Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальные экологические проблемы XXI столетия.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Согласовано на заседании ЦМК

№ протокола …………….

«___»____________ 2012 г.

 

Председатель ЦМК

(подпись) ……………… /Лопатина Т.Н./

 

Составитель:

(подпись) ………… /Лопатина Т.Н./

 

Красноярск

Лекция № 1

Тема «Введение в гигиену и экологию человека»

План:

1. Основные термины и определения.

2. История развития гигиены и экологии.

3. Глобальные экологические проблемы.

4. Гигиеническое нормирование.

Гигиена — наука, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Одной из важнейших задач гигиены является разработка про­филактических мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и труда человека.

Древние греки представляли себе богиню здоровья в виде молодой женщины, держащей в руке чашу, наполненную водой. Они считали ее дочерью бога здоровья Эскулапа и дали ей благозвучное имя "Гигиен". Отсюда и произошло слово "гигиена", т. е. забота о здоровье. Гигиену следует отличать от понятия "санитария", которая представляет собой совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены.

Гигиена служит научной основой профилактической медицины.

На необходимость развития профилактического направления в медицине указывали в свое время крупнейшие отечественные физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов, доказавшие, что между организмом человека и окружающей средой существует тесная взаимосвязь и постоянное воздействие факторов среды на организм является причиной многих болезней. И. П. Павлов говорил: "Только познав все причины болезни, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т. е. гигиену в широ­ком смысле слова", тем самым предопределяя глубокий смысл, важность и благородное назначение гигиены как науки.

«Особенностью гигиенической науки является ее государственная направленность, так как она призвана разрабатывать мероприятия, предусматривающие сохранение здоровья не только отдельного человека, но и всего населения.

Гигиена на современном этапе представляет собой широко дифференцированную науку. Впервые возникнув как общая гигиена, в дальнейшем, по мере расширения изучаемых проблем и объектов внешней среды, стали самостоятельно развиваться такие дисциплины, как гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков и др.

Гигиена имеет тесную связь со всеми медицинскими дисци­плинами, а также с химией, биологией, физикой, математикой, общественными науками и др. Гигиена непосредственно связана с эпидемиологией, которая широко использует гигиенические рекомендации и санитарные мероприятия для борьбы с инфекционными заболеваниями.

Основные задачи гигиены:

1. Разработка предупредительного и санитарного эпиднадзора;

2. Разработка санитарного законодательства;

3. Обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

4. Охрана здоровья детей и подростков;

5. Участие в разработке основ рационального питания;

6. Санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Основой гигиены служат гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.

Широко используемые разнообразные методы гигиенических исследований можно объединить в две основные группы:

1) методы, с помощью которых изучается гигиеническое со­стояние факторов внешней среды;

2) методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие того или иного внешнего фактора.

Любое гигиеническое исследование начинается с санитарного описания. В период становления гигиенической науки этот метод был единственным и не утратил своего значения в настоящее время. Этот метод широко используется при изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых и др. санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К объектам окружающей среды относятся: водоисточники, почва, воздух, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения.

Метод санитарного описания позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований, с помощью которых объективно оценивается санитарная ситуация. Однако для углубленной количественной и качественной оценки факторов внешней среды санитарного описания недостаточно. Поэтому используются физические, химические, бактериологические, токсикологиче­ские, клинические, статистические и другие методы.

С помощью физических методов исследования характеризуется температура, влажность, скорость движения воздуха, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии.

Физические методы позволяют оценить микроклиматические условия помещений, измерить параметры шума и вибрации на производстве, уровни теплового излучения и пр.

Химические методы исследований используются для анализа воздушной среды с целью определения содержания вредных веществ, оценки качества воды (определение ее солевого состава, показателей загрязнения и т. д.), биологической ценности продуктов питания и др. они широко используются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсических веществ, поступающих в биосферу.

В настоящее время в практику гигиенических исследований внедряются многие физико-химические и радиологические методы. Они являются высокочувствительными, специфичными и точными. В ряде случаев применяются экспресс-методы (ускоренные). Наиболее перспективны методы хроматоспектрометрии, газовой хроматографии, атомной абсорбции, полярографии, спектрофотомерии. С их помощью осуществляются иден­тификация и количественная оценка химических веществ в воздухе, воде, почве, биологических материалах и других средах.

