди тоже отдыхают, но как-то иначе, например лежа на циновке или ковре. И в других соци­альных слоях люди отдыхают иначе. Во всяком случае у русских крестьян в массе диванов не было. Стало быть, обломовщина вов­се не типичная русская черта.

Все черты культуры подразделяются на характерные и нехарак­терные. Характерные черты — это регулярно встречающиеся, по-


вторяющиеся или доминирующие в жизни данного индивида, группы или общества. Только характерные черты культуры относи­мы к чертам образа жизни. Поэтому говорят, что образ жизни — это совокупность характерных для данного субъекта (индивида, группы, общества) черт культуры.

Образ жизни включает не только характерные, но и отличи­тельные черты поведения. Скажем, чистить зубы, используя зуб­ную щетку, — черта культуры, точнее сказать, черта личной ги­гиены. Она присуща людям, но не присуща ни одному человеку. Правда, из этого правила есть исключения. Во-первых, далеко не все народы чистят зубы. Во-вторых, некоторые виды животных чистят зубы, т. е. удаляют остатки пищи при помощи каких-либо приспособлений или других животных. До изобретения зубной щетки и люди использовали всевозможные ее заменители. Но с изобретением и широким распространением щетки она стала чер­той образа жизни. И вовсе не потому, что зубной щеткой пользу­ются все без исключения жители планеты. Как раз наоборот. Она является чертой образа жизни только потому, что ею пользуются далеко не все народы.

Парадоксально, но большинство прямоходячих обитателей Зем­ли не пользуются щеткой по сей день. В миллиардном Китае 80 % населения не знает, что это такое. А многие ли в Африке пользу­ются зубной щеткой? Да и в нашей стране ее употребление не для всех стало первой жизненной потребностью: деклассированные элементы обычно пренебрегают этим атрибутом личной гигиены. А два раза в день чистит зубы меньшинство жителей планеты. Тем не менее чистить зубы — черта человеческого образа жизни.

В рамках культуры чистка зубов — элемент, скажем, второсте­пенный. В культуре есть вещи и поважнее. Зато для характеристики образа жизни — это один из главных моментов. Итак, не все, что является главным в культуре, считается таковым в образе жизни, и наоборот. Можно утверждать, что образ жизни составляет толь­ко часть объема понятия «культура», а именно ту ее часть, кото­рая относится к настоящему времени и характеризует то, как люди живут сейчас или жили раньше.

Образ жизни не накапливается из поколения в поколение, не образует подобие культурного наследия. Образ жизни символизи­рует динамическую сторону культуры. В понятие культуры входят как настоящее, так и прошлое, как статика, так и динамика.

Структура образа жизни

Являясь двумя сторонами общественного целого, культура и °ораз жизни вовсе не тождественны. Это два разных понятия, обладающих самостоятельным, отличным друг от друга содер­жанием.


В широком смысле образ жизни — это вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения. Он имеет определенную структуру, составные элементы, характерные особенности, отли­чающие образ жизни одного народа или индивида от всех других. В узком значении образ жизни — сознательно регулируемый спо­соб поведения людей как членов общества.

Образы жизни классифицируются в науке по разным основа­ниям. Так, различают коллективный и индивидуальный образ жиз­ни. Первый присущ большим социальным группам — народам нациям, культурам, обществам:

• кочевой и оседлый образ жизни;

• образ жизни христиан, мусульман, буддистов, язычников и т. п.;

• образ жизни людей, живших в разные исторические эпохи;

• образ жизни представителей разных социальных слоев и клас­
сов;

• образ жизни представителей разных национальностей;

• городской и сельский образ жизни.

Второе понятие характеризует отдельно взятых людей и, неза­висимо от принадлежности к той или иной социальной группе, раскрывает индивидуальные, отличительные особенности каждо­го человека. К примеру, ночной, неупорядоченный образ жизни может быть присущ человеку независимо от того, принадлежит он к группе работников умственного труда или нет. Индивидуаль­ной характеристикой образа жизни может быть вегетарианство.

Образ жизни включает следующие понятия, отсутствующие в культуре:

• уровень жизни;

• качество жизни;

• стиль жизни;

• бюджет времени;

• концепция жизни;

• смысл жизни.

Очевидно, что образ жизни имеет две стороны — объективную и субъективную. В общем виде они представлены в таблице 5.

Индивидуальный рисунок соединения привычек — образ жиз­ни — определяется не только личными качествами человека (ха-

Таблица 5

Структура образа жизни

Субъективная сторона образа жизни

Объективная сторона образа жизни

Концепция жизни Смысл жизни Жизненный план Концепция личности

Уровень жизни

Качество жизни

Условия жизни

Стиль жизни


рактером, темпераментом, уровнем духовной культуры), но и социальными условиями среды (классовым положением семьи, экономическим уровнем развития общества и политическим ре-ясимом страны, климатическими условиями места жительства).

