Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фото: марк поликашин, алексей литвинов, олег шмаков, андрей щербаков.

ЛЕГЕНДЫ РАССКАЗОВСКОГО КРАЯ

Автор: ЕЛЮТИНА Марина Александровна – методист Рассказовского представительства Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Статья о Рассказовском районе Тамбовской области. Автор рассказывает о достопримечательностях, известных брендах, а также о легендах и преданиях, интересных исторических событиях, связанных с краем.

Дата создания: 8 сентября 2012 года.

 

У каждого из нас есть дорогой сердцу уголок, точка на географической карте, где родились, научились говорить, сделали первые шаги в жизни – наша малая родина. И ей не всегда оказываются крупные культурные центры, промышленные мегаполисы, туристические зоны, а простые русские сёла, деревеньки – старинные домики–теремки, соседствующие с современными архитектурными формами, необозримые хлебные поля, раздольные луга, мощные лесные массивы... Такие одинаковые и в то же время неповторимые. Неповторима и моя малая родина – Рассказовский район Тамбовской области.

Сколько не уезжаю из Рассказова, пусть даже ненадолго и недалеко, а всякий раз возвращаясь, заново переживаю волнительные минуты от встречи с нашим удивительным во всех отношениях краем. Район появился на географической карте 20 мая 1928 года, но села и деревни, входящие в состав (а таковых 47!), основаны еще в ХVII – ХVIII веках. Сегодня на его территории площадью более 1800 км 2 проживают 23 тысячи человек. Это люди разных народов и конфессий, идейные, энергичные, отзывчивые, влюблённые в свой край и делающие всё для его благополучия, прославляющие его самоотверженным трудом, культурными, научными и промышленными достижениями.

Рассказовский район находится в самом сердце Тамбовщины, на пересечении леса и степи. Благоприятный климат, разнообразие природных ландшафтов, богатство флоры и фауны ежегодно привлекают в край все больше гостей и туристов. Природа Рассказовского района необычайно хороша! Она, полная прелести и очарования, вдохновляла и продолжает вдохновлять многих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Творческие люди находят в ней созвучия своим переживаниям.

Рассказовский район славится своим геологическим богатством – титаноциркониевыми россыпями. Месторождение титаноциркониевых руд «Центральное» около села Никольского занимает по запасам циркония и содержанию рутила 3 и 5 место в мире, соответственно. Есть у территории свои бренды. Это, прежде всего, вязаные шерстяные изделия. Как и несколько веков назад, за носками, варежками, шарфами, удивляясь мастерству местных вязальщиц, к нам приезжают скупщики из разных областей России. Особый вкусовой оттенок и аромат имеют рассказовская картошка и мёд.

С Рассказовским краем связаны многие выдающиеся личности. Одни из них бывали здесь проездом (писатели И. Бунин, М. Лермонтов), другие – подолгу жили (генералы Архаровы), третьи – работали (физик А. Чижевский, летчик Г. Скоробогатый, океанолог Б. Тареев). Немало уроженцев района оставили свой след в отечественных и мировых науке, культуре, искусстве, спорте: историк и проповедник Г. Хитров, писатель С. Сергеев-Ценский, балерина В. Вербева, архитектор Л. Ильин, конструктор П. Можаров, спортсменка К. Гусева, изобретатель В. Глазков...

На рассказовской земле находятся уникальные исторические, природные, археологические памятники. Самый известный – Лядинский (мордовский) могильник[1]– интересный археологический памятник, который раскрывает особенности жизни первых поселенцев Тамбовщины – мордовских племён. В 1869 г. при проведении Тамбово-Саратовской железной дороги строители обнаружили в земле кости и различные предметы древности: большое число железных топоров, кирок, мотыг, наконечников копий и стрел, удил, стремян, глиняных горшков, встречались также медные браслеты, серьги, кольца, цепочки, пряжки, несколько серебряных монет и др. О находке было доложено в Археологическую Комиссию. Часть вещей передали в Тамбовский музей, другие переслали в Московский исторический музей и Императорский Эрмитаж.

В 1888 году археолог и этнограф В.Н. Ястребов, по поручению Императорской Археологической Комиссии, произвёл раскопки оставшейся части могильника и нашёл в нём 143 могилы и 2000 разных археологических вещей, изучив которые он пришёл к выводу, что Лядинский могильник относится к IX – XI столетиям. Через сто лет этот могильник исследовала Р. Воронина.

