Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис института образования




Социальный институт — механизм или совокупность учрежде­ний, связанных выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию — образование. Они создают единый социальный институт. -т


 




Институт образования призван удовлетворить потребности об­щества в передачи знаний, социализации подрастающего поколе­ния, в подготовке кадров. Школа и вуз ставят перед учащимися многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Таково его главное предназначение, или функция. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института. Если, ска­жем, средняя школа не способна дать подросткам такие знания, которые будут достаточными для успешного поступления в вуз, то, стало быть, она не выполняет одну из важнейших функций. Длительное невыполнение или длительная дисфункция называ­ется институциональным кризисом.

Наличие посредников — репетиторов и подготовительных фа­культетов — яркое свидетельство того, что средняя школа не спо­собна сократить разрыв между современной наукой, интересы которой представляет вуз, и уровнем подготовки абитуриента. Поскольку отставание школы, от вуза продолжается в нашей стра­не не одно десятилетие, впору говорить о серьезном кризисе, который назревает на институциональном уровне.

Институциональный кризиспроцесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного институ­та эффективно исполнять свои главные функции, например, обра­зования — учить детей, медицины — лечить людей, семьи — ук­реплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кри­зиса — перераспределение функций одного института на плечи других. Например, в середине 80-х годов в стране наметился кри­зис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы — институт посредников.

Кризис может переживать не только среднее, но и высшее об­разование. К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специа­листов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской си­стемой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты — одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Возник серьез­ный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпуск­ников; на предприятиях с передовой технологией вузовских зна­ний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудова­нии, знаний было излишне много.


В конце 80-х годов началась перестройка, общество повернуло к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксист­ское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной соци­ологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраи­вать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специ­алистов, знающих современную науку. Экономический ущерб ко­лоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравствен­ный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направ­ляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

В системе высшего образования сегодня наблюдаются следую­щие кризисные процессы: 1) коммерциализация — расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий (основные ис­точники и формы финансирования вузов: собственная хозяйствен­ная деятельность вузов — 47%, финансовая поддержка со сторо­ны заказчиков проектов — 31%, региональный бюджет — 22%, отраслевое финансирование — 17%, иностранные фонды разви­тия образования — 9%, пожертвования местных предпринимате­лей — 5%)'; 2) элитизация сокращение доли выходцев среди студентов рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли гуманитарной и технической интеллигенции; 3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связан­ная с этим 4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собствен­ных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.

В середине 90-х годов в вузовской науке наблюдались следую­щие негативные тенденции: физическая и моральная деградация научной инфраструктуры; отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно ком­мерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление жела­ния молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безрабо­тицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возмож­ности трудоустройства как средние или даже «безысходные». Пре-1 стиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает,

1 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при­кладной аспект. —чМ., 1997. — С. 62 — 63.


 




о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20 % ученых посовето­вали бы своим детям пойти по их стопам.

Не получая от государства своевременных дотаций на пита­ние, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограни­чивать не только свои первичные потребности (в питании, одеж­де), но и потребности духовного порядка (в учебной, методиче­ской и художественной литературе, содержательных формах досу­га). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на пита­ние, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные по­требности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4 —5 раз, что нереально при состоянии государ­ственного бюджета.

Кризисы происходят постоянно, они представляют естествен­ное состояние института. Ученые считают, что временные кризи­сы необходимы обществу как своего рода встряски: они не убива­ют организм, но заставляют его мобилизоваться, собраться с си­лами, перестроиться. Кризис обнажает какие-то неполадки в ме­ханизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате — лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов нет развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы — в 60, 70 и 80-х годах, когда стране в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических зна­ний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, тем не менее многого добились на этом пути, поскольку молодые люди из всех стран едут получать американское образование, счи­тающееся очень престижным.


дне в области гуманитарной мысли, то называется просвещенным человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не ради любопыт­ства, а проводит серьезные исследования, расширяя наши пред­ставления о мире, способствует приросту нового знания, несом­ненно, считается ученым.

Всех людей можно распределить по этим уровням и предста­вить пирамиду просвещения. Сверху вниз число людей возрастает. Больше всего народу окажется на нижней ступеньке. Грамотность в цивилизованных странах, как иногда считается, стала факти­чески всеобщей. Чуть поменьше, но все-таки достаточно окажется людей на втором этаже. Подавляющая часть молодежи и людей среднего возраста имеет среднее образование. Причем во всех стра­нах. Без него невозможно участвовать в общественном производ­стве и считать себя работником. Не так плотно заселены два по­следних этажа, хотя просвещенных людей и ученых становится все больше и больше.