Под биологическими методами следует понимать исследование объектов окружающей среды, в процессе которых определяется наличие микро- и макроорганизмов и веществ животного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

Бактериологические методы, как разновидность биологического метода, применяются при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, через которые могут передаваться возбудители инфекционных заболеваний. Эти методы в практике санитарно-гигиенических исследований часто имеют первостепенное значение, поскольку определяют не общую обсемененность, но и выделяют и идентифицируют санитарно-показательные микроорганизмы.

Клинические методы широко используются для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию факторов окружающей среды. Эти методы применяют не только для определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей. Это осуществляется в процессе клинического наблюдения в больницах и клиниках или при диспансерном обследовании на производстве.

Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натуральных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.

Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

Эпидемиологический метод включает:

— оценку состояния здоровья населения по показателям заболеваемости, пораженности, смертности, временной утрате трудоспособности и инвалидности;

— оценку распространенности заболеваемости на территории, среди различных групп населения и во временном периоде;

— формулирование, оценку и обоснование гипотез о причинно-следственных связях между заболеваемостью и определяющими ее факторами (факторами риска);

— доказательство гипотез о факторах риска и оценку эффективности мер по профилактике заболевании и лечению больных.

Использование эпидемиологических методов позволяет выявить последствия загрязнения окружающей среды на население, опреде­лить количественную величину изучаемых влияний, установить причинно-следственные связи между загрязнителями биосферы и состоянием здоровья человека.

Социологические исследования и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и количественно оценить ряд явлений и, в частности, динамику естественного движения населения (рождаемость, смертность, прирост населения), заболеваемость, физическое развитие и т. д. Эти методы основаны на изучении медицинских документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения.

Широкое использование разнообразных методов в гигиенических исследованиях по изучению факторов окружающей сре­ды и здоровья населения позволяет научно обосновать разработку законодательных, нормативных документов, гигиенических регламентов и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранение здоровья.

Перспективное развитие гигиенической науки и санитарно-эпидемиологической службы в нашей стране определяется принятой Конституцией Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Одним из важных положений данного документа является признание, что здоровье общества в современных условиях во многом определяется его санитарно-эпидемиологическим благополучием, реальным обеспечением прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний. Сегодня признается, что одним из важнейших факторов нацио­нальной безопасности страны является охрана здоровья населения.

В своем послании к Федеральному собранию президент страны В. В. Путин особо отметил, что в современных условиях охрана здоровья — это проблема государственного масштаба. Здоровье — необходимое условие трудового потенциала, главный критерий эффективности государственного управления.

В полном соответствии с этими определениями и с целью их реализации в 1999 г. был принят Федеральный Закон (№ 52-ФЗ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В этом Законе впервые в истории нашей страны на законодательном уровне введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Огромной заботой об охране здоровья населения и улучшении условий жизни проникнуты федеральные законы: "Об охране атмосферного воздуха" (1999),"О качестве и безопасности пищевых продуктов" (1999), "Об охране окружающей природной среды" (1991). В статье 1 закона "Об охране окружающей природной среды" подчеркивается, что задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Важной государственной проблемой в гигиеническом отношении является разработка рационального питания с учетом возраста, пола, характера трудовой деятельности, климатических условий и других факторов. Многие исследования посвящены проблеме сбалансированности питания, а также получению новых продуктов высокого качества и биологически полноценных.

Разработана комплексная система государственной регистрации, оценки качества и безопасности, а также мониторинга генетически модифицированных источников пищи. Эта проблема возникла совсем недавно и по своей значимости требует фундаментальных исследований.