Еще одно интересное место в Рассказовскойм районе – Бездушный куст. Недалеко от него — Репный куст. Оба урочища в 1988 году решением Тамбовского облисполкома были признаны памятниками природы регионального значения. По официальным документам их общая площадь — 80 га (по 40 га на каждый участок). На самом же деле площадь Репного и Бездушного кустов гораздо меньше: 4—5 га и 35—40 га соответственно. В каталоге «Государственные памятники природы Тамбовской области» (1989 г.) они объединены в уникальное лесное насаждение (Рассказовское) и характеризуются следующим образом: «Урочища «Репный куст» и «Бездушный куст» представляют из себя уникальное естественное дубравное насаждение… По характеру ландшафта — это типичные представители водораздельных дубрав северного типа лесостепной зоны (прим. авт.: к сожалению, практически полностью исчезнувших в Тамбовской области) …». Эти памятники наравне с эстетической и оздоровительной играют и почвополезащитную роль. А многие краеведы всё чаще говорят об исторической значимости этих участков леса и предлагают считать их памятниками комплексными — памятниками природы и истории.

Вплоть до XX века в тамбовском крае необычайно широко развивалось разбойничество. Одной из его причин было жестокое обращение дворян и помещиков с крепостными крестьянами. Не выдерживая гнёта, те убегали в окрестные леса и занимались разбоем, верша суд над обидчиками.

Некоторые историки и краеведы считают, что название урочища Бездушный куст напрямую связано с разбойничеством. Легенды говорят о том, что на этом месте верховодила группа разбойника Кудеяра. Атаман Кудеяр — персонаж полумифический. До сих пор неизвестно, кто этот человек, где он родился, чем занимался до того, как ушёл в леса. Сказания о разбойнике Кудеяре, о зарытых им несметных сокровищах существуют во многих регионах России. Рассказовская легенда приписывает ему такие черты характера, как благородство, честность, справедливость. Эдакий наш Робин Гуд! В лес он ушёл после того, как жестокий барин погубил его невесту. За это и мстил Кудеяр богатеям: грабил помещиков, а добро раздавал крестьянам. Свою невесту атаман похоронил в Бездушном кусту, под могучим дубом, рядом зарыл сокровища, которые и сегодня мечтают найти кладоискатели.

Это легенда. А вот исторический факт. В августе 1774 г. в этом месте останавливался отряд Емельяна Пугачёва. Крестьяне-рассказовцы поначалу восторженно встретили народное восстание 1773 года. Однако наслушавшись историй о разорительных походах «освободителей» и о казнях жителей соседних деревень, не слишком-то жаловали незваных гостей (пугачёвцы через сёла Инжавино, Курдюки направлялись к Тамбову). Самым крупным — 300 человек — и хорошо вооружённым отрядом (огнестрельное оружие и пушки), прибывшим из армии Пугачёва на Тамбовщину, являлся отряд атамана Кирпичникова. Шайка остановилась в пяти верстах от Рассказова, ожидая подкрепления для похода на Тамбов. «То место и теперь называют «Бездушным кустом», — писал в 1883 году в своих очерках краевед И. Дубасов. — Там партия стала лагерем и в свободное от попоек и военного учения время занималась вешанием помещиков, духовных и сельских властей». Проезжать мимо Бездушного куста считалось рискованным делом, можно было остаться без души. Отсюда пошло название — Бездушный куст.

Однако подкрепление не шло, и пугачёвцы решили войти в согласие с рабочими местных суконных фабрик Тулинова и Олесова. Рассказовцы прекрасно понимали, что после вторжения пугачёвцев все фабрики, лавки, цеха могут быть разграблены, промышленники, купцы остались бы без денег, а крестьянам пришлось бы искать работу. Такой расклад не устраивал никого. Помещики и крестьяне быстро нашли общий язык, создали ополчение и, вооружившись чем можно, пошли на хитрость...

«Хозяева с почётом встретили толпу и принялись её угощать. Но это была хитрая ловушка, — пишет И. Дубасов. — Лишь только пугачёвцы напились, как фабричные мастеровые, заранее подговоренные, принялись их бить «смертным боем…». Затем отправились в Бездушный куст. Оставшуюся часть отряда, тоже сильно опьяневшую (сюда привезли несколько бочек с вином и закуску), взяли в кольцо. Пленных пугачёвцев доставили в Тамбовскую канцелярию.