Образ жизни южан и северян, выходцев из высшего и низшего классов, граждан высокоразвитого капиталистического или сла­боразвитого социалистического общества сильно различается.

В значительной степени образ жизни человека зависит от его уровня жизни — совокупности тех материальных возможностей, которые определяют уклад жизни. Феодальная знать строила до­рогие, но часто очень красивые виллы и дворцы, для воспитания детей нанимала иностранных гувернанток или отдавала их в пре­стижные учебные заведения. Средний класс в советском обществе довольствовался небольшой дачей с шестью сотками за городом, до которой добирался электричкой и реже — собственным авто­мобилем типа «Москвич» или «Жигули», был счастлив поступле­нию ребенка хоть в какой-нибудь вуз и не мечтал об отдыхе за границей.

Уровень жизни — степень развитости и удовлетворения лич­ных потребностей людей.

Степень развитости потребностей свидетельствует либо о груп­повых, либо об индивидуальных амбициях: один довольствуется раем в шалаше, а другой ворчит, когда его кормят паюсной ик­рой. Степень их удовлетворения говорит о тех усилиях, которые вы лично, ваша группа либо ваше общество предпринимаете для того, чтобы удовлетворить свои амбиции. Понятно, что скромные претензии легко удовлетворить, затрачивая небольшие усилия. И наоборот. Как вы думаете, какой вариант плодит лентяев?

В разделе социологии, изучающем образ жизни, приняты та­кие показатели уровня жизни'.

1) размер и форма доходов;

2) структура потребления;

3) качество и обеспеченность жильем;

4) условия труда и отдыха;

5) состояние окружающей среды;

6) образовательный и культурный уровень населения;

7) здоровье и продолжительность жизни.

Ясно, что одни показатели скорее играют роль первопричины, а Другие довольствуются функцией следствия. К примеру, размер Дохода определяет структуру потребления, но не только потреб­ления, но и качество жилья. Известно, что богатые во всем мире проживают в более престижных (и качественных) районах и до-мах, нежели бедные.

Обобщенный показатель уровня жизни — средняя продолжи­тельность жизни населения. А почему именно она выбрана социо-


 




логами на роль интегрального измерителя, как вы думаете? Быть может, потому, что продолжительность жизни — следствие всех причин. Она, подобно устью полноводной реки, вбирает в себя все предшествующие потоки.

Но учтите, что средняя продолжительность жизни — это чис­ло лет, которое предстоит прожить некоторому поколению лю­дей при условии, что на протяжении их жизни уровень смертно­сти в каждом возрасте останется таким, каким он был в год их рождения.

Средняя продолжительность жизни рассчитывается по особым таблицам смертности, в которых данный показатель не зависит от возрастного состава населения. А как обстоит дело в обыденном представлении о средней продолжительности жизни?

Качество жизни — комфортность условий существования, без­опасность. Хотя в публицистике это понятие появилось в конце 50-х годов, в социологическую литературу оно проникло только в начале 70-х годов. Качество жизни показывает, насколько бла­гоприятно сложилась жизненная ситуация у конкретного чело­века.

Так, встречаясь со знакомым, мы спрашиваем: «Ну, как жизнь?» На научном языке подобное означает поинтересоваться качеством жизни, которое подразумевает характеристику достигнутых успе­хов, удовлетворенность своим социальным положением, стату­сом, условиями жизни, зарплатой, женой, работой и т. п.

Один и тот же вопрос «Как дела?», заданный безработному и преуспевающему банкиру, вызовет различные реакции. Если воп­рос задан человеку, только что получившему новую квартиру, то ответ будет определяться именно этой ситуацией — получением жилья. Если же его задают больному, то в ответ потянется беско­нечный разговор о болячках.

Стало быть, семантический смысл подобных вопросов заклю­чается в оценке конкретной ситуации и степени ее благополучия. В обыденной жизни это выражается в суждениях о состоянии здо­ровья, делах по работе, недавнем отдыхе, общих знакомых, отно­шениях с женой и детьми1. По последним данным, по качеству жизни из 173 стран на первом месте США, на втором — Канада, а на 37-м — Россия. В этот показатель входят продолжительность жизни, покупательная способность и многое другое. Качество жиз­ни трактуется в литературе как расширенное понимание уровня жизни и включает в себя условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д.2


Условия жизнивещественная среда образа жизни: жилье, ра­бота, транспорт, сфера медицинских и образовательных услуг, бы­товое обслуживание, отдых, социальные гарантии и обеспечение, экологическая обстановка. Условия жизни рассматриваются как интегральный индикатор, включающий множество показателей, на основе которых рассчитывается сводный индекс по группам бедности: здоровье и доступность населению медицинских услуг, занятость и условия труда, экономические ресурсы, квалифика­ция и образование, семья и социальные отношения, жилище и местные условия жизни, досуг, безопасность жизни и собствен­ности, политические ресурсы.