Разнообразные задачи поставлены перед гигиеной в области охраны здоровья детей и подростков, так как здоровье детей сегодня — это здоровье всего народа в будущем. Помимо продолжающегося динамического изучения физического развития детей, решаются также задачи, выдвигаемые непосредственно современными требованиями:

— разработка предложений и нормативов по проектированию перспективных типов школ и дошкольных учреждений в городах и сельских населенных пунктах различных климатических районов страны;

— изучение состояния здоровья детей, обучающихся по новым формам образования (лицеи, гимназии и т. д.);

— оценка внедрения в школах новых учебных программ и современных технических средств обучения (компьютеры и др.) и влияние их на здоровье школьников;

— разработка проблемы адаптации детей к меняющимся социальными условиям жизни, воспитания и обучения и др.;

— оценка качества новых строительных материалов и элементов санитарного благоустройства, внедряемых в строительстве школьных и дошкольных учреждений и т. д.

Проводимое в последние годы реформирование экономических отношений в России, появление разных форм собственности, включая частное предпринимательство, изменение условий ценообразования и другие перемены в системе хозяйственно-экономических отношений выдвинули перед наукой и здравоохранением целый ряд сложных задач по сохранению здоровья работающего населения.

Эта многогранная проблема, в основе которой лежит ряд факторов: социальные, экономические, правовые, медицинские, экологические — активно решается медициной труда при тесном взаимодействии с государственной санитарно-эпидемиологической службой России. Продолжается работа по гигиенической регламентации химических, физических, биологических и других факторов производственной среды, разрабатываются мероприятия по снижению и профилактике профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости.

Актуальной в настоящее время является проблема охраны среды обитания человека (воздуха, воды, почвы, населенных мест). Ее изучение проводится на основе разработки системы общегосударственных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Немаловажной задачей является гигиеническое воспитание населения, создание безопасных условий применения товаров широкого потребления, особенно бытовой химии и полимер­ных материалов и изделий на их основе.

Напряженность экологической ситуации в стране ставит необходимым дальнейшее развитие гигиенического нормирова­ния, идея осуществления которого впервые зародилась в нашей стране.

В санитарное законодательство в настоящее время включено более 1340 ПДК и 402 ОДУ химических загрязнителей для воды водоемов, около 600 ПДК и 1538 ОБУВ — для атмосферного воздуха, около ПО ПДК для почвы, более 1800 ПДК для воздуха производственных помещений. Возникла новая проблема нор­мирования комплексов вредных для здоровья веществ, оценки сочетанного влияния химических и физических факторов и обоснования единого гигиенического нормирования их максимально допустимой нагрузки (МДН) с разработкой соответствующих показателей качества среды обитания. Это позволит прогнозировать возможное влияние различных сочетаний химических, физических, биологических и других факторов внешней среды на человека.

Неотложными задачами современной гигиены являются исследования в области интегральной оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, поиска механизма управления процессом оптимизации состояния среды обитания и здоровья населения. Это требует дальнейшего совершенствования методологии государственной системы социально-гигиенического мониторинга, методологии и внедрения в практику центров госсанэпиднадзора комплексной оценки и управления рисками влияния среды обитания на здоровье населения.

Загрязнение — это процесс отрицательного видоизменения окружающей среды — воздуха, воды, почвы — путём её интоксикации веществами, которые угрожают жизни живых организмов.

Виды загрязнений:

Биологическое — загрязнителем являются не свойственные экосистеме организмы. Наиболее известный пример — бесконтрольно расплодившиеся в Австралии кролики.

Микробиологическое – бактерии, вирусы, грибы, простейшие, яйца гельминтов.

Механическое — загрязнение химически инертным мусором, протаптывание тропинок и прочее механическое воздействие на среду.

Космический мусор.

Химическое — загрязнителем являются вредные химические соединения. Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Например, тяжелые металлы способны накапливаться в растительных и животных тканях, оказывая токсическое действие. Кроме тяжелых металлов, особо опасными загрязнителями являются хлордиоксины, которые образуются из хлорпроизводных ароматических углеводородов, используемых при производстве гербицидов. Источниками загрязнения окружающей среды диоксинами являются и побочные продукты целлюлозно-бумажной промышленности, отходы металлургической промышленности, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Эти вещества очень токсичны для человека и животных даже при низких концентрациях и вызывают поражение печени, почек, иммунной системы.

Аэрозольные загрязнения — загрязнитель-аэрозоль (система маленьких частиц)

Физическое - к физическим (энергетическим) загрязнениям относятся шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения радиоактивных веществ, тепловое излучение, возникающее в результате антропогенной деятельности.