По другой версии, название урочища имеет иной смысл. Слово «душа» в давние времена обозначало самого человека (недаром крепостных крестьян именовали и считали душами), таким образом, получается «Безлюдный куст».

Археологические раскопки, проведённые на Тамбовщине, показали, что её издревле населяли различные племена, которые не имели своего централизованного государства и селились кланами. Позднее они стали уходить с обжитых территорий. Скорее всего, до прихода основателей Рассказова и окрестных деревень на этой земле тоже обитали люди. Вероятно, новые поселенцы нашли в урочище остатки старинных жилищ, непонятные христианам идолы, культовые сооружения и — ни единой «души». Эта версия также объясняет истории с зарытыми кладами. В древности язычники хоронили знать вместе с их жёнами, слугами, имуществом (посудой, украшениями, оружием). Русские поселенцы могли обнаружить в лесу подобные погребения.

Третью версию происхождения названия урочища предлагает краевед Б. Юдин: «Старожилы рассказывают, что место это заколдованное: «зверь сюда не заходит, и птица не залетает», и никакие живые существа в этой роще не водятся. По поверьям, место это лучше обходить стороной даже днём. И называется оно так потому, что нет в нём приюта ни единой живой душе… Иногда такие зоны в прессе или в легендах именуются «чёртовыми», «дьявольскими», «ведьмиными», «заколдованными», «заговоренными»…». Рассказовский Бездушный куст называют аномальной зоной, в которой регулярно наблюдаются явления, официальной наукой необъяснимые или не признаваемые. Существует множество свидетельств о зависании над урочищем НЛО, о странных звуках, тенях… Еще один любопытный факт: этой весной сборщики березового сока обнаружили, что березы в Бездушном кусту мертвые, а всего в нескольких метрах сок ручейками стекал из стволов и ветвей деревьев.

Тайну урочищ могут раскрыть только ученые. Для разного рода исследований рассказовская земля очень интересна, поскольку скрывает еще множество загадок. Кроме Бездушного и Репного кустов до сих пор не изучены курган «древнего царя» в селе Хитрове, курганы в сёлах Дмитриевщина и Кёрша, Турсайский бугор в селе Татарщине. О последнем существует такая легенда. Жестокий и злой татарский хан Турсай привёл на окраины русского государства полчища жадных до наживы своих соплеменников... Русские дружины поспешили навстречу, чтобы встретить их в чистом поле и не пропустить к сёлам и посадам земли русской. В степи разгорелась жестокая сеча. С утра до тёмной ночи бились русские воины. Кровь лилась рекой. Враг был разбит и развеян по степи, а сам хан Турсай был убит в схватке. Оставшиеся в живых татары схоронили своего вождя и над его могилой насыпали высокий холм.

За­хваченным в плен татарам русские даровали жизнь и отпустили их на сво­боду. Но те не захотели возвращения в безводные степи юга, а посе­лились на свободных землях Дикого поля. Так появилось село Татарщино.

Еще одна легенда связана с другим рассказовскиим селом – Саюкино. В далекие времена жил в тихом местечке на берегу реки охотник и рыбак, усердный богомолец по имени Саюк. Была у него дочь – Кёршанка. Отправился как-то Саюк на охоту. В это время из степи налетел отряд злых печенегов и полонил его дочь. Гордая красавица Кёршанка не захотела стать наложницей ди­кого атамана. Будучи правоверной христианкой, она стала молиться Господу, Божьей матери и всем святым угодникам о своем спасении. Господь услышал молитву честной девицы. Грянул гром, засверкала молния. И с неба на землю спустился защитник христиан святой Дмитрий Солунский. Простер он алый плащ и, закрыв деву, возвел на небеса нетленные, метнув свое огненное копье и поразив нечестивых печенегов.

Вернувшись домой, охотник обнаружил на месте своего жилища пепелище. Долго он искал любимую дочь. Но все что осталось от его Кёршанки – это серебряное колечко, лежавшее на берегу реки. И всякий раз, приходя к этой речушке, в плеске воды и в шелесте трав он слышал шепот: «Кёрша, Кёрша, Кёрша…». С тех пор эта речка называется Кёршей.