Социальная статистика1 подразделяет условия жизни на три крупных блока:

• условия труда;

• условия быта;

• условия досуга.

Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофи­зиологические, эстетические и социально-психологические усло­вия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачеч­ных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунк­тов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, обще­ственного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для разви­тия личности, более полного удовлетворения социальных, духов­ных и интеллектуальных ее потребностей.

Стиль жизнииндивидуальный характер, своеобразие образа жизни. Стиль жизни выражает склонности, вкусы, предпочтения, пристрастия, направленность ценностных ориентации. Это соци­ально-психологическая сторона образа жизни, выражающая осо­бенности поведения и общения индивида либо группы.

Образ жизни включает также язык, верования, установки, цен­ности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, усло­вия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для дан­ной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Мы говорим про образ жизни охотников и земледельцев, рабочих и Дворян, горожан и селян как про что-то разное, специфическое.

Концепция жизнисистема философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих прин­ципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуа­циях. Это понятие используется также как синоним философии


 


1 См.: Салаи А. Качество жизни как социологическая категория // Социоло­гические исследования. — 1982. — № 2. — С. 190 — 193.

2См.: Социальная статистика/ Под ред. И.И.Елисеевой. — М., 1997. — С. 64.


См.: Социальная статистика / Под ред. И.И.Елисеевой. — М., 1997. — С. 64.


жизни — совокупности общих правил, принципов, норм, ко­торыми человек руководствуется в повседневной практике. Кон­цепция жизни, таким образом, представляет собой обобщение жизненного опыта и житейской мудрости, выводы о том, что хорошо для меня, что плохо, иерархия ценностей. В нее входят перспективные цели и повседневные жизненные задачи, лич­ные приоритеты.

Смысл жизни понятие, выражающее предназначение индиви­да, субъективное понимание цели своего существования.

Жизненный план — идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служат предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жиз­ненные планы принимают форму неопределенной мечты, смут­ных желаний, в зрелом — четко выстроенной должностной карь­еры, а в пожилом возрасте они исчезают.

Итак, образ жизни — это собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать различные стороны жизни ин­дивида, социальной группы, общества в целом.

В приведенном ниже отрывке дается прекрасная иллюстрация описания образа жизни народа с помощью средств социологии и социальной статистики.

Ж.Мермэ

Такие разные французы

Население Франции — 55,3 млн человек, в том числе экономически ак­тивное (включая 2,5 млн безработных) — 23,8 млн (43%), учащиеся и сту­денты — 13,5 млн (24%), нетрудоспособное население — 18 млн человек (33%). Поданным министерства внутренних дел, число иностранцев, про­живающих во Франции, 8,1% всего населения. С начала XX в. средняя продолжительность жизни французов увеличилась на 27 лет и достигла в 1985 г. для женщин — 79,4 года, для мужчин — 71,3 года. В 1986 г. лица в возрасте 60 и более лет составили 19% населения. Почти половина насе­ления Франции проживает в городах, насчитывающих более 50 тыс. жите­лей. Только 63% квартир имеют все удобства.

Уровень жизни

Средний уровень жизни французов с 1969 по 1979 г. вырос на 55%, но с 1980 г. практически не повышался. 54% французов проживают в собствен­ных домах (в том числе 73% крестьян и фермеров, 59% предпринимате­лей и 27% рабочих); 11 % семей (2,3 млн) располагают вторым домом.

Во Франции велики социальные контрасты. 10% французов владеют около 60%, в том числе 1 % — около 30% национального достояния. 65% семей имеют одновременно автомобиль, холодильник, стиральную маши­ну и телевизор. В то же время 1 % французов не владеют ни одним из на­званных предметов длительного пользования, а 2,5% владеют только од­ним из них.


60% экономически активного населения Франции занято в непроиз-ственной сфере; 32,2% — в промышленности; 7,8% — в сельском хо-3°? е французы создали обширную «параллельную экономику» — как Зегальную (домашнее производство), так и нелегальную. 55% французов Л арше 18 лет занимаются садоводством и огородничеством. Доход от ° машнего производства на каждую семью составляет в среднем около?0 тыс. франков в месяц. В последнее время в стране возрождается дух предпринимательства: 65% молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет мечтают создать свое предприятие. 10% французов имеют акции и обли-

гэиии.

Опрос, проведенный 18 апреля 1985 г. редакцией журнала

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...