А теперь построим другую пирамиду (рис. 19). За критерий возьмем знание основ естественных и социальных наук. О законах Ньютона или Бойля-Мариотта, теории относительности Эйн­штейна или теории эволюции Дарвина знают все либо большин­ство людей в цивилизованном мире.

Известно, что уровень грамотности, образования и просвеще­ния населения колебался, и весьма заметно, в разные историче­ские эпохи и в разных странах. Мы считаем, и совершенно спра­ведливо, что уровень грамотности в первобытном обществе был нулевым, поскольку тогда не было письменности и системы школь­ного обучения основам знаний в общепринятом смысле слова. Но уже в Античности ситуация меняется. Ученые выяснили: процент грамотности в древности был много выше, чем в эпоху Средневе­ковья. Однако Средневековье протекало неодинаково в различных регионах планеты. К примеру, в XVI в. практически все население


 


Ученые

Глава 15. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Образование и просвещение

Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования является помимо всего прочего создание, во-первых, грамотного (на базе среднего образования), во-вто­рых, просвещенного (на базе высшего образования) населения.

О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимос­ти. Хотя все мы приобщаемся к его плодам в разной степени. Тот, кто разобрался в основах наук, преподаваемых в средней школе, зовется грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое насле-


Знающие

социальные

науки

Знающие

естественные

науки

Рис. 19Л Пирамида просвещения и научного знания


Флоренции было грамотно, в то же самое время Россия до начала XX в., не говоря о Средневековье, оставалась страной малогра­мотной. Объяснение социологи находят в распределении город­ского и сельского населения. Как известно, грамотность и просве­щение начинаются в городе, а затем распространяются, с огром­ным отставанием, на село. Стало быть, чем выше доля городского населения в стране, тем выше уровень грамотности, и наоборот.

Ученые установили также, что в течение последних двух столе­тий уровень грамотности населения Земли постоянно возрастал. Тем не менее абсолютных результатов, т. е. поголовной грамотно­сти населения, не удалось достичь ни одной стране. Правда, рос­сийская статистика свидетельствует, что среднегодовые темпы прироста уровня образования среди всех категорий населения, в 60 —70-е годы являвшиеся чуть ли не самыми высокими в мире, замедлились в 1989 — 1994 гг. по сравнению с 1979 — 1989 гг. Хотя в абсолютном исчислении лиц с высшим образованием стало боль­ше, а численность населения с неполным средним образованием сократилась. Иначе говоря, образовательный потенциал общества, т.е. накопленный поколениями объем и качество знаний, кото­рые усвоены населением и воспроизводятся через систему обра­зования, увеличился, но темпы его прироста замедлились.

Согласно переписи населения 1989 г., уровень грамотности советских людей достигал 98,8%, а по итогам микропереписи 1994г., он снизился на 0,4% и составил 98,4%. Тревожный для России, этот показатель остается недосягаемым для большинства наиболее развитых стран мира1.

Но и в других странах не все обстоит благополучно. В самой образованной стране мира США сегодня 40 млк взрослых людей с большим трудом могут читать текст, предназначенный для уче­ников 7 — 8-го класса. Ежегодно к армии безграмотных прибавля­ется 2,3 млн человек. Согласно другим данным, около 13% 17-летних учащихся средних школ в США можно считать практичес­ки неграмотными2. В целом примерно 30 % населения Земли стар­ше 15 лет неграмотны. Эти люди не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные символы.

В Новое время грамотность начинает проникать в народные мас­сы только в XIX в., когда впервые появляются массовые книги и газеты, доступные широким слоям населения. Достижения науки и производства сделали книгу общедоступным развлечением и в то же время серьезным занятием, средством приобретения новых зна-

1 См.: Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития // Се­
мья в России. — 1996. — № 1. — С. 39 — 40.

2 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.,
2000. - С. 488.


ний и овладения современной профессией. Общедоступным явле­нием стали всеобщая грамотность и научные знания. В середине XX в. крупные города мира превращаются в своеобразные читаль­ные залы. Самым крупным из них было московское метро: весь мир знал, что здесь читает чуть ли не каждый второй пассажир.

Замечено, что для углубленного чтения, а на его основе и уг­лубленного образования требуется полная сосредоточенность и уединение. Для того и создают специальные помещения — чи­тальные залы в библиотеках. А если это делать на бегу, урывками, постоянно отвлекаясь на внешние шумы и разговоры, то, вероят­но, проку не будет. Да и охоту к чтению и образованию такие условия могут убить вовсе. Но мы-то знаем, какой суматошной стала жизнь общества в конце XX в. А тут еще телевизор приба­вился, который в чем-то (для некоторых граждан во всем) заме­няет книгу. Зачем читать И.Тургенева, если можно посмотреть экранизацию его романов? Образы вытеснили буквы. Мы дей­ствительно скатываемся к первобытному состоянию.