С горя охотник побрел в дремучий лес, на душе у него было пусто и скорбно. Он шел и шел… Все дальше, в самую чащу... Вдруг вдалеке показался холм. Взобравшись на него, Саюк заметил в земле золотое копье. Присмотрелся и остолбенел: копье превратилось в православный крест, медленно поднимающийся в небо. Понял охотник, что это знак Божий. Перестал горевать о дочери ненаглядной. Помолился, перекрестился, поклонился на все четыре стороны и принялся возводить на этом месте храм. Рядом построил небольшую келью и стал жить отшельником, молясь за весь христианский мир. Слух о Саюке прошел по дальним и ближним городам и весям. И потянулись к нему на поклонение верующие. Всех он на путь истины наставлял. Был у него и святитель земли тамбовской – Питирим, – благословил здешние земли.

Верующие рассказовцы часто вспоминают легенду, связанную с Покровской церковью в селе Нижнеспасском Рассказовского района – архитектурно-историческом памятнике. Двухпрестольная церковь, каменная и тёплая, построена в 1887 г. В годы советской власти церковь закрыли – в ней хранился колхозный хлеб. Рассказывают, что один из большевиков решил свергнуть с храма крест, залез на купол, но поднявшийся вихрь подбросил святотатца и опустил на землю. Вновь храм открыли одним из первых в Тамбовской области в 1944 году.

Еще одна по-настоящему волшебная история произошла с построенной в 1816 году Ахтырской церковью в селе Ахтырка Рассказовского района.Это первый каменный храм, считавшийся жемчужиной церковной архитектуры. Ничего подобного в Тамбовской губернии в то время не было. В годы советской власти церковь пытались разрушить. Храм взрывали несколько раз, но так и не смогли снести – постройка оказалась нерушимой. Верующие считают, что прочность материала здесь не причем. В ночное время над остатками храма и сегодня наблюдают некое свечение, словно куполом накрывающее постройку. Недалеко от храма местные жители установили крест и мраморную плиту со словами: «Покайтесь и возродите святыню…».

Нельзя не рассказать о Трегуляевском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре[2]. Он основан в 1688 году святителем тамбовщины Питиримом – Божьим угодником, много сделавшим для обращения язычников в православие и для укрепления веры в Господа в сердцах людей. Здесь он постами и молитвами нёс свой монашеский подвиг. После революции 1917 года на территории монастыря располагался пересыльный концлагерь, затем год существовала сельскохозяйственная артель, далее – детская колония для несовершеннолетних. Потом монастырская территория перешла в ведомство Министерства обороны…

Одним из плодов послушаний Питирима стали вырытые им колодца (их не раз пытались уничтожить в советские времена). Уже более трёх сотен лет люди приходят сюда к святому источнику, чтобы набрать и испить водицы, которая по древнему поверью несёт исцеление и покой. Воссоздание Трегуляевского источника началось в 2002 году. Тогда над ним устроили часовню, которую освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были обустроены и две купальни с раздевалками. «С той поры тамбовчане и паломники из других регионов Центральной России, и даже из-за рубежа, устремились к источнику святителя Питирима, – писала в газете «Тамбовская жизнь» журналист М. Матюшина. – Есть источники бурлящие, шумные, как, например, источник Задонского монастыря. Наши же, питиримовские, очень тихие и неспешные. Но все, кто испил святую воду в Трегуляе, кто окунулся в купель, говорят, что выходят из неё обновленными, приобретя мир и радость в душе. Любопытна и уникальна ещё одна деталь источника св. Питирима. Температура его воды – плюс восемь градусов. Это довольно «тёплый» источник по сравнению с его аналогами в других российских монастырях, где температура водных святынь не поднимается выше плюс четырех градусов…».

Это лишь толика того, что можно рассказать о моей малой родине. Приезжайте к нам в гости! Интересный, старинный, утопающий в зелени, уютный и неторопливый Рассказовский край никого не оставит равнодушным. Каждый, кто хоть раз побывал у нас, уносит в своём сердце частицу доброты и душевного тепла.

 

Приложение: 8 фото-файлов

- Карта Тамбовской области и положение на ней Рассказовского района,

- Герб Рассказовского района,

- Административный центр – Рассказово,

- Бездушный куст,

- Рассказовское поле,

- У рассказовского пруда,

- Ахтырская церковь,

- Рассказовские просторы.

Фото: МАРК ПОЛИКАШИН, АЛЕКСЕЙ ЛИТВИНОВ, ОЛЕГ ШМАКОВ, АНДРЕЙ ЩЕРБАКОВ.


[1] Юридически памятник расположен на территории Тамбовского района, фактически – Рассказовского района.

[2] Находится географически на территории Рассказовского района, но административно подчинён Тамбовскому району.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...