Глобальные экологические проблемы XXI столетия.

Загрязнение атмосферы. Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойства, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем.

Масштабы загрязнения воздуха с каждым годом увеличиваются.

В настоящее время в атмосферу Земли в год выбрасываются сотни миллионов тонн отходов промышленного производства. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха больших городов являются промышленные предприятия, котельные, ТЭЦ, транспорт. Все более мощным источником загрязнения становится воздушный транспорт.

Неблагоприятное влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения является общепризнанным фактом. Оно вызывает острые и хронические отравления, рост общей заболеваемости, развитие специфических и отдаленных последствий.

Атмосферные загрязнения могут оказывать канцерогенное действие. Кроме того, атмосферные загрязнения ухудшают общесанитарные условия жизни населения.

Водный кризис. Около двух миллиардов человек живет в местностях, где всегда не хватает воды. Положение продолжает ухудшаться из-за пересыхания тысяч колодцев, поскольку уровень снабжающих их влагой водоносных пластов понижается.

Деградация земель. Опустынивание угрожает третьей части земной поверхности. Это процесс необратимого изменения почвы. На территории, подверженной опустыниванию, ухудшаются физические свойства почв, гибнет растительность, засоляются грунтовые воды.

Отходы. Ежегодно в России образуется около 7 млрд. т всех видов отходов.

На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. т твердых отходов, причем токсично из них более 1,4 млрд. т.

Отходы являются источником загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв и растительности.

 

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Какие основные задачи гигиены и санитарии?

2. Какие существуют методы гигиенических исследований?

3. Какие факторы являются экологическими?

4. Какие глобальные последствия загрязнения окружающей природной среды?

Рекомендуемая литература:

1.Мазаев А.А., «Коммунальная гигиена» - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 304 с.

2.Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека». – 2-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 304с.

3.Пивоваров Ю.П.. «Гигиена и основы экологии человека» - М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 528 с.

5. Румянцев Г.И. «Гигиена» ГЭОТАР-Медиа 2009г.

 

 

Лекция № 2

Тема «Здоровье населения»

План:

1. Понятие «здоровье»; физическое, духовно-психическое и социальное здоровье человека.

2. Здоровый образ жизни.

3. Факторы риска здоровью населения.

4. Классификация факторов в системе «здоровье – среда обитания».

Многочисленные определения этого понятия сводятся к тому, что здоровье — это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни.

Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро и адекватно адаптируется к непрерывно меняющейся природной и социальной среде, у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме, он обладает высокой работоспособностью. Субъективно здоровье проявляется чувством общего благополучия, радости жизни. Именно в таком широком понимании эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кратко определили здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезни.

Под здоровьем понимают:

- отсутствие заболеваний;

- отсутствие функциональных отклонений организма;

- наличие высокого уровня функционирования различных систем;

- гармоничность физического развития.

 

Физическое, духовно-психическое и социальное здоровье человека. Эти три компоненты являются мерилом здоровья человека.

Физическое (телесное, соматическое) здоровье подразумевает отсутствие у человека не только заболеваний, но и любых морфологических и функциональных нарушений в организме, которые рассматриваются как предпосылки к формированию хронической патологии.

Духовно-психическое здоровье — это наличие у человека мышления и поведения, основанных на понимании им своего неразрывного единства со всем мирозданием, что позволяет формировать благоприятный фон для его жизнедеятельности. Духовность и нравственность — это внутреннее, прежде всего эмоциональное, состояние человека, которое во многом обеспечивает толерантность, устойчивость организма в окружающей среде. Духовно-психическое здоровье во многом определяет и физическое здоровье: агрессия, злые помыслы, даже и без их реализации, являются факторами риска тяжелых заболеваний.

Социальное здоровье — это хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах. Фактически это самооценка здоровья, межличностных взаимоотношений, удовлетворенность жизнью и уверенность в будущем.

Таким образом, здоровье — это гармония всех компонентов, его составляющих. Физически здоровый человек, как правило, находится в ладу с самим собой и окружающими его людьми на любом уровне социальной иерархии в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...