Во многом оно так и есть. Недаром ученые во второй половине XX в. заговорили о кризисе чтения и таком необычном явлении, как функциональная неграмотность. Что это такое?

Кризис чтения проявляет себя в двух формах: а) пассивной гра­мотности, когда взрослые и дети просто не любят читать, и б) активной, или функциональной, неграмотности (этот термин при­меним к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и не способного к восприятию короткого и не­сложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни), при которой люди хотят, но не умеют читать.

Масштабы того и другого явления в развитых странах впечат­ляющие: в высококультурной Франции количество взрослых, никогда не открывавших книгу, составляет от 50 до 55 %; от 23 до 30 млн американцев полностью неграмотны, т.е. фактически не могут читать или писать, от 35 до 54 млн полуграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это не­обходимо для полноценной жизни в обществе. В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше 24% неграмотных или функционально неграмотных. В Польше и Германии у 40 % детей школьного воз­раста понимание простейших литературных текстов вызывает за­труднение. До 30% учащихся средних школ Франции читают из рук вон плохо и вскоре пополнят ряды нечитающей публики, чьи интеллектуальные запросы ограничиваются комиксами и развле­кательными фильмами. Исследователи выявили настоящие куль­турные пустыни, особенно в сельской области, расположенные всего в нескольких километрах от Парижа. Удивительно, но во Франции существуют, с одной стороны, культурная элита, за­кормленная всевозможной книжной продукцией и претендующая на роль носителя истинной культуры, а с другой — широкие мас-


сы, испытывающие книжный голод и отвергающие предлагаемую им культуру1.

Функциональная неграмотность. По определению ЮНЕСКО, фун­кционально неграмотным считается лицо, в значительной мере утра­тившее навыки чтения и письма и не способное к восприятию корот­кого, несложного текста, имеющего отношение к повседневной жиз­ни. Функционально неграмотных иначе называют малограмотными. К ним относят лиц, потерявших приобретенные ранее базовые зна­ния или не получивших их в школе. Они практически не способны находить и использовать в своей деятельности нужную информа­цию. Тех и других необходимо отличать от неграмотных — людей, не умеющих читать и писать (их число постоянно снижается и со­ставляет в развитых странах не более 0,5 % населения).

В 20-е годы в России умеющими читать считались лица, разби­рающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать — те, кто может подписывать свою фамилию. «Неграмотный» — так записывался лишь не умеющий ни читать, ни писать. В программе микропереписи 1994 г. впервые вопрос об уровне образования за­давался лицам в возрасте 6 лет и старше. Поэтому среди вариантов ответов были предусмотрены следующие: не имею никакого об­разования, но: а) умею читать и писать; б) умею только читать; в) не умею читать и писать. Сегодня идет речь о включении кри­териев «компьютерной грамотности».

Функционально неграмотные люди в той или иной степени культурно ограничены и оторваны от социального и интеллекту­ального общения. Их можно охарактеризовать следующим обра­зом: слабая учеба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и страха быть осуж­денным знатоками и т.д. Для этой категории мир культуры нахо­дится за пределом их жизненных интересов: в библиотеки и книж­ные магазины они не ходят, а полученное в школе образование вызвало у них скорее отторжение от литературы, нежели стимули­ровало глубокий интерес к чтению и навыкам самообразования.

Причиной появления функциональной неграмотности могут быть самые разные обстоятельства, например исключение из шко­лы, длительное неповышение квалификации, болезни. Научно установлено, что после окончания вуза ежегодно теряется в сред­нем 20 % знаний. Налицо также наличие устаревания профессио­нальных знаний по различным отраслям науки в связи с ее бур­ным развитием. Следовательно, информационная цивилизация требует непрерывного образования, продолжающегося и регуляр­но возобновляющегося через определенные промежутки и на бо-

1 См.: Сирано М. Народная традиция и «общество потребления» Франции // Культуры — диалог народов мира. — 1986. — № 1. — С. 54—77; Чудинова В.17. Функциональная неграмотность — проблема развитых стран // Социологиче­ские исследования. — 1994. — № 3. — С. 98 — 102.


лее высоком уровне в течение всей жизни. За школьной партой, образно говоря, должны сидеть все — от мала до велика. И те страны, которые сумеют усадить за парты свое население, выиг­рают образовательную гонку, а вместе с ней выйдут победителя­ми и в научно-техническом прогрессе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...